.RU

Безработица и её виды 3

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение…………………………………………………………………….

1. Понятие занятости, ее виды и структура. ……………………………

2. Безработица, ее формы и виды. Социально-экономические

последствия безработицы …………………………………………..

4. Политика занятости в Республике Беларусь, вопросы перехода

к рыночной экономике ……………………………………………………

5.Анализ состояния рынка труда Республики Беларусь………………...

5. Перспективные направления политики занятости в переходный

период

Заключение…………………………………………………………………

Список используемой литературы……………………………………….

Приложение А

ВВЕДЕНИЕ

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Главное в жизни человека, обеспечивающим ему полноту жизни, является наличие у него рабочего места, поэтому потеря работы – серьезная проблема в жизни каждого взрослого человека. Для большинства людей заработная плата единственный источник доходов, а, кроме того, работа приносит моральное удовлетворение. Таким образом, потеря работы приводит не только к снижению текущего материального уровня жизни, но и к появлению неуверенности в будущем, а также возникновению чувства собственной неполноценности наносит серьезную психологическую травму. Поэтому вряд ли можно назвать страну развитой и цивилизованной, если ее граждане и каждый гражданин в отдельности, лишены возможности содержать себя и быть полезным в обществе. Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что проблема занятости населения и безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. Сложность и неоднозначность ситуации с безра­ботицей в Республике Беларусь и повлияли на выбор мной данной темы для курсовой работы. В курсовой работе мной рассмотрены актуальные вопросы занятости, безработицы и анализ рынка труда в РБ.

1. Понятие занятости, её виды и структура

Одной из основных целей национальной экономики является достижение высокого уровня занятости населения. Под занятостью следует понимать такую деятельность граждан, которая не противоречит законам страны, направлена на удовлетворение личных или общественных потребностей и приносит ее субъекту заработок или доход. Понятие «занятость населения» можно также определить как совокупность экономических отношений, связанных с деятельностью трудоспособного населения по созданию общественного продукта. Следует отметить, что к трудоспособному населению относятся все, кто по возрасту и по состоянию здоровья способны работать.

Структура занятости населения характеризуется следующими составляющими:

- граждане, работающие по найму;

- граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой (предприниматели, фермеры и т.д.);

- граждане, избранные или назначенные на оплачиваемую должность;

- военнослужащие, проходящие службу в вооруженных силах, в органах госбезопасности и внутренних дел;

- учащиеся общеобразовательных школ, ПТУ, студенты средних специальных и высших учебных заведений;

- работающие граждане других стран на территории нашей республики и выполняющие функции, не связанные с обеспечением деятельности иностранных государств и миссий;

- занятые в домашнем хозяйстве, воспитанием детей, уходом за бальными, инвалидами и нетрудоспособными гражданами.

Следует отметить, что в состав экономически активного населения, кроме выше указанных категорий, входят временно неработающие в связи с отпуском или болезнью, лица, проходящие переподготовку или повышение квалификации, а также лица, ищущие работу.

В занятости как экономическом явлении выделяют два аспекта: количественный (экстенсивный) и качественный (интенсивный), которые по своему содержанию соответствуют понятиям полной и эффективной занятости.

Понятие «полная занятость» не следует смешивать с понятием так называемой «поголовной занятости», при которой все трудоспособные обязательно трудятся. Ведь такое состояние экономики практически недостижимо. Поэтому даже если часть трудоспособного населения не занята, но в то же время есть соответствующее количество свободных рабочих мест, то такое положение можно охарактеризовать как полную занятость. Другими словами, полная занятость – это такой уровень занятости, когда число вакантных мест равно количеству ищущих работу (т.е. спрос на рабочую силу равен предложению рабочей силы, даже если определенная часть населения находится без работы).

Необходимо различать полную занятость на уровне национальной экономики и полную занятость на уровне отдельного индивида, предполагающую, что он занят полный рабочий день, неделю, месяц и т.д. Так же и неполная занятость на уровне национальной экономики предполагает избыточность предложения рабочей силы по сравнению со спросом на нее, а на уровне индивида – занятость с неполным рабочим днем, неделей, месяцем и т.д.

Качественная, или эффективная занятость означает такое распределение трудовых ресурсов труда с учетом специализации, территориального и отраслевого аспектов, которое позволяет получить наибольший прирост национального продукта. Эффективная занятость достигается в процессе свободной рыночной деятельности хозяйственных единиц.

Оптимальное сочетание полной и эффективной занятости называется рациональной занятостью . Она предполагает оптимальное распределение и использование трудовых ресурсов с целью расширенного воспроизводства работника, гармоничного и всестороннего развития человека. Она характеризуется соответствием рабочих мест потребностям и способностям работников, их профессионально – квалификационному уровню.

В целях более глубокого изучения проблемы занятости можно выделить виды и формы занятости. Виды занятости характеризуют распределение активной части трудовых ресурсов по сферам применения труда, по профессиям, специальностям и т.д. Объединение этих видов формирует структуру занятости.

Структурные виды занятости классифицируют по следующим признакам:

- по характеру деятельности – работа на предприятиях всех видов собственности, работа за рубежом, исполнение государственных и общественных обязанностей, служба в армии, индивидуальная трудовая деятельность, личное подсобное хозяйство;

- по принадлежности занятых к определенному классу или социальному слою – рабочие, инженерно–технические работники и служащие, крестьяне, управленческий персонал, предприниматели;

- по сферам народного хозяйства, отраслям, суботраслям и подотраслям, с учетом межотраслевых и внутриотраслевых пропорций в распределении трудовых ресурсов;

- по территориальному признаку (соотношение между численностью занятых по регионам, областям, экономическим зонам и т.д.);

- по уровню урбанизации – по соотношению между численностью трудовых ресурсов города и села;

- по профессионально–квалификационному признаку – распределение работников по группам с учетом их квалификации, уровня образования, стажа работы, степени механизации труда и т.д.;

- половозрастному составу;

- видам собственности и формам организации труда.

Каждый вид занятости реализуется с помощью организационно–правовых способов и условий использования рабочей силы, характеризующих формы занятости, которые классифицируются с учетом признаков, представленных в приложении 1.

Кроме того, существует еще и сверхзанятость населения – когда в производстве заняты пенсионеры, учащиеся, т.е. все, кто не относится к рабочей силе в обычных условиях. Это чаще всего связано с войной, несовершенством трудового законодательства, низким жизненным уровнем населения и т.д.

Вместе с тем, выделяют также скрытую или теневую занятость, существующую в теневом секторе экономики и официально нигде не регистрируемую. Она особенно характерна для переходной экономики, отличающейся неотработанностью институциональных механизмов.

В экономической теории существуют два показателя уровня занятости населения:

1. Нормальный уровень занятости (НУЗ), который определяется по формуле:


investicii-kak-faktor-ekonomicheskogo-rosta-problemi-investicij-v-sovremennoj-rossii.html
investicii-predpriyatiya.html
investicii-v-cennie-bumagi.html
investicii-v-rossii-chast-3.html
investicii-v-rossii.html
investicii-v-selskoe-hozyajstvo-metodi-i-perspektivi-chast-6.html
  • turn.bystrickaya.ru/perechen-obrazovatelnih-programm-specialnostej-realizuemih-v-ramkah-dannogo-napravleniya-podgotovki-diplomirovannogo.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/83-perechen-primernih-kontrolnih-voprosov-i-zadanij-dlya-samostoyatelnoj-raboti.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-2--problemno-orientirovannij-analiz-rezultatov-deyatelnosti-shkoli-prikaz-ot-2011g-g-grebenyuk-p-d-prikaz-ot-2009-g.html
  • bukva.bystrickaya.ru/modifikaciya-poliakrilonitrilnogo-volokna-s-celyu-snizheniya-goryuchesti-s-ispolzovaniem-gibridnih-ognezamedlitelnih-sistem.html
  • shpora.bystrickaya.ru/znachenie-remesla-i-gorodov-v-processe-stanovleniya-otechestvennogo-predprinimatelstva.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvitie-sistem-razrabotki-neftyanih-mestorozhdenij-s-primeneniem-zavodneniya-v-razlichnih-geologo-fizicheskih-usloviyah.html
  • predmet.bystrickaya.ru/regulyativnie-universalnie-uchebnie-dejstviya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-moskva-2011.html
  • testyi.bystrickaya.ru/91-metodicheskie-rekomendacii-dlya-napisaniya-kursovih-rabot-sbornik-metodicheskih-materialov-po-kursu.html
  • school.bystrickaya.ru/1-tekstovie-obyavleniya-dlya-vseh-razdelov-krome-1-14-15.html
  • pisat.bystrickaya.ru/srednee-polnoe-obshee-obrazovanie-publichnij-doklad-2009-2010-uch-god.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/valerij-brumel-ivan-lapshin-ne-izmeni-sebe-stranica-5.html
  • university.bystrickaya.ru/farmacevticheskaya-i-medicinskaya-promishlennost-informacionnij-obzor-periodiki-i-postupivshih-knig.html
  • reading.bystrickaya.ru/koncepciya-razvitiya-shkoli-koncepciya-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-4-s-kendelen-model-kulturotvorcheskaya-shkola.html
  • report.bystrickaya.ru/izvestiya-moskovskaya-pressa-regionalnaya-pressa.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kursovaya-mbi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/risunok-13-linejno-shtabnaya-forma-upravleniya-uchebnoe-posobie-po-discipline-ekonomika-i-menedzhment-promishlennogo.html
  • urok.bystrickaya.ru/process-feodalizacii-v-rossii-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-zaochnoj-formi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/issledovanie-zagryazneniya-atmosferi-transportnoj-magistrali-poyasnitelnaya-zapiska-3-metodicheskoe-obespechenie-dlya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-ibogatij-papa-bednij-papa-obrazec-denezhnogo-techeniya-aktiva.html
  • klass.bystrickaya.ru/44-radioelektronnie-kanali-utechki-informacii-abramov-v-a-torokin-a-a-t61-osnovi-inzhenerno-tehnicheskoj-zashiti-informacii.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-12-komandi-peresilki-dannih-1-para-konspekt-lekcij-sistemnoe-programmirovanie-semestr-2-vozle-nazvaniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-lekcii-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ds-r-03-administrativnij-process-kod-i-nazvanie-disciplini.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhdunarodnie-nauchnie-svyazi.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-5-zachem-potrebitelyu-na-samom-dele-nuzhni-brendi-liliya-mamleeva-valentin-perciya.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-rabochaya-programma-po-osnovam-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-na-2009-2010-uchebnij-god.html
  • education.bystrickaya.ru/29blizhajshie-perspektivi-uchebnij-plan-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-15.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sofizmi-i-paradoksi.html
  • urok.bystrickaya.ru/principi-obespecheniya-nadezhnosti-funkcionirovaniya-elektricheskoj-sistemi-v-ramkah-raboti-tretichnogo-kontura-upravleniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/33-posledstviya-osushestvleniya-vozmozhnih-mer-regulirovaniya-dlya-obshestva.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6-kachestvo-itogovoj-podgotovki-vipusknikov-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhertvi-rasizma-rasovoj-diskriminacii-ksenofobii-i-svyazannoj-s-nimi-neterpimosti.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/oznakomlenie-doshkolnikov-s-prirodoj-po-proizvedeniyam-v-bianki.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mzhnarodnij-krimnalnij-sud-persh-spravi-tamozhennoe-zakonodatelstvo-ukraini-v-nachale-hh-stoletiya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-10-j-uchenicheskoj-konferencii-budem-blagodarni-za-chasi-uchenichestva.html
  • klass.bystrickaya.ru/46-ustanovka-ochistki-gaza-pravila-tehnicheskoj-ekspluatacii-magistralnih-gazoprovodov-pte-mg-vrd-39-10-006-2000.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.