.RU

Контроль знаний и умений учащихся по физике

Введение

Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание ученых-методистов и учителей школы. Меня заинтересовала эта тема в период школьной практики, где я и еще несколько студентов столкнулись с проблемой выбора формы итогового контроля знаний и умений учащихся по теме

”Первоначальные сведения о строении вещества”. Решения были найдены разные, а следовательно, результаты и эффективность контроля также получились различными. Меня заинтересовали вопросы: какими критериями руководствуются учителя, планируя контрольные этапы? На какие знания надо опираться, чтобы составить и провести эффективный контроль знаний и умений учащихся?

Ответ на эти вопросы, а также разработка контрольных мероприятий по теме ”Первоначальные сведения о строении вещества” и составляют цель моей работы.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:1)выяснить, каковы цели проведения контроля знаний и умений учащихся; 2)выяснить, какие формы контроля сложились в практике учителей физики и какие рекомендации по проведению контроля дают учителя и методисты-ученые; 3)выяснить, каково место контроля при изучении физики; 4)выяснить, какие формы контроля знаний и умений учащихся целесообразно использовать при изучении темы “Первоначальные сведения о строении вещества”; 5)подготовить материалы для организации всех контрольных мероприятий по теме “Первоначальные сведения о строении вещества”.

Глава 1 . Виды контроля знаний и умений учащихся.

1.1. Цели контроля знаний и умений учащихся

Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса,когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений учащихся:

-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;

-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;

-определение итоговых результатов обучения на разном уровне. /№№ 6,11,12 /

Внимательно посмотрев на изложенные выше цели контроля знаний и умений учащихся, можно увидеть, что это есть цели учителя при проведении контрольных мероприятий. Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения – это приобретение знаний и умений учащимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным. Контроль должен восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может сориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Следовательно, к целям учителя мы должны добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Эта цель контроля, по-моему, является основной.

Может показаться, что изменение целей контроля знаний и умений учащихся – чисто теоретический вопрос и ничего не меняет на практике. Однако это не так. Если учитель будет относиться к контролю как к деятельности, важной для учащихся, сама форма проведения его, обсуждения результатов, проверки может быть иной. Так, например, проверка результатов и проставление отметок может производиться самими учащимися. При такой форме проверки они ощущают значимость контроля, выясняют свои ошибки, при проставлении отметок развиваются самокритичность и ответственность. Такой вид работы никогда бы не появился, однако, если бы учитель рассматривал цели контроля знаний и умений учащихся только как диагностирование и учет знаний.

С другой стороны представляется непонятным, как учитель может корректировать знания и умения учащихся, т.е. пополнять пробелы в знаниях учащихся, на контрольном этапе. Контрольные мероприятия могут служить лишь для диагностики наличия знаний и умений, но не для их корректировки. Контрольный этап имеет свои, совершенно определенные задачи, и не стоит пытаться вкладывать в его рамки задачи следующего этапа работы. Только после того, как выяснены недочеты в знаниях и умениях учащихся на контрольном этапе, можно говорить о последующей корректировке, если она необходима.

Согласно замечаниям, приведенным выше, я предлагаю сформулировать следующие цели контроля знаний и умений учащихся:

-подготовить учащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими новые физические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям;

-получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся физические знания, указанные в образовательной цели изучения темы (цикла знаний); научились ли учащиеся видам деятельности, указанным в цели по развитию изучения темы (цикла знаний).

При такой формулировке целей контрольного этапа обучения становится ясно, что он несет в себе только одну задачу: учет результативности обучения и выявление его пробелов, если они имеются, как учителем, так и, что не менее важно, самими учениками.

1.2 . Функции контроля знаний и умений учащихся.

Знание и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта.

Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая. /№№ 6,11,12 /

Контролирующая функция считается одной из основных функций контроля. Ее сущность состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой, на данном этапе обучения.

Сущность обучающей, или развивающей, функции проверки ученые видят в том, что при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания. Считается, что уроки, на которых учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации или объясняют физические явления, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.

Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся и учителя по результатам их труда, снабжении учителя информацией о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся – выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют дирекцию школы и родителей об успешности учебного процесса.

Диагностическая функция, иногда выделяемая как самостоятельная, близка ориентировочной. Она состоит в том, что учитель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но еще и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить.

Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности, собранности, дисциплины учащихся; помогает организовать наилучшим образом свое время.

Функции контрольного этапа, по моему мнению, должны отвечать сформулированным задачам контроля. Определив задачу как только лишь диагностирование знаний и умений учащихся, полученных ими в течение изучения данной темы (цикла знаний), я полагаю, что функциями контроля должны быть контролирующая и ориентирующая. Сюда можно добавить еще и воспитывающую функцию, т.к. любой вид деятельности влияет тем или иным образом на наш характер, а контроль, действительно, приучает нас к лучшей организации своей деятельности, к дисциплине и ответственности.

Что касается обучающей функции контроля, то здесь я приведу те же замечания, что и при рассмотрении корректирования знаний как одной из целей контрольного этапа.* Цель контроля состоит в диагностировании знаний и умений учащихся, и не следует пытаться ее расширить. Если учащиеся осознают свою цель на данном уроке как выяснение соответствия их знаний и умений предъявляемым требованиям, то и деятельность их будет направлена на достижение поставленной цели. Вряд ли они будут совершенствовать или систематизировать полученные знания. Я не отрицаю всей важности этапа систематизации знаний, полученных при изучении данной темы, а также исправления недочетов в этих знаниях, но эта деятельность имеет место на других этапах обучения и не должна считаться частью контрольного этапа.

Подводя итог всему сказанному, я предлагаю выделить контролирующую, ориентировочную и воспитывающую функции как функции контроля знаний и умений учащихся.

1.3. Формы контроля знаний и умений учащихся.

Формы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный стандарт физического образования обозначил обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках физики: "Проверка соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта физического образования…. Система измерителей должна быть содержательно валидна (т.е. должна полностью соответствовать требованиям стандарта), надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимость полученных при проверке результатов) и объективна (т.е. не должна зависеть от личности проверяющего).

Система измерителей может быть представлена в форме традиционных письменных контрольных работ, тестов, включающих задания с выбором ответа или краткими ответами, зачета и др. Все задания, независимо от их формы и того, какие умения они проверяют, считаются равновесомыми, исходя из равной значимости всех требований стандарта.


detskaya-surdopsihologiya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
detskie-i-yunosheskie-obshestvennie-organizacii-chast-6.html
detskie-obshestvennie-organizacii-invariant-i-variativnost.html
detskij-muzikalnij-teatr-ekspromt.html
detskij-yasli-sad-140-mest-s-bassejnom.html
detskoe-molodezhnoe-dvizhenie-omc-monolit-chast-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/majkl-a-kremo-stranica-43.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-po-informatike-lugovskogo-alekseya.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-pervaya-osnovi-razrabotki-pismennih-rabot-po-kursu-programma-disciplini-grazhdanskoe-pravo-osobennaya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-na-temu-frezernie-stanki-s-chislovim-programmnim-upravleniem-chpu.html
  • turn.bystrickaya.ru/perevod-s-yaponskogo-v-smolenskogo-stranica-46.html
  • institut.bystrickaya.ru/srok-zhizni-kompetencii-kak-socialno-obrazovatelnaya-problema.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-zashite-prav-yuridicheskih-lic-i-individualnih-predprinimatelej-pri-osushestvlenii-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-kontrolya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-belgoroda-i-belgorodskogo-kraya-v-datah.html
  • thesis.bystrickaya.ru/problemi-zashiti-prav-potrebitelej-v-sfere-dolevogo-uchastiya-grazhdan-v-stroitelstve-zhilih-domov-i-inih-obektov-nedvizhimosti-15.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-nauchno-prakticheskij-seminar-nir-02-praktiki-i-nauchno-issledovatelskaya-rabota.html
  • school.bystrickaya.ru/grazhdanskoe-pravo-obshaya-chast-chast-2.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oliver-bouden-renessans-stranica-11.html
  • college.bystrickaya.ru/22-svetovoe-izluchenie-metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-k-zanyatiyu-dlya-podgotovki-k-seminarskomu-zanyatiyu.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/pronikayushaya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4usloviya-realizacii-programmi-professionalnogo-modulya-primernaya-programma-professionalnogo-modulya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/votchetnom-godu.html
  • institut.bystrickaya.ru/trudovoj-dogovor-ponyatie-soderzhanie-i-forma.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kritika-relyativistskoj-dinamiki.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/b-a-linkoln-v-dzh-vashington-g-dzh-vagner.html
  • assessments.bystrickaya.ru/delovoe-obshenie-i-ego-vidi-elektronnij-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakritoe-akcionernoe-obshestvo-firma-port-eks-reestr-licenzirovaniya-mchs-rossii-za-period-s-01-07-2002-g-po.html
  • abstract.bystrickaya.ru/16-prochie-zaemnie-sredstva-otchet-o-finansovom-polozhenii-za-31-dekabrya-2009-goda-5-otchyot-o-sovokupnih-dohodah.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnoe-uravnenie-termodinamiki-eto-uravnenie-obedinyaet-formuli-pervogo-i-vtorogo-nachala-termodinamiki.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvivayushie-igri.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-harakteristika-ekonomicheskoj-kategorii-finansi-5.html
  • essay.bystrickaya.ru/chtenie-yazika-linii-b-g-klyujko-ohranyaetsya-zakonom-ob-avtorskom-prave-narushenie-ogranichenij-nakladivaemih-im.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-nalichii-zemel-i-raspredelenii-ih-po-formam-sobstvennosti-kategoriyam-ugodyam-i-polzovatelyam-yavlyaetsya-dokumentom-soderzhashim-obobshennie-svedeniya-o-zemelnom-fonde.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-6-nekommercheskoe-ajn-rend.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-dlya-attestacionnih-ispitanij-po-discipline-matematicheskij-analiz-i-linejnaya-algebra-tema-1.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-v-ekonomika-predpriyatiya.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-2-osnovnie-harakteristiki-menedzhmenta-vtoraya-chast-primernoj-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-raboti-mou-bikovskoj-sosh-15-na-1-chetvert-2009-2010-uchebnogo-goda.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyasnenie-k-kontrolnomu-zadaniyu-2-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-1-2-kursa-zaochnogo-obucheniya-visshih.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sekciya-sociologii-programma-56-j-nauchnoj-studencheskoj-konferencii-petrozavodsk-2004.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/8-klarnet-avgustinov-yu-uchites-igrat-na-royale-samouchitel-dlya-vzroslih-chast2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.