.RU

Критерии выделения частей речи

План работы.

1. Введение……………………………………………………………стр. 3

2. Основная часть.

a. Из истории развития частеречных классификаций………стр. 4

b. Особенности английского языка…………………………..стр. 5

c. Основные подходы к выделению частей речи. …………..стр. 6

d. Подходы английских и американских лингвистов к систематизации языковых единиц. ………………………стр. 11

e. Подходы ученых СНГ к систематизации языковых единиц……………………………………………………....стр. 19

f. Основные проблемы частеречных классификаций. ……стр. 22

3. Заключение. ………………………………………………………стр. 25

4. Библиография. ……………………………………………………стр. 26

Введение.

По словам известного русского лингвиста Б. А. Ильиша,«the term «parts of speech» is not a very happy one». [5, 23] С одной стороны, это так, потому что ученые разных стран не могут прийти к единому решению относительно разделения лексического состава английского языка, спор идет даже о самом термине «части речи». Выделяют от 2 классов (Смирницкий) до 13 (Жигадло, Иванова, Иофик). С другой стороны, эта проблема — одна из самых важных и интересных в языкознании, и к ней никогда не угасает внимание.

Наиболее общими и необходимыми категориями в грамматике каждого языка являются части речи. С выяснения вопроса о частях речи начинается грамматическое описание любого языка. Говоря о частях речи, имеют в виду грамматическую группировку лексических единиц языка, т.е. выделение в лексике языка определенных групп или разрядов, характеризуемых теми или иными признаками. Но на каком основании выделяют группировки слов, называемые частями речи? Или иначе – на чем основано традиционное распределение слов по частям речи?

Проблема, касающаяся сущности частей речи и принципов их выделения в различных языках мира, - одна из наиболее дискуссионных проблем общего языкознания.

Высказывания по вопросу о том, на чем основано распределение слов по частям речи, многочисленны, разнообразны, но очень часто не ясны и противоречивы.

Анализируя исследования в области частей речи в моей курсовой работе, я поставила для себя следующие задачи:

1. Осветить историю вопроса о частях речи;

2. Выделить критерии установления частей речи;

3. Проанализировать работы ученых в этой области грамматики.

История развития частеречных классификаций.

Проблема классификации языковых единиц на протяжении всей истории лингвистических учений продолжает оставаться актуальной. Эта проблема относится к самым древним в языкознании и не решена до сих пор. Уже в глубокой древности люди обращали внимание на то, что слова, которыми они пользовались в своем родном языке, «ведут себя» в речи по-разному.

Древнеиндийские грамматисты выделяли 4 части речи: глагол, имя, предлог, частицу. Именем называлось слово, обозначающее предмет, глагол обозначал действие, предлогами назывались указательные элементы языка. Частицы считались сравнительными и соединительными единицами языка. Считалось, что собственного значения не имеют.

Языковеды Китая считали, что существуют значимые части речи (полные): имена существительные, имена прилагательные, глаголы; а также незначимые (пустые) и вспомогательные.

Древнегреческий философ Платон в своем диалоге «Кратил» классифицирует имя и глагол. Глаголом он называет то, что относится к действиям, а именем — того, кто совершает эти действия. Аристотель также выделял союзы (вспомогательные слова) и считал, что у имени и глагола есть свое самостоятельное значение, а у союза и артикля — только грамматическое.

Стоики (Хрисипп, Кратес Милосский) выделяли 5 частей речи: имя, нарицание, глагол, союз, член. Также была проведена грань между словом и предложением, т.е. части речи перестали ассоциировать с членами предложения.

В Александрийскую эпоху части речи освободили от синтаксического толкования и стали анализировать с точки зрения морфологии. В это время выделяли уже 8 частей речи: имя, глагол, причастие, местоимение, наречие, союз, предлог и артикль.

Александрийцы точно отличали флективные (имя, глагол, причастие, артикль, местоимение) и нефлективные (предлог, наречие, союз). За основу их классификации принимались семантические и морфологические признаки. Несмотря на ряд недостатков данной системы, ученые и сейчас ей пользуются, внеся некоторые изменения.

Древние римляне лишь незначительно изменили древнегреческую классификацию вокабуляра по частям речи, изъяв артикль (его просто не было в латинском языке) и добавив междометие. Римские лингвисты уделяли большое внимание синтаксическому критерию при выделении частей речи.

Древние арабские языковеды различали лишь три части речи: имена, глаголы и служебные слова.

В средние века к традиционной классификации добавились имя прилагательное и числительное. [6, 19-20]

В XIX – XX в. традиционная система частей речи перестает удовлетворять ученых. Появляются указания на непоследовательность и противоречия в существующей классификации, на отсутствие в ней единого принципа деления.

В XIX в. в связи с интенсивным развитием языкознания, в частности морфологии, с изучением множества новых языков встает вопрос, на основе каких критериев следует выделять части речи и различны ли они в разных языках.

Особенности английского языка.

Современный английский язык — язык преимущественно аналитического типа. Аналитическими языками называют тип языков, в которых грамматические отношения выражаются служебными словами, порядком слов, интонацией и т. п., а не словоизменением, т. е. не грамматическим чередованием морф в пределах словоформы, как в синтетических языках. Однако практически не существует ни чисто аналитических языков, ни чисто синтетических. В аналитических языках чередование морф в пределах словоформы сохраняется в системе спряжения и частично склонения. Например, в английском языке «I work - I worked ». Поэтому мы и называем английский язык языком преимущественно аналитического типа. [12]

Он характеризуется скудностью флективных форм словоизменения, омонимией грамматических аффиксов(He plays piano. I like flowers ), сильно развитым конверсивным словообразованием (We work well. Our work is good ), функциональной переориентацией языковых единиц в словосочетании, образованием атрибутивных именных цепочек (a morning walk, a family dinner ).

Большое количество одно- и двухсложных единиц, их морфологическая неизменяемость приводит к многофункциональности. Например, слово «then ». Then he was a little boy . (adv) By then I’ll do it . (n) The then president was killed . (adj) If you go the first, then I agree. (conj)

В английском языке присутствуют артикли, а также значительное число вспомогательных элементов. [6, 40]

Не все подходы к классификации полнозначных единиц современного английского языка могут быть признаны исчерпывающими и адекватными, учитывающими его типологические особенности. Но нельзя не рассмотреть их, формулируя свою точку зрения на проблему.

Основные подходы к выделению частей речи.

Основными критериями классификации лексем современного английского языка в основном выступают значение , форма и функция .

Первый критерий : значение.

Под значением понимается лексическое значение, характерное для целой группы слов, например, предметности для существительных, не принимая во внимание конкретное значение слова. Части речи рассматриваются как лексические категории, а их классификация как сугубо лексическая классификация слов.

Частнограмматические значения слов могут варьироваться от языка к языку. Так, существительное в одних языках может иметь категории рода, числа и падежа, а в других — либо одну из них, либо вообще не иметь вышеперечисленных категорий. Однако же существительное всегда несет значение предметности, с которым связаны все его частнограмматические категории. Грамматисты, придерживающиеся этой теории, считают, что из лексического значения слова вытекает и его роль в предложении. Эти синтаксические роли требуют определенного оформления, отсюда и определенные формы изменения слова. Также эти грамматисты считают, что неправомерно выделять части речи по морфологическим или синтаксическим признакам, т.к. существительное является существительным не потому, что оно склоняется, а наоборот, оно склоняется потому, что является существительным. Иными словами, зная значение слова, мы используем его как соответствующую часть речи.

Вот схема классификации частей речи согласно синтаксическому критерию М. Комарека:


getmanshina-rozvitok-ukranoznavstva-chast-8.html
gfk-group-centralnie-smi-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-26-aprelya-2010-god.html
gibel-minonosca-steregushij-mifi-i-realnost.html
gibridnie-kraski-modnaya-tendenciya-v-mirovoj-poligrafii.html
gicheskij-slovar-institut-otkritoe-obshestvo-megaproekt-pushkinskaya-biblioteka-knigi-dlya-rossijskih-bibliotek-moskva-pedagogika-pressa-1999-stranica-6.html
gidravlika-chast-2.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trud-cheloveka-v-sovremennom-avtomatizirovannom-i-mehanizirovannom-proizvodstve-predstavlyaet-soboj-process-vzaimodejstviya-cheloveka-proizvodstvennoj-sredi-sred-stranica-5.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-byudzheta-municipalnogo-uchrezhdenie-chast-6.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-aviacionnoj-promishlennosti-rossii-na-period-s-2012-po-2025-god.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uprazhnenie-pouprazhnyajtes-v-muskulnom-testirovanii-poka-ne-smozhete-uverenno-sebya-chuvstvovat-v-ego-provedenii-izmerenie-energeticheskih-polej.html
  • writing.bystrickaya.ru/discovery-of-the-new-world.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-razminka-razgadajte-rebus-v-kotorom-zashifrovani-dve-strochki-iz-stihotvoreniya-s-shipacheva-chitaya-mendeleeva.html
  • turn.bystrickaya.ru/organizaciya-deyatelnosti-kommercheskogo-banka.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zakon-respubliki-uzbekistan.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-usloviyam-razmesheniya-mnogofunkcionalnih-visotnih-zdanij-zdanij-kompleksov-a-takzhe-zdanij-i-sooruzhenij-s-podzemnoj-chastyu-bolee-1etazha.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sostavitel-i-a-muromov-2003-stranica-2.html
  • bystrickaya.ru/zvicha-ta-obryadi-na-ukran-chast-2.html
  • bukva.bystrickaya.ru/molodezhnoe-soobshestvo-prankerov-v-rossii-vozmi-trubku-i-zazhgi-mir.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-pravila-tehniki-bezopasnosti-i-proizvodstvennoj-sanitarii-v-pishekoncentratnoj-i-ovoshesushilnoj-promishlennosti-predislovie.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lxv-dela-korolevskoj-sluzhbi-olimpiya-klevskaya-dyuma.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-arhiepiskopa-bolgarskoj-cerkvi-serafima-soboleva-po-voprosu-o-novom-i-starom-stile.html
  • education.bystrickaya.ru/1-sootnesti-proizvedeniya-zhanri-i-avtorov-russkoj-i-zarubezhnoj-literaturi-prostavte-sootvetstvuyushie-cifri-v-kazhdoj-kolonke.html
  • holiday.bystrickaya.ru/neverbalnie-sredstva-obsheniya-obshaya-harakteristika-neverbalnih-sredstv-obsheniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/17-processi-metamorfizma-uchebnoe-posobie-po-kursu-geohimiya.html
  • control.bystrickaya.ru/dokumenti-federalnih-gosudarstvennih-arhivov-po-istorii-stroitelstva-volzhskogo-kaskada.html
  • nauka.bystrickaya.ru/verlen-i-rembo-stranica-23.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/passive-200-wordsaktivnij-zalog-200-slov-rabochaya-programma-f-tpu-1-2101-disciplini-inostrannij-yazik.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-otsutstvie-chastoti-vojna-krotov-shakilov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-negzg-ou-masati.html
  • education.bystrickaya.ru/3-struktura-podgotovki-specialistov-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-po-specialnosti-080109-65-buhgalterskij.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i44-forma-predlozheniya-o-kachestve-vipolnyaemih-rabot-otkritij-konkurs-10-09-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennogo.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/scenarij-svadbi-stranica-8.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-deyatelnosti-sluzhbi-priobshenie-k-psihologicheskim-znaniyam-i-formirovanie-psihologicheskoj-kulturi-profilaktika-narushenij-psihologicheskogo-zdorovya-subektov-obrazovatelnogo-processa.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/seminar-trening-organizacionnaya-kultura-ponimanie-upravlenie-izmeneniya-novosti-mezhdunarodnogo-instituta-menedzhmenta-link-za-2006g-5.html
  • lecture.bystrickaya.ru/artikl-the-article.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-himii-dlya-11-klassa-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ponyatie-gosudarstvennih-finansov-ih-ekonomicheskoe-soderzhanie-i-rol-v-razvitii-obshestva.html
  • composition.bystrickaya.ru/otveti-na-voprosi-k-ge-po-tgip-chast-15.html
  • lesson.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-16-7-turizm-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rezultati-konkursi-too-kozhan.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zooplankton-nalivnogo-vodohranilisha-ohladitelya-haranorskoj-gres-zabajkale-dinamika-formirovaniya-raznoobraziya-i-ekologiya-03-02-08-ekologiya-biologicheskie-nauki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.