.RU

Дидактика астрономии: от ХХ к ХХI веку

Е.П. Левитан, доктор педагогических наук, А.Ю. Румянцев, доктор педагогических наук

Дидактика астрономии (методика обучения астрономии) - частная дидактика, включающая теорию и практику обучения астрономии и изучающая закономерности, пути и средства обучения, воспитания и развития учащихся в процессе обучения астрономии, определяющая объем и структуру содержания образования, методы и организационные формы обучения астрономии. Какой была дидактика астрономии в ХХ в.? Какова она сейчас, в первые годы ХХ1 в.? Какой она должна стать в наступившем веке? Подобные вопросы мы неоднократно обсуждали раньше , и вот теперь они снова актуальны.

Прошлое

Дидактика астрономии в дореволюционной России находилась на достаточно высоком уровне. В начале ХХ в. астрономию преподавали практически во всех типах средних учебных заведений России. Учебные программы различались между собой объемом, содержанием и размещением материала, способами преподавания. Существовало много учебников астрономии, написанных отечественными и зарубежными авторами (в 1900-17 гг. выпускалось 45 различных учебников космографии только на русском языке, некоторые из них - С.П. Глазенапа, К.Д. Покровского и С.В. Щербакова переиздавались десятки раз) . Издавались карты звездного неба, выпускались наглядные пособия, телескопы и подзорные трубы.

Цели преподавания космографии в средней школе формулировались следующим образом: "Космография, являясь изложением главных законов космоса, охватывает физический мир в целом: В курсе космографии перед учащимися тот или иной физический закон разрастается за пределы физического кабинета до пределов целой Вселенной: перед учащимися происходит совместное действие различных физических, химических и механических законов: космография приобретает высокую эстетическую ценность, правильно преподаваемая, она внушает мысль о непреложности законов природы, невольно приковывает к себе интерес молодого ума и рождает у него массу новых вопросов: и не только может эти вопросы рождать, но и отвечать на них: Всецело опираясь на физику, космография в то же время и дополняет ее: уже одна обобщающая роль космографии выдвигает ее в качестве серьезного общеобразовательного предмета. Таким образом, цели преподавания элементарной астрономии или космографии: а) обобщение законов механики, физики и углубление их в представлении учащихся; б) сообщение приведенных в систему фактических сведений об окружающем мире" .

В июне 1917 г. в Москве состоялось Всероссийское совещание преподавателей физики, химии и космографии. Его участники на стыке исторических эпох пришли к выводам:

"1.Совещание находит, что космография, разделяя со всеми естественными науками воспитательную и образовательную роль, имеет свое специальное высокое назначение: она формирует научное мировоззрение, представляет яркие образцы развития человеческой мысли и венчает собой реальное образование в средней школе.

2.Для успешного прохождения курса космографии в средних учебных заведениях необходимо обеспечить: 1)в годы, предшествующие систематическому курсу, предварительное ознакомление учащихся с небом и небесными явлениями и 2)при прохождении систематического курса организацию наблюдений и, по мере возможности, постановку целесообразных практических занятий.

3.Совещание признает необходимым отвести на преподавание космографии 2 часа в неделю в средней общеобразовательной школе" .

Анализ опыта преподавания астрономии в средних учебных заведениях дореволюционной России показывает, что можно довольно успешно преподавать астрономию в старших классах общеобразовательной школы в рамках самостоятельного учебного предмета или в курсе физики. Кроме того, удается выявить сходство современных концепций астрономического образования с идеями преподавателей космографии и ученых-методистов начала ХХ в. Однако анализ истории дидактики астрономии должен быть корректным, учитывающим, что совершенно иными по сравнению с современными была и сама астрономическая наука (в которой не было того, что мы сегодня называем астрофизикой, внегалактической астрономией и космологией, а космонавтика была уделом фантастов, "ученых-чудаков"), и общеобразовательная школа с присущими ей труднорешаемыми проблемами.

В течение первых десятилетий Советской власти развитие дидактики астрономии в России претерпело коренные изменения. Главным достижением советского периода развития дидактики астрономии стала общедоступность астрономического образования, сменившая ее известную элитарность. В ходе многочисленных экспериментов 20-х гг. было доказано, что наиболее успешное качество обучения астрономии обеспечивается преподаванием астрономии в рамках отдельного учебного предмета, опирающегося на необходимый минимум математических и естественнонаучных, в первую очередь физических, знаний. В 30-е гг. этим требованиям лучше всего отвечал выпускной (десятый) класс.

Стандартизация учебного процесса привела к появлению единых школьных программ по астрономии и основного учебника, ограничению числа и разнообразия учебных пособий. В середине 30-х гг. это сыграло положительную роль, вызвав среди методистов своеобразное соревнование за создание лучшего учебника и программы, но затем стало тормозить развитие дидактики астрономии, ограничивая свободу преподавателей и методистов в разработке и применении программ, методов и средств обучения.

Содержание учебной программы в значительной степени определялось социально-экономическими, политическими интересами и государственной идеологией, а также, конечно, уровнем развития астрономической науки и советской педагогики. Была сделана попытка создать лучшие в мире учебную программу и учебник астрономии, эффективно реализующие мировоззренческую и практическую направленность курса. Широко известным стал учебник Е.М. Набокова и Б.А. Воронцова-Вельяминова (который потом превратился в учебник Б.А.Воронцова-Вельяминова).

К концу 40-х гг. на десятилетия вперед определились основные формы, методы преподавания астрономии. Была сформулирована цель преподавания курса астрономии - формирование научного мировоззрения учащихся, выделены общеобразовательные, воспитательные и развивающие задачи обучения, определена структура курса, не претерпевшие кардинальных изменений на протяжении 50 лет. К преподаванию астрономии в школе стали готовить выпускников педвузов. В 1945 г. В.А. Шишаков - один из замечательных лекторов и научных консультантов Московского планетария - защитил первую в СССР кандидатскую диссертацию на тему "Основные вопросы преподавания астрономии в средней школе". (Первая в нашей стране докторская диссертация по проблемам преподавания астрономии в школе была защищена через 46 лет:)

На протяжении 50-х гг. астрономы-методисты работали над усовершенствованием программы и учебника астрономии и реализацией возможностей улучшения преподавания астрономии. В 1955 г. появилось первое в нашей стране пособие "Методика преподавания астрономии" М.Е. Набокова .

В результате дидактика астрономии стала самостоятельной педагогической наукой, исследующей теорию и практику, закономерности, пути и средства обучения астрономии.

В 60-е гг. созданы предпосылки для коренных изменений в преподавании астрономии в средних учебных заведениях СССР. Начало космической эры, успехи СССР в освоении космического пространства вызвали огромный интерес к астрономии среди широких масс населения. Впечатляющие достижения астрономии надо было отразить в преподавании астрономии. Этого добивались Р.В. Куницкий, Б.А. Воронцов-Вельяминов, В.В. Радзиевский, Е.П. Левитан, благодаря усилиям которых курс астрономии стал почти целиком астрофизическим, но потом, к сожалению, астрофизический материал рядом вопросов классической астрономии. Оставались почти безответными настойчивые требования астрономической общественности улучшить подготовку учителей астрономии, расширить курс и увеличить время на его изучение.

Вынужденная экономия учебного времени вела к конспективности изложения основных тем курса, формализации преподавания и падению интереса учащихся к изучению астрономии. Ситуация заставляла астрономов-методистов и учителей-новаторов искать выход в создании новых форм работы с учащимися, максимального использования учебного времени и межпредметных связей.

Благодаря этому был сделан "задел" на будущее - разрабатывались, проходили экспериментальные испытания, совершенствовались различные варианты новых программ и учебников по астрономии и интегративному курсу "Физика и астрономия", обобщавшие в себе опыт десятилетий преподавания астрономии в доперестроечный период, включавшие сведения о новейших открытиях в астрономии и передовые идеи педагогики.

Перестройка оказала положительное влияние на реформу средней общеобразовательной школы, в том числе на преподавание астрономии. В середине 80-х гг. в преподавании астрономии в средних учебных заведениях СССР наметились положительные сдвиги. Были сделаны попытки решить многие проблемы, стоявшие перед дидактикой школьной астрономии.

1.Создать и внедрить новые учебники астрономии, сочетающие отличное изложение основных понятий и теорий курса, отражающего новейшие достижения астрономии и космонавтики с методикой изложения, обеспечивающего высокое качество усвоения учебного материала и способствующего развитию интереса учащихся к астрономии. Были изданы сначала в качестве пробных учебники по астрономии (Е.П. Левитана; А.В. Засова и Э.В. Кононовича; В.В. Порфирьева) и несколько хороших учебно-методических пособий.

2.До 1978 г. учителей астрономии готовил только Горьковский педагогический институт, позднее эта специализация появляется в учебных планах еще семи пединститутов: Московского, Ленинградского, Киевского, Ростовского, Ташкентского, Черниговского и Челябинского, а к 1980 г. их число увеличилось еще на три вуза: в Баку, Телави и Николаеве. Годичный прием в них (1985 г.) составлял всего 600 человек на весь Советский Союз. В 1990 г. астрономия преподавалась в 166 институтах Советского Союза. Учителей по специальности "физика и астрономия" готовили в 14 пединститутах. В значительной степени такой немалый успех в организации подготовки учителей астрономии был достигнут благодаря постоянным усилиям Учебно-методической секции ВАГО. Здесь уместно подчеркнуть, что этим не ограничивалась деятельность УМС ЦС ВАГО и учебно-методических секций отделений ВАГО в нескольких десятках крупнейших городов СССР. К числу положительных результатов относится прежде всего существование самого предмета "астрономия" в школе, издание (с 1965 г.) необходимого учителям и методистам журнала "Земля и Вселенная" (со специальной рубрикой "Астрономическое образование"), функционирование сети планетариев и народных обсерваторий.


effektivnost-informacionno-profilakticheskoj-i-informacionno-analiticheskoj-raboti-v-pravoohranitelnoj-deyatelnosti-tamozhennih-organov-rossijskoj-federacii.html
effektivnost-ispolzovaniya-byudzhetnih-sredstv-glavnim-upravleniem-po-vzaimodejstviyu-s-pravoohranitelnimi-i-voennimi-organami-chelyabinskoj-oblasti-v-2011-godu.html
effektivnost-perevozok-passazhirov-marshrutnimi-taksi.html
effektivnost-proizvodstva-ovoshej.html
effektivnost-ranitidina-zantaka-v-lechenii-reflyuks-ezofagita-i-yazvennoj-bolezni-chast-2.html
effektivnost-tianeptina-pri-terapii-bolnih-depressiej-v-obsheterapevticheskoj-praktiki.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-x-glossarij-slovar-terminov-uchebno-metodicheskij-kompleks-filosofiya-visshee-professionalnoe-obrazovanie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/metodi-i-usloviya-kultivirovaniya-izolirovannih-kletok-i-tkanej-rastenij.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/novaya-zaimstvovannaya-obshestvenno-politicheskaya-leksika-v-yazike-rossijskih-smi-chast-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-ministerstvo-stroitelstva-rf-2-noyabrya-1996-goda.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/narkokontrol-prezident-medvedev-prizval-skorrektirovat-antinarkoticheskie-zakoni-stranica-2.html
  • education.bystrickaya.ru/322-situaciya-v-ekonomike-rossii-v-i-polugodii-2002-goda7-konsultacionnij-otchyot-o-nedvizhimogo-i-dvizhimogo-imushestva.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-logika-napravlenie-podgotovki-030900-62-yurisprudenciya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zoroastrizm-13-romanenko-n-a-kazan-2003-nacionalnie-religii.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/saba-ret-pn-debiettk-ou-klasi-2-sabati-tairibi-jshk-oris-ertegs.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predpolagaemaya-programma-konferencii-sekciya-kriptograficheskie-aspekti-zashiti-informacii-napravleniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-xix-lekciya-religiya-i-nevroz.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-6-vospitatelnaya-sistema-shkoli-publichnij-doklad.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vojti-v-palec-rekomendacii-chitatelyu-master-mecha-korabli-i-kapitani-vvedenie-cherepahi-do-samogo-niza-predposilki-genialnosti.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-za-i-kvartal-2003-g-stranica-16.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-pozharnoj-chasti-poselka-yagodnoe-novosele-internet-resurs-kolymaru-28022012.html
  • klass.bystrickaya.ru/arifmetika-i-algebra-informacionnie-i-uchebno-metodicheskie-materiali-dlya-postupayushih-na.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-ispolzovanie-informacionno-kommunikacionnih-tehnologij-v-processe-obucheniya-fizike-kak-sredstvo.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-6-funkcii-i-polnomochiya-antimonopolnogo-organa-statya-predmet-i-celi-nastoyashego-federalnogo-zakona.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-seminarskih-zanyatij-tema-istoriya-stanovleniya-ekologii-kak-nauki-zadanie-sdelat-doklad-po-sleduyushim-voprosam.html
  • institut.bystrickaya.ru/svedeniya-o-trudoustrojstve-vipusknikov-doklad-pozvolit-oznakomitsya-s-ukladom-i-tradiciyami-nashego-obrazovatelnogo.html
  • reading.bystrickaya.ru/materiali-dlya-podgotovki-k-sessii-studentam.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/teatr-v-mirovoj-literature.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sredi-svoih-nkvd-ne-velit-strannaya-trapeza-e-a-kersnovskaya-naskalnaya-zhivopis.html
  • composition.bystrickaya.ru/pedagogicheskie-situacii-uchebnik-novogo-veka.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metod-priemi-i-informaciya-dlya-ekonomicheskogo-analiza.html
  • tests.bystrickaya.ru/malchik-so-shpagoj-stranica-6.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/priglashenie-i-programma-25-27-maya-2006-g-g-kislovodsk-uvazhaemij-kollega-priglashaem-vas-prinyat-uchastie-v-rabote-pyatogo-sezda-stranica-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/publichnij-otchyot-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-13-obshaya-harakteristika-shkoli.html
  • report.bystrickaya.ru/kapterev-nikolaj-fedorovich-1847-1917-svyashennogo-pisaniya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-k-razdelu-metodicheskie-ukazaniya-po-ogranizacii-samostoyatelnih-rabot-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-sistema-normativnih-pravovih-aktov-reguliruyushih-predprinimatelskuyu-deyatelnost.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmi-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-distr-general.html
  • institut.bystrickaya.ru/u-igorya-talkova-eto-zhe-zvuchit-tak-navernoe-malo-kto-ne-pomnit-chto-eti-slova-pochti-povtoryayut-nazvanie-filma.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/reakcionnie-i-konservativnie-politicheskie-i-pravovie-ucheniya-v-zapadnoj-evrope-v-konce-xviii-nachale-xix-v.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ekonomicheskij-cikl.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.