.RU

Контроль знаний и умений учащихся по физике

Введение

Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание ученых-методистов и учителей школы. Меня заинтересовала эта тема в период школьной практики, где я и еще несколько студентов столкнулись с проблемой выбора формы итогового контроля знаний и умений учащихся по теме

”Первоначальные сведения о строении вещества”. Решения были найдены разные, а следовательно, результаты и эффективность контроля также получились различными. Меня заинтересовали вопросы: какими критериями руководствуются учителя, планируя контрольные этапы? На какие знания надо опираться, чтобы составить и провести эффективный контроль знаний и умений учащихся?

Ответ на эти вопросы, а также разработка контрольных мероприятий по теме ”Первоначальные сведения о строении вещества” и составляют цель моей работы.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:1)выяснить, каковы цели проведения контроля знаний и умений учащихся; 2)выяснить, какие формы контроля сложились в практике учителей физики и какие рекомендации по проведению контроля дают учителя и методисты-ученые; 3)выяснить, каково место контроля при изучении физики; 4)выяснить, какие формы контроля знаний и умений учащихся целесообразно использовать при изучении темы “Первоначальные сведения о строении вещества”; 5)подготовить материалы для организации всех контрольных мероприятий по теме “Первоначальные сведения о строении вещества”.

Глава 1 . Виды контроля знаний и умений учащихся.

1.1. Цели контроля знаний и умений учащихся

Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса,когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений учащихся:

-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;

-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;

-определение итоговых результатов обучения на разном уровне. /№№ 6,11,12 /

Внимательно посмотрев на изложенные выше цели контроля знаний и умений учащихся, можно увидеть, что это есть цели учителя при проведении контрольных мероприятий. Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения – это приобретение знаний и умений учащимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным. Контроль должен восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может сориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Следовательно, к целям учителя мы должны добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Эта цель контроля, по-моему, является основной.

Может показаться, что изменение целей контроля знаний и умений учащихся – чисто теоретический вопрос и ничего не меняет на практике. Однако это не так. Если учитель будет относиться к контролю как к деятельности, важной для учащихся, сама форма проведения его, обсуждения результатов, проверки может быть иной. Так, например, проверка результатов и проставление отметок может производиться самими учащимися. При такой форме проверки они ощущают значимость контроля, выясняют свои ошибки, при проставлении отметок развиваются самокритичность и ответственность. Такой вид работы никогда бы не появился, однако, если бы учитель рассматривал цели контроля знаний и умений учащихся только как диагностирование и учет знаний.

С другой стороны представляется непонятным, как учитель может корректировать знания и умения учащихся, т.е. пополнять пробелы в знаниях учащихся, на контрольном этапе. Контрольные мероприятия могут служить лишь для диагностики наличия знаний и умений, но не для их корректировки. Контрольный этап имеет свои, совершенно определенные задачи, и не стоит пытаться вкладывать в его рамки задачи следующего этапа работы. Только после того, как выяснены недочеты в знаниях и умениях учащихся на контрольном этапе, можно говорить о последующей корректировке, если она необходима.

Согласно замечаниям, приведенным выше, я предлагаю сформулировать следующие цели контроля знаний и умений учащихся:

-подготовить учащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими новые физические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям;

-получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся физические знания, указанные в образовательной цели изучения темы (цикла знаний); научились ли учащиеся видам деятельности, указанным в цели по развитию изучения темы (цикла знаний).

При такой формулировке целей контрольного этапа обучения становится ясно, что он несет в себе только одну задачу: учет результативности обучения и выявление его пробелов, если они имеются, как учителем, так и, что не менее важно, самими учениками.

1.2 . Функции контроля знаний и умений учащихся.

Знание и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта.

Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая. /№№ 6,11,12 /

Контролирующая функция считается одной из основных функций контроля. Ее сущность состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой, на данном этапе обучения.

Сущность обучающей, или развивающей, функции проверки ученые видят в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации или объясняют физические явления, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.

Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся и учителя по результатам их труда, снабжении учителя информацией о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся – выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют дирекцию школы и родителей об успешности учебного процесса.

Диагностическая функция, иногда выделяемая как самостоятельная, близка ориентировочной. Она состоит в том, что учитель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но еще и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить.

Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности, собранности, дисциплины учащихся; помогает организовать наилучшим образом свое время.

Функции контрольного этапа, по моему мнению, должны отвечать сформулированным задачам контроля. Определив задачу как только лишь диагностирование знаний и умений учащихся, полученных ими в течение изучения данной темы (цикла знаний), я полагаю, что функциями контроля должны быть контролирующая и ориентирующая. Сюда можно добавить еще и воспитывающую функцию, т.к. любой вид деятельности влияет тем или иным образом на наш характер, а контроль, действительно, приучает нас к лучшей организации своей деятельности, к дисциплине и ответственности.

Что касается обучающей функции контроля, то здесь я приведу те же замечания, что и при рассмотрении корректирования знаний как одной из целей контрольного этапа.* Цель контроля состоит в диагностировании знаний и умений учащихся, и не следует пытаться ее расширить. Если учащиеся осознают свою цель на данном уроке как выяснение соответствия их знаний и умений предъявляемым требованиям, то и деятельность их будет направлена на достижение поставленной цели. Вряд ли они будут совершенствовать или систематизировать полученные знания. Я не отрицаю всей важности этапа систематизации знаний, полученных при изучении данной темы, а также исправления недочетов в этих знаниях, но эта деятельность имеет место на других этапах обучения и не должна считаться частью контрольного этапа.

Подводя итог всему сказанному, я предлагаю выделить контролирующую, ориентировочную и воспитывающую функции как функции контроля знаний и умений учащихся.

1.3. Формы контроля знаний и умений учащихся.

Формы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный стандарт физического образования обозначил обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках физики: "Проверка соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта физического образования…. Система измерителей должна быть содержательно валидна (т.е. должна полностью соответствовать требованиям стандарта), надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимость полученных при проверке результатов) и объективна (т.е. не должна зависеть от личности проверяющего).

Система измерителей может быть представлена в форме традиционных письменных контрольных работ, тестов, включающих задания с выбором ответа или краткими ответами, зачета и др. Все задания, независимо от их формы и того, какие умения они проверяют, считаются равновесомыми, исходя из равной значимости всех требований стандарта.


detskaya-surdopsihologiya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
detskie-i-yunosheskie-obshestvennie-organizacii-chast-6.html
detskie-obshestvennie-organizacii-invariant-i-variativnost.html
detskij-muzikalnij-teatr-ekspromt.html
detskij-yasli-sad-140-mest-s-bassejnom.html
detskoe-molodezhnoe-dvizhenie-omc-monolit-chast-3.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-6-meropriyatiya-po-smyagcheniyu-posledstvij-chrezvichajnih-situacij-doklad-o-sostoyanii-zashiti-naseleniya-i-territorij.html
  • education.bystrickaya.ru/11-problema-blaga-eticheskij-racionalizm-sokrata-s-a-chernov-nachala-filosofii.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-vvedenii-v-dejstvie-instrukcii-o-poryadke-perevozki-lichnogo-sostava-voinskih-karaulov-vooruzhyonnih-sil-rf-so-strelkovim-oruzhiem-i-boepripasami230497-27116-44.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-chitaetsya-v-osennem-semestre-i-yavlyaetsya-obshim-dlya-magistrantov-vseh-specializacij-obem-kursa.html
  • thesis.bystrickaya.ru/praktikum-po-svinovodstvu-kabanov-v-d-m-2005-335-s.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-raboti-metodicheskogo-obedineniya-uchitelej-estestvoznanie-za-2010-2011-uchebnij-god.html
  • pisat.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-podsisteme-antivirusnoj-zashiti-kompleksnoj-sistemi-obespecheniya-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-naseleniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shtatnie-prepodavateli-nauchnaya-rabota-studentov-i-aspirantov.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-kursa-materialno-hudozhestvennaya-kultura-buddizma-specialnost-020600-specializaciya-020603.html
  • esse.bystrickaya.ru/razrabotka-ekstremalnih-turistskih-marshrutov-na-rossijskom-severe-po-regionam-rossijskoj-federacii-na-primere-yamalo-neneckogo-avtonomnogo-okruga-chast-18.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sestrinskoe-delo-v-terapii-uchebnoe-posobie-rekomendovano-uchebno-medicinskim-obedineniem-po-medicinskomu-i-farmacevticheskomu.html
  • control.bystrickaya.ru/doverennost-dokumentaciya-ob-aukcione-po-provedeniyu-otkritogo-aukciona-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennogo-kontrakta.html
  • crib.bystrickaya.ru/internet-resursi-pervij-kanal-novosti-21-06-2005-9-00-00-12.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/contacts.html
  • urok.bystrickaya.ru/predsedatelyu-evropejskogo-suda-po-pravam-cheloveka-komissaru-po-pravam-cheloveka-soveta-evropi-v-komitet-ministrov-soveta-evropi-v-komitet-po-pravovim-voprosam-i-pravam-cheloveka-pase.html
  • writing.bystrickaya.ru/grazhdanstvo-detej.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-kriterii-ocenki-otveta-na-ekzamene-metodicheskie-rekomendacii-podgotovleni-kafedroj-integrirovannih-marketingovih.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-sankt-peterburg.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshie-itogi-vipusknih-ekzamenov-9-ih-klassov-publichnij-otchyot-o-rezultatah-deyatelnosti-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-sushnost-oplati-truda-v-sovremennih-usloviyah-zarabotnaya-plata-kak-ekonomicheskaya-kategoriya.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-soveshaniya-g-omsk-reglament-raboti-oblastnogo-avgustovskogo-soveshaniya-rabotnikov-sistemi-obrazovaniya-omskoj-oblasti-20-avgusta-2009-goda.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/referat-sredstva-individualnoj-zashiti.html
  • teacher.bystrickaya.ru/formirovanie-konservativnoj-politiko-filosofskoj-koncepcii-mn-katkova.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-administrativnoe-upravlenie-voennoe-iskusstvo-voennie-nauki-byulleten-novih-postuplenij-za-dekabr-2010-goda.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/koncepciya-v-m-behtereva-kollektivnaya-refleksologiya-dannie-eksperimenta-v-oblasti-kollektivnoj-refleksologii-kommentarii-i-primechaniya-socialno-psihologicheskaya-stranica-18.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-3-usloviya-osushestvleniya-obrazovatelnogo-processa-publichnij-doklad.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8ris4-gabaritnie-razmeri-dvigatelya-9-i-instrukciya-po-ekspluatacii-8423-3902150-ie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/13-mishlenie-cheloveka-opredeleniya-i-klassifikaciya-i-p-pavlov-osnovopolozhnik-ucheniya-o-visshej-nervnoj-deyatelnosti-19.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurs-6-vid-zanyatij-vsego-chasov-semestri.html
  • writing.bystrickaya.ru/great-britain-velikobritaniya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nezrimogo-universiteta-moryak-v-sedle-dzhek-london-stranica-3.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-6-k-federalnomu-zakonu-o-federalnom-byudzhete-na-2004-god.html
  • essay.bystrickaya.ru/chistka-pecheni-v-domashnih-usloviyah-shadilov-evgenij-stranica-6.html
  • college.bystrickaya.ru/12-analiz-mezhdunarodnoj-teorii-i-praktiki-testirovaniya-chteniya-dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-doktora-filosofii-ph-d.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-zaochnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-voprosi-estestvennih-nauk-biologiya-himiya-fizika.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.