.RU

Федор Михайлович Достоевский - часть 2

Сам же Достоевский находился тогда под влиянием Ивана Николаевича Шидловского, выпускника Харьковского университета, служившего в Министерстве финансов. Они познакомились случайно, в гостинице, где Федор с Михаилом остановились в первые дни приезда в Петербург. Шидловский был на пять лет старше Достоевского и буквально покорил юношу. Шидловский писал стихи и мечтал о призвании литератора. Он верил в огромную, преобразующую мир силу (*29) поэтического слова и утверждал, что все великие поэты были строителями и "миросозидателями". "Ведь в "Илиаде" Гомер дал всему древнему миру организацию духовной и земной жизни,- делится Достоевский общими с Шидловским мыслями в письме брату Михаилу.- Поэт в порыве вдохновения разгадывает Бога..."

Но в 1839 году Шидловский внезапно оставил Петербург, потрясенный несчастной любовью,- уехал, и след его затерялся. Рассказывали, что он ушел в Валуйский монастырь, но потом, по совету одного из мудрых старцев, решил совершить "христианский подвиг" в миру, среди своих крестьян. "Он проповедовал Евангелие, и толпа благоговейно его слушала: мужчины стояли с обнаженными головами, многие женщины плакали". Так ушел в народ первый на жизненном пути Достоевского религиозный мыслитель-романтик, будущий прототип князя Мышкина, Алеши Карамазова: "Это был большой для меня человек, и стоит он того, чтобы имя его не пропало".

8 июля 1839 года скоропостижно, от апоплексического удара скончался отец. Известие это настолько потрясло Достоевского, что с ним случился первый припадок - предвестник тяжелой болезни, которая будет мучить его всю жизнь,- эпилепсии. Горе усугубили не подтвержденные следствием слухи, что отец умер не своей смертью, а убили его мужики за крутой нрав и барские прихоти.

Начало литературной деятельности

"Бедные люди". 12 августа 1843 года Достоевский окончил полный курс наук в верхнем офицерском классе и был зачислен на службу в инженерный корпус при Санкт-Петербургской инженерной команде, но прослужил он там недолго. 19 октября 1844 года Достоевский решил круто изменить свою жизнь и уйти в отставку: манила, звала к себе, неотступно преследовала на каждом шагу давно проснувшаяся в нем страсть - литература. Еще в 1843 году он с упоением, слово за словом переводил "Евгению Гранде" Бальзака, вживался в ход мысли, в движение образов великого романиста Франции. Но переводы не могли утолить разгоравшуюся в нем литературную страсть. "В юношеской фантазии моей я любил воображать себя иногда то Периклом, то Марием, то христианином времен Нерона... И чего я не перемечтал в моем юношестве, чего не пережил всем сердцем, всею душою в золотых воспаленных грезах..." Он любил воображать себя каким-нибудь известным романтическим героем, чаще всего шиллеровским...

Но вдруг... В январе 1845 года Достоевский пережил важ-(*30)ное событие, которое он назвал впоследствии "видением на Неве". Вечерело. Он возвращался домой с Выборгской и "бросил пронзительный взгляд вдоль реки" "в морозно-мутную даль". И тут показалось ему, что "весь этот мир, со всеми жильцами его, сильными и слабыми, со всеми жилищами их, приютами нищих или раззолоченными палатами, в этот сумеречный час походит на фантастическую грезу, на сон, который, в свою очередь, тотчас исчезнет, искурится паром к темно-синему небу".". И вот в эту-то именно минуту открылся передним "совершенно новый мир", какие-то странные фигуры "вполне прозаические". "Вовсе не Дон-Карлосы и Позы, а вполне титулярные советники. И "замерещилась" "другая история, в каких-то темных углах, какое-то титулярное сердце, честное и чистое... а вместе с ним какая-то девочка, оскорбленная и грустная". И "глубоко разорвала" ему "сердце вся их история".

В душе Достоевского совершился внезапный переворот. Отлетели в небытие игры воображения по готовым литературно-романтическим законам. Он как бы заново прозрел, впервые увидев мир глазами "маленьких людей": бедного чиновника, Макара Алексеевича Девушкина и его любимой девушки, Вареньки Доброселовой. Возник замысел оригинального романа "Бедные люди", романа в письмах, где повествование ведется от лица этих героев.

Так пришла к нему "самая восхитительная минута" его жизни. Этo было в 1845 году. "Воротился я домой уже в четыре часа, в белую, светлую как днем петербургскую ночь... Вдруг звонок, чрезвычайно меня удививший, и вот Григорович и Некрасов бросаются обнимать меня, в совершенном восторге, и оба чуть сами не плачут. Они накануне вечером... взяли мою рукопись и стали читать на пробу: "С десяти страниц видно будет". Но, прочтя десять страниц, решили прочесть еще десять, а затем, не отрываясь, просидели уже всю ночь до утра, читая вслух и чередуясь, когда один уставал".

В тот же день Некрасов вбежал в квартиру Белинского с радостным известием: "Новый Гоголь явился!" - "У вас Гоголи-то, как грибы растут",- строго заметил ему Белинский. Но рукопись взял. Когда же Некрасов зашел к нему вечером того же дня, возбужденный Белинский буквально схватил его за фалды. "Где же вы пропали,- досадливо заговорил он.- Где же этот ваш Достоевский? Что он, молод? Разыщите его быстрее, нельзя же так!"

Успех "Бедных людей" был не случайным. В этом романе Достоевский, по его же словам, затеял "тяжбу со всею ли-(*31)тературою" - и прежде всего с гоголевской "Шинелью". Гоголь смотрит на своего героя, Акакия Акакиевича Башмачкина, со стороны и, подмечая в нем черты забитости и униженности, взывает к гуманным чувствам читателя: смотрите, до какой степени подавленности может быть доведен человек, если "шинель", "вещь" стала смыслом и целью его существования. Человек у Гоголя поглощен, уничтожен и стерт окружающими его обстоятельствами вплоть до полной утраты личности.

Достоевский же, в отличие от Гоголя, подходит к этой теме с новых, радикальных позиций. Писатель решительно изменяет точку зрения на жизнь: уже не автор, наблюдающий за героем со стороны, а сам герой, сам "маленький человек", обретая голос, начинает судить и себя и окружающую его действительность. Форма переписки двух "бедных людей" помогла Достоевскому проникнуть в души героев изнутри, показать самосознание "маленького человека". "Мы видим, не кто он есть, а как он осознает себя,- пишет известный исследователь поэтики романов Достоевского М. М. Бахтин.- То, что выполнял автор, выполняет теперь герой, освещая себя сам со всех возможных точек зрения..."

Этот необычный, принципиально новый подход к изображению "маленьких людей" отметила и современная Достоевскому критика. Оценивая роман "Бедные люди", В. Н. Майков писал: "...Манера г. Достоевского в высшей степени оригинальна, и его меньше, чем кого-нибудь, можно назвать подражателем Гоголя. ...И Гоголь и г. Достоевский изображают действительное общество. Но Гоголь - поэт по преимуществу социальный, а г. Достоевский - по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга; для другого самое общество интересно по влиянию его на личность индивидуума".

Но ведь открытие новой формы было одновременно и открытием нового, несравненно более глубокого содержания. Оказалось, что "маленький человек" кажется бессловесным и забитым, если наблюдать за ним со стороны. А на самом-то деле душа его сложна и противоречива - и прежде всего потому, что он наделен обостренным сознанием собственного я, собственной личности, доходящим порой до болезненности. "Маленький человек" - гордый человек, обидчивый человек, чутко откликающийся на любое унижение его достоинства. И новая шинель ему нужна не сама по себе, не потому, что шинелью исчерпываются до скудости (*32) жалкие его потребности. Что шинель или сюртук, например! Он, при его-то скудных средствах, и в старой шинели с удовольствием бы походил, да и сюртучок на локотках можно было бы подштопать или заплату посадить. Но ведь они, все, кто выше его на социальной лестнице, в том числе и писатели, "пашквилянты неприличные", тут же пальцем на его заплаты укажут, "что вот, дескать, что же он такой неказистый?". Для "других" Макар Алексеевич и ест, и пьет, и одевается: "...чаю не пить как-то стыдно; здесь все народ достаточный, так и стыдно. Ради чужих и пьешь его, Варенька, для вида, для тона... А главное, родная моя, что я не для себя и тужу, не для себя и страдаю; по мне все равно, хоть бы и в трескучий мороз без шинели и без сапогов ходить... но что люди скажут? Враги-то мои, злые-то языки эти все что заговорят?"

Оказывается, не безличен "маленький человек", а скорее наоборот: со страниц "Бедных людей" встает во весь рост противоречивая, "усиленно сознающая себя" личность. Есть в ней немало добрых, симпатических сторон. Бедные люди, например, глубоко отзывчивы на чужие несчастья, на чужую боль. Благодаря этой душевной чуткости, в письмах Макара Алексеевича и Вареньки Доброселовой воскресают судьбы многих несчастных людей: тут и семья чиновника Горшкова, живущая в комнате, где даже "чижики мрут", и драматическая история студента Покровского с беззаветно любящим его отцом. А сколь прекрасны, чисты и бескорыстны любовные побуждения героев романа!

И все-таки мысль Достоевского далека от простого гуманного сочувствия и сердечного умиления своими героями. Он идет дальше и глубже, он показывает, как несправедливый общественный порядок непоправимо искажает самые благородные с виду чувства и поступки людей.

В отличие от гоголевского Акакия Акакиевича, Девушкин Достоевского уязвлен не столько бедностью, не столько отсутствием материального достатка, сколько другим - амбицией, болезненной гордостью. Беда его не в том, что он беднее прочих, а в том, что он хуже прочих, по его собственному разумению. А потому он более всего на свете озабочен тем, как на него смотрят эти "другие", стоящие "наверху", что они о нем говорят, как они о нем думают. Воображаемое героем "чужое" мнение о себе начинает руководить всеми его действиями и поступками. Вместо того чтобы оставаться самим собой, развивать данные ему от природы способности, Макар Алексеевич хлопочет о том, чтобы "стушеваться", пройти незамеченным. Амбиция, под-(*33)менившая естественное чувство собственного достоинства, заставляет его постоянно доказывать себе и всему миру, что он не хуже других, что он такой же, как "они". Чужой взгляд на себя он начинает предпочитать своему и жить не собою, а предполагаемым мнением о себе.


a-a-ananev-supi-chast-27.html
a-a-ananev-supi-chast-7.html
a-a-batyaev-i-dr-b-m-ravnovesie-2008-rezhim-dostupa-sistema-konsultantplyus-stranica-18.html
a-a-batyaev-i-dr-b-m-ravnovesie-2008-rezhim-dostupa-sistema-konsultantplyus-stranica-6.html
a-a-batyaev-o-v-bobkova-n-v-vasilchikova-stranica-27.html
a-a-batyaev-o-v-bobkova-n-v-vasilchikova-stranica-32.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3-31-organizaciya-trenirovki-v-bokse-diplomnaya-rabota.html
  • student.bystrickaya.ru/31vipolnenie-podrazdela-bezopasnost-proizvodstvennoj-deyatelnosti.html
  • student.bystrickaya.ru/3-universitetskie-professora-m-g-yaroshevskij-istoriya-psihologii.html
  • college.bystrickaya.ru/-5g-52-poyasnitelnaya-zapiska-1-mesto-kursa-v-professionalnoj-podgotovke-vipusknika-cel-i-zadachi-izucheniya-disciplini.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-problemi-i-perspektivi-razvitiya-shanhajskoj-organizacii-sotrudnichestva-v-xxi-veke.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kompaundirovanie-slovar-ocenochnih-terminov-i-ih-tolkovanie.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-1-struyashayasya-ulibka-lejl-laundes-kak-govorit-s-kem-ugodno-i-o-chem-ugodno-naviki-uspeshnogo-obsheniya-i-tehnologii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-po-lotu-2-instrukciya-po-podgotovke-i-provedeniyu-konkursa-5-obshie-svedeniya-5.html
  • znanie.bystrickaya.ru/53-ekonomicheskoe-regulirovanie-deyatelnosti-rschs.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkurs-provodit-municipalnij-zakazchik-upravlenie-kulturi-administracii-goroda-cheboksari-cheboksari-2009-god-stranica-6.html
  • school.bystrickaya.ru/grazhdanskoe-pravo-obshaya-chast-uchebnoe-posobie-v-shemah.html
  • testyi.bystrickaya.ru/avtor-i-ego-kniga.html
  • composition.bystrickaya.ru/on-govoril-na-ochen-ponyatnom-studentam-yazike-o-vrede-alkogolya-tabaka-i-narkoticheskih-veshestv-soderzhashih-psihoaktivnie-veshestva-pav-razgovor-vvelsya-o-sosta.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/stalinism-essay-research-paper-how-far-was.html
  • crib.bystrickaya.ru/istorii-stranica-7.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoriya-upravleniya-specialnost-080504-gosudarstvennoe-i-imunicipalnoe-upravlenie-gmu.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-analiz-i-obshaya-harakteristika-vnutrennih-i-vneshnih-ugroz-rossii-na-sovremennom-etape.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-proizvodstvennoj-praktiki-po-metodike-prepodavaniya-biologii-dlya-studentov-iv-v-kursov-biologo-himicheskogo-fakulteta-sostavila.html
  • lesson.bystrickaya.ru/razrabotka-osnovnih-razdelov-plana-hozraschetnogo-ceha-winword-kursovaya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iz-roli-mificheskih-sushestv-v-slavyanskih-skazkah-iz-spravochnika-24-18.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-4-raznovidnosti-tradicionnih-kurs-lekcij-omsk-2009-recenzenti.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-2628-sentyabrya-2005-g-novosibirsk-pyatij-seminar-so-ran-uro-ran-termodinamika-i-materialovedenie.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zabolevaniya-visochno-nizhnechelyustnogo-sustava-stranica-14.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-laboratornoj-raboti-issledovanie-uslovij-truda-na-rabochem-meste-operatora-pevm.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-ii-formirovanie-dohodov-o-dokladah-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti-subektov-byudzhetnogo.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razrabotka-tehnologicheskogo-processa-izgotovleniya-obemnoj-dnishevoj-sekcii-refrizheratora.html
  • abstract.bystrickaya.ru/121-osnovnie-chasti-sistemi-gsm-ih-naznachenie-i-vzaimodejstvie-drug-s-drugom.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnologiya-obrabotki-izdelij-davleniem.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-v-1-issledovanie-operacij-i-metodi-optimizacii-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-filosofskie-problemi-nauki-i-tehniki-napravlenie-specialnost-oop.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vladivostok-novosti-kompanij-gruppa-ilim-14.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otveti-na-bileti-chast-15.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-gorodskoj-sisteme-zashiti-prav-detstva-koordinator-programmi-razvitie-detej-rannego-vozrasta-predstavitel-detskogo.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/22-interpretaciya-sosedyami-kitezha-ego-nazvaniya-diplomnaya-rabota-studentki-5-go-kursa-ochnoj-formi-obucheniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-1-mirovaya-ekonomika-predmet-teorii-etapi-razvitiya-tipologiya-stran.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.