.RU

39 заседание судебного процесса по делу милиционеров


39 заседание судебного процесса по делу милиционеров

Правобережного РОВД

 

13 июля 2006 г.


Секретарь суда Гусиева: Из вновь явившихся потерпевших присутствуют Дудиев, Дигурова. Причина неявки остальных потерпевших суду не известна. Также подсудимые Айдаров, Муртазов, Дряев.


Кодзаева Марина. : Я Кодзаева Марина Партизановна прошу признать меня потерпевшей по факту смерти матери Кодзаевой Тамары Михайловны и допросить в качестве потерпевшей по данному уголовному делу. Так как у меня погибла родная мать, и сын получил тяжкие телесные повреждения.

^ Судья. Предъявите свидетельство о вашем рождении.

Кодзаева. Я все передала помощнику судьи. Но с собой есть и оригиналы. Я признана законным представителем.

Обвинение: Признать, Ваша честь.

Потерпевшие: Признать.

Защита: Признать.

Судья. Суд постановил признать Вас потерпевшей по данному уголовному делу.


Жукаева - Тагзиева Рита Кирилловна: Прошу признать потерпевшей по факту смерти сестры.

Обвинение: Признать Ваша честь.

Потерпевшие: Признать.

Защита: Признать.

Судья. Суд постановил признать Вас потерпевшей по данному уголовному делу.


Соскиева Марина Викторовна: Прошу признать потерпевшей по факту гибели матери.

Обвинение: Признать Ваша честь.

Потерпевшие: Признать.

Защита: Признать.

Судья. Суд постановил признать Вас потерпевшей по данному уголовному делу.


Показания Соскиевой Анжелы Георгиевны. 1972. Беслан Мира 20 \2. Инвалид 2 группы.


Судья Ваше отношение к подсудимым? Неприязненные, родственные отношения есть?

Нет родственных отношений, нет неприязненных.

Вы предупреждаетесь об уголовной ответственности за дачу ложных показаний по ст.3-7,308 УК РФ. Как Вам удобнее давать показания?
Отвечать на вопросы.
Судья Пожалуйста, прокурор.


Вопросы гособвинителя Лозецкого к потерпевшей Соскиевой.


Вы знакомились с материалами уголовного дела?
Нет.

Кто у вас пострадал в теракте 1 сентября 2004 г.?


Дочь была в заложниках и я сама.


Вы получили телесные повреждения?


Тяжкий вред здоровью. Еще предстоит операция.


Во сколько Вы пришли 1 сентября 2004 г. в школу?


Около 8.30. может раньше. Еще успели книг купить, в класс зайти на 1 этаже. Я хотела уже уйти. Когда начался захват.

По какой улице Вы шли в школу 1 сентября?


Я вообще на такси приехала. Со стороны Школьного переулка.

По дороге в школу Вы видели посты ГАИ?

Нет. И в школе не видела. А по дороге не было.

Скажите, откуда вы узнали о начале линейки?

Соседка Гозюмова сказала.

А о причинах переноса линейки вам не известно?
НЕ сказала ничего.

Скажите, сколько времени ушло на захват школы боевиками?

Ну, минут 20 – 30. так же на минирование, наверное, самое большее час.

Скажите, когда Вы зашли в школу до линейки вы не видели там подозрительных лиц?

Нет, Мы были только на 1 этаже, в 3 кабинете от центрального входа.

На 2 этаж Вы не поднимались?

Нет.

Скажите, были ли Вы очевидцем убийства заложников боевиками?
Да. Когда нас загоняли в угол, потом в зал, в зале убили мужчину Бетрозова.

На каком расстоянии он был от вас?
Ну, наверное, метр.

За что он был убит?
Ну, террористы хотели тишины. В зале было шумно, он успокаивал. Террорист Ходов его убил.

Из какого оружия он был убит?
Из пистолета.

В какую часть тела?

В висок, в голову.

В дальнейшем Вы были очевидцем убийства заложников?

Нет, в зале только его убили. Потом когда начались уже взрывы, видела убитых людей.

Скажите, в августе 2004 г. приходили ли к вам участковые милиционеры или сотрудники Правобережного РОВД с целью проведения профилактических бесед о возможных терактов?

Я даже не слышала. Нет.

Нет вопросов.


Вопросы Рамонова к Дигуровой.

Вас сразу в спортзал загнали?

В коридоре стояли террористы, потом нас загнали в зал. Они нас с двух сторон окружили.

В августе 200 4 года Вы приходили в школу?

Нет.

Вы состояли в родительском комитете?

Нет.

Нет вопросов.

Вопросы Карлова к Дигуровой.

Скажите, где ВЫ стояли в момент захвата школы?
Я уже выходила к выходу на Переулок Школьный .Меня задержала соседка, знакомая и в это время все началось. Уже ребенок был в школе.

Скажите, как началось, сколько человека бежало ?
1 класс выводили из школы, и в это время со стороны железной дороги раздались одиночные выстрелы. Я еще возмущалась .надо же в такой день, потом я увидела как нас уже загоняли….. окружали со стороны Школьного переулка. Оттуда уже бежали несколько человек с автоматами.

Сколько было человек?
Я не могу сказать сколько. Я бежала к ребенку. Не видела.

Вы не можете рассказать, как мины они заносили, что они заносили, каких размеров оно было?

Первый раз я видела со стороны гаражей. Мины походили с того входа в спортзал с центрального входа из школы. Я когда выходила. И обратно зашла, видела там большой белый ящик. Самый большой был, баул.

Их заносили по одному или как?

Нет еще проволоку раскручивали и растягивали.

Вы можете пояснить, откуда именно это доставали?
Из спортивных сумок. Ну. Из таких больших.

Скажите, что вам известно о мужчинах, которых выводили из зала?

Слух был в зале, что убили. У меня там два соседа было. Есенов и Есиев.1 вечером, ну, второго. Уже ночью было их вывели. Пошел слух, что мужчин убили. Ну, еще там, что их расстреляли.

Скажите, Вы взрывы помните ?
первый взрыв был со стороны входа в спортзал с улицы. Там была взрывчатка заложена. Во время первого взрыва ожоги получила. Первый взрыв там был. Потом второй с противоположной стороны. Они не по цепочке, а по бокам как - то были. А третий на противоположном конце, когда уже на окне я выходила, черный дым.

А характер взрыва, они были в верхней части спортзала, средней части, на уровне пола, на уровне крыши?

Я первый взрыв даже не знаю откуда. Я после него счищала себя копоть. На нас что-то горячее полетело. На мою голову. Второй – когда я накрыла собой девочку. Люди начали бегать в зале.

Вы покинули спортзал сами? И когда ?
Я передала девочку в окно, а сама уже не смогла взобраться. Была ранена.

Скажите, вы знаете, в чем обвиняются подсудимые?
Да. В халатности. Что не было охраны, что проехали террористы. В зале один боевик нас сказал, если бы вы знали, кто вас продал. Мы вашей милиции продажной дали 2 тысячи, то ли рублей, то ли долларов. Они проехали на посту. Это я сам слышала в зале. Они сказали, что наша милиция продажная, поэтому мы и проехали.


Вопросы Салбиева к Дигуровой.

Вы, находясь в помещении школы, имели возможность свободно передвигаться?

В первый день по очереди несколько человек выводили в туалет Злата и Мамитова, потом я тоже ребенка сама вывела.

Какое количество боевиков Вы там наблюдали?


Я посчитала, в зале 10-12 , коридоре, на второй день я вышла в сторону столовой и там у каждого окна на 1 этаже, сидели по 2 боевика. Очень много было на первом этаже, а сколько было на втором этаже я не знаю.


Сколько было женщин террористов?

Одну женщину я видела, она стояла не пускала воду пить, потом что- то произошло. В тот день, заставили телефоны выбросить. У кого - то из заложников все равно телефон был, и эта женщина сказал, у кого найдем телефон расстреляем 20 человек. Она нас обыскивала.

Вы не можете сказать, какой национальности она была?
Карие глаза и черные красивые брови. Все было закрыто.

Находясь в зале, при вас боевики выдвигали требования?
Требовали Дзасохова, Зязикова, этих четыре. Вывести войска из Чечни, отпустить ингушей из тюрем.

Вы были очевидцем как боевики вели переговоры?

При нас говорили с кем - то по телефону, мне как раз послышалось Рошайло, а не Рошаля. Я Рошаля я не слышала. Боевик еще говорил. Я же сказал, Рошайло

От чего вы получили ранения?


Ожоги, второе ранение, когда с противоположной стороны, с гаражей. Мы сидели у центрального входа. Я хотела, бомба взорвалась и в голову, осколок Я лежала на полу, смотрела в сторону окна, люди туда бежали, и взрыв в зале. Осколок есть дома. В шею мне попал. А третий взрыв уже, когда ребенка выбросила в окно. Сама пыталась взобраться. Но не смогла. Руку мне раздробило.

Нет вопросов.

Дудиева. Анжела вспомни, пожалуйста, составлялись ли списки детей до 6 класса в зале?


Да. Учительница составляла. Я далеко от них сидела. Пофамильно. Мне показалось, что записывают совсем маленьких из начальной школы. И покричала, чтобы мою девочку тоже записали.

Для чего они их записывали?
Не знаю. Но списки составляли, сами учителя.

Что ни будь, можешь пояснить относительно числа заложников, когда в зале уже была известно 354. Как себя вели террористы?

Издевались над нами. В том плане, что вы никому не нужны. В сколько, а передают что вас всего 354. Вы никому не нужны.

Дудиева. Я так полагаю, что на улице лгали, это на вас отражалось?

Да. Сначала мы ждали, что кто – то придет, зайдет к нам. Мы ждали первую ночь и 2 числа тоже, что кто – то зайдет. Мы до последнего ждали, что Дзасохов придет. Но лично я не ждала.

Дудиева Если ты помнишь, как зашел Аушев, отношение боевиков изменилось?

Мы далеко были от него. ОН зашел, я не знаю, что он говорил. Постоял с ними. Но факт, т что после него сразу запретили нам выводить детей в туалет, стали выкрывать полы в спортзале. Ведра откуда - то принесли. Все началось тогда.

В общем, они стали еще злее?
Да. Уже никуда н выходили, не пускали детей никуда.

Рамонов. Впоследствии фотографии не показывали?
Да.

А того боевика, который вам сказал, что подкупили за деньги, его не опознали?

Мне фотографии показывали в Москве. Его я не помню. Я запомнила террориста со шрамом. Единственное, то, что я знаю. У него на шее был какой то шрам, Толстый , грубый. Среди убитых его не было. Он был самый лютый.

Рамонов Говорил Вам он?
Нет, другой.

Цораева. Анжела, когда ты выходила из школы до захвата, ты не видела девушку с шарами? Другого цвета, чем у других?

Нет.


Вопросы Айдарова к Дигуровой.


Уточните. Пожалуйста, Вы не видели человека со шрамом или не опознали? Вы не видели его среди погибших?
Да.

Т.е. можно сказать, что его среди погибших не было?

Да. Мне показали фотографии, и его среди фотографии. Которые мне показали, его там не было.

А сколько фотографий вам показали? Сколько боевиков вы были в состоянии опознать?


Среди них был один человек без маски, высокий, смуглый и у него был черный волос. ОН не был похож ни на ингуша, ни на чеченца…..

Скажите. Вам показывали фотографии мертвых боевиков или прижизненные?
Мертвых.

Прижизненные фотографии вам не показывали?
Нет.

Вы сказали, что у вас дома осколок. У вас следствие не просило его?

Нет. Я его из Германии привезла.

Вы в состоянии представить его суду ?
да.

Скажите, Вы были свидетелем видеосъемки, и если да, т когда?
Да, снимали .Один боевик по залу ходил и снимал. Ничего особенного. Просто походил и снимал.

Скажите, те, четверо, которых требовали боевики, должны были зайти в зал или нет?

Может, жертв было бы меньше. Может, детей бы отпустили. Конечно, я их обвиняю. Потому что мы три дня ждали и надеялись.

Багаев. Скажите, вам, сколько всего фотографии предъявляли?

Не помню.

Вам говорили, кто изображен на тех фотографиях, которые вам представляли?

Сказали, что один из них Ходов.

В связи с тем, что вы опознавали фотографии, вы какой ни будь документ, подписывали?

Да.

Какой не можете сказать?
Какие номера фотографий я опознала.

Т.е. в этом документе было записано, кого Вы опознали?
Да.

Вопросы Климовой к Дигуровой.


Когда Вы находились в зале, слышали ли вы какие либо корыстные требования от боевиков? Материальные. Денежные?
Нет, Я сказала, что они требовали. Кроме этих четырех, еще войска из Чечни вывести. Они просили именно этих четверых. Рошайло. Он даже несколько раз повторял, я сказал, что Рошайло.

Скажите, когда Вы приехали в школу со стороны Школьного переулка. Вы собирались уходить тоже в эту сторону?
Да. Я со школьного двора не успела выйти.

Со стороны Коминтерна, там, где вы находились, вам не было видно, часть улицы Коминтерна?
Нет. Я когда услышала одиночные выстрелы, тогда обратила внимание. Автматные очереди, и в масках они были.

Муртазов. Скажите, Вы видели, как убили Бетрозова.

Да, я потом узнала что это Бетрозов.

Вы сами видели, как его убили, кто его убил? ОН был в маске или без маски?

Да. Раненый в руку боевик, без маски. Он был ранен во время захвата и руку держал постоянно наверх.


Вопросы Поняковой к Дигуровой.

Анжела, скажите, в первые минуты захвата вы кого ни будь из боевиков раненых, видели?

Того, который был ранен в руку. Больше никого. Он ее держал вверх как- то. Пистолет у него был.

Скажите, как он был ранен?


При захвате. Говорили, что женщина милиционер его ранила. Но я женщину милиционера н видела. Там тысячу человек было. может я не видела. Я не знаю, кто его ранил. Я видела что он уже ранен.


Могли ли 2-3 человека предотвратить захват школы?

Предотвратить нет, но задержать могли. Но может, бы, больше человек убежал. Мы все Большая половина линейки убежала в сторону Школьного переулка. Оттуда конечно может быть даже 5 - 10 минут больше бы убежало детей.

Нет вопросов.


Дудиева. Анжела, когда тебя забирали из спортзала, был пожар?


Вообще, Меня из спортзала никто не забирал, я еле – еле выползла и стала. Я вообще лежала под окнами, я не могла ползти. Со мной там еще лежала соседская девочка, и у нас очень болели ноги. Они сгорели. Мы все дальше и дальше ползем, пожар все больше и больше. Боль от этого была. Я руку свою не чувствовала. У меня просто горели ноги. Когда мы отползли, один еще взрыв был и на нас что- то полетело. Был еще мощный взрыв. Все взорвалось.

Ты там находилась, были еще живые, были раненые?

Конечно, были. Мы уже были на улице. Я в течение часа пролежала в зале, и пожарных не было. метрах в 15 лежала и ноги обгорели.

Уже за спортзалом ты была?
Да. У же в спортзале огонь забрался полностью.

Пожарные машины были?
не было. Час точно не было пожарных машин. Потом через час, начали забегать родители. Знакомые. Мужчины с автоматами забежали, в строились туда, не могли попасть. Внутри оттуда стреляли сверху, и оттуда из пятиэтажек. Я кричала, кричала, но они меня не слышали. Это уже потом. Один милиционер. Мужчина, правда, в форме был. Может не из нашего района. Седой такой был, плотный. Это был первый милиционер, которого я видала там. Он ко мне не мог подойти, потому что стреляли. Перекрестный огонь велся. ОН просил для нас носилки, чтобы нас вынесли. За БРТ - ами нас вынесли, когда они подъехали. Даже БРТ - ы приехали, а пожарных все не было.

Уже БТР въехал, а пожарных не было?
да. За БТР - ами нас вынесли.

Анжела, когда ты лежала, видела, как во второго этажа стреляли вслед детям боевики?

Да. Когда я девочку уже вытащила из зала и залезала на подоконник, тогда там постреляли, да. Потому что там еще женщина одна накрыла детей, там во дворе.

Спецназовцы уже ворвались в зал?
Я не видела. Я же говорю, кого видела, родителей. Знакомых, милиционер, которому я кричала. БТРы заехали и носилки. А пожарных не видела.

Цораева. Анжела, ты 3 числа находилась в зале?
Да.

Пол горел уже ?

Да, там началось уже гореть. После третьего взрыва уже запах, какой то был, как дерево горит. Когда уже была на улице, там сильнее уже горело.

Понякова. Скажите, в какое время выбыли уже в школе?

Около 9 часов. Пока еще в класс зашла, учебники купили.

У вас всегда в 9 часов начиналась линейка?
Ну. Мы второй год пошли.

Судья. Вы сказали, что купили учебники?

Ну. Это родители собирали на книги, нам еще чтение надо было купить.


Дудиев Асламбек Касполатович 1966г. Беслан.


Судья Ваше отношение к подсудимым?

Нормальное.Всех знаю. На лицо. Муртазов с моего села.

Судья Как вам удобнее давать показания?

Я сам расскажу. Я 1 сентября в 8. 15. поехал на работу. Детей, мать оставил дома. Они одевались. Должны были в школу пойти. Я узнал на работе во Владикавказе, .Позвонили и сообщили что захватили школу. Свою машину я отогнал на ремонт. Я на служебной машине поехал, на Газели.

Судья Вы добирались до Владикавказа на какой машине.


На своей, потом поставил ее на ремонт. Где- т в 11 часов я уже был здесь. Шла война. Сперва не пускали в первый день. Сперва можно было пройти .Хотелось мне подойти ближе к школе..»3 августа мы с моря вернулись. Они ключи из дома с собой забрали. Я пошел, прошел как - то в дом. Надел камуфляжную форму и куда хотел, туда и проходил. В первый день после обеда.

Судья Вы работали кем?
Ну, я в казачестве тоже работал.

Судья Форму Вы для чего одели, где вы ее достали?

У меня была камуфляжная форма, мне ее друг подарил.
Она не связана с вашей работой?

Нет. Просто лежала у меня дома. И я одел. После обеда уже списки делали. Те, кто в милиции работали, подходили, и мои уже были под № 900.После обеда уже до тысячи доходило. Женский полк составлял. Мне хотелось, как- то подойти, как-то помочь. Гражданских лиц н пускали. Второй день тоже. .В третий день когда хотели забрать кого убили, трупы. Должны были машины загнать. В этот момент первый взрыв. Оттуда бежали, минуту через 3- 5 второй взрыв. третий взрыв. Стрельба шла. Я зашел с «Альфой».Я вынес жену, без ноги вынес. Два шага делаю ,смотрю моя шестилетняя дочка, первый раз в школу пошла. И вот куда деваться, двоих не смогу вынести. Жену вынес, потом дочку забрал. Откачивал ее, водой, но не смог. Мальчика не нашел. Только позже. Второй мальчик сам сбежал. Потом два месяца в Москве в больнице пролежал. Осколочное ранение. Когда он убегал, в ногу еще его ранили из пулемета. Из трех детей один остался. Когда я жену вынес. Я зашел обратно, выносили. Больше 850 было спасателей, а выносили только человек 15-18. Страшно было. Мне эти ребята из Москвы сказали, ты очень мужественный человек. А на моем месте бы ...

Голос из зала. И на сне пускали, сволочи, и сами не спасали.

На улицу выносили человека, обратно с бочкой, воду заносили. Справой стороны пластик грел, в углу. Пластмасс, мы не успевали. Там вода нужна была. Полмашины, чтобы потушить. После взрыва, они . Я много не успевал. Я сейчас вынесу, говорю, никто не останется. В конце уже не пускали вовнутрь, сказали, что потолок обвалится. Там такие люди стояли. В углах. Стояли. я им кричу, бегите, они не слышали. Нормальные, не раненые, но не слышали. Без царапин, стоят, смотрят. Я так думаю, если бы даже ни одного выстрела не было, половина бы оттуда ушли бы сами. Здесь сейчас сидим, плохо себя чувствуем, а там без воды, без пищи. Жене ногу на 8 см. укоротили, благодаря Кудзаеву Казбеку, оставили ногу, сейчас инвалид 2 группы она стала. Мне повестку присылали в другой день, но я не мог, сыну бы в этот день исполнилось 16 лет. Тогда ему было 14. На кладбище пошли.

Лозецкий. Скажите, когда Вы 1 сентября ехали на работу. Видели посты ГАИ?

Нет.

По какой улице Вы поехали?

По Октябрьской, за райотделом наш корпус стоит, где горгаз, первый корпус.

А когда выезжали, на повороте в аэропорт посты видели?

Не заметил.

1 сентября 2004 г. около самой школы со стоны Коминтерна были?
Нет, не был.

В августе 2004 г. сотрудники участковых служб, других служб, проводили с вами профилактические работы?

Нет, я не слышал. Мы где- то 20 уехали на море, 28 приехали.

Рамонов. скажите, 28 августа Вы приехали, а в школу Вы не заходили?

Нет. Мать занималась этими делами.

Дудиева. Ахсар, ты видел, что в конце августа, весь август, перекрывали дорогу рядом с райотделом милиции? С чем это было связано?

Там где- то месяц, полтора невозможно было проехать. Там с двух сторон перекрыли. Чтобы проехать домой надо было круг сделать

А с чем это было связано?

Охраняли райотдел.

Они говорят, что была угроза захвата райотдела, ты считаешь. Что этого было достаточно, что райотдел охранялся, а школа нет? А мы все жили сзади.

Ну, нормально же. Они остались живы.

Значит, они себя охраняли, а нас нет?

Ну, сохранили себя. Молодцы. Что не видно. Себя сохранили.

А как ты считаешь, если бы все мероприятия, райотдел милиции, Дзантиев, Попов. Они получали шифрограммы, что готовится теракт по буден носкому сценарию, если бы что- то сделали, если бы мы все знали, МВД мы население, смогли бы подготовится. Если бы ты знал, так же бы себя вел? Спокойно бы 1 сентября?

Хорошо райотдел, ну метров 100-200. А если бы школа была дальше, километр – полтора. Как бы захватили. столько оружие, и столько снарядов, если три дня, если 30 минут не было тишины. Тогда вообще они. Себя сохранили, молодцы.

Ты танки видели?
Я танки не видел, внутри тогда был.

Рамонов.Вы в казачестве когда работали?

После 1992 года. 2-3 года на границе стояли , охраняли.

Вам известно, как проехали террористы?
приблизительно.

Скажите. Как они проехали?

Я как думаю, через Батакоюрт.

А предположительно маршрут знаете, казачество там стояло?
Мы вокруг Зильги стояли.

Какие посты там могли стоять по маршрут движения боевиков?

Маршрут только через Батакоюрт может быть, через город же не приедут.

Спасибо.

Сидакова. Ахсар, ты кинулся спасть туда, потому что там была твоя семья. Скажи, те, кто по долгу службы должны были туда кинуться, скажи. Чего они ждали?


Если бы моей семьи там не было, я бы все равно спасал. Так тоже нельзя сказать, что милиция не спасала. Они тоже старались. Но насчет пожарников. Потом, в конце только пригнали, когда по детям уже пустили. Ну не ужели нельзя было пригнать эту машину?


Еще такой вопрос. По материалам дела. Слышали, что было тройное кольцо оцепления. Но так как ты был в камуфляжной форме ты проходили свободно через оцепление.


Если бы не камуфляжная форма, я бы тоже с вами стоял возле ДК, стоял тоже. Как кто – то ждал, что жену вынесут, детей вынесут. Жена бы живая сгорела, это я обещаю. Как мне эксперт говорил, они были все погибли, и так сгорели. Я говорю, кто – то на войне был, а кто – то рассказывает Я сам видел, как они сгорели.


Оцепление, было, расскажи, пожалуйста.

Оцепление было со всех сторон.

Карлов. Вы с уголовным делом знакомились?
Да.

В чем обвиняются подсудимые, знаете? Можете пояснить.

В халатности.

А в чем проявляется халатность. Знаете?

Ну, допустили, такое.

Багаев. Скажите,1, 2,3 до начал штурма, по школе стрельба велась?


Я когда 1 числа в11 часов приехал, да. С двух сторон. Потом они выставили ультиматум, что за одного убитого будут 50 человек расстреливать. И тогда перестали, с нашей стороны перестали. Ни одного выстрела не было. Они даже ходили во дворе, не боялись. Так ходили по школе. Они стреляли, а наши нет.

Скажите, до этого ультиматума, лично вы что знаете, кто стрелял по школе? Из какого оружия?

Где- то до 12 часов шла война. Милиция я старалась, чтобы как - то зайти. Это первого числа. Точное время не могу сказать, но где- то до 11 часов. При мне убили, из подъезда вышел, другого ранили. Я их не знаю. По моему из ОМОН а был.

Дауров из подъезда вышел, убили его.

Со стороны школы стреляли?
Да. Со стороны школы.

А об ультиматуме, выдвинутом бандитами, вы как узнали?

Ну, в народе говорили.

Т.е. с общих разговоров?
Да.

Нет вопросов.

Айдаров. Вы сказали, что когда выносили жену, стрельба шла?

Да шла стрельба. Невозмжно было встать. Лежа только. Но она не могла встать. Остальных женщин надо было таскать.

Т.е. обстрел школы шел, во время, когда там еще находились живые и раненые заложники?
Да. Шел. Это было где- то 40 минут, как штурм начался.

Скажите, Вы в армии служили?
да.

В оружии разбираетесь?
разбираюсь.

Скажите, в отношении тяжелой техники по школе, что вам известно?

Я сказал, я людей выносил. Я не стоял на улице. Там надо было людей спасать. А так н а улицу гранатометами стреляли, я, когда я еще не зашел в сторону корпуса два раза из подсвтольников стреляли.

Со стороны школы?

Да, со стороны школы.

Климова. Вы когда проезжали на….

НЕ видел, мне надо было моих хоронить. Один тяжелый был.
Скажите. Пожалуйста, вам было известно о требованиях боевиков, кроме того ультиматума?

Ну, до меня уже сказали, этих четверых требовали.

Т.е. требовали на переговоры?

Я слышал так, да.

Скажите, какие либо корыстные требования слышали?

Нет.

Вы слышали о том, как захватили Гуражева?
Слышал, но я знаю с общих слов.
А в каком населенном пункте это было ?
Я слышал в сторону Малгобека.

Вы сказали, что знакомились с материалами уголовного дела?
Да, в прокуратуре.

Расположение селения Хурикау на карте видели?

Нет.

Нет вопросов.


Показания Тагзиевой Риты Кирилловна.

Я оставила работу с вязи с уходом за сестрой.

Судья Ваше отношение к подсудимым?
Я их не знаю. 1 сентября я находилась в школе, у нас была линейка в Батакоюрте. До этого утром я позвонила сестре. Она поначалу не хотела идти в школу, по каким то там причинам. Е собрала детей в школу. Но в последний момент она нашла деньги, купила ей вещи, и сказала, что ведет ее в школу. Я ей сказала, что возьму такси, я покупала цветы в школу, и вам тоже куплю. И уже на линейке директор школы вышел к нам, и говорит быстро все по домам, даже не по трассе, а по другим улицам, в Беслане захватили 1 школу. Я сразу же поймала машину и поехала в Беслан. Не знаю, сколько там было. Мы доехали со стороны заправок, это Коминтерна улица. Там было очень много людей. Я вышла из – за того, что сказали там было оцепление. Там никакого оцепления не было. Я там ни одного милиционера не видела. Мы свободно через железную дорогу нагибались и перебегали. Не доходя до второго или третьего дома, нас мужчины не пропускали. Наши мужчины там стояли не в форме ничего, не попускали нас дальше туда. И обратно точно также мы перебегали через рельсы, я там ни одного милиционера не видела. Вот как я первого числа приехала. Я оттуда не уезжала, ходили мы там, возле ДК стояли. Я Не знаю. Мою сестру там нашли самую последнюю. Сгоревшая, левая сторона сгоревшая. Ее спасти нельзя было. Она вся в копоте была. И сейчас за это никто не может ответить. Нас не пустили туда военные, а то бы мы сами вынесли. Даже вот это взять. У меня сестра живет в Москве. Ей позвонили. Не было билета, она могла вылететь. Она полетела через Минводы. Кабардинцы они пропустили. А наши на границе ее не пропустили. Она отдал а1000 рублей. Чтобы ее пропустили. Наши же милиционеры вязли у нее 1000 рублей. У меня все.

Вопросы Лозецкого к Тагзиевой.


Лозецкий На линейке в Батакоюрте Вы видели сотрудников милиции, осуществляющих охрану порядка?
Нет. У нас нет было. Никого, ни одного милиционера.

А вы смотрели вообще, обращали внимание?

Нет. Я не поинтересовалась. У меня дети уже взрослые были, один перешел в 6 класс. Мне надо Было в родительский комитет, я пришла с ними.
К вам приходили из милиции, в родительский комитет? В августе 2004?
Нет, я никогда не общалась. Вы знаете, я не хочу врать, я была в Москве прилетела в середине августа. Где- то я 20 числа прилетела, и никого до 1 числа не видела.

О возможном захвате по буденновскому сценарию, вам ничего не говорили?
Нет

А как давно Вы в родительском комитете?
Это в классе выбирают родители. В позапрошлом году была.

А в 2004 г.?
Сколько мои дети туда ходят, я и сама хожу. Редко чтобы не пошла. На все родительские собрания. На общешкольные, там никогда не видела сотрудников милиции.

Вы сказали, что 1 сентября находились на ул.Коминтерна?
Да.

Вы подходили к самой школе, на каком расстоянии Вы были?

Я перебегала дорогу, там еще мужчина был. Я его на лицо знаю, забыла как его имя. До третьего дома.

Вы там видели убийство граждан?
Да, лежали там. Н я в таком шоке была. Говорили, я его по кличке знала, что Чъуса убили Фраева. Он там лежал.

А еще кого - то видели?

Нет, не видела. В тот день, когда еще выносили со стороны детского сада, детей выносили. Третьего числа.

А Я спрашиваю про 1 число.

Нет, не видела.

Во сколько Вы были возле школы, когда видели убитого Фраева?
Где- то в часов 10, я же говорю. Одиннадцатый час уже был.
Вы смотрели на время?
Нет. У нас линейка началась где - то в начале десятого в селе. Уже когда люди разбежались, к нам трасса близко и уже ловила машину. Мужчина один меня подвез.

Кто вам сообщил в Батакоюрте что в начале десятого должна быть линейка?

У нас вовремя никогда линейка не начинается. С опозданием. В половине десятого, по - моему. Как только линейка построилась, директор школы выбежала и всех распустила.

А назначена линейка, на какое время была?
Не помню, ни то к половине десятого, не то в девять. Мы пришли к 9 часам. В 9 мы были уже там.


Вопросы Рамонова к Тагзиевой.

Вы входили в родительский комитет, вам что либо известно, что в школе до начала линейки было произведено обследование?
Я не знаю.

Спасибо.

Багаев. Марина от ожогов умерла?


У нее была черепно - мозговая травма и ожоги были. Из – за этого она и разговаривать н могла. Когда мы попали в Германию, ей там стало плохо, и мы вернулись. 1 августа она умерла и 3 августа 2005 г. ее похоронили. 3 августа будет год.


Показания Кодзаевой Марины.

Как вам удобнее давать показания?

Я расскажу сама. В заложниках была моя мама, Кодзаева Тамара Михайловна. И сын. До школьного возраста, которые там вообще не должны были находиться. Они туда попали случайно. Потому что мама поживала на Школьном переулке. Маму опознали 8 октября только по результатам ДНК. Она была вся сгоревшая. У ребенка осколочные ранения головы и шеи. Я тоже хочу насчет оцепления сказать. Я все это видела. Мои близкие друзья из города приезжали свободно по федеральной трассе. Со стороны Архонки и 1, 2 и 3. У них никто никогда не проверил документ, никто не остановил. 1 сентября дворовые мужчины как-то смогли проникнуть во двор школы. Мой отец даже прошел к себе в квартиру. Не исключено, что боевики смогли свободно передвигаться по городу. Никто их не останавливал и не спрашивал. Неорганизованно было абсолютно ничего. 3 числа, мне позвонили из города, что мой ребенок находится в реанимации в КБСП. И точно также я выезжала из Беслана в город, и точно также нас никто не остановил.


Вопросы Лозецкого к Кодзаевой.

Скажите, как долго Вы проживаете в Беслане?

С 1987 года.

Кем ваша мама работала?
В Беслане мастером закройного цеха швейной фабрики.

В августе месяце к вам приходили участковые, вели беседы о возможном захвате заложников?
Нет. У меня ребенок должен был пойти в детский садик «сказка» но еще раз по не понятным причинам садики не работали. И он оказался тоже в этой школе.

Нет вопросов.

Рамонов. Вы сами утром на работу пошли?


Нет, я была в отпуске. У нас столько роковых совпадений. За неделю до этого мы с мамой вдвоем отдыхали в Фиагдоне, и мы круглые сутки как будто с ней прощались Все что не было вспомнили, В тот день тоже мой ребенок не должен был у нее находиться. Она поводила ремонт, у нее остались какие – то недоделки, она позвонила моему мужу, чтобы тот пришел. Они оказались там. Услышали музыку, и пошли во двор школы.

А в чем обвиняются подсудимые, знаете?

Да, в халатности. Мы 15 вернулись только из Москвы, потому что ребенок еще в больнице.

Лозецкий. Вы 1 сентября 2004 г. во сколько оказались возле школы?

Возле школы я же не оказалась, я была возле ДК.

Со стороны переулка Школьный?
Нет. Со стороны Октябрьской.

Дудиева. Ты считаешь, что была халатность?


Я поэтому сюда приехала. Халатность была. Как минимум здесь должны были находиться и Дзасохов и Дзантиев и Андреев. Это мое мнение.

Багаев. Назовите ФИО вашего сына.

7 декабря 2004 г. Катонов Геор Олегович.

И матери, пожалуйста.

Кодзаева Тамара Михайловна.

Багаев.Скажите, вам когда либо какой либо документ о причине смерти вашей мамы и о характере повреждений вашего ребенка предъявлял?

Да, они у меня даже на руках.

Что у Вас есть?

Судмедэкспертиза московской, с фотографиями.

Вы смогли бы представить?

Конечно В деле они есть. Там есть мои показания.

Климова. Скажите. Вы пытались выяснить, в чьи обязанности входило организация оцепления?

Органы милиции, наверное. Она у нас рядом,

Вы считаете, что это обязанности РОВД?

Конечно . Я слышала, от Торшина. Что он заявлял о тройном кольце оцепления, Мне не понятно, что такое тройное кольцо оцепления. Где оно вообще было, тройное кольцо.

Вы считаете, что это обязанность РОВД ?

Да

Скажите, кто возглавлял штаб по свобождению заложников?
Сначала Дзасохов, как глава республики, затем эти обязанности были возложены на Андреева. В этой связи ,когда Аушев 2 числа вывел 25 человек, возле АМСУ к нам вышел Такоев Сергей, сказал что все могут расходиться, никого уже нету. Ни Дзасохова. Никакой информации нет, только утром.

Может быть, Аушев еще раз соизволит туда зайти и вывести дошкольников. Единственная надежда, которая была.

В связи с тем, что вы называете фамилии Андреева, Дзасохова, каким образом райотдел милиции мог решать такие дела?

Я поэтому и пришла, чтобы узнать, чьи приказы они выполняли.

Понятно, значит, вы предполагаете, что райотдел должен был организовать оцепление?
Да. И прошу, чтобы вынесли объективный приговор в отношении этих лиц.

Понякова. Как Вы полагаете, тройное оцепление, должно было быт вокруг школы. Вокруг, Беслана, вокруг Правого берега, вокруг республики? Как вы себе представляете тройное кольцо?

Представляю, что вообще невозможно пройти сквозь оцепления. Элементарно. Остановить и посмотреть документы, кто и что это за человек. Даже вокруг Беслана.

Дряев. Скажите, какие еще есть структурные подразделения по борьбе с терроризмом?

Если есть ФСБ, если есть МВД, наша армия, в конце концов. Много подразделений.


Показания Соскиевой Ирины Викторовна. 1977 года рождения.

Ваше отношение к подсудимым?

Не знаю.

Как вам удобнее давать показания?

Буду рассказывать сама. Я 1 числа не хотела идти на работу. Я работала учителем музыки в 1 школе. У меня было, какое то предчувствие. Мама пошла на работу раньше, еще не было 9 часов…………

Сидакова. За кем были закреплены ключи от актового зала?

В актовом зале была подсобка. Но я не видела что бы туда кто – то заходил. Эта подсобка был закреплена за Касумовой наверное, ключи тоже были у нее.


Вы были классным руководителем?
Нет, не была.

Цораева Ваша мама работала в начальных классах, почему то уцелевший учительский коллектив скрывают Касумову и Цалиеву. Это они предложили в 9 часов провести линейку. Почему они собрали к 9 часам?

У нас всегда начиналась линейка в 9 часов. Уже дети все собрались.

Судья На педсовете говорили, что линейка переносится? Что ее надо провести раньше?

Нет, я не слышала. Мама никому не звонила. Она всегда раньше уходила. Она пошла в 8.20. Ремонт начинали летом, после того как дети ушли.

Судья. Вы видели, чтобы Баликоев ремонтировал школу?

Не видела, когда а приходила в школу. Уже все заканчивали Руденок филенку проводила. Но Баликоевой оплачивали работу классные руководители, она всегда, белила в школе. Ко ей собирал деньги, те кабинеты она и белила.

Судья Кого-либо она привлекала к работе?

Я не знаю. С Михайовым работали. Я была 28 августа и проводила Руденок филенку. Парты. Полы уже были покрашены.

Карлов На педсовете протоколы велись?

Да.

Можно его истребовать?

Судья Это должны были изъять.

Карлов А 27, 28, 29 августа сотрудники милиции были в школе?

Не видела.
Айдаров. Вы что- т чувствовали. Какое то предчувствие, тревога была?

Да. Я сказал, что не пойду в школу. Маме сказал,.

Касумова на педсовете присутствовала?

Да.

С 1 по 3 где Вы находились?

Около ДК и дома.

Вы были очевидцем того как называли цифру 354?

Да. Это я услышала по телевизору.
Когда?

2 числа.

Вы как учитель знали, сколько заложников в школе?
Конечно.

Вы попытались сказать кому-либо об том?

Все же говорили. Я не обращалась.

Муртазов У вас в школе имеется класс под охраной ОВО?

Я не знаю У нас охранялся компьютерный класс. На сигнализации стоял.

Муртазов В связи с чем не было тревожной кнопки, вы знаете?
Нет. У нас не было тревожной кнопки.
Понятно. Вы не являлись классным руководителем?
Нет.

Спасибо.


Дудиева. Прошу заявить ходатайство. Чтобы пригласит выживших учителей всех на допрос в качестве свидетелей.


Лозецкий Я думаю Ваша честь пора перейти к допросу свидетелей. У нас потерпевший Габараев попал без вести. По данному факту Прокуратурой Иристонского округа возбуждено уголовное дело. Не явились иногородние потерпевшие, это сотрудники правоохранительных органов в количестве 31 человека. Итого на судебном заседании отработано 438 человек. Я ходатайствую, чтобы начать допрос свидетелей обвинения.

Судья ………. Об изменении порядка допроса

Это не возбраняется.

Дудиева. Мы не против Если они будут подходит в процессе. Если они не подали заявление, что бы их не допрашивали.

Салбиев. Разрешите. Ваша честь. Я считаю, что по данному вопросу сторона обвинения может обеспечить явку иногородних свидетелей. 6 человек это лица. Официально проходящие службу. 6 человек, которые выехали в неизвестном направлении, я думаю без них можно обойтись. Н у нас вызывает сомнение, что мы здесь собрались найти истину по данному уголовному делу .а мы здесь часто узнаем ,что сами потерпевшие, находясь в состоянии трагедии, невнимательно прочитали вои показания, подписали их не ознакомившись с материалами уголовного дела. Сегодня эти потерпевшие написали заявления, скорее всего 218 человек, это очень большое количество. ОНИ могут существенно повлиять на восстановление истины. Значит. Насколько мне известно, их заявления стандартные. Ранее данные показания поддерживаю. Вопрос возникает, с учетом времени пошедшего более двух лет, их мнение осталось прежним или нет. Мне бы хотелось ,чтобы они эти показания подтвердили везде. Все проживают рядом. Гособвинитель может обеспечить явку. Это ваша работа. Суд предусматривает разные варианты.


Судья. Предложите.

Рамонов. На сегодняшний момент только привод возможен.

Салбиев. Поэтому как гособвинение будет обеспечивать явку это их вопрос. Поэтому, я лично предлагаю, чтобы не торопиться с началом допроса свидетелей, пока разобраться с потерпевшими. Их мнением, а потом перейти к свидетелям. Ходатайства просил бы отклонить.


Дудиева. Можно добавить? Мы со многими говорим, они спрашивали, как идет суд. Они написали заявления, говорят, что по позже придем, дадим показания. Что это меняет? Придут свидетели, будут давать показания. Мне кажется можно перейти к допросу свидетелей, а может три процесса никто не придет?!

Судья. Мы уже приводили, транспортом обеспечивали.

Дудиева. Поэтому приступим к свидетелям.

Судья. Здесь я думаю, права потерпевших не будут ущемлены. Есть такой вариант.


Голос из Зала. Есть предложение вызвать Уртаева и Габуева и допросить. Есть разговоры, что они могут какое-то отношение к теракту.

Судья. Мы сейчас пока этим не занимаемся, чтобы не нагромождать.

Климова. Уважаемый суд. Я рассчитываю, что будет рассматриваться ходатайство Дудиевой, поэтому, и считаю, что есть необходимость вызова всех учителей в качестве потерпевших и свидетелей. К свидетелям мы перейдем понятно. На сегодняшний день, Дудиева как потерпевшая, и мы как адвокаты не можем установить количество педагогов работающих в школе № 1 работавших в 2004 г. на 1 сентября, и те, которые сегодня работают в системе образования Правобережного района. Мне представляется, все те потерпевшие, которые одновременно являются учителями школы № 1 в отношении них необходимо обеспечить явку и допросить их в обязательном порядке. Т.е. те свидетели, которые не пострадали, не пошли, еще что-то. Это другой вопрос. Те. которые потерпевшие они должны быть здесь, обязательно, потому вопрос о переносе линейки это краеугольный камень, этой цеп случайных не случайностей. Поэтому я бы просила, даже не осуждать, я встала, чтобы поддержать заявленное ходатайство потерпевшей. Прошу его рассмотреть, истребовать сведения в педагогическом коллективе, обязать их явиться не для того, чтобы привлечь административный ресурс, и территориальные органы образования, чтобы эти учителя явились на судебное заседание. В пошлый раз, когда у нас давала показания учительница, она сказала, у меня экзамен. Ониа уитеьнца этой же школы. Она сегодня действующий учитель и необходимо, чтобы все учителя в том или ином качестве, которые были в тот день там . Потому что мы спрашиваем у потерпевших, вы на какой этаж заходили, они отвечают мы были на первом этаже, случайно заглянули на второй этаж. Наверное, все педагоги .которые хотя бы на полчаса раньше должны были явиться в школу, наверное они могли бы нам что—т еще иное рассказать. Поэтому я просила бы истребовать списки всех абсолютно педагогов. Они и потерпевшие тоже.

Судья. Мы это можем обеспечить в течение процесса. Сейчас вопрос свидетелей, в дальнейшем с необходимостью их допроса педагогов…

Дудиева. Ваша честь, я хотела бы добавить, эти педагоги находились н а рабочем месте. То, что произошел захват, они должны быть по делу признаны потерпевшими. У всех учителей тяжкие степени ранения. 81 % не трудоспособное.

Они эти ранения получили на рабочем месте, это прокуратура должна была их признать по этому делу. Мы хотим потребовать от суда и прокуратуры, чтобы они должны быть признаны потерпевшими.

Понякова. По поводу этих двух ходатайств, с изменением порядка исследования. С такой формулировкой я думаю, можно согласиться. Я думаю, потерпевших .и всех участников процесса, что это касается ходатайство Дудиевой, я всецело разделяю желание вызвать педагогов, которые по делу прошли. Желательно их заявления ,что они отказываются давать показания ,я считаю не допустимо. Они обязаны быть здесь, обязаны давать показания, потому что их показания важны для всех участников процесса. Они принципиально важны. Мы можем себе позволить не выслушать каких то потерпевших. Т.к. они просто не владеют информацией и не выслушать. Но не выслушать людей, владеющих ситуацией, недопустимо. Потому что эта категория свидетелей был обеспечена.

Багаев. Ваша честь, я по этому мнению дважды высказывался свое мнение. Я думаю, и сейчас ситуация крайне деликатная, разъяснения требует, мы и юридически понимаем что мы делаем. А здесь еще вопрос моральный, этический, поэтому даже у Сусанны Петровны мнение вроде бы и поддерживает прокурора. Я все мнения поддерживаю по этому вопросу, потому, что каждый человек может иметь, но здесь возникает речь впервые ..и был давно разговор, и в перспективе, когда на последнем заседании мы обсуждали это вопрос. Но это кажется я очевидно. Тем, более учитывая ошибки которые уже были в одном процессе, чтобы их не повторять, в плане целесообразности в некоторых параметрах нашей работы. Я о том, что эти люди вдруг скажут ,и мы придем к тому к необходимости признать их потерпевшими. То могут у них тоже, какие то возникнуть какие-то вопросы. Может, что этот вопрос отклонить до разрешения, до понедельника или вторника. Выяснить списки этих людей. Думаю, это можно сделать в течение двух часов. Даже из того материалов судебного следствия, поведенного под вашим руководством Ваша честь, к сожалению. Мы столкнулись с фактами, когда имеют многие потерпевшие имеют доказательства, или не имеют доказательства что их признали потерпевшими, а в материалах уголовного дела их нет. Это технически может недоработка, нельзя не сказать, что умышленно это сделали. Объем большой вопрос крайне сложный .с такой трагедией ,к ней прикасаться. Но, тем не менее они есть, Допрашиваем людей, они оказывается сами потерпевшие, а их никто не признал, есть такие обстоятельства, думаю это технически можно выяснить не сложно. Н а заседании можно решить. Хотя могут быть и такие мнения, что нарочно, потому может на все эти вопросы ответить положительно. Сказать так на следующем заседании решили с такими потерпевшими. Вот так.

Лозецкий Я хочу сказать, что на всем протяжении обвинение обеспечивает явку потерпевших. Наша сторона так же как свидетелей обвинения будет заниматься доставкой, поэтому с понедельника, когда мы начнем допрос свидетелей, т в принципе, мы можем заниматься доставкой, которые выехали или что – т еще. Потому что бремя ответственности лежит н а нас по доставке потерпевших. Свидетелей обвинения. Будет заниматься обвинение. Прокуратура.


Судья. Суд отклоняет ходатайство по обеспечению явки лиц, одновременно по обоим ходатайствам. Суд удовлетворяет ходатайство гособвинения и переходит к допросу свидетелей обвинения. Одновременно суд будет допрашивать потерпевших, и обеспечивать явку потрпевших.

Багаев. Ваша честь, имеется в виду свидетели обвинения.

Да.

Рамонов. Мы направим заявление в районо, чтобы нам предоставили список учителей 1 школы на 1 сентября 2004 г. Сверим его и выясним.


Судья Списки из Районо истребовать и сравнить с потерпевшими.


Цораева. Школу захватили, сейчас второе дело идет. Я прошу, чтобы допросили второго сторожа школы – Милекидзе. И если это возможно с директором школы перекрестный допрос, потому что 31 августа дежурили Дигурова и они поменялись. Два сторожа ,сдал школу.

Судья. Еще раз вам говорю. Дальше по ходу процесса. Вы ознакомьтесь с начала с материалами уголовного дела, откуда вы знаете, что Миликидзе не допрашивали?

Я частично знакома.

Пожалуйста, подойдите ко мне, ознакомьтесь, с начала узнайте. Вы должны быть осведомлены и так подавать так ходатайства. Так. Суд объявляет перерыв.

eksperimentalnie-issledovaniya-elektrostaticheskih-polej-s-pomoshyu-elektroliticheskoj-vanni.html
eksperimentalnoe-issledovanie-nelinejnih-effektov-v-dinamicheskoj-magnitnoj-sisteme.html
eksperimentalnoe-obosnovanie-metodiki-usovershenstvovaniya-razvitiya-skorostno-silovih-kachestv-u-futbolistov.html
ekspert-kak-lichnost-i-professional-o-vipolnenii-moskvoj-funkcij-regiona-konsultanta-i-informatizacii-v-ramkah.html
ekspertiza-cennosti-tipovie-trebovaniya-k-avtomatizirovannim-sistemam-elektronnogo-dokumentooborota-specifikaciya-m-o-r-eq.html
ekspertiza-kachestva-hleba.html
  • institut.bystrickaya.ru/svobodi-v-stihotvoreniyah-a-s-pushkina.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-rabote-komiteta-tpp-rossii-po-investicionnoj-politike-v-2005-g.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/mifi-perehvata-korporativnogo-upravleniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/perspektivnij-plan-formirovanie-vokalno-horovih-navikov-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-zadaniya-diagnostiki.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/municipalnij-imushestvennij-kompleks-30-finansovo-byudzhetnaya-sistema-32.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/pyatnica-5-dnej-4-nochi-1-j-den-ponedelnik-avtobus.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nakoplenie-90-sr-i-137-cs-nekotorimi-vidami-pozvonochnih-zhivotnih-v-zone-vozdejstviya-po-mayak-kak-faktor-oblucheniya-cheloveka-03-02-08-ekologiya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-i-diagnostika-finansovo-hozyajstveenoj-deyatelnosti-kompanii-na-primere-oao-borinskoe-chast-4.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmadisciplin-i-fiziologiya-fizicheskogo-vospitaniya-i-sporta-033100-fizicheskaya-kultura.html
  • thesis.bystrickaya.ru/portfolio-kak-tehnologiya-ocenki-professionalizma-rabotnika-kulturi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/komitet-mezhdunarodnoj-informacii-stranica-18.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/getman-ivan-mazepa.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-disciplini-disciplina-prakticheskij-kurs-perevoda.html
  • thescience.bystrickaya.ru/imeretinskoe-protivostoyanie-nezavisimaya-gazeta-ivan-sas-24062008-gosduma-rf-monitoring-smi-24-iyunya-2008-g.html
  • spur.bystrickaya.ru/medicinskoe-strahovanie-7.html
  • occupation.bystrickaya.ru/milena-dimova-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol-stroitelni-materiali-arhitektura-imoti.html
  • books.bystrickaya.ru/detskij-sad-326-kombinirovannogo-vida.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-preddiplomnaya-praktika-metodicheskie-rekomendacii-4-grafik-uchebnogo-processa-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-dlya-postupayushih-v-magistraturu-po-specialnosti-1-08-80-02-teoriya-i-metodika-obucheniya-i-vospitaniya-v-oblasti-matematiki.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/leksiko-frazeologicheskie-biblejskie-reminiscencii-v-poezii-a-bloka-chast-10.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-povisheniya-kvalifikacii-specialistov-po-molodezhnoj-politike-municipalnih-organov-vlasti-molodezh-v-obshestvenno-politicheskoj-zhizni-obshestva-24-chasa.html
  • literature.bystrickaya.ru/chernij-arheolog-iz-budushego-dikoe-pole-stranica-34.html
  • desk.bystrickaya.ru/podsekciya-psihologiya-delovogo-obsheniya-priglasitelnij-bilet-i-programma-chast-2-gumanitarnie-disciplini-samara.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/profili-podgotovki-i-specialnostej-rabotnikov.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vidi-sociogramm-literatura-dlya-dopolnitelnogo-chteniya-18.html
  • school.bystrickaya.ru/esteticheskoe-shkola-realizuet-obrazovatelnie-programmi-nachalnogo-obshego-osnovnogo-obshego-srednego-polnogo.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-trudovogo-dogovora-chast-6.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-urokov-po-fizike-v-10-klasse.html
  • literature.bystrickaya.ru/dioksini-fundamentalnij-faktor-tehnogennogo-zagryazneniya-zhivoj-i-nezhivoj-prirodi-chast-3.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-praktikum-po-hudozhestvennomu-trudu-i-konstruirovaniyu-po-specialnosti-050407-doshkolnoe-obrazovanie-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • letter.bystrickaya.ru/mobilnij-kompleks-informacionno-bibliotechnogo-obsluzhivaniya-naseleniya-razrabotka-i-primenenie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/58pravovoe-regulirovanie-ponyatie-predmet-metod-1-vozniknovenie-i-evolyuciya-yurisprudencii-3.html
  • crib.bystrickaya.ru/grustnie-istorii-rasskaz-kotoromu-ne-nashlos-nazvaniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uroka-predprofilnoj-podgotovki-po-informatike-i-ikt-v-9-klasse-po-teme-sozdanie-i-primenenie-sobstvennih-shablonov-oformleniya-prezentacij.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-10-roman-glushkov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.