.RU

Легализация оперативно - розыскной информации при формировании доказательств по делам, связанным с незаконным


Легализация оперативно - розыскной информации при формировании доказательств по делам, связанным с незаконным

оборотом наркотиков

Главной целью любого оперативно-розыскного мероприятия является добывание фактической информации, значимой для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступной деятельности, связанной с контрабандой и сбытом наркотиков.

Методологической основой использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, служат положения теории познания, связанные с такими категориями, как добывания и собирание, проверка и оценка оперативной информации, входящей в уголовный процесс в качестве доказательств37. Возможность получения оперативной информации и ее использования при доказывании – наиболее важная и перспективная линия связи уголовного процесса, криминалистики и оперативно-розыскной деятельности. Варианты использования оперативной информации в процессе доказывания определяются ее содержанием.

Как правило, задержанные с наркотиками граждане дают показания о том, что обнаруженные у них наркотики были приобретены у незнакомых лиц в местах массового пребывания людей (на вокзалах, скверах, парках, подземных переходах и т.д.). Подтвердить или опровергнуть такие показания в ходе дальнейшего расследования в большинстве случаев не удается38.

Следственно-оперативная практика показывает, что показания задержанных о времени, месте приобретения наркотиков и маршруте их перевозки, личностях сбытчиков крайне скудны, непоследовательны и противоречивы и, в конечном счете, не подкреплены никакой доказательственной базой.

Что касается сведений об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу (ст. 73 УПК РФ), то их устанавливают с помощью определенных средств. Указывая на это, некоторые авторы определяют, что единственное средство доказывания в уголовном процессе – доказательства, которые представляют собой сведения о фактах, полученных из перечисленных в законе источников определенными способами39. При этом основное внимание в статье уделяется использованию научно-технических средств в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ст. 6 ФЗ об ОРД. Авторы указывают, что в процедурном аспекте перевод результатов ОРД в доказательства представляет собой сложносоставное действие, регламентированное согласуемыми между собой оперативно-розыскными и уголовно-процессуальными нормами и включающее в себя:

1) документирование результатов ОРД в целях использования их в процессе доказывания;

2) представление в установленном законом порядке соответствующих правовых документов, исходящих от органов, осуществляющих ОРД, в сферу уголовного судопроизводства в целях использования в процессе доказывания;

3) принятие результатов ОРД с составлением протокола, удостоверяющего факт происхождения результатов ОРД, легитимность их получения и представления;

4) приобщение результатов ОРД к материалам уголовного дела (а в необходимых случаях – также принятие процессуального решения о придании результатам ОРД статуса вещественных доказательств)40.

Как представляется, требует уточнения процедура перевода данных, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий от органа дознания следователю. Практика проведения ОРМ показывает, что в процессе документирования латентной преступной деятельности может проводиться значительно больше ОРМ, чем потом будет представлено следователю. Прежде чем передать полученные материалы следователю, руководитель органа, осуществляющего ОРД, должен принять решение о рассекречивании части материалов. Представленные следователю материалы должны содержать информацию о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе ОРД предметов и документов, получения аудио- и видеозаписи, фотоматериалов, копий и слепков, а также описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов.

Данные, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий, сами по себе доказательствами не являются, и чтобы стать таковыми, они должны быть введены в уголовный процесс в соответствии с положениями УПК РФ, рассматривающими собрание, проверку или оценку доказательств (ч. 2 ст. 11 Закона об ОРД), т.е. получить статус одного или нескольких доказательств, предусмотренных ст. 74 УПК РФ.

Важность и актуальность использования результатов ОРД в уголовном процессе в настоящее время признается всеми специалистами в области уголовного процесса, криминалистики, теории оперативно-розыской деятельности. В целях единообразной интерпретации содержания понятия результатов ОРД практика пошла по пути межведомственного компромисса, что отразилось в принятии в 1988 г. Совместной Инструкции «О порядке представление результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд». На практике оперативные работники занимаются сбором информации и концентрируют сведения о криминальной деятельности лиц, занимающихся контрабандой и сбытом наркотиков в делах оперативного учета, чтобы впоследствии во время продажи задержать сбытчиков наркотиков. Но такая возможность предоставляется далеко не всегда, поэтому информация, полученная в ходе проведения ОРМ, остается не реализованной и оседает в архивах либо навсегда, либо до появления новых оперативных данных в отношении разрабатываемых лиц.

Исследователи отмечают, что органы, осуществляющие ОРД, получив информацию о подготавливаемом или совершенном преступлении и, учитыва конкретную оперативную обстановку, должны принять наиболее оптимальное решение, опираясь при этом не только на детальный анализ ситуации, но и на различные варианты ее развития41.

Анализ изучения судебно-следственной практики показывает, что полученные оперативным путем данные могут служить основой для формирования следующих видов доказательств: показаний свидетеля (реже – показаний подозреваемого или обвиняемого); а также приобщения к делу вещественных доказательств или документов.

К общим тактическим приемам проверочной закупки относятся зашифрованность проведения и его фиксация с помощью технических средств42. При выявлении организованных групп, занимающихся контрабандой и сбытом наркотиков, данное мероприятие может способствовать пресечению незаконного оборота оружия и наркотиков, при этом необходимо проведение крупномасштабных операций, состоящих из нескольких этапов. На этапе доследственных, проверочных ситуаций возможно проведение следующих мероприятий:

– создание соответствующей легенды или имитация преступных целей;

– установление контакта с преступной группой и проведение переговоров по приобретению наркотиков;

– подготовка операции по проведению проверочной закупки наркотиков и задержания преступников с поличным.

На основании п. 4 ст. 6 Закона об ОРД может проводиться проверочная закупка, в ходе которой оперативный работник или лицо, оказывающее ему содействие, выступает в роли покупателя43.

Полученные таким образом сведения могут быть введены в процесс только посредством допроса лица, которому эти сведения стали известны, и приобщены к делу в качестве изъятых вещественных доказательств.

В соответствии со ст. 8 Закона об ОРД проверочная закупка предметов и веществ должна производиться на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Контролируемая поставка как метод борьбы с незаконным оборотом наркотиков, в отличие от других оперативно-розыскных мероприятий, в российской правоохранительной практике появилась сравнительно недавно, но исследованию вопросов ее законодательного регулирования уделяется достаточное внимание.44 Впервые возможность применения контролируемой поставки наркотиков была закреплена в Таможенном кодексе РФ 1993 года, где в гл. 37 были выделены нормы, регламентирующие проведение этого оперативно-розыскного мероприятия. Это было обусловлено присоединением России к Конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» от 19 декабря 1988 года, где в ст. 11 стороны обязались принимать в рамках своих возможностей необходимые меры, предусматривающие надлежащее использование контролируемых поставок на международном уровне.

В ч. 1 ст. 227 ТК РФ 1993 года законодатель определил, что целью применения контролируемых поставок является пресечение международного незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и выявление лиц, участвующих в таком обороте. Метод контролируемой поставки определен как заключающийся в допуске под контролем Государственной таможенной службы ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, транзита через ее территорию наркотических средств и психотропных веществ. Действие этой нормы не предполагалось распространять на внутригосударственный оборот наркотиков.

В ч. 2 ст. 227 ТК РФ было закреплено правило, согласно которому решение об использовании метода контролируемой поставки принимает Государственная таможенная службы РФ. Это означало, что никакие другие таможенные органы (региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты) не могут самостоятельно принимать такое решение. Это было обусловлено международным характером проводимых таможенными органами контролируемых поставок, необходимостью ведения соответствующих переговоров с представителями таможенных и других полномочных органов иностранных государств, что находится в компетенции центрального аппарата Государственной таможенной службы.

В связи с этим вполне своевременно прозвучало замечание В.И. Михайлова, по мнению которого действие ст. 227 ТК РФ должно распространяться и на случай проведения контролируемых поставок другими государственными правоохранительными органами45. Отметим, что с закреплением контролируемой поставки в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» круг субъектов этого оперативно-розыскного мероприятия расширился, и законодатель при этом наделил ГТК правом принятия решения на проведение контролируемой поставки другими оперативными аппаратами. Это противоречие было устранено в связи с принятием новой редакции ГТК РФ от 1 января 2004 года, где в гл. 42 (ст. 435) указано, что иные органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, проводят контролируемую поставку товаров по согласованию с таможенными органами.

Порядок такого согласования определяется соглашением между федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области таможенного дела, и другим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Таким образом, все субъекты оперативно-розыскной деятельности, указанные в ст. 13 Закона об ОРД, в настоящее время наделены полномочиями самостоятельно проводить такое оперативно – розыскное мероприятие, как контролируемая поставка.

Сравнительный анализ правовых норм, содержащихся в ТК РФ, в Законе об ОРД, Законе о наркотических средствах и психотропных веществах и регулирующих проведение контролируемой поставки наркотиков, позволяет сделать вывод о том, что они не дублируют, а логически дополняют, расширяют и конкретизируют друг друга. По нашему мнению, они находятся в иерархической подчиненности как общее, особенное и частное.

Во-первых, нормы Закона об ОРД, регламентирующие контролируемую поставку, носят общий характер, так как сам закон является основополагающим для всех субъектов оперативно-розыскной деятельности. Во-вторых, нормы Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» можно назвать особенными, поскольку они регулируют и контролируют поставку специфических предметов: наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования для их производства, но распространяются на все субъекты ОРД. В-третьих, нормы Таможенного кодекса носят частный характер, так как рассматривают частный случай контролируемой поставки, проводимой одним из субъектов ОРД – таможенными органами или другими субъектами органов исполнительной власти, имеющими свою территорию обслуживания и юрисдикцию в пределах таможенных границ.

Принципиально важным является положение ч. 5 ст. 8 Закона об ОРД, согласно которому контролируемая поставка наркотиков как вещества, свободная продажа которого запрещена, должна проводиться по мотивированному постановлению руководителя органа, осуществляющего ОРД. Если ранее, в рамках ст. 227 ТК РФ, постановление о проведении контролируемой поставки должно было утверждаться руководителем ГТС РФ, то теперь, согласно ст. 425 ТК РФ в редакции от 1 января 2004 года, постановление о проведении контролируемой поставки выносится руководством федерального органа исполнительной власти и согласуется с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Именно по этим правилам была проведена контролируемая поставка наркотиков в январе 2005 года. Сотрудниками УФСБ по Новосибирской области была реализована оперативная информация о том, что организованная группа из Казахстана поставляет большие партии наркотиков в Новосибирск и далее по городам Сибири. В качестве средства доставки наркотиков был использован большегрузный автомобиль «Скания», перевозивший грузы из Средней Азии в Новосибирск. В процессе подготовки контролируемой поставки постановление о его проведении было согласовано с Сибирским региональным таможенным управлением, а впоследствии на основании соглашений СНГ проведение этого мероприятия было согласовано с таможенными и пограничными органами Республики Казахстан.

До прибытия автомобиля на границу с Россией все действия преступной группы контролировались спецслужбами Казахстана, а после пересечения границы автомобиль, его водитель и пассажиры были взяты под контроль российскими спецслужбами. Пройдя более 600 км до Новосибирска, водитель встретился в городе с хозяином груза, который прибыл из Алма-Аты в Новосибирск поездом. Ночью наркотики были извлечены из контейнера, расположенного в топливном баке с двойным дном, и на автомашине ВАЗ-2106 груз был доставлен в частный дом, где в момент передачи наркотиков перекупщикам вся группа была задержана, изъяты пакеты с наркотиками – 96 кг опия и 4 кг героина.46

По замыслу преступников, наркотики планировалось доставить далее в Красноярск и Иркутск. Во время проведения контролируемой поставки проводились следующие оперативно-розыскные мероприятия: наблюдение, прослушивание телефонных переговоров, обследование зданий, сооружений, автотранспорта, отождествление личности. Применение указанных выше оперативно-розыскных мероприятий в рамках Закона об ОРД позволило выявить группу контрабандистов, длительное время занимавшихся доставкой наркотиков, ликвидировать канал поставки наркотиков в Россию.

^ Проблемы задержания подозреваемых и назначения судебных экспертиз по уголовным делам о незаконном обороте наркотиков

Проблеме задержания посвящен целый ряд исследований ученых, среди них следует выделить работу В.Н. Григорьева, который отмечает, что эта сфера деятельности протекает в условиях повышенной конфликтности, противостояния. Преодолевая сопротивление, правоохранительные органы нередко превышают установленные законом допустимые пределы применения принуждения. Это порождает многочисленные ошибки и нарушения, порой граничит со служебным злоупотреблением имеющимися властными полномочиями47.

Сущность специальной операции по задержанию преступников В.Н. Григорьев определяет как комплекс разведывательных и оперативно-розыскных действий, режимных, силовых мероприятий и следственных действий, осуществляемых органом внутренних дел совместно с взаимодействующими сторонами48.

Расследование по делам данной категории начинается, как правило, с задержания лиц с наркотическими веществами. Следует учитывать, что эти лица способны в зависимости от психологического состояния быстро ориентироваться и принять меры защиты, вплоть до угрозы убийством. Особенно бурные реакции могут проявиться при задержании лиц, находящихся под воздействием наркотических средств. В такой ситуации допрос следует отложить до окончания действия наркотиков, а задержанного следует подвергнуть медицинскому освидетельствованию, которое поручается врачу-наркологу, о чем выносится соответствующее постановление49.

Основания для задержания подозреваемого регулируются ст. 91 УПК РФ. Необходимость в задержании возникает в следующих случаях:

– если лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

– когда очевидцы прямо укажут на него как на лицо, совершившее преступление;

– когда на одежде подозреваемого, при нем или в его жилище будут обнаружены следы преступления.

В соответствии со ст. 22 Конституции РФ арест, заключение под стражу допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

После доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором указывается дата и время его составления.

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не отложил окончательное принятие решение в связи с ходатайством стороны о предоставлении дополнительных доказательств обоснованности задержания (ч. 2 ст. 94 УПК РФ). При этом судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает срок содержания и который не может быть продлен более чем на 72 часа (ч. 6 ст. 108 УПК РФ).

Задержание лица по подозрению в совершении преступления возможно только после возбуждения уголовного дела. До этого времени лицо доставляется в орган дознания к дознавателю. После доставления подозреваемого в орган дознания, следователю или прокурору, в срок не более трех часов должностным лицом составляется протокол задержания, в котором указывается дата и время его составления, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства задержания.

В каждом случае задержания гражданина или подданного другого государства в качестве подозреваемого либо в отношении, которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, ч. 3 ст. 96 УПК РФ предусматривается уведомление дознавателями таможенных органов посольств или консульств соответствующих государств50.

При расследовании контрабанды наркотиков задержанию может быть подвергнуто вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, независимо от гражданства. Могут задерживаться также должностные лица, совершившие преступление с использованием своего служебного положения. К ним относятся должностные лица, деятельность которых связана с функциями контроля над перемещением товаров, транспортных средств через таможенную границу (капитаны морских судов, начальники поездов, командиры экипажей самолетов, иные должностные лица, имеющие доступ к транспортным средствам).

Практика свидетельствует о том, что в настоящее время контрабандисты находят все более изощренные способы хранения и маскировки наркотических средств при их транспортировке. По этим причинам в ходе выявления и задержания лиц, перемещающих наркотики через таможенную границу РФ, необходимо использовать служебных собак для поиска наркотиков. В настоящее время насчитывается более 400 пород собак, которые делятся на служебных, охотничьих и декоративных. Служебные и охотничьи собаки могут осваивать специфические навыки по требованию человека и для его пользы. Один из таких навыков – поиск наркотиков. И хотя дрессировка собак, их подготовка к поиску наркотиков, поддержание в должной профессиональной форме и содержание довольно дорогое и хлопотное дело, их использование при поиске наркотиков и задержании контрабандистов эффективно по двум причинам:

– служебно-розыскная собака, подготовленная к поиску наркотических средств, незаменима при досмотре несопровождаемых грузов, общественного транспорта, труднодоступных мест;

– если даже собака не подготовлена к поиску того или иного наркотика, психологически само ее присутствие служит катализатором стрессового состояния для перевозчика наркотиков, что позволяет инспектору-кинологу выявить из общего потока пассажиров лиц, причастных к незаконному обороту и контрабанде наркотиков51.

Если имеется оперативная информация о маршруте следования контрабандной партии наркотиков, личностях контрабандистов, то на подготовительном этапе задержания необходимо тщательно спланировать проведение следственных действий с учетом места, личностей задерживаемых, количества лиц, подлежащих задержанию, их вооруженности.

Так, если осуществляется задержание гражданина иностранного государства, не владеющего или плохо владеющего русским языком, в следственно-оперативную группу необходимо включать переводчика, при задержании вооруженных контрабандистов привлекать вооруженных сотрудников, обеспечив их специальными средствами. Применение тактических приемов при задержании зависит от конкретной ситуации. Такие организационно-тактические особенности задержания определяются: характером содеянного, его последствиями и сложившейся на момент задержания ситуацией; данными, характеризующими лицо, подлежащее задержанию (его пол, возраст, социальное положение, физические, психические особенности, наличие у него оружия, судимости и т.д.); необходимостью осуществления в ряде случаев силами работников органа дознания операции по захвату подозреваемого, предшествующей его задержанию в процессуальном смысле; возможностью правомерного применения группой захвата средств и приемов физического воздействия в отношении задерживаемого (это допускается в тех случаях, когда задерживаемый не подчиняется законным требованиям участникам задержания)52.

В любом случае необходимо действовать внезапно, быстро и решительно. Действия задерживающих должны упреждать действия задерживаемых.

Особое внимание следует уделить средствам фиксации процесса задержания, в частности видеозаписи, поскольку задержанные впоследствии могут заявить об ущемлении их прав и свобод, нарушении морально-этических норм и другие претензии.

При задержании лиц, совершивших преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков, обязательно производят их личный обыск и изъятие наркотических средств. При этом в протоколе обыска указываются конкретные места обнаружения наркотических средств (левый, правый карман брюк или куртки, сумки и т.д.), характерные признаки упаковки и содержащихся в ней веществ (объем, маркировка обозначения и т.д.)53.

У задержанного необходимо сразу же изъять верхнюю одежду, так как на ней могут находиться микрочастицы наркотических веществ, и направить ее на экспертизу вместе с изъятыми у задержанного вещами.

Следует проверить, состоит ли задержанный на учете в психоневрологическом или наркологическом диспансере, лечится ли он от наркомании, как давно употребляет наркотики, какие именно, способ употребления, какое действие оказывают наркотики и какова их дозировка54.

Задержание подозреваемого признается столь существенным ограничением свободы, что закон предоставил ему возможность получить квалифицированную помощь именно с этого момента. Согласно ст. 48 Конституции РФ, реализация конституционного права на получение квалифицируемой юридической помощи в уголовном процессе возможна с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Это положение полностью распространяется на лиц, задержанных по подозрению в совершении контрабанды наркотиков.

Последнее особенно важно, так как многие лица, совершившие данное преступление, являются иностранными гражданами, а проведение доследственной проверки в порядке ст. 145 УПК РФ, принятие решение о возбуждении уголовного дела и проведении неотложных следственных действий ограничено продолжительностью стоянки поездов, воздушных, морских судов.

Принятие мер процессуального принуждения на практике позволяет более тщательно проводить процессуальные действия и снизить процент уголовных дел, приостановленных или прекращаемых следственными подразделениями на том основании, что подозреваемые лица покинули территорию России и скрываются на территории сопредельного государства.

Судебная экспертиза – это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний и которые могут быть поставлены перед экспертом судом, органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному уголовному делу (в соответствии со ст. 9 ФЗ РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»).

Судебная экспертиза – это исследование, основанное на специальных показаниях.55 С.А. Шейфер относит экспертизу к действиям, направленным в отличие от других следственных действий, на опосредование (через эксперта) отображения «скрытой» информации56. Сущность судебной экспертизы состоит в анализе по заданию следователя (суда) сведущим лицом – экспертом – предоставляемых в его распоряжение материальных объектов экспертизы (вещественных доказательств), а также различных документов (в том числе протоколов следственных действий), с целью установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела57.

Предметом этих экспертиз являются фактические данные, устанавливаемые на основе специальных научных познаний о природе, свойствах, технологии кустарного или промышленного производства, методах исследования наркотических средств, ядовитых, психотропных и сильнодействующих веществ и анализа материалов уголовного дела, в связи с которым назначена экспертиза58. Важное значение для успешного проведения экспертного исследования наркотических средств имеют полнота и качество материалов, представляемых эксперту.

Чтобы не затягивать сроки следствия из-за производства экспертиз, следователь может воспользоваться данными экспресс-анализа наркотических веществ - предметов контрабанды. Экспресс-анализ, проводимый таможенными лабораториями, а также должностными лицами таможенных органов, выступающими в качестве специалистов при осуществлении таможенного контроля, позволяет идентифицировать предмет, определить его принадлежность к группе предметов, запрещенных к перемещению через таможенную границу России. Следователь, получив в кратчайшие сроки данные о предмете контрабанды, может скорректировать план расследования, спланировать и провести другие следственные действия, не дожидаясь окончания экспертизы. В справках о проведении экспресс-анализа должен быть указан примененный индикатор и результат реакции на наркотик.

Множество проблем возникает при назначении судебных экспертиз следователем и дознавателем в стадии возбуждения уголовного дела. Трудности назначения судебных экспертиз в этой стадии связаны с тем, что в ней существуют весьма краткие сроки для проверки сообщения и заявления о преступлении и принятия решения о возбуждении уголовного дела. В соответствии с ч. 1 п. 3 ст. 144 УПК РФ заявление может рассматриваться в срок не более трех суток, а после продления срока прокурором – десять суток. При необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе продлить срок проверки сообщения о преступлении до тридцати суток. В указанные сроки не всегда бывает возможно назначить и провести все необходимые судебные экспертизы, заключения которых необходимы для законного и обоснованного возбуждения уголовного дела.

По нашему мнению, разрешение этой проблемы возможно в стадии возбуждения уголовного дела в связи с контрабандой наркотиков путем истребования следователем заключения специалиста, которое в настоящее время в соответствии с ч. 3 ст. 80 УПК РФ является самостоятельным видом доказательств59. Однако истребование и использование заключения специалиста в стадии возбуждения уголовного дела связано с некоторыми процессуальными трудностями. Прежде всего, ч. 1 ст. 144 УПК РФ разрешает следователю привлекать специалистов в стадии возбуждения уголовного дела только для участия в производстве документальных проверок и ревизий. В УПК РФ пока отсутствует норма о том, что следователь в стадии возбуждения уголовного дела имеет право истребовать и использовать заключения специалистов.

Другая проблема связана с самим характером рассматриваемого вида доказательств – заключения специалиста. Дело в том, что в отличие от эксперта специалист не производит исследования представленного ему объекта – предмета, документа или вещества. Он должен ограничиваться внешним осмотром представленного для заключения объекта, не проводя необходимых в таких случаях исследований. В этой ситуации заключение специалиста будет носить предварительный, не конкретный и не достаточно обоснованный характер, что существенно снижает ценность данного вида доказательств. Поэтому считаем, что процессуальный порядок производства следственных действий в стадии возбуждения уголовного дела нуждается в совершенствовании.

По делам о контрабанде наркотиков могут быть назначены химическая и наркологическая экспертизы. Однако по делам данной категории могут проводиться и другие экспертизы, что определятся конкретной следственной ситуацией и обстоятельствами совершенного преступления.

Так, в тех случаях, когда имеются основания полагать, что наркотик контрабандно перевезен в Россию, например из стран СНГ, следует назначать судебно-биологическую экспертизу. Эксперты установят разницу в виде наркотика, выросшего на юге, в черноземной зоне и в средней полосе России. Для решения вопроса о районе произрастания наркосодержащих растений необходимо представить эксперту контрольные образцы растений из предполагаемого района. Порядок производства данных экспертиз регламентирован ст. 195-207 УПК РФ.

Объектом химической экспертизы являются наркотики, средства их упаковки и иные предметы, на которых могут находиться следы наркотического средства. Такая экспертиза проводится с целью установления химического состава предмета преступления, количественного соотношения в нем различных химических соединений, принадлежности к определенным группам веществ, а также определения их массы для обнаружения микроследов наркотических средств на различного рода носителях - одежде, смывах с рук и срезах ногтевых пластин подозреваемого.

Каждый предмет-носитель и образцы исследуемых веществ при обнаружении и изъятии упаковываются в отдельную тару (бумажные, полиэтиленовые пакеты, пробирки), скрепляются подписями понятых, следователя, оперработника и лица, у которого изъята контрабандная партия наркотиков. Кроме этого, все пакеты опечатываются печатью органа, представителем которого проведено задержание.

При назначении химической экспертизы перед экспертом ставятся следующие вопросы:

– является ли представленное вещество наркотическим?

– к какому виду наркотиков относится объект исследования?

– какова масса наркотического вещества в исследуемом объекте?

– какова концентрация основных наркотических компонентов в исследуемом объекте?

– имеют ли образцы, представленные на исследование, общий источник происхождения?

– содержится ли наркотик в смывах с рук, срезах ногтевых пластин подозреваемого?

В материалах, представляемых эксперту, должны содержаться данные о весе вещества, изъятого при проведении следственных действий. В том случае, если вес не указан, эксперт вправе затребовать эти данные, а в своем заключении зафиксировать вес представленного вещества. В случае расхождения в весе эксперт обязан отметить это в своем заключении.

Очень большое значение в расследовании контрабанды наркотических средств имеет судебно-наркологическая экспертиза. Проведение данной экспертизы осуществляется в целях определения состояния здоровья подозреваемого (обвиняемого) на предмет наркотической зависимости.

Практика изучения уголовных дел о контрабанде наркотических средств свидетельствует о том, что при задержании лиц, незаконно перемещающих наркотические средства, в большинстве случаев (90%) задержанные говорят о факте приобретения наркотика непосредственно в личных целях для собственного употребления в связи с систематическим употреблением наркотиков. Однако размеры и способы хранения при транспортировке наркотиков свидетельствуют об обратном - о перемещении наркотических средств в целях последующей их реализации. При этом наличие состава контрабанды наркотических средств будет иметь место в любом случае незаконного перемещения наркотических средств, однако квалификация действий лица по ст. 228 УК РФ цель незаконного приобретения наркотических средств имеет принципиальное значение.

Заключение судебно-наркологической экспертизы позволяет установить наличие или отсутствие наркотической зависимости лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении контрабанды наркотиков, а также то, с какого периода времени и какие наркотики лицо употребляет, каким способом и т.д.

Руководствуясь заключением судебно-наркологической экспертизы, следователь в процессе расследования дает оценку показаниям подозреваемого (обвиняемого) в совокупности с другими доказательствами по уголовному делу. В этой связи следователь должен критически подходить к показаниям подозреваемого (обвиняемого) при отрицательном заключении судебно-наркологической экспертизы, поскольку отсутствие у подозреваемого (обвиняемого) наркотической зависимости свидетельствует о незаконном перемещении наркотического средства через таможенную границу Российской Федерации в целях последующей его реализации.

При назначении судебно-наркологической экспертизы выясняются следующие обстоятельства:

– употребляет ли лицо наркотики;

– с какого периода и какого вида наркотические средства употребляет, каким способом;

– страдает ли лицо наркотической зависимостью;

– на какой стадии развивается наркотическая зависимость;

– нуждается ли обследуемый в лечении от наркомании;

– имеются ли противопоказания к лечению.

Таким образом, используя знания экспертов, следователь существенно расширяет объем доказательственных фактов по делу, когда следствие фактически лишено возможности проверить свои версии иными способами.

От четкой постановки вопросов зависит как направление и объем экспертного исследования, так и его быстрота. Перечень вопросов должен иметь логическую последовательность, поэтому следователю в некоторых ситуациях необходимо предварительно проконсультироваться с экспертом относительно как всего перечня вопросов, так и их содержания. Вопросы правового характера не могут быть поставлены перед экспертом, они разрешаются следователем на основании имеющихся материалов уголовного дела.

^ Допрос подозреваемого связанного с незаконным

оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Допрос должен проводиться в соответствии со статьями 187-190 УПК РФ. Допрос проводится немедленно после задержания, а в исключительных случаях – не позднее 24 часов с момента задержания. При этом необходимо исключить возможность проведения допроса в условиях нахождения подозреваемого в состоянии наркотического опьянения или абстиненции. Перед началом допроса целесообразно спросить подозреваемого не находится ли он в настоящее время в состоянии наркотического опьянения или абстиненции, сколько времени прошло с момента последнего приема наркотика, какой наркотик и в каком количестве был принят. Круг вопросов определяется конкретной следственной ситуацией, сложившейся на первоначальном этапе расследования. Однако, одним из первых наиболее значимых вопросах во всех ситуациях является вопрос о том, зал ли обвиняемый, что имел дело с наркотическими средствами и откуда это стало ему известным.

При незаконном приобретении наркотического средства или психотропного вещества:

– кто, где, когда и при каких обстоятельствах передал наркотическое средство;

– с какой целью приобрел наркотик: для собственного употребления, передачи другому лицу, с целью сбыта;

– как, по каким признакам и с чьей помощью нашел лицо, сбывшее наркотик;

– знал ли сбытчика прежде, если да, то при каких обстоятельствах познакомились, сколько раз приобретал у него наркотик, данные о сбытчике (внешность, особые приметы, одежда, круг знакомых, сфера занятий, места появления);

– какое количество наркотика приобрел, как был упакован наркотик, в каком количестве и в какой упаковке приобретал наркотик ранее;

– откуда и в каком количестве наркотик поступает сбытчику;

– по какой цене приобрел наркотик, какими купюрами расплачивался, другие подробности приобретения;

– кто еще покупает наркотик у данного сбытчика;

– известны ли иные способы получения наркотика, пользовался ли ими;

– какие виды наркотиков приобретает;

– известны ли другие сбытчики и каналы поступления наркотиков;

– где взял деньги на приобретение наркотика, не совершал ли краж или других преступлений.

Если подозреваемый сам изготовил наркотическое средство или психотропное вещество, то у него выясняют:

– из какого сырья изготовил наркотик;

– способ изготовления наркотика, что использовал и у кого достал необходимые для изготовления вещества, материалы и оборудование;

– кто научил как изготавливать наркотик;

– кто еще изготавливает наркотик таким же способом;

– кому и где сбывал наркотик, в какой упаковке, каким способом, по какой цене;

– кто и где передавал деньги за реализованный наркотик;

– где находится партия, подготовленная к реализации;

– где получал прекурсоры, материалы и оборудование для изготовления наркотика;

– где в настоящий момент находятся прекурсоры, материалы и оборудование для изготовления наркотика, какие, в каком количестве.

Особенности допроса лиц, осуществляющих незаконное изготовление и сбыт синтетических наркотических средств и психотропных веществ: допрос желательно проводить с участием эксперта, который поможет поставить уточняющие вопросы, правильно записать в протоколе ответы и специальные термины.

Примерный круг вопросов таков:

– из какого сырья изготавливал наркотическое средство, что брал в качестве прекурсора, реагентов и растворителей;

– знал ли что изготавливает наркотик;

– где, когда, у кого получал указанные вещества, в каком количестве, в какой упаковке, как часто;

– как узнал способ изготовления: прочел, кто-то рассказал, при обучении, при других обстоятельствах;

– где хранятся и находятся сейчас литература, формулы и другие документы;

– где, когда, с чьей помощью и каким способом изготавливал наркотик, какие приспособления, посуду, источники энергии, вещества использовал, где взял специальную посуду;

– какое количество изготавливал в один прием и сколько изготовил всего и какого вида наркотика, каков его внешний вид;

– как упаковывал готовое вещество, какими объемами, в какую упаковку;

– как реализовывался изготовленный наркотик, через кого, кому, каком количестве, за какую цену;

– сколько денег и от кого получал за изготовление наркотика, сколько всего получил, на что израсходовал, где находятся неизрасходованные деньги и в каких купюрах;

– где находятся остатки сырья, отходы, готовые наркотики, в какой упаковке;

– как был организован сбыт наркотика;

– что ему известно об участниках преступной группы, о роли каждого;

– как он сам был вовлечен в преступную группу.

При допросе возможны зарисовки, записи формул – все это прилагается к протоколу допроса.

В ходе проведения допроса изготовителя наркотика может быть получена информация, имеющая важное значение для проведения экспертизы. Данное обстоятельство связано с тем, что для изготовления наркотиков нередко применяют самые различные методики синтеза, в целом ряде случаев отличающихся от описанных в литературе в связи с чем без данных, полученных в ходе допроса эксперту сложно установить, каким именно способом изготавливался наркотик.

При незаконном хранении, перевозке, пересылке наркотических средств и психотропных веществ:

– кто, когда и при каких обстоятельствах передавал наркотик;

– какое время хранил наркотик;

– как расплачивались за хранение наркотика;

– способы хранения наркотика, где, в какой упаковке;

– какие меры маскировки при хранении использовались;

– кому должен передать наркотик, где, когда и каким способом планировалась передача;

– каким способом производилась перевозка наркотика, на каком транспорте, в какой упаковке;

– по каким адресам и как часто возил наркотики;

– по каким адресам и с какого почтового отделения осуществлялась пересылка наркотика, в какой упаковке, какие были указаны адреса отправителя, получателя;

– кем выполнялись надписи на посылках и в документах;

– по чьей просьбе осуществлялась пересылка наркотика;

– где находятся документы, подтверждающие факты пересылки.

При незаконном сбыте наркотических средств и психотропных веществ:

– какое количество наркотика удалось сбыть;

– где находится нереализованная часть, в какой упаковке;

– каким способом планировалась организация сбыта (лично, через определенных лиц, оптом или в розницу);

– знал ли лиц, которым сбывал наркотики, знали ли они его, если нет, то по каким признакам находили друг друга;

– по каким ценам сбывал наркотик;

– как расфасовывал наркотик, какими приспособлениями пользовался;

– где получил наркотик для сбыта, в каком количестве, в какой упаковке и при каких обстоятельствах;

– данные о месте доставки и хранении наркотика.

При расследовании групповых преступлений у каждого допрашиваемого выясняют:

– знакомы ли ему другие члены группы, занимающиеся незаконными операциями с наркотиками, если да, то кто и какими операциями занимается;

– как, где и при каких обстоятельствах образовалась группа, как члены группы познакомились друг с другом;

– кто возглавляет группу;

– какие действия выполняет каждый из членов группы;

– есть ли у группы «прикрытие» из числа работников правоохранительных органов или других органов власти;

– какие способы оповещения или связи используются в группе;

– каковы способы конспирации.

В большинстве случаев с целью сокрытия истинных источников подозреваемые дают ложные показания, за исключением показаний о той небольшой партии наркотиков, которая обнаружена и изъята правоохранительными органами. Вместе с тем наличие неопровержимых доказательств вынуждает подозреваемых давать истинные показания, признавать конкретные эпизоды преступной деятельности. В то же время они выдают их за единичные, отрицают связь с другими преступниками.

Для достижения психологического контакта с допрашиваемым следователю необходимо иметь следующие фактические данные о его личности:

– причины потребления наркотиков;

– при каких обстоятельствах началось употребление наркотиков, в каком возрасте, какой наркотик предпочитает остальным, получить сведения о степени влечения к наркотику;

– обстановка и условия в семье и на работе, по месту жительства и учебы;

– круг знакомых, роль лиц, допускающих немедицинское употребление наркотиков, в неформальных группах;

– положительные стороны личности допрашиваемого (интересы, увлечения и т.д.)

Личность задержанного проверяется по его анкетным данным, криминалистическим и иным специальным учетам.

Следует отметить, что работа следователя – это процесс творческий, и при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, он в каждой конкретной следственной ситуации должен планировать универсальную тактику допроса, применимую именно для данного времени, места и лица, в целом стремиться к получению достоверных и полных сведений о совершенном преступлении, для достижения задач уголовного судопроизводства.

^ Разрешение проблемных ситуаций при преодолении

противодействия предварительному расследованию

В настоящее время имеется несколько крупных работ, посвященных проблемам противодействия расследованию, авторы которых обосновали актуальность проблемы, соотношение понятий «противодействие» и «сокрытие» преступлений, сформировали основные элементы частной криминалистической теории о преодолении противодействия, предложили выделить особенности противодействия расследованию в самостоятельный элемент криминалистической характеристики преступлений60.

Проблема противодействия расследованию приобрела в последнее время особую актуальность и остроту, что вызвано размерами организованной преступной деятельности. Если раньше под противодействием расследованию понимали преимущественно различные формы и способы сокрытия преступлений, то в настоящее время противодействие расследованию может быть определено как умышленная деятельность с целью воспрепятствования решению задач расследования и, в конечном счете, установления истины по уголовному делу61.

Судебно-следственная практика свидетельствует, что преступный доход позволяет организаторам наркобизнеса не только вкладывать новые средства в незаконный оборот наркотиков или финансировать новые преступления, но и использовать денежные средства для обеспечения законного прикрытия своей деятельности. Эти средства используются организаторами наркобизнеса для выдвижения своих людей на ключевые посты в государственной экономике и политике.

Необходимо сказать, что любое противодействие порождает конфликт. «Конфликт (противоборство между сторонами, ранее объединенных общей целью) – это совокупность противодействия и его преодоления. Другими словами, сам конфликт возникает не тогда, когда обвиняемый и содействующие ему лица начинают противодействовать следствию, а тогда, когда следователь начинает преодолевать это противодействие»62.

О.Я. Баев отмечает, что конфликты в деятельности следователя (реальные и потенциальные), составляя ядро конфликтных ситуаций на предварительном следствии, выступают прямым или опосредованным выражением сложных и разнообразных конфликтов интересов сторон, взаимодействующих в процессе предварительного расследования преступлений: интересов следователя и обвиняемого, нескольких обвиняемых между собой, обвиняемого и потерпевшего, интересов профессиональных участников уголовного процесса63.

Развивая это положение, О.В. Постовалов указывает, что предметом конфликтов, возникающих в ходе осуществления криминалистической деятельности, являются процесс установления, получения, фиксации и оценки криминалистически значимой информации, а также сама эта информация, по поводу чего сложилось противостояние, создающее угрозу установлению объективной истины по делу64. Таким образом, криминалистически значимый конфликт представляет собой не просто столкновение интересов и взглядов, а такое противостояние, которое способно определенным образом повлиять на ход расследования и правильность установления, получения, фиксации и оценки фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела.

Общими задачами противодействия расследованию могут быть:

– сокрытие информации о событии преступления, виновности конкретного лица, носителях доказательственной информации;

– создание помех правоохранительным органам в их стремлении самостоятельно добыть доказательственную информацию;

– дискредитации уже добытых доказательств.

Признаки противодействия – это такие объективные проявления вне действий заинтересованных лиц, которые свидетельствуют о начале и продолжении действий, направленных против деятельности по выполнению задач предварительного следствия. К их числу можно отнести однонаправленности, множественность, неожиданность. При этом противодействующая сторона создает нежелательность раннего обсуждения ее противодействия и стремится, особенно на первоначальном этапе, его маскировать65.

Серьезную трудность в Сибирском федеральном округе представляет этническая преступность в сфере наркобизнеса. Анкетирование практических работников, занимающихся организацией борьбы с наркобизнесом, свидетельствует, что 96 % из них высказывают мысль о том, что недооценивается роль цыганских групп, занимающихся контрабандой и сбытом наркотиков в РФ. Особенно актуально это для городов Сибири, где наркобизнес является их семейным делом и позволяет процветать цыганским кланам на фоне безработицы и обнищания населения. Личный опыт автора этих строк показывает, что цыганские кланы активизировали свою работу в период распада СССР и начинали свою противоправную деятельность с доставки легких наркотиков из Чуйской долины (часть Киргизии и Казахстана), к которым относится марихуана. Опрос задержанных за транспортировку наркотиков цыган показал, что со временем перевозить наркотики такого вида стало невыгодно, в первую очередь из-за больших объемов и малой цены за них. Поэтому в РФ стали доставляться тяжелые наркотики – опий, а впоследствии – героин.

Процветание цыганской мафии стало возможным вследствие того, что из поля зрения правоохранительных органов выпадают так называемые цыганские дороги. Организаторы наркобизнеса приобретают в городах Сибири, Казахстана и Киргизии частные дома или квартиры в многоэтажных домах, оборудуют их аппаратурой видеонаблюдения, средствами сокрытия наркотиков (тайники в глубоких колодцах, промышленные холодильники для хранения опия и героина). Наркотики доставляются цыганами мелкими партиями к городам и поселкам, расположенным в Казахстане в приграничной полосе с Россией, хранятся в домах цыган, по возможности на автомашинах и автобусах доставляются в Барнаул, Новосибирск, Кемерово и другие города Сибирского региона. Как представляется, усиление охраны границы России с Казахстаном приведет к увеличению количества контрабандистов-одиночек, которые за определенную плату будут переносить мелкие партии наркотиков через границу, а далее цыгане будут переправлять их в города Сибири. Не касаясь вопросов обеспечения охраны квартир и домов цыган, откуда происходит торговля наркотиками, отметим, что имеются 3-4 главные цыганские дороги, по которым осуществляется контрабанда наркотиков в Россию:

– из Киргизии (города Ош, Каракол, Бишкек, Джалал-Абад, Кант) в Казахстан (Тараз, Балхаш, Караганда, Павлодар), в Россию (Карасук, Купино, Усть-Ордынка, Новосибирск) и далее;

– из Киргизии (Ош, Бишкек) в Казахстан (Усть-Каменогорск, Семипалатинск), в Россию (Рубцовск, Алейск, Бийск, Барнаул, Новосибирск) и далее;

– из Узбекистана (Ташкент, Андижан) в Казахстан (Тараз, Алма-Ата, Семипалатинск), в Россию (Рубцовск, Бийск, Кемерово, Красноярск) и далее.

Сложность выявления и разработки цыганских наркокланов заключается в том, что эти группы соблюдают конспирацию, не допускают к транспортировке и сбыту наркотиков лиц других национальностей, до 40% вырученных от продажи наркотиков денег используют на подкуп коррумпированных чиновников. Поэтому при разработке преступных цыганских группировок в сфере наркобизнеса должны быть использованы возможности всех заинтересованных служб ведущих борьбу с транснациональными преступлениями, в том числе службы внутренней безопасности.

Следует отметить, что наркомафия интернациональна. Если анализировать всю цепочку наркобизнеса, то можно установить, что в ней задействованы афганцы, выращивающие мак и перерабатывающие его, таджики или казахи, доставляющие его в Россию, цыгане, азербайджанцы, русские, распространяющие наркотики в регионах России. Это приводит к выводу, что представителям одной национальности этот бизнес не под силу, поскольку путь наркотиков проходит по территории ряда государств.

В местах лишения свободы МЮ РФ находятся представители 52 стран мира, 62% из них составляют выходцы из стран Африки (большая часть из них - нигерийцы), 36% - граждане государств Юго-Восточной Азии (китайцы, вьетнамцы, монголы), 2% составляют выходцы из стран Европы, Северной и Южной Америки66.

Ежегодно увеличивается количество иностранцев, задерживаемых на территории РФ, которые сотрудничали с преступными группировками, занимающимися наркобизнесом. Если в 1992 году было арестовано 19 иностранцев (без учета граждан СНГ), то в 1996 году – уже 2882. В 2004 году в РФ эмигрантами совершено 44 тыс. преступлений, а в отношении иностранцев совершено 10 тыс. преступлений. В 2005 году иностранцами совершено 52,5 тыс. преступлений.

По данным МВД РФ, чаще всего в России иностранцы совершают следующие виды преступлений: кражи – 15 %, незаконный оборот наркотиков – 14,3 %, грабежи – 4,3 %, хулиганство – 3,8 %, разбойные нападения – 2,5 %, убийства – 1,6 %, умышленное причинение вреда здоровью – 1,1 %.

В настоящее время стоимость 1 кг героина на афганско-таджикской границе составляет 1000 долл., а на таджикской стороне реки Пяндж – 2000 долл. В Москве при продаже мелким оптом 1 кг героина продается по 25 тыс. долларов. Если в 2002 году в РФ было продано примерно 350 тонн наркотиков, то в 2004 году – около 400 тонн, а в 2005 году планируется реализовать до 700 тонн наркотиков на общую сумму 12-13 млрд долларов. Примерно 40 % дохода, полученного от реализации наркотиков, расходуется на подкуп коррумпированных чиновников.

Установление связей с представителями международной наркомафии дает преступным сообществам, во-первых, стабильный источник обогащения, во-вторых, перспективу в перекачке «грязных» денег, вырученных от оборота наркотиков за рубеж с последующим их «отмыванием». Прибыль от реализации наркотиков составляет от 500 до 2000 %, денежный оборот за год - 5-8 млрд долларов.

По принадлежности к определенному кругу субъекты противодействия можно разделить на три группы:

– из круга подследственных (подследственный, защитник, родственники, друзья);

– из круга следователя (руководство, коллеги, родственники и друзья);

– из круга лиц, не связанных с участниками процесса, т.е. до начала расследования не имевших прямых связей как с подследственным, так и со следователем, но привлеченных для противодействия после его начала (криминальные «авторитеты», наемники для психического или физического воздействия и т.д.).

Также преступники противодействуют процессу расследования с помощью ошибок следователей, оперативных работников, допускаемых на различных этапах расследования преступлений, связанных с наркобизнесом. Следует признать грубейшей ошибкой, когда следователь выносит постановление о производстве обысков по месту жительства и работы подозреваемых лиц после проведения первоначальных следственных действий, так как этот промежуток времени может быть использован соучастниками для сокрытия и уничтожения следов преступления.

Учитывая, что по делам о незаконном обороте наркотиков личности подозреваемых могут быть установлены еще до их задержания, проведение обысков следует планировать одновременно с их задержанием, что позволит задействовать фактор внезапности и поможет отысканию вещественных доказательств (медицинских шприцев и игл, посуды, в которой приготовлялись наркотики, мест хранения наркотиков, остатков упаковочного материала, оружия и т.д.), а при изготовлении и хранении ими наркотических средств синтетического происхождения – пустых ампул от различных лекарственных препаратов, горелок различных типов для запайки заполненных наркотиком ампул и изготовления наркотических средств, а также разного рода посуд и колб.

Если данные о подозреваемых получены только после их задержания, следует принять безотлагательные меры к установлению мест их постоянного и временного проживания, работы и провести там обыски67. При этом в целях установления лица, которому обнаруженные наркотики принадлежат, необходимо предусмотреть, чтобы в числе лиц, принимавших участие в обыске, был специалист, основной задачей которого должно быть: отыскание следов пальцев рук на изымаемых наркотических средствах, посуде, в которой изготавливался наркотик, предметах упаковки, других вещах. Если же специалист по каким-то причинам отсутствует, то изымаемые объекты необходимо упаковать по процессуальным правилам. Понятые же должны быть активными участниками проводимого следственного действия. Они должны видеть все места, где обнаружены наркотические средства, наблюдать за порядком их изъятия и упаковки.

Вполне прав Л.Л. Каневский, утверждая, что понятыми могут выступать не только не заинтересованные в деле граждане, но и не знакомые таким участникам судопроизводства как подозреваемый, обвиняемых, потерпевший.68

Понятые из числа знакомых указанным лицам в момент проведения следственного действия в ходе предварительного или судебного следствия могут сочувственно или негативно отнестись к одному из участников судопроизводства или под давлением оставшихся на свободе преступников изменить ранее данные сведения.

В том случае, если наркоделец отказывается от причастности в сбыте наркотиков, с целью увеличения свидетельской базы возможно привлечение большего количества понятых, которых после проведения изъятия наркотиков допрашивает следователь.

Обнаруженные в ходе обыска предметы и вещи упаковываются, причем каждый предмет-носитель в отдельную тару (флаконы, пробирки, пакетики из полиэтилена), а жидкие объекты (настои, экстракты) в стеклянную посуду с плотно пригнанной пробкой, залитой сургучом, воском или парафином, опечатываются, скрепляются подписями лиц, производивших обыск, присутствовавших при этом понятых, а затем по постановлению следователя подвергаются тщательному исследованию.

Помощь специалиста в ходе обыска следователю сводится к обнаружению, изъятию искомых объектов и других вещественных доказательств69. Такая помощь осуществляется и состоит в следующем:

– поиске объектов поиска;

– сборе информации, обеспечивающей последующее доказывание принадлежности найденных объектов конкретному лицу;

– обнаружении, фиксации и изъятии следов, предметов, веществ, материалов, которые будут в последующем подвергаться экспертному исследованию, а также образцов для сравнительного исследования;

– проверки предварительных исследований объектов в ходе обыска в целях определения их относимости к расследуемому событию и подозреваемому лицу;

– квалифицированном применении научно-технических средств в вышеназванных целях70.

Если в ходе проводимого обыска обнаруживается большое количество различных предметов, посуды, позволяющих сделать вывод о том, что в квартире находится лаборатория по производству наркотиков, а что конкретно необходимо изымать, вызывает затруднение, рекомендуется пригласить специалиста-химика и с его участием произвести изъятие, упаковку необходимых предметов, которые будут в дальнейшем использованы в качестве вещественных доказательств. В случае если по каким-то причинам специалист отсутствует, квартиру необходимо опечатать до его прибытия, а также решить вопрос об охране квартиры.

Противодействовать процессу расследования возможно двумя путями:

1) скрыть имеющуюся в распоряжении доказательственную информацию и ее носителей;

2) воспрепятствовать правоохранительным органам завладеть этой информацией.

Наиболее распространенным способом сокрытия доказательственной информации является незаконное воздействие на свидетелей и потерпевших.

Воздействуя на организационно-управленческую деятельность, противодействующая сторона в основном использует различные проволочки, особенно когда у следователя заканчиваются сроки следствия или заключения под стражей. Чаще всего это случается при ознакомлении с делом в порядке ч. 3 ст. 217 УПК РФ, при стимуляции психического заболевания и т.п.

Определенную роль играют недобросовестные адвокаты, когда по делу арестованного за сбыт наркотиков наркобарона они представили следователям справку о состоянии его здоровья. Документ гласил, что арестованный буквально находится при смерти, у него нет ни одного здорового органа и он нуждается в стационарном лечении. Наркополицейские организовали другое медицинское освидетельствование, в результате которого «больной» чудесным образом выздоровел. И еще одно наблюдение: даже дважды или трижды судимые за сбыт наркотиков цыгане очень часто освобождаются под залог. Осложняет борьбу с этнической наркопреступностью и стандартный набор цыганских хитростей. Во-первых, торговцы в цыганских кварталах занимают круговую оборону, продают наркотики ограниченному кругу проверенных лиц. Их дома оснащены видеонаблюдением, что усложняет проникновение в жилище и доказывание факта сбыта наркотиков. Во-вторых, наркотики продают дети и матери грудных младенцев, поэтому привлечь к ответственности таких сбытчиков крайне сложно. В-третьих, применяется «дистанционный» способ продажи – когда опий или героин закапывают в огороде или за оградой дома, и после получения денег указывают наркоману место, где лежит наркотик.

Анализ литературы по данной проблеме и следственно-оперативная практика показывают, что на первоначальном этапе расследования противодействие заключается в сокрытии преступления, а после задержания части преступной группы (если она имела место) или одного подозреваемого противодействие приобретает иные формы.

Взаимодействие членов преступной группы, оставшихся на свободе и находящихся под стражей, либо подозреваемого с заинтересованными в его освобождении лицами осуществляется в двух направлениях:

1. Нелегально: путем передачи сообщений, использования возможностей работников СИЗО, ИВС, тюрем;

2. Легально:

а) с использованием возможностей защитников;

б) через руководство правоохранительных органов путем давления на следователей с целью облегчения участи подследственных, сокрытия других фактов преступной деятельности.

Думается, что компромисс в некоторых случаях допустим, но действия следователя не должны противоречить закону и препятствовать принятию объективного решения о судьбе уголовного дела или отдельных обвиняемых. Иногда следователь может пойти на компромисс при условии выполнения подозреваемым действий, способствующих более полному достижению задач предварительного расследования. Например, он отказывается от ареста обвиняемого, если тот выдает полезную для расследования информацию. Компромисс возможен, прежде всего, при решении тактических вопросов. В то же время недопустимы необъективные, а потому незаконные действия следователя в угоду руководителю.

В то же время закон предоставляет следователю право обжаловать некоторые недопустимые, по его мнению, указания прокурора и начальника следственного отдела в вышестоящие инстанции.

Прокурор в соответствии со ст. 37 УПК РФ осуществляет от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. При этом функции прокурора и следователя разделены: следователь расследует преступление, а прокурор осуществляет надзор за законностью этой деятельности и без необходимости не вмешивается в работу следователя, который по закону наделен процессуальной самостоятельностью.

В организационно-неупорядоченной ситуации, когда следователь не согласен с решениями и указаниями прокурора, в соответствии с ч. 3 ст. 38 УПК РФ он вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений по следующим процессуальным решениям: о привлечении лица в качестве обвиняемого; о квалификации преступления; об объеме обвинения; об избрании меры пресечения или ее изменении, избранной следователем в отношении обвиняемого; об отказе и даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий; о направлении дела в суд или его прекращении; об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия71.

Практика борьбы с наркобизнесом показывает, что, несмотря на оказываемое противодействие, правоохранительные органы ведут целенаправленную борьбу и имеют определенные успехи, заключающиеся в изъятии из незаконного оборота наркотиков, задержании наркодельцов.


igrovaya-deyatelnost-v-internete.html
igrovaya-koncepciya-kulturi-j-hejzingi.html
igrovie-metodi-obucheniya-na-urokah-tehnologii.html
igrovie-momenti-i-opornie-konspekti-na-urokah-istorii-chast-13.html
igrovie-momenti-i-opornie-konspekti-na-urokah-istorii-chast-18.html
igrovie-momenti-i-opornie-konspekti-na-urokah-istorii-chast-6.html
  • report.bystrickaya.ru/ispolzovanie-limita-chislennosti-i-fonda-oplati-truda-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-krasnoyarskij-rechnoj-port-po-okpo.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-30-12-2004-1171-g-moskva-ovnedrenie-rd-eo-0095-2004-stranica-13.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srok-realizacii-01-09-2010-01-07-2011-bijsk.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kultura-pitya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zupinka-atmosferna-l-a-komarenko-zaveduyushaya-problemno-analiticheskim-otdelom.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-tretya-o-bogopochitanii-o-tom-chto-oni-priznayut-grehami-o-gadaniyah-i-ochisheniyah-i-pogrebalnom-obryade.html
  • klass.bystrickaya.ru/aleksandrovna-antropologicheskaya-poetika-s-a-esenina-avtorskij-zhiznetekst-na-perekreste-kulturnih-tradicij-10-01-01-russkaya-literatura-10-01-09-folkloristika.html
  • assessments.bystrickaya.ru/blok-5-inkoterms-odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-fakulteta-mirovoj-ekonomiki-i-torgovli-mezhdunarodnie.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analz-faktichnih-harakteristik-budvel-sporud.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/naimenovanie-meropriyatiya-naimenovanie-yuridicheskogo-lica-realizuyushego-meropriyatie-stranica-30.html
  • nauka.bystrickaya.ru/utverzhdenoprikazom-generalnogo-direktora-odnoetapnij-konkurs-naimenovanie-mesto-nahozhdeniya-pochtovij-adres.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-otdelenie-valeologii-i-psihofiziologii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vidi-analiza-chast-5.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rezhim-naibolshego-blagopriyatstvovaniya-v-ramkah-vsemirnoj-torgovoj-organizacii-vto-chast-15.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osobennosti-ekonomicheskogo-regulirovaniya-v-estonii-aktualnie-problemi-razvitiya-i-istorii-tehnicheskih-estestvennih.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080115-tamozhennoe-delo-moskva-stranica-3.html
  • esse.bystrickaya.ru/protokol-godovogo-obshego-sobraniya-akcionerov-otkritogo-akcionernogo-obshestva-blagoveshenskaya-konditerskaya-fabrika-zeya-stranica-8.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-vospriyatii-nikolaya-kuzanskogo-aflosevim-koncepciya-intellekta-u-eriugeni-i-kuzanskogo-mariya-sesiliya-ruskoni.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kaluzhskij-bank-sberbanka-rossii-ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-4-kvartal-2000-g.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-otdiha-i-ozdorovleniya-detej-v-letnij-period-dlya-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-srok-realizacii-21den.html
  • books.bystrickaya.ru/dannie-o-processah-uchebnoe-posobie-vipusk-vtoroj.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-po-razvitiyu-i-rekonstrukcii-zhilih-territorij-generalnij-plan-parfenevskogo-selskogo-poseleniya-parfenevskogo.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika.html
  • school.bystrickaya.ru/iv-soderzhanie-tem-bazovoj-podgotovki-obuchenie-sootvetstvuyushih-grupp-naseleniya-po-novim-programmam-organizovat-s-2007-g.html
  • testyi.bystrickaya.ru/azastan-respublikasini-kejbir-zanamali-aktilerine-ziyatkerlik-menshik-salasindai-zanamani-zhetldru-bojinsha-zgerister-men-tolitirular-engizu-turali-azastan-respublikasi-za-zhobasina-tzhirimdama.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-mkdou-kashkaragaihinskogo-detskogo-sada.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sovershenstvovanie-sistemi-vnutrihozyajstvennih-ekonomicheskih-otnoshenij-v-selskohozyajstvennom.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tema-2-uchet-nefinansovih-aktivov-v-byudzhetnih-uchebno-metodicheskie-materiali.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-kandidatskogo-ekzamena-po-ekonomicheskoj-teorii-dlya-aspiratnov-otraslevih-kafedr.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/problemi-mezhdunarodnogo-poryadka.html
  • school.bystrickaya.ru/istoki-i-istoriya-razvitiya-pablik-rilejshnz-2.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakone-rossijskoj-federacii-o-chastnoj-detektivnoj-i-ohrannoj-deyatelnosti-v-rf-stranica-2.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-mu-1-2232-07-stranica-10.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-2-moskovskom-gorodskom-ekologicheskom-marafone-energiya-obshie-polozheniya.html
  • control.bystrickaya.ru/bibliografiya-apii-dzherald-r-uiks-luchiano-labat-psihotehnika-paradoksa-prakticheskoe-rukovodstvo-po-ispolzovaniyu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.