.RU

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад №6 «Родничок» первой категории р.п.Межозёрный


ПРОЕКТ


«Организация системы работы

по внедрению метода проектов

в образовательный процесс ДОУ»


Автор:

Шевченко С.Н.

старший воспитатель

I квалификационная категория

Краткая аннотация проекта

Цель данного проекта — создание системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии — «метод проектов».

Данный проект направлен на педагогов, родителей.

Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Проект будет реализовываться через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создание предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.

Всего в проекте будет включено 15 педагогов, 3 группы детей старшего дошкольного возраста, 2 группа среднего возраста, 4 группы раннего возраста и члены их семей.


^ Постановка проблемы


Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных изменений.

Основными документами, регламентирующими деятельность современного дошкольного образовательного учреждения, являются:

  1. Закон Российской Федерации об образовании.

  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

  3. Федеральная целевая программа развития образования 2006-2010г.

Образовательный процесс ДОУ направлен на выполнение социального заказа родителей, общества, государства.

В концепции модернизации российского образования (от 29 декабря 2001 года №1756-Р п.2) отмечено, что «развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Кроме того, в докладе Государственного совета Российской Федерации о развитии образования на данном этапе (от 21 марта 2006г.) указано на необходимость обеспечения открытости образования как государственной общественной системы.

«Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты».

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования.

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, мы убедились в эффективности использования «метода проектов» в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

Так же метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Но, внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма.

Мы рассчитываем, что благодаря предлагаемому проекту, педагоги смогут освоить новую технологию - метод проекта, что позволит изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.


^ Цель проекта


Создание системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой технологии — «метод проектов».


Задачи


1. Организовать систему из семинаров, консультаций, тренингов по освоению педагогами метода проекта в дошкольном образовании.

2. Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию в проектной деятельности.

3. Организовать методическое объединение педагогов ДОУ «Метод проектов в детском саду».

4. Создать предметно-пространственную среду, соответствующую
требованиям проектного метода.


^ Стратегия достижения поставленных целей


Реализация поставленных задач будет происходить в 3 этапа: подготовительный, реализационный, итоговый.


I этап - отбор участников проекта, подбор методической, справочной
литературы по методу проекта.

Отбор участников будет проводиться на основе желания самих педагогов включиться в реализацию предлагаемого проекта и по результатам собеседования. Главным критерием при этом будет готовность персонала к открытости и изменениям в работе с детьми (см. приложение № 1)


II этап - реализационный



^ Форма работы

Наименование

мероприятий

Ответственные

Сроки

проведения

Консультации

«Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»




Октябрь

«Создание пространственной среды в группе»

ст. воспитатель

Ноябрь

«Участие родителей в проектной деятельности»

ст. воспитатель, воспитатели групп

Декабрь

Семинары

практикумы

«Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»


ст. воспитатель, воспитатели

Октябрь

«Составление схемы взаимодействия воспитателей и специалистов»

ст. воспитатель, воспитатели, специалисты

Октябрь

«Разработка перспективного тематического планирования»

ст. воспитатель, воспитатели

Ноябрь

«Разработка групповых проектов»

ст. воспитатель, воспитатели

Декабрь - январь

Презентация проектов

Воспитатели

Февраль - март




Посещение открытых просмотров




В течение года

Тренинг

«Участие в проектной деятельности»

ст. воспитатель

Март

Педсовет

«Работаем по методу проектов. Защита авторских проектов»

ст. воспитатель, воспитатели

Апрель




«Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства»

Заведующая, ст. воспитатель

Май

III этап - итоговый, включает в себя подведение итогов, анализ полученных результатов, обобщение опыта работы педагогов

^ Рабочий план

Сентябрь

Собеседование с педагогами и подбор кадров.

Диагностические исследования с целью выявления

познавательных интересов у детей.

Обучающие семинары «Общие основы проектирования.

Метод проектов в дошкольном образовании»

Октябрь

Приобретение и подбор методической литературы.

Организация МО, разработка и утверждение Положения

Консультация «Вариативность использования интегрированного

метода в воспитании дошкольников»

Составление схемы взаимодействия воспитателей и

специалистов.

^ Ноябрь

Консультация по созданию развивающей среды

Разработка перспективного тематического планирования.

Декабрь

Консультация «Участие родителей в проектной деятельности»

Разработка групповых проектов

^ Январь

Разработка групповых проектов

Февраль

Презентация проектов

Март

Тренинг «Участие в проектной деятельности»

Конкурс авторских проектов.

^ Апрель

Педагогический совет «Работаем по методу проекта»

Май

«Метод проектов как форма организации единого образовательного процесса»


^ Ожидаемые результаты

При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:

  1. 15 педагогов дошкольного учреждения освоят идеи и методы проектной деятельности, смогут использовать данную технологию в работе с детьми.

  2. Повысится уровень активности детей, возрастет самостоятельность в решении поставленных задач.

3. Изменится стиль общения взрослого с ребенком.

4. Родители станут активными участниками образовательного процесса.
Взаимодействие с семьей позволит добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

^ Оценка результатов

Оценка эффективности данного проекта будет проводиться по трем направлениям: педагоги, дети, родители.

Оценка качества овладения умениями и навыками педагогов будут оцениваться на семинаре при помощи анкет.

Оценка качества практической деятельности будет оцениваться руководителями проекта при непосредственном посещении группы, изучению и анализу авторских проектов.

Оценка познавательной активности детей будет отслеживаться через беседы с детьми, наблюдениями за ними во время проектной деятельности и проведению занятий, через беседы с воспитателями и родителями.

По окончании проекта будет проведено анкетирование воспитателей и родителей по оценке эффективности проекта.


Список литературы:


  1. Концепция Модернизации российского образования на период до 2010года. Москва 2004.

  2. Об образовании. Закон Российской Федерации №3266-1. Москва 2005.

  3. Федеральная целевая программа развития образования 2006-2010гг.

  4. 4.Доклад государственного совета Российской Федерации о развитии образования на данном этапе (от 21.03.06 г.)

  5. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Москва 2005.

  6. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Москва 2004.

  7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Москва 2005.

  8. Кочергина В. Н. Интегрированный подход к работе по методу проектов в экологическом воспитании дошкольников / В. Н. Кочергина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития и лечебная педагогика. - 2007. - N 6. - С.36-43

  9. Смирнова О. Приобщение к книге: опыт реализации проектной модели / О. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 8. - С.51-53

  10. Флегонтова Н. П. "Метод проектов" в педагогике Джона Дьюи [Текст] / Н. П. Флегонтова // Ребенок в детском саду. - 2003. - N 4. - С.39-43

  11. Хилтунен Е. Дайте детям сначала задать вопросы!: о методах проектов в детском саду и школе Монтессори / Е. Хилтунен // Детский сад со всех сторон. - 2007. - N 30. - С.2

  12. Харченко Д. Мы - друзья животных: совместный проект детей, родителей и воспитателей / Д. Харченко // Детский сад со всех сторон. - 2007. - N 11. - С.7-9

  13. Шибакова Л. Цветочный город: [проект "Мир удивительных цветов"] / Л. Шибакова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 7. - С.59-61

  14. Смирнова О. Приобщение к книге: опыт реализации проектной модели / О. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 8. - С.51-53

Статья содержит конспект занятия "Как рождается книга?"


Приложение № 1


Примерные вопросы для собеседования с педагогами с целью включения в реализацию данного проекта.


1.Как вы понимаете проблему личностного подхода в работе с дошкольниками?

2. Интересовались ли Вы проектной деятельностью?

3. Что Вы знаете о методе проекта, в чем преимущество данной технологии?

4. Готовы ли Вы к освоению и внедрению метода проектов в свою педагогическую деятельность?

5. Каких знания и умений в работе по этому направлению вам не хватает?

Приложение № 2


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР-детский сад№6 «Родничок»


ПОЛОЖЕНИЕ

О методическом объединении

«Метод проектов в ДОУ»


1. Общие положения

1.1.МО «Метод проектов в ДОУ» включает в себя старшего воспитателя, воспитателей групп старшего дошкольного возраста МДОУ № 451.

1.2. Заседания проводятся 4 раза в год

1.3. На заседание МО могут приглашаться администрация ДОУ, узкие специалисты, воспитатели других групп, педагоги других дошкольных учреждений.


2. Задачи МО

2.1. Обеспечить профессиональный и творческий рост педагогов ДОУ

№6 «Родничок».

    1. Осваивать и качественно реализовывать новую технологию «Метод проектов»

    2. Изучать и анализировать состояние работы по проектной деятельности.

    3. Обобщать прогрессивный опыт педагогов в работе по проектной деятельности.




  1. Организация работы МО

    1. МО возглавляется руководителем

    2. Руководитель избирается членами МО из числа педагогов, имеющих высшую и первую квалификационную категорию.

    3. МО планирует свою работу на учебный год




  1. Документация

    1. План работы МО на год

    2. Протоколы заседаний МО

    3. Анализ деятельности за год


Приложение № 3


Муниципальное образовательное учреждение «ЦРР- детский сад №6

«Родничок»


Метод проектов

в дошкольном образовании

Выступление с опытом работы


р.п. Межозёрный

2009

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в школах США. По мнению Джона Дьюи, основоположника данной технологии. Опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных проектов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.


«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.


Работая по методу проектов один год, можно сделать следующие выводы:

1. Метод проектов возможно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду.

Наше дошкольное учреждение работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду «Детство», разработанной кафедрой дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, С.-Петербург. Данная программа предусматривает комплексно-тематическое планирование образовательного процесса. Темы многих проектов, реализуемых в группе, сочетаются с темами, предусмотренными программой «Детство». Это позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний.


2. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

3. Метод проекта можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ.

Прежде чем приступить к работе с детьми по методу проектов, мы провели целенаправленную просветительскую работу с родителями. Познакомили их с инновационной технологией, раскрыли ее преимущества и целесообразность использования с детьми дошкольного возраста. Отметили необходимость участия родителей в реализации проектов.

На первых этапах работы не все родители активно включались в реализацию проектов, ссылались на занятость и нехватку времени. Но позже они поняли, как это важно для самого ребенка, потому что еще одним из приоритетных направлений в методе проектов является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

На данном этапе родители и другие члены семей наших воспитанников активно включаются в работу по предложенным проектам.

Родители, участвуя в реализации проекта, могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

4. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Это подтверждают социометрические исследования, проводимые ежегодно воспитателями групп.


Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проектов способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.


Приложение № 4


«Опыт работы

дошкольного учреждения

по методу проектов»


(данное приложение рассматривается

как промежуточные результаты реализации проекта)


В ДОУ идет реализация предлагаемого проекта по организации системы обучения и внедрение технологии «Метод проектов» в образовательный процесс ДОУ. На сегодня мы можем говорить о следующих результатах:


  1. Организовано учрежденческое методическое объединение «Метод проектов в детском саду», руководитель методического объединения Надыршина Я.Ш.

  2. Круглый стол «Проектная деятельность педагогов в системе здоровьесбережения».

  3. Педагоги посещали открытые занятия по проектной деятельности в группах №5 «Речецветик»( воспитатель Белюнова И.Н.), №9 «» (воспитатель Ларионова Н.Г.,) №2 «Теремок» (воспитатель «Зайцева О.Ю.),№6 «Смешарики»(воспитатель Кабирова З.Р.), №7 «Звёздочки»( воспитатель Надыршина Я.Ш., Микова В.А.

  4. Семинар- практикум «Защита проектов».

Анализ представленных проектов показал, что педагоги положительно воспринимают инновационные преобразования, имеют творческий потенциал, способны совершенствовать опыт работы на основе проектирования стратегии своего профессионального роста. Первые проекты, разработанные педагогами, стали отправной точкой для внедрения в деятельность нашего учреждения технологии проектирования, а их защита- одной из вариативных форм прохождения педагогами второго этапа аттестации.


Метод проектов мы рассматриваем как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ.

Прежде чем приступить к работе с детьми по методу проектов, мы познакомили родителей с инновационной технологией, раскрыли её преимущества и целесообразность использования с детьми дошкольного возраста. Отметили необходимость участия родителей в реализации проектов.

На первых этапах работы не все родители активно включались в реализацию проектов, ссылаясь на занятость и нехватку времени, но увидев первые результаты, стали участниками проектной деятельности.

В настоящее время родители и другие члены семей наших воспитанников активно включаются в работу по реализации проектов.

Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стали непосредственными участниками образовательного процесса.

Происходит взаимообогащение взрослых и детей.


Главное – мы видим изменения в наших воспитанниках.


Действуя самостоятельно, дети научились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях (чтение книг, просмотр видеофильмов, экскурсии, общение с окружающими людьми и т.д)


Реализовали совместные проекты:



Вывод: Внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проектов, способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.


Тема педсовета: «Работаем по методу проектов. Защита авторских проектов»


Цель: Провести анализ разработанных проектов и их апробация в педагогиче ском процессе ДОУ;

Развивать презентативные и рефлексивные умения воспитателей.


План:


Ход педсовета:


Уважаемые коллеги, я приглашаю вас на игровую площадку фантазии. Сегодня хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод.

Сегодня нам предстоит рассмотреть творческие проекты воспитателей, которые были разработаны и апробированы на практике в процессе овладения навыками проектной деятельности. Авторам проектов предлагается продемонстрировать свои презентационные и рефлексивные умения, представив свой труд в наиболее выгодном свете. Анализ собственной деятельности поможет по достоинству оценить работу коллег на ниве инновации и многому научиться на основе их достижений и неудач.


Педагогам особенно важно знать, что метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально(скажем, через рассказ и пояснение). В первую очередь это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И ещё важна способность ощущать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, который невозможно получить при других формах обучения.


(презентация проектов)


^ Подведение итогов:

Закрывая сегодняшний педсовет, хочется поблагодарить всех участников и сообщить, что он прошёл весьма плодотворно. Необходимо отметить творческую работу каждого воспитателя в режиме инновационных технологий.

Имея различную базу подготовки, каждый воспитатель справился с поставленной задачей и решил её эффективно и оригинально. Таким образом, все воспитатели значительно повысили свою педагогическую культуру, расширили область собственных знаний и умений, а педагогический процесс приобрёл ряд инновационных изменений. Ещё преимущество метода проектов- это улучшение качества обучения наших воспитанников, ради которых и затевают все инновационные преобразования. Не стоит забывать об этой самой главной цели нашей педагогической деятельности, которая нашла сегодня достойное решение.

(награждение грамотами и призами за участие в конкурсе «Предметно-развивающая среда».(заведующий)


Хочется выразить благодарность всем участникам педсовета и пожелать дальнейших плодотворных успехов в воспитании и обучении подрастающего поколения.

biografiya-ivana-franka-chast-2.html
biografiya-lva-tolstogo.html
biografiya-nekrasova-2.html
biografiya-petra-i.html
biografiya-yuriya-trifonova.html
biohimiya-moloka.html
  • lesson.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-3-stranica-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-itogovoj-obrazovatelno-nauchnoj-konferencii-studentov-kazanskogo-universiteta-2011-god.html
  • college.bystrickaya.ru/2-soderzhanie-uchebnoj-disciplini-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nogi-iz-glini-stranica-6.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/luchshie-alpinistskie-lageri-narodi-nashej-velikoj-rodini-po-ustanovivshejsya-tradicii-otmechayut-trudovimi-podvigami.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-01-10-2009-g431-ob-organizacii-i-provedenii-5-dnevnih-sborov-po-40-chasovoj-uchebnoj-programme-po-kursu-obzh.html
  • institute.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-uralsvyazinform-kod-emitenta-stranica-4.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-10-mirovoj-rinok-uslug-uchebnoe-posobie-sfera-uslug-v-sovremennom-obshestve-ekonomika-menedzhment-marketing.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pensionnij-fond-kameralnie-proverki.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vserossijskaya-distancionnaya-igra-konkurs-labirintami-znanij-k-tajnam-atlantidi-5-6-klass.html
  • school.bystrickaya.ru/m21-malceva-anna-vyacheslavovna-bibliograficheskij-ukazatel-trudov-prepodavatelej-i-sotrudnikov-sankt-peterburgskoj.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sovremennoe-mirovoe-hozyajstvo.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/organizaciya-strahovogo-dela-strahovoj-rinok.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-3-doklad-o-rezultatah-monitoringa-i-kontrolya-vipolneniya-municipalnogo-zadaniya-na-predostavlenie-municipalnih.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-professionalnoj-perepodgotovki-mirovaya-ekonomika.html
  • notebook.bystrickaya.ru/intellektuali-xxi-veka.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-rezultatov-socialno-gigienicheskogo-monitoringa-za-sostoyaniem-fakticheskogo-pitaniya-naseleniya.html
  • letter.bystrickaya.ru/nauchno-proizvodstvennoe-obedinenie-elektronmash.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-dlya-lic-postupayushih-na-napravlenie-podgotovki-032700-68-filologiya.html
  • urok.bystrickaya.ru/priglashenie-k-delovomu-sotrudnichestvu-stranica-11.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rasskaz-s-kommentariyami-kotorih-ne-menshe-chem-sam-rasskaz-stranica-12.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-v-usmanov-zaveduyushij-redakciej-p-v-alesov-redaktor-t-p-ulyanova-hudozhestvennij-redaktor-v-b-shimkevich-korrektori-m-e-roshal-t-v-dudova-dizajn-i-verstka-e-yu-pashej-bbk-55-653-57-stranica-13.html
  • teacher.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-2-kvartal-2008-goda-stranica-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-provedenii-vtoroj-mezhdunarodnoj-nauchnoj-konferencii-innovacionnoe-razvitie-ekonomiki-rossii-resursnoe-obespechenie.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-6-kommentarii-dlya-uchitelej-urok-odeyanie-sotkannoe-na-nebesah-3-urok-kommentarii-dlya-uchitelej-7.html
  • holiday.bystrickaya.ru/naznachenie-i-oblast-primeneniya-poluavtomaticheskoj-svarki-pod-flyusom.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/puti-sovershenstvovaniya-turizma-kak-sredstva-vozrozhdeniya-kulturno-istoricheskih-cennostej-kaliningradskogo-anklava-chast-8.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-o-sostoyanii-zdorovya-naseleniya-moskvi-v-2009-godu-moskva-2010.html
  • reading.bystrickaya.ru/kolyaski-matreshka.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-seminara-3-po-discipline-istoriya-ekonomicheskih-uchenij-dlya-studentov-2-kursa-bakalavriata-po-napravleniyu-ekonomika.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-provedenii-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-vipusknikov.html
  • college.bystrickaya.ru/12-predposilki-dvizheniya-dekabristov-formirovanie-revolyucionnoj-ideologii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kontrolnih-kursovih-rabot-po-discipline-intellektualnie-informacionnie-sistemi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/riskove-svrzani-s-finansovite-instrumenti-konsolidiran-otchet-za-finansovoto-sstoyanie-1.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/municipalnaya-sobstvennost-kak-obekt-municipalnogo-upravleniya-na-primere-mo-gorod-arhangelsk.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.