.RU

Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи

Министерство Образования и Науки

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет"

(ФГОУ ВПО «АмГПУ»)

Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи

Курсовая работа

по специальности 050715 «Логопедия»

со специализацией «Ранняя логопедическая диагностика и коррекция»

г. Комсомольск-на-Амуре

2009


Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы использования информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи

1.1 Психолого–педагогическая характеристика младших школьников с общим недоразвитием речи

1.2 Применение информационных компьютерных технологий в коррекционно – развивающем обучении

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи

2.1 Состояние речевых и неречевых функций у младших школьников с общим недоразвитием речи

2.2 Методические рекомендации для логопедов по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи

Заключение

Библиографический список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Введение

Информационные компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. В основу использования информационных компьютерных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в коррекционно – образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

Действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с речевыми нарушениями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

По мнению многих исследователей, ведущими в структуре речевого дефекта у детей с общим недоразвитием речи являются неполноценность языкового развития детей, недостаточная сформированность метаязыковых навыков, связанных с осознанием единиц речи, нарушенные процессы анализа и синтеза. Однако, как показывают исследования ведущих отечественных дефектологов (Р.М. Боскис, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, А.Н. Корнев), при дизонтогенезе в той или иной мере страдает не только речевая, но и связанные с ней высшие психические функции (зрительно-пространственные представления, слухо-моторные и оптико-моторные координации и т.д.). Исходя из этого, мы предполагаем, что преодоление речевого недоразвития будет более успешно, если в системе коррекционно – развивающего обучения будут использованы средства, направленные на развитие не только речевых, но и неречевых функций. Мы считаем, что современные информационные компьютерные технологии отвечают этим требованиям.

Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими речевые нарушения, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения включать информационные компьютерные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию речевых и неречевых функций, а также предоставляя свободу выбора форм и средств деятельности.

Таким образом, доказана необходимость использования компьютера в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, но теоретические, дидактические и методические аспекты подобной работы еще требуют всестороннего и глубокого изучения. Актуальность данной проблемы позволяет нам определить тему и цель нашего исследования.

Цель исследования : Разработать методические рекомендации по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи.

Объект исследования : особенности развития речевых и неречевых функций у детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Предмет исследования : процесс использования информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении младших школьников с общим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования : мы предполагаем, что успешное преодоление общего недоразвития речи у младших школьников будет результатом использования информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи.

Для реализации цели и гипотезы исследования нами были определены следующие задачи :

1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу исследования;

2) Изучить особенности развития речевых и неречевых функций у детей, имеющих общее недоразвитие речи.

3) Разработать методические рекомендации по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи.

Для достижения цели и задач исследования нами были использованы следующие методы :

1) теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

2) изучение и анализ педагогической и медицинской документации;

3) количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.


Глава 1. Теоретические основы использования информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи

1.1 Психолого–педагогическая характеристика младших школьников с общим недоразвитием речи

В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений в логопедии выделяют категорию детей с таким нарушением, как общее недоразвитие речи (ОНР), при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур.

В настоящее время под общим недоразвитием речи следует понимать форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Речь страдает как целостная функциональная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй.

Контингент младших школьников с общим недоразвитием речи представлен, в основном учащимися, имеющими общее недоразвитие третьего и четвертого уровня. В соответствии с рамками нашей работы рассмотрим кратко проявления речевого недоразвития и особенности психического развития при общем недоразвитии речи третьего и четвертого уровней.

Третий уровень речевого развития характеризуется развернутой речью без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На фоне сравнительно развернутой обиходной речи наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка, появляющаяся, например, в ошибках согласования и управления. Отмечаются также недостатки произношения отдельных звуков или групп звуков, слоговой структуры слова, особенно при воспроизведении слов со стечением согласных или многосложных слов. Обнаруживаются затруднения в овладении звуковым анализом и синтезом слов, а отсюда — специфические затруднения в письме и чтении. При хорошем понимании обиходной речи наблюдается недостаточно полное понимание читаемого текста из-за отдельных пробелов в развитии фонетики, лексики и грамматики. Дети не могут связно излагать свои мысли. Наибольшие затруднения наблюдаются при построении произвольной связной речи, так как отсутствует правильная грамматическая связь, логика событий не передается. Сложные предложения в речи детей отсутствуют.

В настоящее время описание такого сложного речевого дефекта, как общее недоразвитие речи, было бы неполным без характеристики дополнительного четвертого уровня речевого развития. К нему относятся дети с нерезко выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Незначительные нарушения всех компонентов языка выявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий.


glava-4-kachestvennie-issledovaniya-v-nauke-i-praktike-83-d-a-leontev.html
glava-4-kak-izbezhat-nenuzhnih-razocharovanij-vash-pervij-god-v-setevom-marketinge.html
glava-4-klyuchevie-preimushestva-strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-municipalnogo-obrazovaniya-kotlas.html
glava-4-konfucianstvo-i-modernizaciya-tajvanskogo-obshestva-v-g-burov.html
glava-4-madelin-uikhem-nevesta.html
glava-4-missis-esher-agata-kristi.html
  • books.bystrickaya.ru/bezopasnost-alkogolnoj-produkcii.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-po-napravleniyu-podgotovki-020400-biologiya-stranica-5.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-na-2009-2012-godi-predsedatel-upravlyayushego-soveta-stranica-7.html
  • occupation.bystrickaya.ru/n-v-makarova-i-dr-pod-red-n-v-makarovoj-m-finansi-i-statistika-2009-768c-il-chz-ab.html
  • notebook.bystrickaya.ru/klyuchevie-slova.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sobranie-sochinenij-daniil-harms-dnevniki-stranica-39.html
  • uchit.bystrickaya.ru/temi-prakticheskih-zanyatij-dlya-studentov-istoricheskih-fakulteta-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-speckursu-konsultirovanie.html
  • education.bystrickaya.ru/2-razvitie-i-ispolzovanie-franchajzinga-v-rossii-i-za-rubezhom-diplom-urao.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glavnij-opredelitel-gurvica-metodicheskie-ukazaniya-po-uchebnoj-discipline-avtomaticheskoe-upravlenie.html
  • nauka.bystrickaya.ru/utverzhdayu-direktor-gou-nosh-1704-programma-po-vospitaniyu-uchashihsya-gou-nosh-shkola-zdorovya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-na-temu-obshie-cherti-razvitiya-rossii-i-zapada-v-nachale-hh-go-veka.html
  • tasks.bystrickaya.ru/14-podgotovka-inzhenera-v-visshem-uchebnom-zavedenii-tehnologiya-energonasishennih-materialov-i-izdelij-vseh-form.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshestvo-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu-zhivaya-kosmetika-sibiri.html
  • student.bystrickaya.ru/16-sentyabrya-2010-g-900-1200-programma-ix-sezda-travmatologov-i-ortopedov-rossii-15-sentyabrya-2010-goda.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-igra-po-tipu-televiktorini-svoya-igra.html
  • predmet.bystrickaya.ru/semenova-nadezhda-kremnij-element-zhizni-stranica-21.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-i--bogi-obozhestvlennie-predki-civilizacii-migracii-plemen-istoki-verovanii-v-zerkale-mifa-tak.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhrecheskaya-korporaciya-i-eyo-rol-v-sisteme-obshestvennogo-samoupravleniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-o-rezultatah-deyatelnosti-federalnoj-sluzhbi-gosudarstvennoj-statistiki-v-2014-godu-i-osnovnih-napravleniyah-na-2015-god-i-na-planovij-period-2016-i-2017-godov-moskva-2015.html
  • uchit.bystrickaya.ru/terrafima-eskalona-gospital-im-korolya-benua-ribi-vishli-iz-vodi-na-sushu-ptici-podnyalis-s-zemli-v-nebo.html
  • spur.bystrickaya.ru/levada-centr-obshestvenno-politicheskie-smi-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-12-fevralya-2010-god.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-poryadok-raschetov.html
  • control.bystrickaya.ru/bol-priroda-boli-afferentnie-puti.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-cpmss-sobranie-predstavitelej-predpriyatij-i-organizacij-obshestvennosti-rajona-ob-itogah-ekonomicheskogo.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/universiteti-i-nauchnie-uchrezhdeniya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-tema-statisticheskoe-opredelenie-veroyatnosti.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-nevrologii-i-nejrohirurgii-sostavlena-na-osnove-tipovoj-programmi-po-nevrologii-i-nejrohirurgii-dlya-studentov-visshih-medicinskih-uchebnih-zavedenij.html
  • university.bystrickaya.ru/filial-gosudarstvennogo-uchrezhdeniya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-ii-o-zakate-s-savaim-to-est-so-stad-i-skota-opredelenie-termina-eavaim.html
  • writing.bystrickaya.ru/24-finansovoe-obespechenie-funkcionirovaniya-ou-i-obespechenie-bezopasnosti.html
  • education.bystrickaya.ru/13-laboratornaya-rabota-1-opredelenie-teploti-rastvoreniya-metallicheskogo-magniya-mg-v-rastvore-solyanoj-kisloti-hcl.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proekt-pedagogicheskie-kanikuli.html
  • crib.bystrickaya.ru/gubernator-novosibirskoj-oblasti-postanovlenie-ot-3-dekabrya-2007-g-n-474-o-strategii-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-novosibirskoj-oblasti-na-period-do-2025-goda-stranica-7.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sostav-centra-plan-prospekt-kursovih-meropriyatij-chuvashskogo-respublikanskogo-instituta-obrazovaniya-na-2009-2010-uchebnij-god.html
  • znanie.bystrickaya.ru/98-chego-nikogda-ne-nuzhno-delat-rukovodstvo-soderzhit-informaciyu-o-sostoyanii-konvejera-na-moment-postupleniya-v-prodazhu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.