.RU

Ценности как философская категория

Алексеев П.В.

Важное место в философском осмыслении социальной действительности занимает представление о ценностях.

"Ценность" как философская категория, имеющая универсальный характер, вошла в философию в качестве самостоятельной категории в 60-х годах XIX века. Этот процесс соотносится с трактатом немецкого философа Г. Лотце "Основания практической философии" и с его сочинением "Микрокосм". По его мнению, надо четко разграничивать мир явлений и мир внутренних ценностей. Добро, например, нельзя включать в круг природно-естественных явлений. Лишь "царство целей" есть обитель ценностей. Мир ценностей обладает не просто действительным существованием как нечто достодолжное, но является "самым действительным из всего на свете". Пытаясь, по-видимому, снять выступившую у него явно противоположность мира фактов и мира ценностей, он указывал также на собственную ценность вещей, улавливаемую нашей способностью чувствовать. Заслуга его в постановке (а не решении) вопроса о соотношении объективного и субъективного в ценностях, а главное - в возведении понятия "ценность" в круг основных категорий философии.

На основе категориального статуса ценности сформировалась философия ценности, или аксиология. Ее становление связывается с неокантианством, в особенности с именем В. Виндельбанда. Он подчеркивал, что Г. Лотце выдвинул вперед понятие ценности и поставил его во главе метафизики. На этом основании, по В. Виндельбанду, и возникает теория ценности "как новый вид философской основной науки". Ценность, пишет он, предполагает общеобязательность и состоит во всеобщем обязательном признании. Это нормативное долженствование ценности имеет свое сверхъестественное основание: "Высшие ценности эмпирической жизни - знание, нравственность и искусство - становятся живыми деяниями Божества в человеке и приобретают в трансцендентальном сознании более высокое и глубокое значение" [1]. Задача философии, указывает В. Виндельбанд, - постигать "общезначащие ценности", которые образуют общий план всех функций культуры и основу всякого отдельного осуществления ценности. Но и эти ценности она будет описывать и объяснять лишь с тою целью, чтобы отдать отчет в их значении; она рассматривает их не как факты, но как нормы.

1 Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи. СПб., 1904. С. 298.

Другой представитель неокантианства - Г. Риккерт - несколько иначе, чем В. Виндельбанд, смотрит на чистую теорию ценностей (он не сводит к ней предмет философии), однако и он тоже придает первостепенное значение категории "ценность". Он полагает, что философия призвана "найти третье царство", которое бы объединяло мир действительности с миром трансцендентальных ценностей [1]. "Чистая теория ценности имеет при этом первостепенное значение. Г. Риккерт выводит понятие ценности из теории познания и логики. Задача философии, с его точки зрения, состоит в том, чтобы "истолковать смысл человеческой жизни на основе учения о значащих ценностях" [2]. Г. Риккерт считает, что ценность противостоит реальной действительности. "Ценности, - утверждает он, - не представляют собой действительности, ни физической, ни психической. Сущность их состоит в их значимости, а не в их фактичности" [3]. "Жизнь может быть только средством, и ценность ее поэтому зависит лишь от ценности целей, которым она служит" [4]. Вопрос о том, а существуют ли ценности, решается Г. Риккертом так: о ценностях нельзя говорить, что они существуют или не существуют, но только что они значат или не имеют значимости.

1 Риккерт Г. О понятии философии // М.: Логос, 1910. Кн. 1. С. 43.

2 Риккерт Г. О системе ценностей // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998. С. 365.

3 Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб., 1911. С. 128-129.

4 Риккерт Г. Ценности жизни и культурные ценности // М.: Логос, 1912-1913. Кн. I и II. С. 35.

В начале XX века немецкий философ и психолог Г. Мюнстерберг (1863-1916) издал книгу "Философия ценностей" (1908, 2-е изд.- 1921) и дал анализ мира ценностей. Он считал, что природа вообще в основе своей свободна от ценностей, а индивидуумы в своих взаимоотношениях знают только условные ценности. Безусловные ценности мира могут принадлежать лишь к сверхпричинной и сверхиндивидуальной сущности мира. Хотя ценности и даны в личном переживании, мы их переживаем, отрешаясь от своего преходящего "я". С ними связано сверхличностное хотение - стремление к правде, красоте, нравственности и священному.

Известный специалист по аксиологии М. С. Каган констатирует в наши дни, что в начале XX века внимание западных философов к аксиологической проблематике становилось все более и более широким, оттесняя еще недавно господствовавшую эпистемиологическую тематику.

Конечно, в XX веке, да и в начале XXI столетия положение в философии оказалось более сложным (вспомним прагматизм, аналитическую философию, да и марксистскую философию 20-х - 80-х годов), однако философия ценностей занимает одно из центральных мест как среди широко распространенных течений философской мысли (в экзистенциализме, неофрейдизме, герменевтической философии и др.), так и среди традиционных философских дисциплин - наряду с онтологией, теорией познания, социальной философией, всеобщей методологией, теоретической эстетикой, общей этикой.

Перейдем теперь к современным российским исследованиям теории ценностей. Остановимся на некоторых важнейших сторонах этой проблемы. Прежде всего обратим внимание на те понятия, которые предваряют трактовку ценностей, и на определение самого понятия "ценность".

Человеческая жизнь немыслима без целеполагания. Основой формирования, зарождения и полагания целей являются интересы, потребности человека. Эти интересы распространяются на всю его жизнь, на определение ее смысла, отдельных жизненных этапов, средств достижения конкретных целей. Целеполагание - преимущество человека. Таковой нет в неорганической или органической природе. Иногда, правда, говорят о компьютерах, считают, что они есть искусственный интеллект. Однако это скорее метафора, чем действительная разновидность интеллекта. Компьютеры созданы человеком, в них он вложил цель, и машины эту цель реализуют. Деятельность машин целеисполнительна, и только деятельность человека целеполагающа. В религиозном мировоззрении можно обнаружить иную, чем в философии, трактовку целеполагания: лишь Бог является единственным полагателем основных целей, а человек - исполнитель воли Божьей, его деятельность подобна деятельности машины - она (эта деятельность) целеисполнительна. Если и есть у него какие-то особые цели, им сформулированные, то они производны от главных, не им определенных, не им предначертанных; он в конечном счете - Божье творение.

При выборе и реализации цели человек ориентируется на ценности, идеалы, нормы. Норма социальна; это образец, правило, принцип деятельности, признанные социальной организацией и в той или иной форме заданные для исполнения ее членам [1]. Норма - это общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требований, регулирующих поведение людей, все иные формы их деятельности [1]. Система социальных норм обеспечивает упорядоченность общественного взаимодействия индивидов и групп. Различают юридические, моральные, логические и другие нормы. Каждая норма формируется на основе определенных законов и включает четыре основных элемента: 1) содержание - действие, являющееся объектом регуляции (познание, практика); 2) характер - то, что данная норма разрешает (предписывает) или запрещает; 3) условия приложения - обстоятельства, в которых должно или не должно выполняться действие; 4) субъект или группа людей, которым адресована норма. Типы и виды норм весьма многообразны. Это всевозможные нормативы, правила, предписания - от норм, с которыми человек сталкивается буквально на каждом шагу, до норм, регулирующих взаимоотношения между народами и государствами.

1 Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 428.

1 Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону, 1995. С. 52.

Нормы вытекают из принятых в обществе, государствах, нациях, регионах, макрогруппах, микрогруппах, у отдельных людей представлениях о ценностях. Философ О. Г. Дробницкий в своей энциклопедической статье следующим образом определяет ценность. "Ценность, - пишет он, - это понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности); во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного сознания (субъективные ценности, или ценности сознания)" [2]. К предметным ценностям О. Г. Дробницкий относит естественное благо и зло, заключенные в природных богатствах и стихийных бедствиях, потребительную стоимость продуктов труда (полезность вообще); социальное благо и зло, содержащиеся в общественных явлениях; прогрессивное или реакционное значение исторических событий; культурное наследие прошлого, выступающее в виде предметов богатства современников; полезный эффект или теоретическое значение научной истины; моральное добро и зло, заключенные в действиях людей; эстетические характеристики природных и общественных объектов и произведений искусства; предметы религиозного поклонения. К ценностям сознания он относит общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном, о смысле истории и назначении человека, идеалы, нормы и принципы действия).

2 См.: Ценность // Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. С. 462.

Данная точка зрения на ценность во многом верна. Вызывает сомнение лишь отнесение к ценностям отрицательных значимостей. К таким значимостям относятся, к примеру, зло, болезнь, инвалидность или смерть. Однако вряд ли кто скажет, что для того, кто заболел неизлечимой болезнью, сама эта болезнь есть "ценность". Мы полагаем, что прав философ А. М. Коршунов, который обратил внимание на то, что не всякая значимость есть ценность. "Ценность, - отмечает он, - есть положительная значимость или функция тех или иных явлений в системе общественно-исторической деятельности человека... Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии [и в жизни человека, скажем мы], могут интерпретироваться как отрицательные значимости... Ценностным является все то, что включается в общественный прогресс, служит ему" [1]; для индивида ценно то, что служит его интересам, что способствует его физическому и духовному развитию. Хотя, конечно, бывают и исключения, когда, например, в определенной ситуации некий индивид предпочитает инвалидность здоровью. Антиценности не есть ценности.


51-logicheskaya-organizaciya-fajla-fajli-s-indeksno-posledovatelnoj-strukturoj.html
51-razvitie-samoregulirovaniya-v-zhilishnoj-sfere-kak-odno-iz-osnovnih-napravlenij-reformirovaniya-zhkh-v-rf.html
51-svedeniya-o-strukture-i-kompetencii-organov-upravleniya-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-emitenta-emissionnih.html
51-zatratnij-podhod-v-a-voronin-pod-obshej-redakciej-ya-i-markusa.html
5113-trebovaniya-k-kompleksu-tehnicheskih-i-programmnih-sredstv-pravila-tehnchna-ekspluatacya-elektrichnih-stancj-merezh.html
512-reshenie-geoekologicheskih-problem-osnova-zhiznedeyatelnosti-v-chechenskoj-respublike.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-matematika-dlya-napravleniya-080500-62-menedzhment.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-klass-kontrolnaya-rabota-1.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-5-skazochnaya-proza-neskazochnaya-proza-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-teoriya-folklora-specialnost.html
  • reading.bystrickaya.ru/medicinskaya-sluzhba-upravleniya-tila-severo-kavkazskogo-voennogo-okruga-rekomendacii-po-primeneniyu-sankt-peterburg-2003-g.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-koncepciya-vneuchebnoj-vospitatelnoj-raboti-v-udgu-05.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-socialnaya-aktivnost-i-vneshnie-svyazi-uchrezhdeniya-reglamentiruyushie-rabotu-uchrezhdeniya-v-chasti-soderzhaniya-obrazovaniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/posvyashenie-v-himikizanimatelnij-himicheskij-chas-e-yu-perfilova-direktor-mu-centr-razvitiya-obrazovaniya-.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uprezhdeniya-shepel-viktor-maksimovich-chelovekovedcheskaya-kompetentnost-menedzhera-upravlencheskaya-antropologiya.html
  • crib.bystrickaya.ru/kafedra-informacionno-izmeritelnoj-tehniki.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdrakonili-zakon-vremya-novostej-veretennikova-kseniya-15122005-234-str-4.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhizn-ne-ostanavlivaetsya-nikogda.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshie-problemi-proekcii-soznaniya-v-son-kniga-prezhde-vsego-orientirovana-na-teh-kto-zanimaetsya-praktikoj-magicheskogo.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/audit-beznalichnih-raschetov.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-istoriya-zapadnoj-filosofii-dlya-napravleniya-032100-62-vostokovedenie-podgotovki-bakalavra.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vadim-aleksandrovich-chernobrov-stranica-68.html
  • writing.bystrickaya.ru/fedorov-a-v-razvitie-mediakompetentnosti-i-kriticheskogo-mishleniya-studentov-pedagogicheskogo-vuza-stranica-16.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ekologicheskaya-psihologiya-i-pedagogika.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-yavlyaetsya-hudozhestvennim-proizvedeniem-v-tom-smisle-chto-opisannie-v-nem-sobitiya-imeya-otnoshenie-k-avtorskomu.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-globalnie-aktori-v-publichnoj-politike-global-actors-in-public-policy-dlya-napravleniya-030200-68-politologiya-podgotovki-magistra.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sheshendk-nerd-oamdai-trbielk-orni.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-naimenovanie-disciplini-informatika-s-osnovami-matematicheskoj-biostatistiki-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-specialnosti.html
  • abstract.bystrickaya.ru/13-o-naruzhnih-priznakah-bulatov-o-bulatah.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sushnost-banka-ego-funkcii-i-ih-razvitie-na-sovremennom-etape.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/myasnoe-zhivotnovodstvo-sfo-rinok-myasa-rf-poluchatel.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-metodika-organizacii-epizodicheskih-form-vneurochnoj-raboti-po-matematike-vtoroe-izdanie-dopolnennoe.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primernie-temi-esse-po-etike-programma-disciplini-etika-dlya-napravleniya-030100-62-filosofiya-podgotovki-bakalavra.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-napravleniya-raboti-problemnih-sovetov-otchet-o-rabote-otdeleniya.html
  • crib.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskij-plan-po-discipline-matematicheskaya-statistika.html
  • literature.bystrickaya.ru/elektronnie-obrazovatelnie-resursi-obrazovatelnaya-programma-opredelyaet-celi-i-soderzhanie-obrazovatelnogo-processa.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vozdejstvie-restrukturizacii-vertikalno-integrirovannih-kompanij-na-regionalnoe-ekonomicheskoe-prostranstvo.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-mikroprocessornie-sitemi-upravleniya-napravleniya-podgotovki.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pyatiletnij-plan-meropriyatij-po-nadzoru-na-obektah-g-kimri-i-kimrskogo-rajona-otdelom-gpn-po-g-kimri-i-kimrskomu-rajonu-stranica-7.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-iii-i-obosnovanie-nachalnoj-maksimalnoj-ceni-dogovora-instrukciya-o-podgotovke-zayavok-na-uchastie-v-otkritom.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-stihah-aleksandra-meledina-mezhdu-piterom-i-leningradom.html
  • znanie.bystrickaya.ru/9-kachestvo-uchebno-metodicheskogo-bibliotechnogo-i-informacionnogo-obespecheniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.