.RU

Домашнее обучение в зарубежных странах. История. Традиции. Перспективы - часть 6

"Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла", — писал Сенека, полагая, что воспитатель всегда должен иметь в виду необходимость движения к такому знанию (идеальной нравственной "норме") путем назидательных бесед с наглядными примерами из жизни и истории.

Исходя из своего понимания нравственности, Сенека не счи­тал каноном образования "семь свободных искусств". Он писал: "Ты желаешь знать, что я думаю о свободных науках и искусст­вах. Ни одно из них я не уважаю, ни одно не считаю благом, если плод его — деньги... Пролагается ли дорога к добродетели объяснением слогов?"

Крупный мыслитель той же эпохи Плутарх (ок. 45 — ок. 127) вслед за Катоном и Цицероном с особым вниманием относился к вопросам воспитания и обучения в семье. Супруга Плутарха отка­залась от няньки и кормилицы и сама кормила и пеленала своих детей. Плутарх советовал избегать жестоких наказаний. По его сло­вам, бить ребенка означало "подымать руку на святыню".

С этими идеями перекликается и трактат т. н. Псевдо-Плу­тарха "О воспитании", где также даются советы проявлять мяг­кость к "благонравным детям", оставаться матери кормилицей собственных детей. Псевдо-Плутархвыдвигал идею всесторонне обученного человека в духе требований образованного римского общества. По сути, предлагалось дать "беглое" знание тогдашних наук, то есть формировать дилетанта.

Яркая фигура римской философской и педагогической мыс­ли — Квинтцлиан (42 — ок. 118). Адвокат и оратор, Квинтилиан черпал свои идеи из греко-римского культурного наследия (Гомер, Гесиод, Эсхил, Софокл, Еврипид, Демосфен, Цицерон и др.). Главный труд Квинтилиана — "Ораторское образование". Из 12 книг этого трактата наиболее известны две: "О домашнем воспитании мальчика" и "О риторическом обучении". Квинтилиан ратовал за общедоступность образования, пола­гая, что все нормальные дети римских граждан достойны полу­чать образование. Он верил в созидательные возможности школь­ного обучения, считая, например, что ученики-тупицы — на сове­сти педагогов.

Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искус­ством оратора ("поэтами родятся, а ораторами становятся"). До­стичь такого высокого результата он предлагал с помощью опре­деленной системы обучения.

Первой ее ступенью было домашнее воспитание. Следовало выбирать кормилицу с правильным произношением и оберегать от домашних учителей-полузнаек. До 7 лет ребенок должен был овладеть латинской и частично греческой грамматикой (предла­галось начинать с иностранного языка, поскольку, по мнению Квии-тилиана, в таком случае затем лучше усваиваются правила родно­го языка).

В ходе домашнего обучения необходимо пробуждать интерес "похвалой" и "забавами", чтобы "ребенок не возненавидел уче­нье, соблюдая, однако, определенную меру" ("золотую середину").

В программу первоначального школьного обучения включал­ся ряд предметов. На первом месте стояли занятия грамматикой и стилем, мораль, начала математики, музыка.

Обширная программа по этим и другим предметам предлага­лась в грамматической и риторической школах. Как замечал в этой связи Квинтилиан, искусство оратора требует знания мно­гих наук. В грамматической школе предлагалось изучать одно­временно ряд учебных дисциплин, не заботясь об обязательном совершенном овладении ими, главным предметом была грамма­тика. В риторической школе основным предметом называлась риторика, под которой понималось "искусство красноречия".

На занятиях по риторике преподавателю было рекомендовано, например, читать сочинения с заведомыми просчетами в стиле, заметить и исправить которые должны были сами учащиеся.

Обучение следовало вести индуктивным путем — от просто­го к сложному, на основе работы памяти. Предлагался ряд при­емов мнемонического характера для развития "точности" памяти. Таков, например, был "топологический прием", когда реальное или воображаемое помещение делилось на несколько десятков "мест для запоминания".

Размышляя о природе человека, Квинтилиаи высказывал уве­ренность в положительных основах человеческой натуры, не счи­тая, однако, такие свойства единственными (дети "от природы склон­ны к худшему"). Побороть дурные наклонности помогает воспита­ние. Чтобы достичь высоких результатов в педагогике, считал Квин­тилиаи, необходимо соединить природную доброту человека и вос­питание, так как эти начала не могут существовать раздельно.

Вслед за Плутархом Квинтилиан говорил, что воспитание долж­но формировать свободного человека. Дети — "драгоценный сосуд", с которым надо обращаться бережно и уважительно. Здо­ровое семейное воспитание должно беречь детскую психику, не до­пускать присутствия детей в "неблагопристойных местах". При воспитании нельзя прибегать к физическим наказаниям, ибо битье подавляет стыдливость, развивает рабские качества. Ввиду важно­сти свободного воспитания необходимо тщательно выбирать няньку для младенца, которой следовало обладать достойными нравствен­ными качествами. Учитель должен заменять ученику отца, при­учать питомца мыслить и действовать самостоятельно.

Отталкиваясь от педагогических идей Плутарха, Квинтилиан, однако, делал упор на необходимости полезного обществу образо­вания. Цель воспитания Квинтилиан видел в серьезной подготовке к исполнению гражданских обязанностей. Идеалом человека-граж­данина он считал афинского политического деятеля Перикла.

Квинтилиан отдавал предпочтение организованному школь­ному обучению но сравнению с домашним ("свет хорошей школы лучше одиночества семьи"). Он, например, утверждал, что дух со­ревнования, честолюбия в процессе обучения "зачастую бывает причиной добродетелей".

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Ученые и общественность многих стран обеспокоены тем, что современное семейное воспитание не столь эффективно и полно­ценно, как должно быть. В связи с этим разрабатываются специ­альные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи: программы воспитания родителей, программы педа­ гогического образования родителей.

Появление понятия «воспитание родителей» относится к концу прошлого века, когда в Америке и Европе возникли ассоциации, призванные оказывать помощь в семейном воспитании. Ныне по­нятие «воспитание родителей» стало очень распространенным и поистине международным. Суть воспитания родителей - это ква­лифицированная помощь семье в выполнении ею воспитательной функции. На протяжении текущего столетия усилиями ученых мно­гих стран сделана попытка создать теорию воспитания родителей. Основными понятиями этой теории являются «психолого-педаго­гические основы взаимодействия в семье», «содержание и формы воспитания родителей».

Первоначально воспитание родителей ограничивалось формаль­ным сообщением родителям знаний, необходимых для воспитания детей. В настоящее время содержание воспитания родителей пре­терпело значительные изменения: оно включает широкий круг зна­ний, необходимых для нормального функционирования семьи (педа­гогические, психологические, экономические, медицинские, право­вые, этнографические, этические и др.). Для реализации программы знаний предусматриваются различные формальные и неформаль­ные мероприятия (консультации, беседы, инструктажи, тренинги, курсы и семинары, услуги видеотехники, деятельность в церков­ных общинах и др.). Воспитание родителей рассматривается как постоянный процесс саморазвития взрослых, основанный на сознатель­ ном их стремлении к совершенствованию своей личности.

Программы воспитания родителей в европейских странах реа­лизуются в разных моделях: адлеровской, учебно-теоретической, модели чувственной коммуникации, модели, основанной на трансакциональном анализе, модели групповых консультаций, христи­анского воспитания родителей и др. Все модели имеют свою исто­рию, базируются на определенных теоретических положениях, а, следовательно, дают родителям различные установки в воспита­тельной деятельности и ориентируют на ту или иную практику воспитания детей. Общим для указанных выше моделей является исходное положение, согласно которому общество и сами родители могут помочь себе стать лучше, а это - важнейшая предпосылка успешного домашнего воспитания.

В США разрабатываются и реализуются многочисленные про­граммы помощи семейному воспитанию, которые часто называют­ся программами педагогического образования родителей. Для них характерно комплексное содержание, поскольку они созданы объ­единенными усилиями педагогов, психологов, социологов, психо­терапевтов и других специалистов. Программы направлены на ук­репление всех звеньев семейного воспитания, но в первую очередь на повышение педагогической компетентности родителей. Учиты­ваются особенности разных групп семей, поэтому создаются про­граммы дифференцированной педагогической помощи семьям. Например, для семей с детьми, имеющими нарушения психофизио­логического развития; с приемными детьми; для семей, «находя­щихся в невыгодных социальных условиях», и др. Примером таких программ может служить проект «Хэд Старт» (HeadStart), в пере­воде - «Опережающий старт». Он был задуман с целью оказания всесторонних образовательных, оздоровительных и социальных ус­луг детям из малообеспеченных семей. При этом учитываются осо­бенности семьи ребенка, и обращается особое внимание на всесто­роннее участие семьи ребенка в предлагаемой программе. С 1965 г. более 5 млн детей было охвачено системой обучения «Хэд Старт». Ежегодно в 1400 Хэд Старт-центрах (дошкольных учреждениях) обучается около 400 000 детей и почти такое же количество родите­лей. Работа с родителями имеет целый ряд аспектов, как-то: уча­стие родителей в планировании работы дошкольных учреждений и реализации их планов; информирование и обучение родителей со­временным методам образования детей, применимым в домашних условиях; индивидуальное консультирование родителей с целью помощи в решении их проблем и т.д. Родители привлекаются к участию в различных образовательных мероприятиях с детьми (проведение уроков, посещение музея, библиотеки, подготовка спектакля и др.) в качестве добровольных помощников или опла­чиваемых сотрудников. Организуется работа родителей с собст­венными детьми под руководством специалистов. Например, обу­чение матерей способам формирования у ребенка навыков личной гигиены, методике чтения книги и др.


gosduma-primet-zakonoproekti-o-sozdanii-goskorporacii-rosatom-grizlov-b-v-monitoring-smi-6-8-oktyabrya-2007-g.html
gosduma-prinyala-zakon-ob-obedinenii-krasnoyarskogo-kraya-pervij-kanal-novosti-22-09-2005-tingaeva-natalya-09-00-11.html
gosduma-rassmotrit-zakonoproekt-ob-uvelichenii-posobiya-na-rebenka-boris-grizlov-monitoring-smi-7-sentyabrya-2006-g.html
gosduma-rf-monitoring-smi-13-noyabrya-2006-g-stranica-2.html
gosduma-rf-monitoring-smi-28-30-oktyabrya-2006-g-stranica-13.html
gosduma-v-pyatnicu-rassmotrit-zakonoproekt-uzhestochayushij-otvetstvennost-za-narusheniya-migracionnogo-zakonodatelstva-grizlov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rinok-strausinoj-produkcii-strausi-i-perepela-v-pribajkale-tehnologii-hhi-veka-t-t-orlova-strausi-i-perepela.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-fenomenologiya-municipalnih-obrazovanij-dlya-napravleniya-080500-62-menedzhment.html
  • tasks.bystrickaya.ru/131-reformirovanie-obshestva-1-obrashenie-k-akcioneram-predsedatelya-soveta-direktorov-i-generalnogo-direktora-obshestva.html
  • college.bystrickaya.ru/103-tablica-periodichnosti-obsluzhivaniya-rukovodstvo-soderzhit-informaciyu-o-sostoyanii-konvejera-na-moment-postupleniya-v-prodazhu.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnoe-obespechenie-upravleniya-razvitiem-regiona-08-00-05-ekonomika-i-upravlenie-narodnim-hozyajstvom-regionalnaya-ekonomika-08-00-12-buhgalterskij-uchet-statistika.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/meri-po-obespecheniyu-bezopasnosti-detej-dannoe-prakticheskoe-posobie-predstavlyaet-soboj-vpervie-perevedennoe-na.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-pyataya-kornevaya-rasa-p-m-x-etuoter-za-predelami-detej-indigo-novie-deti-i-nastuplenie-pyatoj-eri.html
  • lecture.bystrickaya.ru/alena-narinyani.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikazivayu-stranica-22.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-18-769-ot-21-maya-2012-g-stranica-4.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/gosudarstvo-i-pravo-yuridicheskie-nauki-bbk-67-byulleten.html
  • crib.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-17-aprelya-2008-g.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nachalnik-chao-skazal-chukotke-chao-zakonopritvorchestvo-21.html
  • studies.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-regulirovanie-bankovskoj-sistemi-chast-4.html
  • institute.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-shestaya-generiruyushaya-kompaniya-optovogo-rinka-elektroenergii-kod-emitenta-stranica-5.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-vrata-konklava-kniga-chetvertaya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iv-metodicheskie-rekomendacii-dlya-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-metodika-prepodavaniya-integrativnogo.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urokov-po-osnovam-voennih-znanij-tema-organizaciya-priziva-na-voennuyu-sluzhbu.html
  • universitet.bystrickaya.ru/temi-referatov-po-speckursu-zhilishnoe-pravo-na-2012-2013-uchebnij-god.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-8-turoperatorskaya-i-turagentskaya-deyatelnost-v-sfere-turizma-zorin-i-v-kvartalnov-v-a-turizm-kak-vid-deyatelnosti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/stilisticheskie-figuri-i-tropi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/smi-na-sovremennom-etape-razvitiya-lekcii-po-istorii-zarubezhnoj-zhurnalistiki-antichnost.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-terrore-armyanskij-terrorizm-istoki-i-prichini-stranica-7.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-ekologicheskie-osnovi-prirodopolzovaniya-2014g.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-psihologii-kak-samostoyatelnaya-nauka.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/alimentarnaya-distrofiya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predlagaemaya-rabota-posvyashena-izucheniyu-osnovnih-osobennostej-dogovora-prodazhi-zhilogo-pomesheniya-osoboe-vnimanie-udelyaetsya-ponyatiyu-obekta-dannogo-dogovora-t-e.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-fizike-10-11-kl.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekarstva-stanut-dostupnee-monitoring-smi-10-fevralya-2010-g.html
  • tests.bystrickaya.ru/merab-mamardashvili-estetika-mishleniya-stranica-20.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nenavisti-muzhchina-szhal-pravuyu-ladon-v-kulak-i-tut-zhe-zazhmurilsya-ot-oslepitelno-yarkoj.html
  • education.bystrickaya.ru/23-metodicheskie-rekomendacii-roditelyam-pedagogam-dou-po-obucheniyu-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-pravilnomu-proiznosheniyu.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-vnedreniyu-i-ispolzovaniyu-tipovih-konfiguracij-1s-predpriyatiya-2-obnovlenie-razdela-spravochnik-hozyajstvennih-operacij-3.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vospitatelnaya-rabota-v-shkole-soglasovano-predsedatel-us-mou-olhovskaya-sosh.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rukovodstvo-dlya-polzovatelya-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.