.RU

Федор Михайлович Достоевский - часть 2

Сам же Достоевский находился тогда под влиянием Ивана Николаевича Шидловского, выпускника Харьковского университета, служившего в Министерстве финансов. Они познакомились случайно, в гостинице, где Федор с Михаилом остановились в первые дни приезда в Петербург. Шидловский был на пять лет старше Достоевского и буквально покорил юношу. Шидловский писал стихи и мечтал о призвании литератора. Он верил в огромную, преобразующую мир силу (*29) поэтического слова и утверждал, что все великие поэты были строителями и "миросозидателями". "Ведь в "Илиаде" Гомер дал всему древнему миру организацию духовной и земной жизни,- делится Достоевский общими с Шидловским мыслями в письме брату Михаилу.- Поэт в порыве вдохновения разгадывает Бога..."

Но в 1839 году Шидловский внезапно оставил Петербург, потрясенный несчастной любовью,- уехал, и след его затерялся. Рассказывали, что он ушел в Валуйский монастырь, но потом, по совету одного из мудрых старцев, решил совершить "христианский подвиг" в миру, среди своих крестьян. "Он проповедовал Евангелие, и толпа благоговейно его слушала: мужчины стояли с обнаженными головами, многие женщины плакали". Так ушел в народ первый на жизненном пути Достоевского религиозный мыслитель-романтик, будущий прототип князя Мышкина, Алеши Карамазова: "Это был большой для меня человек, и стоит он того, чтобы имя его не пропало".

8 июля 1839 года скоропостижно, от апоплексического удара скончался отец. Известие это настолько потрясло Достоевского, что с ним случился первый припадок - предвестник тяжелой болезни, которая будет мучить его всю жизнь,- эпилепсии. Горе усугубили не подтвержденные следствием слухи, что отец умер не своей смертью, а убили его мужики за крутой нрав и барские прихоти.

Начало литературной деятельности

"Бедные люди". 12 августа 1843 года Достоевский окончил полный курс наук в верхнем офицерском классе и был зачислен на службу в инженерный корпус при Санкт-Петербургской инженерной команде, но прослужил он там недолго. 19 октября 1844 года Достоевский решил круто изменить свою жизнь и уйти в отставку: манила, звала к себе, неотступно преследовала на каждом шагу давно проснувшаяся в нем страсть - литература. Еще в 1843 году он с упоением, слово за словом переводил "Евгению Гранде" Бальзака, вживался в ход мысли, в движение образов великого романиста Франции. Но переводы не могли утолить разгоравшуюся в нем литературную страсть. "В юношеской фантазии моей я любил воображать себя иногда то Периклом, то Марием, то христианином времен Нерона... И чего я не перемечтал в моем юношестве, чего не пережил всем сердцем, всею душою в золотых воспаленных грезах..." Он любил воображать себя каким-нибудь известным романтическим героем, чаще всего шиллеровским...

Но вдруг... В январе 1845 года Достоевский пережил важ-(*30)ное событие, которое он назвал впоследствии "видением на Неве". Вечерело. Он возвращался домой с Выборгской и "бросил пронзительный взгляд вдоль реки" "в морозно-мутную даль". И тут показалось ему, что "весь этот мир, со всеми жильцами его, сильными и слабыми, со всеми жилищами их, приютами нищих или раззолоченными палатами, в этот сумеречный час походит на фантастическую грезу, на сон, который, в свою очередь, тотчас исчезнет, искурится паром к темно-синему небу".". И вот в эту-то именно минуту открылся передним "совершенно новый мир", какие-то странные фигуры "вполне прозаические". "Вовсе не Дон-Карлосы и Позы, а вполне титулярные советники. И "замерещилась" "другая история, в каких-то темных углах, какое-то титулярное сердце, честное и чистое... а вместе с ним какая-то девочка, оскорбленная и грустная". И "глубоко разорвала" ему "сердце вся их история".

В душе Достоевского совершился внезапный переворот. Отлетели в небытие игры воображения по готовым литературно-романтическим законам. Он как бы заново прозрел, впервые увидев мир глазами "маленьких людей": бедного чиновника, Макара Алексеевича Девушкина и его любимой девушки, Вареньки Доброселовой. Возник замысел оригинального романа "Бедные люди", романа в письмах, где повествование ведется от лица этих героев.

Так пришла к нему "самая восхитительная минута" его жизни. Этo было в 1845 году. "Воротился я домой уже в четыре часа, в белую, светлую как днем петербургскую ночь... Вдруг звонок, чрезвычайно меня удививший, и вот Григорович и Некрасов бросаются обнимать меня, в совершенном восторге, и оба чуть сами не плачут. Они накануне вечером... взяли мою рукопись и стали читать на пробу: "С десяти страниц видно будет". Но, прочтя десять страниц, решили прочесть еще десять, а затем, не отрываясь, просидели уже всю ночь до утра, читая вслух и чередуясь, когда один уставал".

В тот же день Некрасов вбежал в квартиру Белинского с радостным известием: "Новый Гоголь явился!" - "У вас Гоголи-то, как грибы растут",- строго заметил ему Белинский. Но рукопись взял. Когда же Некрасов зашел к нему вечером того же дня, возбужденный Белинский буквально схватил его за фалды. "Где же вы пропали,- досадливо заговорил он.- Где же этот ваш Достоевский? Что он, молод? Разыщите его быстрее, нельзя же так!"

Успех "Бедных людей" был не случайным. В этом романе Достоевский, по его же словам, затеял "тяжбу со всею ли-(*31)тературою" - и прежде всего с гоголевской "Шинелью". Гоголь смотрит на своего героя, Акакия Акакиевича Башмачкина, со стороны и, подмечая в нем черты забитости и униженности, взывает к гуманным чувствам читателя: смотрите, до какой степени подавленности может быть доведен человек, если "шинель", "вещь" стала смыслом и целью его существования. Человек у Гоголя поглощен, уничтожен и стерт окружающими его обстоятельствами вплоть до полной утраты личности.

Достоевский же, в отличие от Гоголя, подходит к этой теме с новых, радикальных позиций. Писатель решительно изменяет точку зрения на жизнь: уже не автор, наблюдающий за героем со стороны, а сам герой, сам "маленький человек", обретая голос, начинает судить и себя и окружающую его действительность. Форма переписки двух "бедных людей" помогла Достоевскому проникнуть в души героев изнутри, показать самосознание "маленького человека". "Мы видим, не кто он есть, а как он осознает себя,- пишет известный исследователь поэтики романов Достоевского М. М. Бахтин.- То, что выполнял автор, выполняет теперь герой, освещая себя сам со всех возможных точек зрения..."

Этот необычный, принципиально новый подход к изображению "маленьких людей" отметила и современная Достоевскому критика. Оценивая роман "Бедные люди", В. Н. Майков писал: "...Манера г. Достоевского в высшей степени оригинальна, и его меньше, чем кого-нибудь, можно назвать подражателем Гоголя. ...И Гоголь и г. Достоевский изображают действительное общество. Но Гоголь - поэт по преимуществу социальный, а г. Достоевский - по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга; для другого самое общество интересно по влиянию его на личность индивидуума".

Но ведь открытие новой формы было одновременно и открытием нового, несравненно более глубокого содержания. Оказалось, что "маленький человек" кажется бессловесным и забитым, если наблюдать за ним со стороны. А на самом-то деле душа его сложна и противоречива - и прежде всего потому, что он наделен обостренным сознанием собственного я, собственной личности, доходящим порой до болезненности. "Маленький человек" - гордый человек, обидчивый человек, чутко откликающийся на любое унижение его достоинства. И новая шинель ему нужна не сама по себе, не потому, что шинелью исчерпываются до скудости (*32) жалкие его потребности. Что шинель или сюртук, например! Он, при его-то скудных средствах, и в старой шинели с удовольствием бы походил, да и сюртучок на локотках можно было бы подштопать или заплату посадить. Но ведь они, все, кто выше его на социальной лестнице, в том числе и писатели, "пашквилянты неприличные", тут же пальцем на его заплаты укажут, "что вот, дескать, что же он такой неказистый?". Для "других" Макар Алексеевич и ест, и пьет, и одевается: "...чаю не пить как-то стыдно; здесь все народ достаточный, так и стыдно. Ради чужих и пьешь его, Варенька, для вида, для тона... А главное, родная моя, что я не для себя и тужу, не для себя и страдаю; по мне все равно, хоть бы и в трескучий мороз без шинели и без сапогов ходить... но что люди скажут? Враги-то мои, злые-то языки эти все что заговорят?"

Оказывается, не безличен "маленький человек", а скорее наоборот: со страниц "Бедных людей" встает во весь рост противоречивая, "усиленно сознающая себя" личность. Есть в ней немало добрых, симпатических сторон. Бедные люди, например, глубоко отзывчивы на чужие несчастья, на чужую боль. Благодаря этой душевной чуткости, в письмах Макара Алексеевича и Вареньки Доброселовой воскресают судьбы многих несчастных людей: тут и семья чиновника Горшкова, живущая в комнате, где даже "чижики мрут", и драматическая история студента Покровского с беззаветно любящим его отцом. А сколь прекрасны, чисты и бескорыстны любовные побуждения героев романа!

И все-таки мысль Достоевского далека от простого гуманного сочувствия и сердечного умиления своими героями. Он идет дальше и глубже, он показывает, как несправедливый общественный порядок непоправимо искажает самые благородные с виду чувства и поступки людей.

В отличие от гоголевского Акакия Акакиевича, Девушкин Достоевского уязвлен не столько бедностью, не столько отсутствием материального достатка, сколько другим - амбицией, болезненной гордостью. Беда его не в том, что он беднее прочих, а в том, что он хуже прочих, по его собственному разумению. А потому он более всего на свете озабочен тем, как на него смотрят эти "другие", стоящие "наверху", что они о нем говорят, как они о нем думают. Воображаемое героем "чужое" мнение о себе начинает руководить всеми его действиями и поступками. Вместо того чтобы оставаться самим собой, развивать данные ему от природы способности, Макар Алексеевич хлопочет о том, чтобы "стушеваться", пройти незамеченным. Амбиция, под-(*33)менившая естественное чувство собственного достоинства, заставляет его постоянно доказывать себе и всему миру, что он не хуже других, что он такой же, как "они". Чужой взгляд на себя он начинает предпочитать своему и жить не собою, а предполагаемым мнением о себе.


a-a-ananev-supi-chast-27.html
a-a-ananev-supi-chast-7.html
a-a-batyaev-i-dr-b-m-ravnovesie-2008-rezhim-dostupa-sistema-konsultantplyus-stranica-18.html
a-a-batyaev-i-dr-b-m-ravnovesie-2008-rezhim-dostupa-sistema-konsultantplyus-stranica-6.html
a-a-batyaev-o-v-bobkova-n-v-vasilchikova-stranica-27.html
a-a-batyaev-o-v-bobkova-n-v-vasilchikova-stranica-32.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-provedeniya-osnovnih-prazdnichnih-novogodnih-i-rozhdestvenskih-meropriyatij-v-gorode-voronezhe-2011-2012gg.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/princip-dispozitivnost-v-krimnalnomu-proces.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-zadanie-na-raschetnograficheskie-raboti-uchebnoe-posobie-vklyuchaet-rassmotrenie-takih-osnovopolagayushih.html
  • bukva.bystrickaya.ru/svoeobrazie-osmisleniya-biblejskoj-problemi-borbi-dobra-so-zlom-v-tvorchestve-leonida-andreeva.html
  • pisat.bystrickaya.ru/supruzheskie-otnosheniya-s-v-berezin-dejstvitelnij-chlen-mezhdunarodnoj-pedagogicheskoj-akademii-k-p-n-dekan.html
  • klass.bystrickaya.ru/9-edinstvo-antropologicheskih-principov-prirodosoobraznosti-i-kulturosoobraznosti-v-sisteme-obrazovaniya-istoriya-i-sovremennost.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizaciya-samostoyatelnoj-raboti-elektronnoe-posobie-po-geologii-kafedri-geografii-igpu.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-konkurentosposobnosti-ooo-zhilaya-sfera.html
  • student.bystrickaya.ru/25-vipolnit-nacionalnij-plan-dejstvij-v-oblasti-prav-chelo-doklad-rabochej-gruppi-po-universalnomu.html
  • crib.bystrickaya.ru/izmenenie-i-rastorzhenie-grazhdansko-pravovogo-dogovora.html
  • report.bystrickaya.ru/grin-aleksandr-stepanovich.html
  • grade.bystrickaya.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-otchet-za-2010-god-kafedra-grafika.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadanie-6-zakrit-schet-99-pribil-i-ubitki-zadanie-7-sibirskij-universitet-potrebitelskoj-kooperacii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnie-liki-cheloveka-i-biosferi.html
  • crib.bystrickaya.ru/iii-chetvert-rabochaya-programma-po-literature-stupen-obucheniya-klass.html
  • znanie.bystrickaya.ru/anri-truajya-stranica-18.html
  • essay.bystrickaya.ru/chto-takoe-informacionnaya-tehnologiya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/shenina-natalya-gnnovgorod-15-02-2007g-dusha-luchistaya-raspravit-krilya-prosnuvshis-na-zemle-ot-spyachki-vekovoj.html
  • uchit.bystrickaya.ru/teachrs-names-barnashova-l-w-romanova-a-g.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vneklassnoe-zanyatie-po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-kazanskogo-filiala-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-stranica-8.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razgovornij-anglijskij.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/skazka-o-partizane-savushke.html
  • credit.bystrickaya.ru/osushestvlenie-reformi-buhgalterskogo-ucheta-i-otchetnosti-rezultati-kompleksnogo-issledovaniya-proekt-finansiruetsya-evropejskim-soyuzom.html
  • learn.bystrickaya.ru/g-v-nosovskij-a-t-fomenko-stranica-3.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tehnologiya-vipolneniya-sovremennoj-zhenskoj-strizhki-s-uchetom-okraski.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sokrashenie-chislennosti-i-shtata-rabotnikov-materiali-dlya-ispolzovaniya-v-processe-proverok-choo-sotrudnikami-gosudarstvennoj.html
  • knigi.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-35-chasov-vsego-auditornih-10-chasov-itogo-45-chasov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mehanizmi-obmennih-kursov-kurs-lekcij-po-makroekonomike-a-a-fridman.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/pobedi-shkoli-v-tvorcheskih-konkursah-realizaciya-programmi-odarennij-rebenok-razvitie-proektno-issledovatelskoj.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vneshnyaya-politika-sovetskogo-gosudarstva-v-kanun-i-v-godi-vtoroj-mirovoj-vojni-chast-4.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshestvennaya-iniciativa-grazhdanin-i-armiya-stranica-2.html
  • university.bystrickaya.ru/evropejskaya-konvenciya-po-pravam-cheloveka-i-osnovnim-svobodam-i-rossijskoe-zakonodatelstvo-chast-8.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-organizaciya-i-tehnika-vneshnetorgovih-operacij.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-i-prakticheskie-materiali-po-ispolzovaniyu-metoda-proektov-v-rabote-s-detmi-avtor-sostavitel-starshij-vospitatel-gou-detskij-sad-kompensiruyushego-vida-1790-kapkova-lyudmila-gennadievna.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.