.RU

Контроль знаний и умений учащихся по физике

Введение

Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание ученых-методистов и учителей школы. Меня заинтересовала эта тема в период школьной практики, где я и еще несколько студентов столкнулись с проблемой выбора формы итогового контроля знаний и умений учащихся по теме

”Первоначальные сведения о строении вещества”. Решения были найдены разные, а следовательно, результаты и эффективность контроля также получились различными. Меня заинтересовали вопросы: какими критериями руководствуются учителя, планируя контрольные этапы? На какие знания надо опираться, чтобы составить и провести эффективный контроль знаний и умений учащихся?

Ответ на эти вопросы, а также разработка контрольных мероприятий по теме ”Первоначальные сведения о строении вещества” и составляют цель моей работы.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:1)выяснить, каковы цели проведения контроля знаний и умений учащихся; 2)выяснить, какие формы контроля сложились в практике учителей физики и какие рекомендации по проведению контроля дают учителя и методисты-ученые; 3)выяснить, каково место контроля при изучении физики; 4)выяснить, какие формы контроля знаний и умений учащихся целесообразно использовать при изучении темы “Первоначальные сведения о строении вещества”; 5)подготовить материалы для организации всех контрольных мероприятий по теме “Первоначальные сведения о строении вещества”.

Глава 1 . Виды контроля знаний и умений учащихся.

1.1. Цели контроля знаний и умений учащихся

Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса,когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений учащихся:

-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;

-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;

-определение итоговых результатов обучения на разном уровне. /№№ 6,11,12 /

Внимательно посмотрев на изложенные выше цели контроля знаний и умений учащихся, можно увидеть, что это есть цели учителя при проведении контрольных мероприятий. Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения – это приобретение знаний и умений учащимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным. Контроль должен восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может сориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Следовательно, к целям учителя мы должны добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Эта цель контроля, по-моему, является основной.

Может показаться, что изменение целей контроля знаний и умений учащихся – чисто теоретический вопрос и ничего не меняет на практике. Однако это не так. Если учитель будет относиться к контролю как к деятельности, важной для учащихся, сама форма проведения его, обсуждения результатов, проверки может быть иной. Так, например, проверка результатов и проставление отметок может производиться самими учащимися. При такой форме проверки они ощущают значимость контроля, выясняют свои ошибки, при проставлении отметок развиваются самокритичность и ответственность. Такой вид работы никогда бы не появился, однако, если бы учитель рассматривал цели контроля знаний и умений учащихся только как диагностирование и учет знаний.

С другой стороны представляется непонятным, как учитель может корректировать знания и умения учащихся, т.е. пополнять пробелы в знаниях учащихся, на контрольном этапе. Контрольные мероприятия могут служить лишь для диагностики наличия знаний и умений, но не для их корректировки. Контрольный этап имеет свои, совершенно определенные задачи, и не стоит пытаться вкладывать в его рамки задачи следующего этапа работы. Только после того, как выяснены недочеты в знаниях и умениях учащихся на контрольном этапе, можно говорить о последующей корректировке, если она необходима.

Согласно замечаниям, приведенным выше, я предлагаю сформулировать следующие цели контроля знаний и умений учащихся:

-подготовить учащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими новые физические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям;

-получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся физические знания, указанные в образовательной цели изучения темы (цикла знаний); научились ли учащиеся видам деятельности, указанным в цели по развитию изучения темы (цикла знаний).

При такой формулировке целей контрольного этапа обучения становится ясно, что он несет в себе только одну задачу: учет результативности обучения и выявление его пробелов, если они имеются, как учителем, так и, что не менее важно, самими учениками.

1.2 . Функции контроля знаний и умений учащихся.

Знание и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта.

Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая. /№№ 6,11,12 /

Контролирующая функция считается одной из основных функций контроля. Ее сущность состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой, на данном этапе обучения.

Сущность обучающей, или развивающей, функции проверки ученые видят в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации или объясняют физические явления, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.

Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся и учителя по результатам их труда, снабжении учителя информацией о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся – выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют дирекцию школы и родителей об успешности учебного процесса.

Диагностическая функция, иногда выделяемая как самостоятельная, близка ориентировочной. Она состоит в том, что учитель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но еще и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить.

Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности, собранности, дисциплины учащихся; помогает организовать наилучшим образом свое время.

Функции контрольного этапа, по моему мнению, должны отвечать сформулированным задачам контроля. Определив задачу как только лишь диагностирование знаний и умений учащихся, полученных ими в течение изучения данной темы (цикла знаний), я полагаю, что функциями контроля должны быть контролирующая и ориентирующая. Сюда можно добавить еще и воспитывающую функцию, т.к. любой вид деятельности влияет тем или иным образом на наш характер, а контроль, действительно, приучает нас к лучшей организации своей деятельности, к дисциплине и ответственности.

Что касается обучающей функции контроля, то здесь я приведу те же замечания, что и при рассмотрении корректирования знаний как одной из целей контрольного этапа.* Цель контроля состоит в диагностировании знаний и умений учащихся, и не следует пытаться ее расширить. Если учащиеся осознают свою цель на данном уроке как выяснение соответствия их знаний и умений предъявляемым требованиям, то и деятельность их будет направлена на достижение поставленной цели. Вряд ли они будут совершенствовать или систематизировать полученные знания. Я не отрицаю всей важности этапа систематизации знаний, полученных при изучении данной темы, а также исправления недочетов в этих знаниях, но эта деятельность имеет место на других этапах обучения и не должна считаться частью контрольного этапа.

Подводя итог всему сказанному, я предлагаю выделить контролирующую, ориентировочную и воспитывающую функции как функции контроля знаний и умений учащихся.

1.3. Формы контроля знаний и умений учащихся.

Формы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный стандарт физического образования обозначил обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках физики: "Проверка соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта физического образования…. Система измерителей должна быть содержательно валидна (т.е. должна полностью соответствовать требованиям стандарта), надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимость полученных при проверке результатов) и объективна (т.е. не должна зависеть от личности проверяющего).

Система измерителей может быть представлена в форме традиционных письменных контрольных работ, тестов, включающих задания с выбором ответа или краткими ответами, зачета и др. Все задания, независимо от их формы и того, какие умения они проверяют, считаются равновесомыми, исходя из равной значимости всех требований стандарта.


detskaya-surdopsihologiya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
detskie-i-yunosheskie-obshestvennie-organizacii-chast-6.html
detskie-obshestvennie-organizacii-invariant-i-variativnost.html
detskij-muzikalnij-teatr-ekspromt.html
detskij-yasli-sad-140-mest-s-bassejnom.html
detskoe-molodezhnoe-dvizhenie-omc-monolit-chast-3.html
  • predmet.bystrickaya.ru/soderzhanie-programmi-itogovih-ekzamenov-10-1-programma-mezhdisciplinarnogo-ekzamena-po-specialnosti-010101-matematika.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kurs-1-surdo-fakultet-korrekcionnoj-pedagogiki-ochnaya-forma-obucheniya-specialnost-surdopedagogika-specializaciya-stranica-7.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/magii-vozduha.html
  • occupation.bystrickaya.ru/n-p-popkova-uchyot-vspomogatelnih-stranica-3.html
  • college.bystrickaya.ru/33-polnomochiya-prokurora-po-osushestvleniyu-prokurorskogo-nadzora-za-ispolneniem-zakonov-pri-provedenii-operativno-rozisknoj-deyatelnosti-mb-vopr-35.html
  • turn.bystrickaya.ru/pamyatka-turistu.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-a-architecture-daujourdhui.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sozdanie-informacionnoj-sistemi-chast-4.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/morfologiya-skazki.html
  • report.bystrickaya.ru/hudozhestvennaya-literatura-na-inostrannih-i-na-russkom-yazike-byulleten-novoj-literaturi-postupivshej-v-fond.html
  • abstract.bystrickaya.ru/13-dopolnitelnoe-obrazovanie-v-licee-obrazovatelnaya-programma-mou-licej-5-na-2010-2011-gg-prinyata-na-pedagogicheskom.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnoe-pismo-mezhdunarodnaya-molodezhnaya-konferenciya-vosproizvodstvo-monitoring-i-ohrana-prirodnih-prirodnoantropogennih-i-antropogennih-landshaftov.html
  • assessments.bystrickaya.ru/detskij-sad-101-frunzenskogo-rajona-sankt-peterburga.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-98-rabota-za-predelami-normalnoj-prodolzhitelnosti-rabochego-vremeni-po-iniciative-rabotnika-sovmestitelstvo.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-ot-8-iyulya-2002-goda-325-o-prikaze-ministerstva-morskogo-flota-sssr-ot-17-07-83-148-stranica-10.html
  • college.bystrickaya.ru/10-razmnozhenie-1iz-istorii-razvedeniya-persidskih-koshek.html
  • urok.bystrickaya.ru/programa-na-kapitan-dyado-nikola-ad-gr-gabrovo-za-prilagane-na-principite-za.html
  • college.bystrickaya.ru/33-chislo-inostrannih-studentov-po-stranam-ochnoj-formi-obucheniya-naimenovanie-programmi-magistraturi-iili-aspiranturi.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-pod-nulevim-solncem-v-1983-chetvero-nazivavshih-sebya-kulakogolovimi-vzorvali-sostoyashuyu-iz-raznih-stilej.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-nedeli-francuzskogo-kino-12-sentyabrya-ponedelnik-v-19-00.html
  • znanie.bystrickaya.ru/91-l-v-kantorovich-razrabotka-teorii-linejnogo-programmirovaniya-istoriya-ekonomicheskih-uchenij.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obsledovanie-chast-2.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekzamen-dnm-r-02-mezhdunarodnoe-pravo-i-pravo-mezhdunarodnih-organizacij-lekciyaseminar.html
  • abstract.bystrickaya.ru/34-podgotovka-k-selskohozyajstvennomu-ispolzovaniyu-metodicheskie-ukazaniya-dlya-samostoyatelnoj-raboti-po-vipolneniyu.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-nekotorie-svedeniya-o-kapillyarah-cheloveka-sushnost-boleznej-glava-illyuzii-i-realnosti-sovremennoj.html
  • teacher.bystrickaya.ru/etyudi-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnostyam-070102-instrumentalnoe-ispolnitelstvo.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-intellektualnie-informacionnie-sistemi-specialnost.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-stimulirovanie-produktivnoj-deyatelnosti-pedagogov-studentov-shkolnikov-orientirovannoj-na-lichnostnuyu-i-tvorcheskuyu-samorealizaciyu.html
  • crib.bystrickaya.ru/ispolzovanie-instrumentov-municipalnogo-marketinga-v-realizacii-konkurentnih-preimushestv-gorodov-stranica-2.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-po-podgotovke-stranica-16.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/procedura-ocenki-personala-v-organizacii-tema-ponyatie-zadachi-i-funkcii-ocenki-personala-sistema-ocenki.html
  • klass.bystrickaya.ru/b-garantii-zanyatosti-informacionnij-byulleten-bolonskij-process.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-raboti-socialno-vospitatelnoj-sluzhbi-gskou-34-za-3-chetvert-201011-uchebnogo-god.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-10-sistema-rezhim-rezaniya-tipi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vidi-zalivok-uchebnoe-posobie-rekomendovano-uchebno-metodicheskim-obedineniem-po-obrazovaniyu-v-oblasti-fizicheskoj.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.