.RU

Есть ли в России муниципальная собственность на землю

?

На первый взгляд поставленный вопрос кажется риторическим, а утвердительный ответ на него не вызывает сомнений. Право муниципальной собственности на землю упоминается в Конституции Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации, ее субъектов и провозглашено в немалой части муниципальных образований. В учебниках земельного права для вузов муниципальная собственность на землю воспринимается как правовая реальность.

Между тем, анализ законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов муниципальных образований позволяет автору усомниться в том, что в настоящее время возможно законное возникновение права собственности муниципальных образований на земельные участки.

Основополагающий принцип отечественного земельного законодательства заключается в том, что любое лицо может считать себя законным и полноправным собственником земельного участка только после того, как его право будет надлежащим законным способом установлено и удостоверено. Законодательство Российской Федерации 1991 – 1998 гг. и соответствовавшая ему система земельной регистрации, в принципе не допускали выдачу муниципальным образованиям правоудостоверяющих документов на земельные участки.

В настоящее время, когда земельная регистрация стала составным элементом системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности на земельные участки возникает с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и получения свидетельства о государственной регистрации прав. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Из федерального законодательства и, в частности, ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" следует, что никаких исключений для муниципальных образований не сделано, хотя такая возможность у законодателя имелась (см. п. 3 ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Итак, что же необходимо для того, чтобы учреждение юстиции могло зарегистрировать право муниципальной собственности на земельный участок? Как минимум, одновременное наличие трех условий – субъекта права собственности, объекта права собственности и правоустанавливающего документа.

Относительно субъекта права муниципальной собственности на землю у государственного регистратора проблем возникнуть не должно - федеральное законодательство весьма однозначно определят таковым муниципальное образование (ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Объектом права собственности, в том числе муниципальной, должен являться земельный участок, имеющий фиксированные границы, площадь и кадастровый номер. Следует отметить, что для обозначения объекта права земельной собственности термины "земля" и "земельный участок" в отечественном законодательстве, литературе и правоприменительной практике традиционно употребляются как равнозначные. Так, например, Конституция Российской Федерации ни разу не употребляет термин "земельный участок", придерживаясь понятия "земля", в том числе в отношении собственности на нее. Гражданский кодекс Российской Федерации также не является образцом единства терминологии: в ст.ст. 130, 132, 216 и др. используется термин "земельный участок", а в ст.ст. 126, 129, 214 и др. – "земля". В этой связи правильную, на наш взгляд, позицию занял Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", последовательно употребляющий понятие "земельный участок".

Вся земля с 1991 года находится в ведении местных Советов народных депутатов (в настоящее время – органов местного самоуправления), которые получили право распоряжаться ею путем передачи земельных участков гражданам и организациям в собственность, а также их предоставления на праве бессрочного (постоянного) пользования, пожизненного наследуемого владения, временного пользования и аренды. Следует сразу же подчеркнуть, что передача земли в ведение местных органов власти ни в коем случае не означала и не означает ее передачу в муниципальную собственность. Ни прежнее, ни действующее законодательство Российской Федерации не содержит перечня категорий или видов земель, из которых могут формироваться земельные участки – объекты права муниципальной собственности.

Каким документом должно быть установлено право муниципальной собственности на земельные участки?

В настоящее время наиболее вероятны два способа возникновения права муниципальной собственности на земельные участки:

- разграничение государственной собственности на землю;

- приобретение органами местного самоуправления земельных участков у граждан и юридических лиц.

В первом случае правоустанавливающими документами, очевидно, будут "акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания", во втором – "договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки" (абз. 2,3 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Хотелось бы обратить внимание на то, что в обоих случаях основанием для государственной регистрации прав признаются не просто нормативные акты или договоры, а лишь изданные (заключенные) в соответствии с законодательством.

Между тем пока ни Конституция Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ни какой-либо иной законодательный акт Российской Федерации не устанавливают порядок отнесения земельных участков к собственности муниципальных образований. Предполагается, что все эти вопросы будут решены в Земельном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "О государственных и муниципальных землях" (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 21 сентября 1999 г.).

Что касается возможности покупки, мены, принятия в дар земельных участков органами местного самоуправления, то здесь необходимо вспомнить правила Гражданского кодекса Российской Федерации: земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (ст. 129). Как следует из приведенной нормы, в законах о земле должно быть четкое указание, что данное лицо имеет право совершать с определенными земельными участками те или иные виды гражданско-правовых сделок (см., например, п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России"). Но действующее земельное законодательство Российской Федерации не содержит норм, которые прямо позволяли бы органам местного самоуправления заключать сделки, направленные на приобретение права собственности на земельные участки. Это дает основания ставить вопрос о недействительности таких сделок в случае их совершения.

Итак, говорить о праве муниципальной собственности на земельные участки как о правовой реальности явно преждевременно, что и было совершенно справедливо констатировано в федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 г. № 694: "до сих пор не проведено разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности".

Несмотря на столь очевидный вывод, в законодательстве Российской Федерации имеются нормы, не поддающиеся разумному объяснению. Так, например, пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" было предписано "приватизацию земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществлять в соответствии с действующим законодательством и настоящим Указом". По буквальному смыслу этой нормы, к декабрю 1991 года уже возникла муниципальная собственность на землю, которую можно приватизировать, что не соответствовало действительности.

В пункте 3 Порядка организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. № 2, также предусматривается продажа земельных участков и права аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Наконец, в разделе I Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации, утвержденных Указом от 15 октября 1999 г. № 1370, утверждается, что "государством признается и защищается муниципальная собственность, в том числе собственность на землю и другие природные ресурсы". Непонятно, правда, как может государство "признавать и защищать" муниципальную собственность на землю, законное возникновение которой в настоящее время невозможно. Добавим, кстати, что законодательством Российской Федерации не предусматривается даже возможность права муниципальной собственности на недра, животный мир, воды и леса.


magnitnoe-peggi-feniks-dabro.html
magntoelektrichn-priladi.html
mahrovie-narcissi-vashemu-vnimaniyu-predlagaetsya-ocherednoj-31-j-katalog-cvetochnih-rastenij-iz-nashej-kollekcii.html
majkl-bejdzhent.html
majorat-ivanovskoe-petrovskoe.html
makar-chudra-gorkij-m.html
  • composition.bystrickaya.ru/planirovanie-obshaya-harakteristika-uchebnogo-predmeta.html
  • reading.bystrickaya.ru/kollektivnaya-forma-organizacii-truda-chast-11.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rukovoditel-uchrezhdeniya-prikaz-g-kazan-ot-21-02-2012-g-132.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8-ekonomika-universiteta-ustav.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-np-lomonosovskaya-shkola-zelenij-mis.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rashodi-na-remont-osnovnih-sredstv-poryadok-vedeniya-nalogovogo-ucheta-metodicheskoe-posobie-cheboksari-2007-pod.html
  • assessments.bystrickaya.ru/egerskij-polk-prinimal-uchastie-prakticheski-vo-vseh-krupnih-delah-s-nepriyatelem-kotorie-vela-1.html
  • writing.bystrickaya.ru/bunich-a-p-osen-oligarhov-istoriya-privatizacii-i-budushego-v-rossii-stranica-9.html
  • institute.bystrickaya.ru/gosduma-rf-monitoring-smi-10-12-fevralya-2007-g.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reshenie-53-13-11-2008-g.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vozdelivanie-kartofelya-chast-4.html
  • crib.bystrickaya.ru/gumanitarno-prosvetitelskaya-deyatelnost-nauchnoj-biblioteki-bntu.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-otchetu-meropriyatie-n-51-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/nalogovoe-planirovanie-celi-i-zadachi-nalogovie-organi-rf-zarubezhnij-opit-nalogooblozheniya-finansovogo-sektora-ekonomiki-nalogooblozhenie-kommercheskih-bankov.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/shoan-ulihanov-1835-1865-sjer-li-bolsa-sen-de-sj-sjnerge-zharar-ol.html
  • literature.bystrickaya.ru/besedi-po-pritcham-iisusa-tom-stranica-5.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/postanovlenie-departamenta-po-tarifam-i-cenam-ot-31-yanvarya-2006-goda-4-e3-g-arhangelskvolna-28022006-7.html
  • esse.bystrickaya.ru/publikacii-po-programme-problemi-sozdaniya-globalnih-i-integrirovannih-informacionno-telekommunikacionnih-sistem.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/arenda-dorozhnostroitelnoj-tehniki.html
  • school.bystrickaya.ru/chast-razmeshenie-zakaza-obyavlyaetsya-sredi-subektov-malogo-predprinimatelstva.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ch-chejna-bolezn-vadim-moiseevich-blejher-inna-vadimovna-kruk-tolkovij-slovar-psihiatricheskih-terminov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-l-r-muminova-doktor-pedagogicheskih-nauk-professor.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vodohozyajstvennie-sistemi-i-sooruzheniya-o-sostoyanii-i-ob-ohrane-okruzhayushej-sredi-v-altajskom-krae-v-2010-godu.html
  • uchit.bystrickaya.ru/strategiya-uluchsheniya-otnoshenij-doklad-sovetnika-b-obami-v-hidzhabe.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rol-semi-i-shkoli-v-formirovanii-potrebnostej.html
  • report.bystrickaya.ru/kmeletke-tolmaandardi-bejmdeu-ortalitarinda-kmeletke-tolmaandardi-stau-aidalari-zhalpi-erezheler.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/prakticheskaya-rabota-po-predmetu-unix.html
  • teacher.bystrickaya.ru/faktoring-chast-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-15-golodanie-pomogaet-sbrosit-lishnij-ves-poluchit-vsyo-ot-zhizni-7-glava-chudo-golodaniya-9.html
  • institut.bystrickaya.ru/statya-1-stranica-4.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-devyataya-kniga-sedmaya.html
  • learn.bystrickaya.ru/formalnie-grammatiki-i-yazikielementi-teorii-translyacii-lekciya-10-formalnie-grammatiki.html
  • textbook.bystrickaya.ru/imidzh-unikalnost-i-pozicionirovanie-brenda-diplomnaya-rabota.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-080400-62-upravlenie-personalom.html
  • thescience.bystrickaya.ru/igra-po-notam-dengi-agroproma-razlozhili-po-korzinam-stranica-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.