.RU

Есть ли в России муниципальная собственность на землю

?

На первый взгляд поставленный вопрос кажется риторическим, а утвердительный ответ на него не вызывает сомнений. Право муниципальной собственности на землю упоминается в Конституции Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации, ее субъектов и провозглашено в немалой части муниципальных образований. В учебниках земельного права для вузов муниципальная собственность на землю воспринимается как правовая реальность.

Между тем, анализ законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов муниципальных образований позволяет автору усомниться в том, что в настоящее время возможно законное возникновение права собственности муниципальных образований на земельные участки.

Основополагающий принцип отечественного земельного законодательства заключается в том, что любое лицо может считать себя законным и полноправным собственником земельного участка только после того, как его право будет надлежащим законным способом установлено и удостоверено. Законодательство Российской Федерации 1991 – 1998 гг. и соответствовавшая ему система земельной регистрации, в принципе не допускали выдачу муниципальным образованиям правоудостоверяющих документов на земельные участки.

В настоящее время, когда земельная регистрация стала составным элементом системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности на земельные участки возникает с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и получения свидетельства о государственной регистрации прав. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Из федерального законодательства и, в частности, ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" следует, что никаких исключений для муниципальных образований не сделано, хотя такая возможность у законодателя имелась (см. п. 3 ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Итак, что же необходимо для того, чтобы учреждение юстиции могло зарегистрировать право муниципальной собственности на земельный участок? Как минимум, одновременное наличие трех условий – субъекта права собственности, объекта права собственности и правоустанавливающего документа.

Относительно субъекта права муниципальной собственности на землю у государственного регистратора проблем возникнуть не должно - федеральное законодательство весьма однозначно определят таковым муниципальное образование (ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Объектом права собственности, в том числе муниципальной, должен являться земельный участок, имеющий фиксированные границы, площадь и кадастровый номер. Следует отметить, что для обозначения объекта права земельной собственности термины "земля" и "земельный участок" в отечественном законодательстве, литературе и правоприменительной практике традиционно употребляются как равнозначные. Так, например, Конституция Российской Федерации ни разу не употребляет термин "земельный участок", придерживаясь понятия "земля", в том числе в отношении собственности на нее. Гражданский кодекс Российской Федерации также не является образцом единства терминологии: в ст.ст. 130, 132, 216 и др. используется термин "земельный участок", а в ст.ст. 126, 129, 214 и др. – "земля". В этой связи правильную, на наш взгляд, позицию занял Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", последовательно употребляющий понятие "земельный участок".

Вся земля с 1991 года находится в ведении местных Советов народных депутатов (в настоящее время – органов местного самоуправления), которые получили право распоряжаться ею путем передачи земельных участков гражданам и организациям в собственность, а также их предоставления на праве бессрочного (постоянного) пользования, пожизненного наследуемого владения, временного пользования и аренды. Следует сразу же подчеркнуть, что передача земли в ведение местных органов власти ни в коем случае не означала и не означает ее передачу в муниципальную собственность. Ни прежнее, ни действующее законодательство Российской Федерации не содержит перечня категорий или видов земель, из которых могут формироваться земельные участки – объекты права муниципальной собственности.

Каким документом должно быть установлено право муниципальной собственности на земельные участки?

В настоящее время наиболее вероятны два способа возникновения права муниципальной собственности на земельные участки:

- разграничение государственной собственности на землю;

- приобретение органами местного самоуправления земельных участков у граждан и юридических лиц.

В первом случае правоустанавливающими документами, очевидно, будут "акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания", во втором – "договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки" (абз. 2,3 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Хотелось бы обратить внимание на то, что в обоих случаях основанием для государственной регистрации прав признаются не просто нормативные акты или договоры, а лишь изданные (заключенные) в соответствии с законодательством.

Между тем пока ни Конституция Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ни какой-либо иной законодательный акт Российской Федерации не устанавливают порядок отнесения земельных участков к собственности муниципальных образований. Предполагается, что все эти вопросы будут решены в Земельном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "О государственных и муниципальных землях" (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 21 сентября 1999 г.).

Что касается возможности покупки, мены, принятия в дар земельных участков органами местного самоуправления, то здесь необходимо вспомнить правила Гражданского кодекса Российской Федерации: земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (ст. 129). Как следует из приведенной нормы, в законах о земле должно быть четкое указание, что данное лицо имеет право совершать с определенными земельными участками те или иные виды гражданско-правовых сделок (см., например, п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России"). Но действующее земельное законодательство Российской Федерации не содержит норм, которые прямо позволяли бы органам местного самоуправления заключать сделки, направленные на приобретение права собственности на земельные участки. Это дает основания ставить вопрос о недействительности таких сделок в случае их совершения.

Итак, говорить о праве муниципальной собственности на земельные участки как о правовой реальности явно преждевременно, что и было совершенно справедливо констатировано в федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. № 694: "до сих пор не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности".

Несмотря на столь очевидный вывод, в законодательстве Российской Федерации имеются нормы, не поддающиеся разумному объяснению. Так, например, пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" было предписано "приватизацию земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществлять в соответствии с действующим законодательством и настоящим Указом". По буквальному смыслу этой нормы, к декабрю 1991 года уже возникла муниципальная собственность на землю, которую можно приватизировать, что не соответствовало действительности.

В пункте 3 Порядка организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. № 2, также предусматривается продажа земельных участков и права аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Наконец, в разделе I Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации, утвержденных Указом от 15 октября 1999 г. № 1370, утверждается, что "государством признается и защищается муниципальная собственность, в том числе собственность на землю и другие природные ресурсы". Непонятно, правда, как может государство "признавать и защищать" муниципальную собственность на землю, законное возникновение которой в настоящее время невозможно. Добавим, кстати, что законодательством Российской Федерации не предусматривается даже возможность права муниципальной собственности на недра, животный мир, воды и леса.


magnitnoe-peggi-feniks-dabro.html
magntoelektrichn-priladi.html
mahrovie-narcissi-vashemu-vnimaniyu-predlagaetsya-ocherednoj-31-j-katalog-cvetochnih-rastenij-iz-nashej-kollekcii.html
majkl-bejdzhent.html
majorat-ivanovskoe-petrovskoe.html
makar-chudra-gorkij-m.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-v-moskovskom-otkritom-festivale.html
  • letter.bystrickaya.ru/naredba-za-medicinskata-ekspertiza.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-matematika-razrabotana-na-osnove.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-radioaktivnost-lekci-radioaktivnie-prevrasheniya.html
  • letter.bystrickaya.ru/minus-politika-vremya-novostej-30032009-novosti-7.html
  • testyi.bystrickaya.ru/associaciya-rossijskih-bankov-strategiya-povisheniya-konkurentosposobnosti-nacionalnoj-bankovskoj-sistemi-rf-moskva-2005-g.html
  • books.bystrickaya.ru/dolgosrochnaya-celevaya-programma-energosberezhenie-i-povishenie-energeticheskoj-effektivnosti-novosibirskoj-oblasti-na-period-do-2015-goda-v-red-postanovleniya-pravitelstva-novosibirskoj-oblasti-stranica-20.html
  • textbook.bystrickaya.ru/indiya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-fizicheskaya-geografiya-tihookeanskogo-regiona-nazvanie.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-prednaznachena-dlya-vseh-kto-ne-ravnodushen-k-problemam-rozhdeniya-i-zdorovogo-razvitiya-rebyonka-stranica-18.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-duma-otmechaet-tisyachnoe-zasedanie-grizlov-b-v-monitoring-smi-24-26.html
  • literatura.bystrickaya.ru/servisnie-programmi-vneshnie-utiliti-obespechivayushie-ryad-dopolnitelnih-vozmozhnostej-po-obsluzhivaniyu-informacionnoj-sistemi-klassifikaciya-subd.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-postupayushih-v-aspiranturu-tgameup-ekonomicheskih-sociologicheskih-i-yuridicheskih-specialnostej.html
  • writing.bystrickaya.ru/livonskaya-rifmovannaya-hronika.html
  • thescience.bystrickaya.ru/k-a-fisun-modeli-i-metodi-prinyatiya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema22-uchet-raschetov-po-platezham-v-byudzhet-kursi-ipbr-vremya-provedeniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernij-perechen-laboratornih-rabot-osnovi-algoritmizacii-i-programmirovaniya-v-tradicionnih-i-intellektualnih-kompyuterah.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vtoroj-ikonoborcheskij-sobor-815-g-a-v-kartashev-vselenskie-sobori.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-postavlennie-dlya-dostizheniya-celi-dat-predstavlenie-o-prirode-mirovogo-processa-v-drevnej-indii.html
  • klass.bystrickaya.ru/9-geografiya-biografii-istoriya-ukazatel-cheboksari.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-razyasnenie-dokumentacii-ob-aukcione-izmeneniya-izvesheniya-o-provedenii-aukciona-izmeneniya-dokumentacii-ob-aukcione-otkaz-ot-provedeniya-aukciona.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ukazatel-imen-stranica-43.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-priema-v-federalnoe-gosudarstvennoe-avtonomnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-severo-vostochnij-federalnij-universitet-imeni-m-k-ammosova-na-2012-god.html
  • tests.bystrickaya.ru/luchshij-innovacionnij-produkt-2009g.html
  • turn.bystrickaya.ru/oslablenie-magnitnih-svyazej-elennoj-i-nashe-mirovozzrenie-sbornik-izbrannih-trudov-obshegorodskogo-seminara-pri.html
  • studies.bystrickaya.ru/chelovek-i-noosfera-chast-2.html
  • control.bystrickaya.ru/drster-keshen-pn-zhalpi-gigiena.html
  • spur.bystrickaya.ru/lyubov-i-priroda-v-lirike-feta.html
  • studies.bystrickaya.ru/chetvertij-god-obucheniya-uchebnaya-programma-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnocti-1-21-05-06-romano-germanskaya-filologiya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/43-uchet-ispolzovaniya-nomernogo-fonda-gostinichnie-uslugi.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ocenki-ureguliruemosti-zachet-vstrechnih-trebovanij-netting-obespechenie-videlenie-aktivov-klientov-zashitnie-mehanizmi.html
  • literature.bystrickaya.ru/elastichnosti-zamesheniya-v-modelyah-realnogo-delovogo-cikla-s-domashnim-proizvodstvom-stranica-3.html
  • tests.bystrickaya.ru/l-v-shaposhnikova-vrata-v-budushee-stranica-58.html
  • esse.bystrickaya.ru/programmi-osnovnogo-obshego-i-srednego-polnogo-obrazovaniya-programmi-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-predmet.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-razlichii-ishodnih-ponyatij-formalnoj-i-soderzhatelnoj-logik-programmi-podhodi-koncepcii-31-princip-parallelizma.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.