.RU

Человек и политика

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Личность как субъект политических отношений………………………………..4

2 Модели политического поведения………………………………………………..8

3 Права, свободы и обязанности граждан………………………………………...10

Заключение………………………………………………………………………….18

Библиографический список………………………………………………………..19

Введение

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.

Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.

Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыражения, что в свою очередь составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Так, качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс. Но вне демократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество, ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия бюрократическим извращениям в деятельном аппарате управления, отделений функций управления от общества.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства.

1 Личность как субъект политических отношений

Первичным субъектом политики является личность (индивид). Именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели выступают «мерой политики», движущим началом политической активности наций, классов, партий и т.д. Проблема личности имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта:

1) личность как индивидуальные психофизиологические (эмоциональные, интеллектуальные и др.) особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе личности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависит большая политика;

2) личность как представитель группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованиях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики;

3) личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не только общечеловеческими, но и уникальными в чертами, то есть как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом и объектом, предметом воздействия политики.

Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. По мере все более полного удовлетворения основных материальных потребностей человека, роста его культурного уровня, самосознания и самоуважения, будут развиваться потребности и интересы участия в общественно-политической жизни. Всесторонне развитый человек - это и активный общественный деятель. Чем дальше, тем в более широких масштабах общество будет сталкиваться с этой тенденцией. Предоставление личности возможностей для осознанного, активного участия в общественно-политической жизни - это способ возвышения человеческого в человеке.

Достижение целей широкого политического участия людей значительно зависит от мотивов, которыми руководствуется личность в своей политической деятельности, ибо сама мотивация может оказаться с точки зрения общественных интересов настолько негативной, что не будет способствовать ни укреплению демократии в обществе, ни нравственному совершенствованию и всестороннему развитию личности. Вопрос о мотивации политического участия или неучастия является очень сложным. Здесь с политологией состыкуются социология и психология.

По этому поводу высказывались различные суждения. Г.Лассвеллом была выдвинута теория, которая объясняла присущее части людей стремление к политическому лидерству. Суть ее заключается в том, что стремление человека к власти есть отражение его низкой самооценки, что при помощи власти такая личность стремится компенсировать низкую самооценку, повысить свой престиж и преодолеть чувство собственной неполноценности. Эта точка зрения, хотя и довольно распространенная, однако не получила всеобщего признания. Высказывалось и другое мнение: низкая самооценка тормозит вовлечение личности в политический процесс, снижает ее возможности в развертывании активной политической деятельности. И в том и другом случае проблема мотивации политического участия сильно психологизируется, т.е. вопрос о мотивах политической деятельности сводится к личным, психологическим качествам участников политической жизни. Поэтому для более полной адекватной картины вопрос о мотивации политической деятельности следует поставить в более широком социальном контексте.

Участие в управлении государством и обществом, в политическом про-цессе представляет для гражданина в одном случае право реализовать свои возможности, в другом - морально-политическую обязанность, в третьем - заинтересованность (морально-политическую или материальную).

Активное включение личности в политический процесс требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы: материальные, социально-культурные и политико-правовые. Опыт показывает, что для участия человека в нормальной политической деятельности необходимо первичное удовлетворение его потребностей в основных продуктах питания, товарах и услугах, жилищно-бытовых условиях, достижения определенного уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки, общей и политической культуры.

В зарубежных политологических исследованиях взаимосвязь благосостояния общества и его политической системы рассматривается, по крайней мере в трех аспектах.

Во-первых, вполне обоснован тезис что, чем богаче общество, тем оно более открыто демократическим формам функционирования. В экономически развитом обществе основные по численности и по влиянию социальные группы, не принадлежащие ни к крайне бедным, ни к сказочно богатым; резкая, по существу двух полосная, имущественная поляризация исчезает, образуется сильный "средний класс", который по своему положению в обществе и объективным интересам составляет опору демократического режима.

Во-вторых, уровень благосостояния оказывает заметное влияние на политические убеждения и ориентации человека.

В-третьих, достаточно высокое национальное благосостояние служит необходимой базой формирования компетентной гражданской службы, корпуса профессионально подготовленных управленческих кадров.

2 Модели политического поведения

Личностный фактор политического процесса является одним из наиболее сложных для научного анализа и, одновременно, значимых для развития политической системы. Интерес к проблеме личности в политике многократно усиливаются в переломные периоды истории общества, когда его институциональная структура претерпевает ломку, а многие факторы и тенденции общественной жизни не могут быть объяснены сложившимися ранее структурными и институционными взаимозависимостями. Но само по себе влияние личностного фактора на политический процесс не носит экстремального характера. Это предельно вариативный, изменчивый, сложный по природе и внутренней структуре, но неизменно присутствующий компонент политического процесса. Реальное действие многих устойчивых и формализованных политических институтов, как избирательная система, система разделения властей, партийная модель, напрямую зависит от субъективных аспектов человеческого политического поведения.

Понятие политического поведения помогает более точно установить структуру политической системы, механизм ее действия, доминирующие способы достижения общественных и групповых целей в политической жизни. Политическое поведение человека может приобретать разнообразные формы и определяется исключительно многими факторами. Оно может быть активистским и пассивным, носить характер лидерства или является массовым, сводится к политическому участию или политической деятельности.

Важнейшим критерием политического поведения человека является степень его активности. Внешне политическая активность индивида или группы определяется сугубо психологическими особенностями – реактивными порогами, волевыми установками, эмоциональностью, импульсивностью, темпераментом. Но в то же время политическая активность характеризует устойчивые линии взаимодействия человека с политическими институтами, основными компонентами политической системы. Модели этих взаимодействий сами по себе превращаются в важные структурные характеристики политического процесса.


analiz-formirovaniya-assortimenta-tovarov-v-roznichnih-torgovih-predpriyatiyah.html
analiz-fotograficheskih-svojstv-fotoplenok.html
analiz-gazeti-komsomolskaya-pravda-kazahstan.html
analiz-gazetnogo-materiala-poluchili-urok-ot-chempiona-ocenka-kompozicionnogo-postroeniya-materiala-chast-2.html
analiz-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-369-vostochnogo-administrativnogo-okruga-g-moskvi-2010-2011-uchebnij-god-stranica-2.html
analiz-hozyajstvennoj-deyatelnosti-chast-11.html
  • holiday.bystrickaya.ru/muzikovedenie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/induktivnoe-umozaklyuchenie-entitema-sillogizmi-pravila-postroeniya.html
  • literature.bystrickaya.ru/cel-1povishenie-effektivnosti-ispolzovaniya-toplivno-energeticheskih-resursov-i-funkcionirovaniya-toplivno-energeticheskogo-kompleksa-rossii.html
  • student.bystrickaya.ru/15-00-15-40-otkritie-meropriyatiya-dlya-abiturientov-vistuplenie-dekana-psihologo-pedagogicheskogo-fakulteta-doktora-psihol-nauk-professora-v-v-semikina-vistuplenie-studentov-i-vipusknikov-fakulteta.html
  • predmet.bystrickaya.ru/solonin-yug-bojko-er-varlamova-ng-eseva-tv-ketkina-oa-loginova-tp-parshukova-oi-potolicina-nn.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-grammaticheskie-vremena-nastoyashee-prostoe-nastoyashee-prodolzhennoe-proshedshee-prostoe-budushee-prostoe.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-51-ot-26-dekabrya-2011-g.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shzh-3-alali-emhana-mkk-almati-rozibakiev.html
  • crib.bystrickaya.ru/k-popper-o-principah-razvitiya-nauki-v-rabote-logika-i-rost-nauchnogo-znaniya-gl-3-tri-tochki-zreniya-na-chelovecheskoe-poznanie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/marketing-shpargalka-chast-19.html
  • education.bystrickaya.ru/23-upravlenie-decentralizaciej-metodika-organizacii-upravleniya-na-predpriyatii-14-2-diagnostika-upravlencheskoj-strukturi-14.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshestvennoe-mnenie-om-saratovru-saratov-29112010-molchanie-ne-zoloto-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-30-noyabrya-2010-goda.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-kontrolnoj-rabote-po-kursu-statistika-dlya-studentov-ochno-zaochnogo-otdeleniya-po-specialnosti.html
  • college.bystrickaya.ru/22-sostoyanie-tendencii-i-problemi-razvitiya-sistemi-obrazovaniya-i-nauchnoj-deyatelnosti-v-respubliki-saha-yakutiya.html
  • urok.bystrickaya.ru/processualno-orientirovannaya-rabota-s-konfliktami-glubinnaya-demokratiya-otkritih-forumov-arnold-mindell-stranica-4.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sostoyanie-denezhnogo-obrasheniya-redaktor-sostavitel-yu-g-felshtinskij-predislovie-primechaniya-ukazateli-yu-g.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/harakter-yaderno-zbro-yaderna-nch-yaderna-zima-yak-nasldki-yaderno-vjni.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zasedanie-soveta-direktorov-oao-gazprom.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-28-naem-zhilogo-pomesheniya-istochnik-is-paragraf-14-09-2010-15-03-16.html
  • student.bystrickaya.ru/20-yanvarya-2012-pyatnica-plan-osnovnih-socialno-znachimih-meropriyatij-municipalnogo-obrazovaniya-gorod-ulyanovsk.html
  • teacher.bystrickaya.ru/g-men-genetics-men-i-i-bojcova-kand-filol-nauk-prof-zav-kaf-inostr-yazikov-vgmu.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/oblast-primeneniya-opredeleniya-pravila.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-po-predmetu-osnovi-logopedii-s-praktikumom-po-zvukoproiznosheniyu.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-samostoyatelnoj-raboti-po-discipline-ekologiya-gorodskoj-sredi.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/42-metodologicheskie-predposilki-fizicheskoj-kulturi-vajner-e-n-valeologiya-uchebnik-dlya-vuzov-2001.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zadaniya-proshlih-let-po-predmetam-po-kotorim-provodilas-olimpiada-kadri-xxi-veka.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-8-kultura-i-iskusstvo-mesopotamii-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-istorii-drevnego-mira-dlya-dnevnogo-otdeleniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rukovodstvo-uchastnika-vistavki.html
  • credit.bystrickaya.ru/podrazdel-kontrol-za-sostoyaniem-rudnichnoj-atmosferi-742-rukovodstvo-pileventilyacionnoj-sluzhboj-na-gazovoj-shahte-osushestvlyaetsya-licom-imeyushim-stazh-podzemno-stranica-12.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-osnovi-organizacii-i-planirovaniya-proforientacionnoj-raboti-pryazhnikov-n-s-p77-metodi-aktivizacii-professionalnogo.html
  • lesson.bystrickaya.ru/razdel-sedmoj-normi-povedeniya-v-obichayah-krovnoj-mesti-kultura-povedeniya-i-etiket-nogajcev-v-xix-nachale-hh.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizacionnaya-osnova-ispolzovaniya-fizicheskoj-kulturi-na-detskom-kurorte-i-obshem-kurorte-chast-10.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chto-takoe-sportivnaya-psihologiya-httpwwwipptruindexphpshowpgid64-obshaya-psihologiya.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-napisaniyu-kontrolnih-rabot-po-discipline-dv-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurs-12-semestri-123-itogovaya-forma-kontrolya-ekzamen-23-semestr-smolensk-2009.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.