.RU

Домашнее обучение в зарубежных странах. История. Традиции. Перспективы - часть 6

"Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла", — писал Сенека, полагая, что воспитатель всегда должен иметь в виду необходимость движения к такому знанию (идеальной нравственной "норме") путем назидательных бесед с наглядными примерами из жизни и истории.

Исходя из своего понимания нравственности, Сенека не счи­тал каноном образования "семь свободных искусств". Он писал: "Ты желаешь знать, что я думаю о свободных науках и искусст­вах. Ни одно из них я не уважаю, ни одно не считаю благом, если плод его — деньги... Пролагается ли дорога к добродетели объяснением слогов?"

Крупный мыслитель той же эпохи Плутарх (ок. 45 — ок. 127) вслед за Катоном и Цицероном с особым вниманием относился к вопросам воспитания и обучения в семье. Супруга Плутарха отка­залась от няньки и кормилицы и сама кормила и пеленала своих детей. Плутарх советовал избегать жестоких наказаний. По его сло­вам, бить ребенка означало "подымать руку на святыню".

С этими идеями перекликается и трактат т. н. Псевдо-Плу­тарха "О воспитании", где также даются советы проявлять мяг­кость к "благонравным детям", оставаться матери кормилицей собственных детей. Псевдо-Плутархвыдвигал идею всесторонне обученного человека в духе требований образованного римского общества. По сути, предлагалось дать "беглое" знание тогдашних наук, то есть формировать дилетанта.

Яркая фигура римской философской и педагогической мыс­ли — Квинтцлиан (42 — ок. 118). Адвокат и оратор, Квинтилиан черпал свои идеи из греко-римского культурного наследия (Гомер, Гесиод, Эсхил, Софокл, Еврипид, Демосфен, Цицерон и др.). Главный труд Квинтилиана — "Ораторское образование". Из 12 книг этого трактата наиболее известны две: "О домашнем воспитании мальчика" и "О риторическом обучении". Квинтилиан ратовал за общедоступность образования, пола­гая, что все нормальные дети римских граждан достойны полу­чать образование. Он верил в созидательные возможности школь­ного обучения, считая, например, что ученики-тупицы — на сове­сти педагогов.

Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искус­ством оратора ("поэтами родятся, а ораторами становятся"). До­стичь такого высокого результата он предлагал с помощью опре­деленной системы обучения.

Первой ее ступенью было домашнее воспитание. Следовало выбирать кормилицу с правильным произношением и оберегать от домашних учителей-полузнаек. До 7 лет ребенок должен был овладеть латинской и частично греческой грамматикой (предла­галось начинать с иностранного языка, поскольку, по мнению Квии-тилиана, в таком случае затем лучше усваиваются правила родно­го языка).

В ходе домашнего обучения необходимо пробуждать интерес "похвалой" и "забавами", чтобы "ребенок не возненавидел уче­нье, соблюдая, однако, определенную меру" ("золотую середину").

В программу первоначального школьного обучения включал­ся ряд предметов. На первом месте стояли занятия грамматикой и стилем, мораль, начала математики, музыка.

Обширная программа по этим и другим предметам предлага­лась в грамматической и риторической школах. Как замечал в этой связи Квинтилиан, искусство оратора требует знания мно­гих наук. В грамматической школе предлагалось изучать одно­временно ряд учебных дисциплин, не заботясь об обязательном совершенном овладении ими, главным предметом была грамма­тика. В риторической школе основным предметом называлась риторика, под которой понималось "искусство красноречия".

На занятиях по риторике преподавателю было рекомендовано, например, читать сочинения с заведомыми просчетами в стиле, заметить и исправить которые должны были сами учащиеся.

Обучение следовало вести индуктивным путем — от просто­го к сложному, на основе работы памяти. Предлагался ряд при­емов мнемонического характера для развития "точности" памяти. Таков, например, был "топологический прием", когда реальное или воображаемое помещение делилось на несколько десятков "мест для запоминания".

Размышляя о природе человека, Квинтилиаи высказывал уве­ренность в положительных основах человеческой натуры, не счи­тая, однако, такие свойства единственными (дети "от природы склон­ны к худшему"). Побороть дурные наклонности помогает воспита­ние. Чтобы достичь высоких результатов в педагогике, считал Квин­тилиаи, необходимо соединить природную доброту человека и вос­питание, так как эти начала не могут существовать раздельно.

Вслед за Плутархом Квинтилиан говорил, что воспитание долж­но формировать свободного человека. Дети — "драгоценный сосуд", с которым надо обращаться бережно и уважительно. Здо­ровое семейное воспитание должно беречь детскую психику, не до­пускать присутствия детей в "неблагопристойных местах". При воспитании нельзя прибегать к физическим наказаниям, ибо битье подавляет стыдливость, развивает рабские качества. Ввиду важно­сти свободного воспитания необходимо тщательно выбирать няньку для младенца, которой следовало обладать достойными нравствен­ными качествами. Учитель должен заменять ученику отца, при­учать питомца мыслить и действовать самостоятельно.

Отталкиваясь от педагогических идей Плутарха, Квинтилиан, однако, делал упор на необходимости полезного обществу образо­вания. Цель воспитания Квинтилиан видел в серьезной подготовке к исполнению гражданских обязанностей. Идеалом человека-граж­данина он считал афинского политического деятеля Перикла.

Квинтилиан отдавал предпочтение организованному школь­ному обучению но сравнению с домашним ("свет хорошей школы лучше одиночества семьи"). Он, например, утверждал, что дух со­ревнования, честолюбия в процессе обучения "зачастую бывает причиной добродетелей".

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Ученые и общественность многих стран обеспокоены тем, что современное семейное воспитание не столь эффективно и полно­ценно, как должно быть. В связи с этим разрабатываются специ­альные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи: программы воспитания родителей, программы педа­ гогического образования родителей.

Появление понятия «воспитание родителей» относится к концу прошлого века, когда в Америке и Европе возникли ассоциации, призванные оказывать помощь в семейном воспитании. Ныне по­нятие «воспитание родителей» стало очень распространенным и поистине международным. Суть воспитания родителей - это ква­лифицированная помощь семье в выполнении ею воспитательной функции. На протяжении текущего столетия усилиями ученых мно­гих стран сделана попытка создать теорию воспитания родителей. Основными понятиями этой теории являются «психолого-педаго­гические основы взаимодействия в семье», «содержание и формы воспитания родителей».

Первоначально воспитание родителей ограничивалось формаль­ным сообщением родителям знаний, необходимых для воспитания детей. В настоящее время содержание воспитания родителей пре­терпело значительные изменения: оно включает широкий круг зна­ний, необходимых для нормального функционирования семьи (педа­гогические, психологические, экономические, медицинские, право­вые, этнографические, этические и др.). Для реализации программы знаний предусматриваются различные формальные и неформаль­ные мероприятия (консультации, беседы, инструктажи, тренинги, курсы и семинары, услуги видеотехники, деятельность в церков­ных общинах и др.). Воспитание родителей рассматривается как постоянный процесс саморазвития взрослых, основанный на сознатель­ ном их стремлении к совершенствованию своей личности.

Программы воспитания родителей в европейских странах реа­лизуются в разных моделях: адлеровской, учебно-теоретической, модели чувственной коммуникации, модели, основанной на трансакциональном анализе, модели групповых консультаций, христи­анского воспитания родителей и др. Все модели имеют свою исто­рию, базируются на определенных теоретических положениях, а, следовательно, дают родителям различные установки в воспита­тельной деятельности и ориентируют на ту или иную практику воспитания детей. Общим для указанных выше моделей является исходное положение, согласно которому общество и сами родители могут помочь себе стать лучше, а это - важнейшая предпосылка успешного домашнего воспитания.

В США разрабатываются и реализуются многочисленные про­граммы помощи семейному воспитанию, которые часто называют­ся программами педагогического образования родителей. Для них характерно комплексное содержание, поскольку они созданы объ­единенными усилиями педагогов, психологов, социологов, психо­терапевтов и других специалистов. Программы направлены на ук­репление всех звеньев семейного воспитания, но в первую очередь на повышение педагогической компетентности родителей. Учиты­ваются особенности разных групп семей, поэтому создаются про­граммы дифференцированной педагогической помощи семьям. Например, для семей с детьми, имеющими нарушения психофизио­логического развития; с приемными детьми; для семей, «находя­щихся в невыгодных социальных условиях», и др. Примером таких программ может служить проект «Хэд Старт» (HeadStart), в пере­воде - «Опережающий старт». Он был задуман с целью оказания всесторонних образовательных, оздоровительных и социальных ус­луг детям из малообеспеченных семей. При этом учитываются осо­бенности семьи ребенка, и обращается особое внимание на всесто­роннее участие семьи ребенка в предлагаемой программе. С 1965 г. более 5 млн детей было охвачено системой обучения «Хэд Старт». Ежегодно в 1400 Хэд Старт-центрах (дошкольных учреждениях) обучается около 400 000 детей и почти такое же количество родите­лей. Работа с родителями имеет целый ряд аспектов, как-то: уча­стие родителей в планировании работы дошкольных учреждений и реализации их планов; информирование и обучение родителей со­временным методам образования детей, применимым в домашних условиях; индивидуальное консультирование родителей с целью помощи в решении их проблем и т.д. Родители привлекаются к участию в различных образовательных мероприятиях с детьми (проведение уроков, посещение музея, библиотеки, подготовка спектакля и др.) в качестве добровольных помощников или опла­чиваемых сотрудников. Организуется работа родителей с собст­венными детьми под руководством специалистов. Например, обу­чение матерей способам формирования у ребенка навыков личной гигиены, методике чтения книги и др.


gosduma-primet-zakonoproekti-o-sozdanii-goskorporacii-rosatom-grizlov-b-v-monitoring-smi-6-8-oktyabrya-2007-g.html
gosduma-prinyala-zakon-ob-obedinenii-krasnoyarskogo-kraya-pervij-kanal-novosti-22-09-2005-tingaeva-natalya-09-00-11.html
gosduma-rassmotrit-zakonoproekt-ob-uvelichenii-posobiya-na-rebenka-boris-grizlov-monitoring-smi-7-sentyabrya-2006-g.html
gosduma-rf-monitoring-smi-13-noyabrya-2006-g-stranica-2.html
gosduma-rf-monitoring-smi-28-30-oktyabrya-2006-g-stranica-13.html
gosduma-v-pyatnicu-rassmotrit-zakonoproekt-uzhestochayushij-otvetstvennost-za-narusheniya-migracionnogo-zakonodatelstva-grizlov.html
  • tests.bystrickaya.ru/medicinskaya-biblioteka-burenin-a-n-rinok-cennih-bumag-i-proizvodstvennih-finansovih-instrumentov-uchebnoe-posobie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/punkt-2-povestki-dnya-organizacionnie-voprosi-doklad-o-rabote-odinnadcatogo-soveshaniya-vspomogatelnogo-organa.html
  • control.bystrickaya.ru/enciklopediya-mirovih-sensacij-xx-veka-stranica-43.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osnovnie-teorii-mestnogo-samoupravleniya-chast-6.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-nauchnaya-revolyuciya-xvi-xvii-vv-formirovanie-osnov-matematicheskogo-estestvoznaniya.html
  • institute.bystrickaya.ru/finansi-banki-cennie-bumagi-informacionnij-obzor-periodiki-i-postupivshih-knig.html
  • education.bystrickaya.ru/20-tvorchestvo-gofmana-godi-1815-1830-v-germanii-kak-i-vo-vsej-evrope-gluhoe-vremya-rezhima-svyashennogo-soyuza-vnemeckom-romantizme-v-etot-period-proishodyat-sl.html
  • writing.bystrickaya.ru/kvark-glyuonnaya-plazma-kvark-glyuonnie-struni-fluktuacii-dalnie-korrelyacii-strannost-mnozhestvennost-poperechnij-impuls-multipomeronnij-obmen-kremnievie-pikselnie-detektori-sistemi-kontrolya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-izhevsk-2008-udk-616-07-519-248-bbk-53-4-stranica-7.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadacha-nastoyashej-publikacii-sostoit-v-obobshenii-i-predstavlenii-novejshih-dannih-v-oblasti-endokrinnoj-ginekologii-dlya-prakticheskih-vrachej-razlichnogo-profilya-stranica-5.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-ot-lat-.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vi-dissertacionnie-issledovaniya-i-avtoreferati-ne-soderzhit-svedenij-sostavlyayushih-gosudarstvennuyu-tajnu-zemlin.html
  • studies.bystrickaya.ru/5-elektronnoe-pravitelstvo-i-elektronnaya-demokratiya-l-ionin-sociologiya-v-obshestve-znanij.html
  • grade.bystrickaya.ru/nauchnie-biblioteki-v-novom-tisyacheletii-problemi-vzaimoispolzovaniya-resursov-stranica-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-po-specialnosti-25-00-24-ekonomicheskaya-socialnaya-politicheskaya-i-rekreacionnaya-geografiya-moskva-2009.html
  • literature.bystrickaya.ru/deputati-vnesli-na-rassmotrenie-gosdumi-zakonoproekt-o-kreditnih-istoriyah.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/edinaya-rossiya-vipolnit-vse-zadachi-postavlennie-pered-partiej-prezidentom-rf-boris-grizlov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sovremennie-tehnologii-proizvodstva-etiketok.html
  • holiday.bystrickaya.ru/narkosituacii-v-mire-po-materialam-zarubezhnih-internetsajtov-s-13-po-19-marta-2010-goda-strani-sredneaziatskogo-narkotrafika-afganistan-afganskaya-doza.html
  • credit.bystrickaya.ru/poetapnij-plan-realizacii-programmi-zdorove-vse-svoyo-noshu-s-soboj.html
  • education.bystrickaya.ru/14-prakticheskaya-znachimost-zadachi-v-ramkah-diplomnoj-raboti-5-prakticheskaya-znachimost-6.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-ponyatiya-i-pravila-kotorie-izlozheni-v-polozhenii-o-poryadke-provedeniya-attestacii-i-dopuska-k-vosproizvodstvu-proizvoditelej-dlya-plemennogo-ispolzovaniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tablica-46-differencialno-diagnosticheskij-oprosnik-regulirovanie-deyatelnosti-personala-upravleniya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-provedeniyu-obucheniya-po-ohrane-truda-rukovodyashih-rabotnikov-i-specialistov-stranica-52.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aktualnie-problemi-sovremennosti-i-zhurnalistika-zadachi-disciplini-raskrit-osnovnie-ponyatiya-filosofii-osnovnie.html
  • student.bystrickaya.ru/1krest-solnce-kniga-vtoraya.html
  • education.bystrickaya.ru/3-finansovaya-funkciya-po-mneniyu-amerikanskih-istorikov-menedzhmenta-anri-fajol-1841-1925-yavlyaetsya-naibolee.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-ii-i-istoriya-stanovleniya-specialnogo-detskogo-doma-10.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-sostavlena-na-osnovanii-trebovanij-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-prikaz-751-ot-21.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-po-specialnosti-080507-65-menedzhment-organizacii-samara-2007.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novosti-dochernih-kompanij-oao-dgk-monitoring-sredstv-massovoj-informacii-9-dekabrya-2010-goda.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchyot-o-rabote-komiteta-kulturi-i-molodyozhnoj-politiki-administracii-velikogo-novgoroda-i-podvedomstvennih-uchrezhdenij.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-osnovnie-ponyatiya-i-obshie-polozheniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernaya-programma-professionalnogo-modulya-ekspluataciya-i-tehnicheskoe-obsluzhivanie-selskohozyajstvennih-mashin-i-oborudovaniya-stranica-4.html
  • college.bystrickaya.ru/35-malie-gruppi-ih-osnovnie-vidi-struktura-maloj-gruppi-predmet-i-obekt-psihologii-metodologicheskie-osnovi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.