.RU

Контекстный подход в обучении иностранному языку

Контекстный подход в обучении иностранному языку


Введение

Состояние современного общества диктует новые условия, предъявляемые к качеству образования. Актуальность исследования заключается в том, что становление высококлассного специалиста в настоящее время требует активного привлечения всей системы профессиональной подготовки с первых дней учебной деятельности студентов. Современная учебная программа должна быть профессионально ориентированной. В качестве основного ориентира при подготовке специалистов должна выступать модель профессиональной деятельности специалиста. Основная цель данного исследования заключается в обосновании необходимости создания условий для трансформации учебно-познавательной деятельности в профессиональную, которая реализуется с помощью контекстного подхода к обучению. В данном случае моделируется образовательная среда, максимально приближенная по форме и содержанию к профессиональной деятельности. Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку студентов иностранных факультетов педагогических университетов. Предметом исследования выступает содержание и способы реализации контекстного подхода в обучении иностранному языку. Методы исследования заключаются в изучении специальной литературы по предмету, а также в её анализе и синтезе. Данная работа состоит из трёх частей: в первой представлены теоретические основы контекстного обучения; во второй - формы и методы контекстного подхода в обучении иностранному языку; в практической части - результаты проведённого эксперимента.


I. Теоретические основы контекстного подхода в обучении

1.1 Понятие «контекст» и «контекстное обучение» как смыслообразующие категории

Для определения понятия «контекстное обучение» рассмотрим вначале значения термина «контекст». Согласно «Новейшему философскому словарю»,контекст (лат. contextus - соединение, тесная связь) представляет собой квазитекстовый феномен, порождаемый эффектом системности текста как экспрессивно-семантической целостности и состоящий в супераддитивности смысла и значения текста по отношению к смыслу и значению суммы составляющих его языковых единиц. В языкознании и логике под контекстом понимают относительно законченный в смысловом отношении отрывок текста или речи, в котором выявляется смысл и значение входящих в него слов или предложений, как лингвистическое окружение определённой языковой единицы. Контекст также может определяться как система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которые влияют на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение ей как целому и её отдельным компонентам. При этом следует различать внутренний и внешний контексты. Под внутренним контекстом понимают индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека. К внешнему контексту относят предметные, пространственно-временные и иные характеристики обстоятельств, в которых человек действует.

Согласно развивающемуся в последние десятилетия контекстному подходу в образовании (А.А. Вербицкий), процесс и содержание профессионального образования должны исходить из главной цели – подготовки высококвалифицированного специалиста. Таким образом, контекстный подход в обучении представляет собой подход к проектированию педагогических систем и реализации образовательного процесса, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаковых средств наложено на канву этой деятельности. В теории контекстного обучения понятие «контекст» выступает смыслообразующей категорией, а создание в образовательном процессе многообразных контекстов жизни и профессиональной деятельности обеспечивает личностное включение обучающегося в процессы познания, овладение будущей профессиональной деятельностью. Таким образом, основной единицей содержания контекстного обучения является не блок информации, а система во всей её предметной и социальной неоднозначности и противоречивости.

Несмотря на то, что теория контекстного обучения изначально разрабатывалась применительно к проблемам профессионального образования, с появлением новых стандартов и требований в образовании, в частности, компетентностного подхода ее основные положения могут быть использованы и применительно к общеобразовательной школе.

1.2 Суть теории и практики контекстного подхода в профессиональном обучении

Образование представляет собой искусственную модель реальной жизни и профессиональной деятельности – по содержанию и формам обучения, по той деятельности, которую студент выполняет для усвоения этого содержания, по укладу жизни образовательного учреждения, ответственности и т.п. Из данного утверждения сформулируем основное противоречие профессионального образования – овладение профессиональной деятельности должно быть обеспечено в рамках качественно иной учебной деятельности. В ходе сравнительного анализа содержательного наполнении структуры учебной и профессиональной деятельности между ними были обнаружены существенные различия. В учебной деятельности преобладает потребность в учении, познавательный мотив, целью является общее и профессиональное развитие личности, предметом – учебная информация, средствами – психическое отражение реальности, результатом – деятельностные способности личности, система отношений к миру, людям, себе. В профессиональной деятельности ведущей считают потребность в труде, мотивом служит реализация интеллектуального и духовного потенциала, средствами – преобразование реальной действительности, предметом (для педагога) – сознание человека, и результатом – образованность людей. Поэтому для достижения целей формирования личности высококвалифицированного специалиста в вузе необходимо обучение, обеспечивающее трансформацию познавательной в профессиональную деятельность с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, поступков, средств, предметов и результатов. В отличие от студента в традиционном обучении специалистом в профессиональной деятельности сначала осуществляется анализ ситуации, обстановки, затем постановка задачи, её решение и доказательство истинности решения. Данная схема действий будущего специалиста служит обобщенной моделью познавательной деятельности студента в активном обучении контекстного типа.

В то же время, по мнению А.А. Вербицкого, часть студентов поступает в вуз с нейтральным и даже отрицательным отношением к профессиональной деятельности, которое может сохраниться до окончания института. Первоначальное положительное отношение к профессии в процессе учебы может смениться на нейтральное и даже отрицательное. В связи с этим, содержание и процесс обучения должны обеспечить не только предметную и социальную подготовку будущего специалиста, но и развивать профессиональную мотивацию. Одним из условий этого, по А.А. Вербицкому, является включение в учебный процесс различных элементов будущей профессиональной деятельности, которое может быть реализовано в ходе контекстного подхода в профессиональном обучении. Становление личности специалиста в контекстном обучении осуществляется в ходе последовательного включения студента в базовые формы деятельности:

· учебную деятельность академического типа,

например, информационная лекция. Уже на данном этапе обучения намечаются предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности: моделируются действия специалистов, ставятся имеющие теоретические, противоречивые по своей сути вопросы и проблемы;

· квазипрофессиональную – моделирование условий, содержания и динамику профессиональной деятельности, отношения занятых в ней людей (например, деловая, функционально-ролевая и имитационные игры);

· учебно-профессиональную деятельность, в ходе которой студент выполняет реальные исследовательские и практические функции, используя при этом интеллектуальные дидактические компоненты адаптивных образовательных систем в сочетании с традиционными формами совершенствования профессиональных компетенций. На данном этапе происходит процесс совершенствования профессиональных компетенций за счёт трансформации учебной деятельности в профессиональную.

А также промежуточные – любые, обеспечивающие поэтапную трансформацию одного вида деятельности в другой. Примерами могут служить проблемная лекция, семинар – дискуссия, групповое практическое занятие, тренинг, анализ деловых отношений, спецкурсы. Наличие данных условий придает целостность, системную организованность и личностный смысл усваиваемым знаниям, умениям, навыкам. Общепрофессиональные дисциплины в теории контекстного обучения преподаются исходя из будущей профессии.


1.3 Источники теории и технологий контекстного подхода в обучении иностранному языку

Источники теории и технологии контекстного обучения включают в себя:

1. деятельностную теорию усвоения социального опыта, опирающуюся на понятия действия, задачи, проблемы. Учение с позиции данной теории трактуется с деятельностных позиций, когда усвоение того или иного материала раскрывается путём его преобразования в систему некоторой задачи;

2. теоретическое обобщение практического опыта в методике преподавания иностранного языка, использование форм и методов инновационного обучения;

3. смыслообразующую категорию «контекст», отражающую влияние предметного и социальных контекстов будущей профессиональной деятельности студента и результаты его учебной деятельности.

Источниками выбора содержания контекстного обучения служат:

1.дидактическое преобразование соответствующих научных дисциплин

2. будущая профессиональная деятельность студентов по специальности «иностранный язык», представленная в виде моделей деятельности специалиста, включающая описании системы его основных функций, проблем, задач, предметных и социальных компетентностей, представляющих собойсовокупность умений структурировать научные и практические знания для лучшего решения педагогических и воспитательных задач. Под компетентностью понимаютспецифическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. Так, к критериям профессиональной компетентности учителя иностранного языка относятся умение развивать у учащихся коммуникативное и межличностное общение, компонентами которого являются лингвистическая, тематическая, социокультурная, учебно-познавательная компетенции.


dekorativnoe-ribovodstvo-v-otkritih-vodoemah.html
dekreti-o-sude.html
delegirovanie-polnomochij.html
delenie-i-klassifikaciya-ponyatij-2.html
delkti-v-civlnomu-proces.html
delo-1-2310-postanovleni-e-stranica-8.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-3-semestr-teksti-dlya-obyazatelnogo-chteniya-gongora.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-ot-2010-g-rabochaya-programma-k-uchebnomu-kursu-algebra-osnovnoe-obshee-obrazovanie-stranica-5.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-filosofskie-problemi-himii-specifika-filosofii-himii-istoricheskoe-osmislenie-nauki-kak-sushestvennij-komponent-filosofskih-voprosov-himii-tesnoe-vzaimodejst.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-raboti-kruzhka-dopolnitelnie-voprosi-matematiki-7-klass-2004-2005-uchebnij-god-vsego-51-chas.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/press-reliz-posyashyonnij-provedeniyu-chempionatov-mira-po-bistrim-shahmatam-i-blicu.html
  • control.bystrickaya.ru/dagestanskij-studencheskij-spasatelnij-korpus-oderzhal-pobedu-na-mezhdunarodnom-chempionate-informacionnoe-agentstvo-ria-dagestan-respublikanskoe-informacionnoe-agentstvo-15082011.html
  • textbook.bystrickaya.ru/intellektualnaya-igra-zvezdnij-chas-vedushij.html
  • esse.bystrickaya.ru/protestantizm-v-soedinennih-shtatah-zakon-i-blagaya-vest-25.html
  • znanie.bystrickaya.ru/43-uchebno-metodicheskaya-karta-vneauditornoj-samostoyatelnoj-raboti-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-poliklinicheskaya.html
  • klass.bystrickaya.ru/avtomaticheskie-ustrojstva-nastrojki-kompensacii-emkostnogo-toka-zamikaniya-na-zemlyu-v-setyah-6-35-kv-mironov-i-a-krichko-v-a-inzheneri-filial-oao-inzhenernij-centr-ees-firma-orgres.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/8-temi-referatov-i-metodicheskie-rekomendacii-po-ih-vipolneniyu-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej.html
  • bukva.bystrickaya.ru/razum-rebenka-pomogi-mne-sdelat-eto-samomu.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-7-a-v-pilcin-shtrafnoj-udar-ili-kak-oficerskij-shtrafbat-doshel-do-berlina.html
  • testyi.bystrickaya.ru/58-razdel-8-organizacionnij-plan-biznes-planirovanie-uchebnoe-posobie-tomsk-2010-recenzenti.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhurnala-izdaniya.html
  • write.bystrickaya.ru/g-i-mikerin-rukovoditel-tematicheskoj-sekcii-po-metodologii-i-standartam.html
  • essay.bystrickaya.ru/dnevnik-18-iyulya-dopolnenie-k-17mu-strugackij-otyagoshennie-zlom-ili-sorok-let-spustya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tamozhennoe-oformlenie-ponyatie-pravovaya-osnova-stadii-celi-uchastniki-chast-9.html
  • turn.bystrickaya.ru/politika-socialnij-institut-chast-5.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravovoe-regulirovanie-gosudarstvennoj-sluzhbi-v-tamozhennih-organah-chast-5.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rinochnoe-hozyajstvo.html
  • lesson.bystrickaya.ru/teorii-proishozhdeniya-zhizni-na-zemle.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-sostavleniya-i-provedeniya-prostejshih-samostoyatelnih-zanyatij-fizicheskimi-uprazhneniyami-chast-5.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-13-polozhenie-o-vnesenii-izmenenij-v-pravila-zemlepolzovaniya-i-zastrojki.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tradicionnaya-sistema-cigun-v-kitae-koncepciya-prosvetleniya-v-mahayana-shraddhotpada-shastre-pupishev-v-n.html
  • bukva.bystrickaya.ru/obshestvo-vzaimnogo-strahovaniya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-treninga-3-spisok-uchastnikov-treninga-dlya-yuristov-5-stranica-5.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-vospitaniya-i-socializacii-obuchayushihsya-na-stupeni-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-fgos-ooo-na-2012-2017-gg.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-tretej-glave-kompleksnoe-obustrojstvo-melioraciya-vodosborov-na-primere-rek-zapadnogo-bashkortostana.html
  • spur.bystrickaya.ru/kommentar-o-lyubo-kurtovicha.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-tyumen-2010-soderzhanie-poryadok-vipolneniya-referata-struktura-i-soderzhanie-raboti.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/v-chem-shozha-deyatelnost-izvestnih-samarskih-gubernatorov-dorevolyucionnogo-perioda-s-deyatelnostyu-sovremennogo-samarskogo-gubernatora-katitova-chast-3.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vsemirnij-den-aviacii-i-kosmonavtiki-den-smeha-den-duraka.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-tema-vozmozhnosti-ispolzovaniya-kulturnih-resursov-regiona-v-processe-obucheniya-osnovam-pravoslavnoj-kulturi.html
  • university.bystrickaya.ru/fgbou-vpo-rgutis-fakultet-servisnih-tehnologij-kafedra-tehnologij-v-servise-i-turizme-utverzhdayu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.