.RU

3.3. Расширение энергетических возможностей - Оглавление


^ 3.3. Расширение энергетических возможностей

В нефтяной промышленности:

По мнению ФАС России, повышение стабильности ценовой конъюнктуры на внутреннем рынке нефтепродуктов является системной задачей, для решения которой федеральным органам исполнительной власти необходимо совместно реализовать комплекс мер, не предусматривающий прямого вмешательства в ценообразование на нефть и нефтепродукты, способствующих формированию конкурентной среды в отрасли:

повышение прозрачности ценообразования и хозяйственных отношений в условиях монополизированной структуры рынков нефти и нефтепродуктов;

разделение основных видов деятельности ВИНК между различными юридическими лицами в рамках одного холдинга и организация мониторинга хозяйственных отношений (например, основных параметров сделок внутри группы лиц ВИНК между сегментами рынка: добыча – переработка – опт – мелкий опт – розница);

введение стандартов раскрытия информации о деятельности ВИНК: ценообразование на каждом этапе от добычи до розничной реализации, запасы и товарный баланс в рамках ВИНК. Совершенствование механизма сбора и опубликования информации об остатках топливных ресурсов в Российской Федерации в региональном разрезе;

установление обязательных для продажи на открытых торгах (бирже) объемов нефти и нефтепродуктов, что позволит сформировать рыночную цену соответствующих товаров и будет стимулировать вовлечение в торговый оборот новых объемов нефти и нефтепродуктов;

организация государственных интервенций на рынке нефтепродуктов. Сам по себе запуск биржевых торгов не приведет к изменению ценовой конъюнктуры внутреннего рынка нефтепродуктов. Но проведение организованных интервенций за счет средств госрезерва поможет сгладить ценовые колебания в период повышенного спроса на отдельные виды нефтперодуктов. При этом важно, чтобы процедуры проведения таких интервенций были бы максимально прозрачными и некоррупционными – решения о их проведении должны приниматься коллегиально, но в максимально закрытом режиме;

установление порядка согласования выводов перерабатывающих мощностей в ремонт и механизма ответственности за нарушение согласованного графика. Информация о выводе в ремонт перерабатывающих мощностей, а также данные об остатках топливных ресурсов являются важными индикаторами динамики предложения на внутреннем рынке и во многом формируют ожидания участников рынка. Отсутствие публичных и оперативно доступных участникам рынка индикаторов динамики предложения нефтепродуктов приводит к неопределенности при формировании ожиданий и принятии участниками рынка управленческих решений и, как следствие, к ценовой нестабильности (как правило, к росту цен);

пресечение дальнейшей монополизации розничного рынка нефтепродуктов. Так, ФАС России разработаны поправки в Земельный кодекс Российской Федерации, запрещающие хозяйствующим субъектам, которые занимают доминирующее положение на розничном рынке нефтепродуктов, приобретение земельных участков для строительства АЗС. В настоящее время в рабочем порядке осуществляется обсуждение предложения ФАС России с соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации.


Представляется также необходимым реформирование системы налогообложения нефтяной промышленности, а также таможенных пошлин:

1) Совершенствование таможенного регулирования, что требует коррекции механизмов установления таможенных пошлин, которая должна при сохранении привязки к внешним индикаторам (цена на нефть) осуществляться на основе принципов:

- учета динамики внешней конъюнктуры рынка (необходимо сокращение периода установления пошлины, либо использование динамичного механизма «скользящей» пошлины);

- учета сезонного фактора изменения внутреннего спроса в целях обеспечения приоритетных поставок на внутренний рынок в периоды роста потребления, то есть использование таможенной пошлины как рыночного регулятора предложения внутри страны при сохранении ее фискальной функции.

2) Изменение механизмов взимания НДПИ, которые должны осуществляться на основе следующих принципов:

- отказ от привязки к мировым ценам для нефти, поставляемой на внутренний рынок,

- введение поправочных коэффициентов, учитывающих горно-геологические и экономико-географические условия месторождений,

- учет возможности и условий поставки нефти на внешний и внутренний рынок.

Данное предложение частично учтено внесением изменений и дополнений во вторую часть Налогового Кодекса Российской Федерации. Однако, дифференциация НДПИ произведена по единственному показателю (выработка месторождения), и не учитывает иные горно-геологические и географические условия, существенно влияющие на себестоимость добычи нефти. Это сохраняет существовавшее ранее уравнительное, «среднее» налогообложение добывающих предприятий по стране, теперь уже в региональном разрезе. Сохранена также привязка к мировым ценам на нефть при расчете базовой ставки НДПИ, что, как и ранее, создает разные налоговые условия для добывающих предприятий и предоставляет отдельным компаниям преимущество при ведении хозяйственной деятельности. Существенное ухудшение налоговых условий касается, прежде всего, малых и средних добывающих компаний, которые не осуществляют внешнеторговых операций, но платят НДПИ как и экспортеры нефти.

3) Изменение механизма установления акцизов на нефтепродукты, которое должно осуществляться с учетом необходимости стимулирования строительства и модернизации перерабатывающих мощностей для увеличения глубины переработки нефти и повышения качества нефтепродуктов.


^ В сфере электроэнергетики:

По мнению ФАС России, необходимо более сбалансированное распределение затрат на строительство объектов электросетевого хозяйства между различными источниками финансирования таких объектов: тарифа на передачу электрической энергии, платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и привлеченных источников финансирования. Это возможно обеспечить при применении системы тарифного регулирования, основанной на принципах справедливой рыночной доходности задействованного капитала (RAB). Указанный метод тарифного регулирования в настоящее время планируется применить при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным электрическим сетям.

Установление тарифа на передачу электрической энергии в соответствии с методом обоснованной доходности инвестированного капитала, по мнению ФАС России, создаст благоприятные условия для привлечения заемного капитала электросетевыми компаниями, и как следствие, направления денежного потока на капитальные затраты, а именно, на строительство объектов электросетевого хозяйства. Привлечение дополнительных (заемных) источников финансирования строительства электросетевой инфраструктуры должно способствовать сокращению затрат на строительство таких объектов при установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям до приемлемого для потребителей уровня.


^ В газовой промышленности:

В сфере газовой промышленности актуальные задачи развития конкуренции связаны с развитием системы долгосрочных договоров на внутреннем рынке - прозрачной и понятной системы договорных отношений с четким распределением прав, обязанностей и ответственности сторон, учитывающих тенденции развития рынка газа, его поэтапную либерализацию, расширение нерегулируемого сектора рынка газа и связанные с этим изменения инфраструктуры рынка. Необходимо обеспечение равных возможностей конкуренции для потребителей услуг по транспортировке газа по газотранспортным сетям, создание четкой процедуры доступа к газораспределительным сетям в Российской Федерации, развитие свободного ценообразования на нерегулируемом секторе рынка газа и инфраструктуры рынка газа, включая рынок СУГ.

В настоящее время для развития системы долгосрочных договоров, ФАС России наряду с другими заинтересованными органами государственной власти и организациями разрабатывает изменения в Правила поставки газа, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.98 №162, а также в Основные положения о порядке формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 №1021.

В этой связи, одной из проблем, требующих урегулирования, является синхронизация долгосрочных договоров на поставку газа с заключением договоров на его транспортировку.

Действующее Положение об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе Российского акционерного общества «Газпром», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 №858 недостаточно детализировано и не включает в себя целый ряд положений, необходимых для создания равных возможностей конкуренции для потребителей услуг по транспортировке газа по газотранспортным сетям.

ФАС России при участии заинтересованных органов государственной власти и организаций разработан проект постановления Правительства Российской Федерации об обеспечении недискриминационного доступа к свободным мощностям газотранспортных сетей в Российской Федерации (далее – Порядок доступа).

Указанный Порядок доступа направлен на детализацию процедуры и принципов доступа к газотранспортным сетям, процедуры оказания услуг транспортировки газа, порядка приема и учета газа, транспортируемого по газотранспортной системе, порядок предоставления и раскрытия информации, правил технологического присоединения к газотранспортной системе.

Порядок доступа планируется утвердить в его окончательном варианте в 2008 году.

Отсутствие четкой, детализированной процедуры доступа к газораспределительным сетям в Российской Федерации также вызвало необходимость разработки соответствующего нормативного правового документа, регламентирующего данный порядок доступа, плату за подключение к газораспределительным сетям.

Действующее Положение об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.98 №1370 не отвечает современным требованиям конъюнктуры рынка газа и требует существенной доработки.

ФАС России, в целях совершенствования процедуры технологического присоединения к газораспределительным сетям и обеспечения надежного функционирования системы газоснабжения, отмечает необходимость отмены данного постановления и разработки нового Порядка технологического присоединения к местным газораспределительным сетям, детально регламентирующего процедуру подключения к местным газораспределительным сетям, создав тем самым прозрачные и экономически обоснованные механизмы подключения.


Действующее постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.92 № 832 «О порядке установления вида топлива для предприятий и топливопотребляющих установок» не позволяет урегулировать весь спектр вопросов, связанных с подключением новых потребителей и развитием системы газоснабжения, не определяет в данной сфере прозрачные и понятные договорные отношения с четким распределением прав, обязанностей и ответственности сторон, не учитывает тенденции развития рынка газа, его поэтапную либерализацию, расширение нерегулируемого сектора рынка газа и связанные с этим изменения инфраструктуры рынка.

В ходе обсуждения указанного проекта постановления с заинтересованными органами государственной власти и организациями был определен круг вопросов, прямо или косвенно связанных с вопросами использования газа в качестве топлива, не регламентированных на сегодняшний день действующим законодательством:

развитие газотранспортной и газораспределительной системы в контексте подключения новых потребителей газа в качестве топлива в отсутствие свободных мощностей системы;

подключение газоиспользующего оборудования к газотранспортным и газораспределительным сетям;

полномочия по установлению и контролю резервных видов топлива, ответственность за поддержание резервного топливного хозяйства в надлежащем состоянии.

ФАС России считает необходимым разработать проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке использования газа в качестве топлива» с целью разрешения проблем, существующих в данный момент на рынке газа и связанных с получением разрешения на использование газа в качестве топлива, а именно:

непрозрачность, отсутствие четкой регламентации процедуры получения разрешения на использование газа в качестве топлива, которая дает возможность для злоупотребления со стороны лиц, участвующих в процессе согласования;

слабая и не соответствующая современным требованиям рынка нормативная правовая база, требующая существенной переработки;

отсутствие ясности в правовых последствиях получения топливного режима и обязательствах, накладываемых на заявителя и лиц, участвующих в процессе согласования;

многочисленные жалобы хозяйствующих субъектов, поступающие в ФАС России.

В этой связи особого внимания заслуживает оценка ФАС России результатов деятельности ОАО «Газпром» по согласованию использования газа в качестве топлива. В настоящее время согласование ОАО «Газпром» необходимо для получения разрешения на использование газа в качестве топлива, которое, в свою очередь, является основанием для проектирования соответствующего газоиспользующего оборудования и/или установок (в том числе объектов теплоснабжения), а также необходимым условием для получения технических условий на подключение к газотранспортной системе. От получения указанного согласования в конечном итоге зависит доступ поставщиков и потребителей на рынок газа.

Сложившаяся практика свидетельствует о том, что ОАО «Газпром» в работе с независимыми производителями газа руководствуется не балансом газа по Российской Федерации, который утверждается Минпромэнерго России, а балансом газа, утверждаемым самостоятельно.

Разрешение указанного круга вопросов возможно осуществить с учетом разработки Минпромэнерго России соответствующих нормативных правовых актов, регламентирующих формирование балансов газа и балансов топливно-энергетических ресурсов, а также с учетом изменения порядка ценообразования и расширения нерегулируемого сектора рынка газа до 2011 года.

Еще одним аспектом свободного ценообразования на нерегулируемом секторе рынка газа и развития инфраструктуры рынка газа является формирование организованной торговли газом по коммерческим ценам.

Проводимый в настоящее время Правительством Российской Федерации эксперимент по торговле газом на основе краткосрочных контрактов на электронной торговой площадке ООО «Межрегионгаз» (далее – ЭТП) является первым шагом на пути формирования полноценной биржевой торговли газом в Российской Федерации.

Результаты работы ЭТП в 2006-2007 г.г. вместе с тем, выявили ряд вопросов, потребовавших скорейшего разрешения на следующем этапе развития торговли газом.

Речь идет о необходимости обеспечения реального баланса интересов всех участников рынка, участвующих в торгах, обеспечения реального недискриминационного доступа, соблюдения паритета торговли между группой лиц ОАО «Газпром» и независимыми компаниями, детализации правил торговли и повышении прозрачности принятия решений о допуске к торгам.


ФАС России также предлагает внести изменения в закон «Об экспорте газа», направленные на уточнение сферы действия указанного закона, расширение количества субъектов, участвующих в экспорте газа с сохранением принципа единого экспортного канала и наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению порядка экспорта газа.


Для развития конкуренции на рынке СУГ предлагается реализовать следующий комплекс мер:

недопущение установления монопольно высокой цены на СУГ, осуществление контроля за экономической концентрацией;

развитие информационного обеспечения рынка, которое включает в себя данные о продавцах и покупателях, рекламу деятельности, информацию об инфраструктуре рынка, технологические аспекты хранения, передачи, обработки, накопления, а также получения информации заинтересованными пользователями по доступным ценам.


dzhejms-klavell-segun-stranica-65.html
dzhejmstaun-virginiya.html
dzhekpoprigunchik-nikolaj-nepomnyashij.html
dzherela-bblografya-pervaya-vstrecha-s-italiej-13.html
dzho-meno-stranica-11.html
dzhomolungma-put-k-vershine-i-vozvrashenie-moej-materi-otkrivshej-peredo.html
  • essay.bystrickaya.ru/dom-druzhbi-chinovnikov-anton-krotov.html
  • znanie.bystrickaya.ru/42-raschet-byudzhetov-obespecheniya-proizvodstvenno-hozyajstvennoj-deyatelnosti-predpriyatiya.html
  • tests.bystrickaya.ru/materialno-tehnicheskaya-baza-programma-innovacionnogo-razvitiya-shkoli-ekoshkola-shkola-budushego.html
  • klass.bystrickaya.ru/avram-todorov-replika-ot-zasedanie-provedeno-na-na-na-09-02-2005-g-po-tochka-prva-ot-dnevniya-red.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-sovershenstvovaniyu-buhgalterskogo-uchyota-i-ispolzovaniyu-osnovnih-sredstv-v-zao-pushkinskij-avtodor-zaklyuchenie.html
  • credit.bystrickaya.ru/pamyatka-po-izucheniyu-disciplini-religioznaya-situaciya-v-zarubezhnih-stranah.html
  • tasks.bystrickaya.ru/39-elektrotehnika-i-elektronika-obrazovatelnaya-programma-n-apravlenie-podgotovki-150200-mashinostroitelnie.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prajs-list-stranica-2.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poryadok-vidachi-svidetelstva-e-vestnik-gimnazii-vipusk-8-edinij-gosudarstvennij-ekzamen.html
  • predmet.bystrickaya.ru/roditel-kotorij-ne-prozhivaet-sovmestno-s-rebenkom-obyazan-uplachivat-alimenti-na-rebenka-obyazannost-uplachivat-alimenti-voznikaet-s-togo-momenta-kak-rodite.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/gde-raskrivayutsya-talanti-novosti-19.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-primenenii-msfo-rossijskimi-kompaniyami-8.html
  • lecture.bystrickaya.ru/anisimov-a-p-aktualnie-problemi-pravovogo-rezhima-zemel-naselennih-punktov-v-rossijskoj-federacii-monografiya-stranica-26.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-5-semestr-dlya-studentov-specialnosti-050706-pedagogika-i-psihologiya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vigruzka-informacii-po-usloviyam-ekonomicheskaya-politika-pozitivnaya-data-zagruzki-s-18-04-2009-po-24-04-2009-stranica-2.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoriya-udmurtskoj-toponimiki.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-pyataya-tokovie-otsechki-n-v-chernobrovov-v-a-semenov-relejnaya-zashita-energeticheskih-sistem.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-iii-politicheskaya-stratifikaciya-a-yu-melvil-doktor-filosofskih-nauk-professor.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhvuzovskaya-s-tudencheskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-sociologicheskie-chteniya-2010.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasshifrovka-adult-std-dbl-stoimost-na-odnogo-cheloveka-pri-dvuhmestnom-razmeshenii.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-171-ot-31-08-2010g-protokol-1-ot-30-08-2010g-po-mou-sosh-22-predsedatel-direktor-mou-sosh-22-stranica-18.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchyot-glavi-municipalnogo-obrazovaniya-kotlas-o-rezultatah-deyatelnosti-glavi-i-administracii-municipalnogo-obrazovaniya-kotlas-za-2010-god.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/mikrokontrolleri-dlya-nachinayushih-i-ne-tolko.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-menedzhment-dlya-specialnosti-050501-18-professionalnoe-obuchenie-ekonomika-i-upravlenie.html
  • letter.bystrickaya.ru/nadezhnost-v-tehnike-osnovnie-ponyatiya-termini-i-opredeleniya-gost-27-002-89-gosudarstvennij-komitet-sssr-po-upravleniyu-kachestvom-produkcii-i-standartam-moskva-gosudarstvennij-standart-soyuza-ssr.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osobennosti-pravovogo-polozheniya-lic-zaklyuchennih-pod-strazhu.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-ob-organizacii-i-osushestvlenii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stadiya-normalizacii-osnovi-upravleniya-personalom.html
  • essay.bystrickaya.ru/domashnee-zadanie-s-12-02-2013-po-18-02-2013-5-8-klassi.html
  • letter.bystrickaya.ru/ne-otkazhite-mne-v-udovolstvii-anyu-zaharovu-v-fevrale-gospitaliziruyut-v-berline-18.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-urok-razvitiya-rechi-tema-podgotovka-k-sochineniyu-po-rasskazu-a-i-kuprina-granatovij-braslet.html
  • holiday.bystrickaya.ru/n-s-hrushev-vospominaniya-o-rokossovskom-i-otnoshenii-k-nemu-stranica-3.html
  • desk.bystrickaya.ru/perechen-kursov-po-viboru-dlya-uchashihsya-9-h-klassov-v-2006-2007-uchebnom-godu-otlichaetsya-vidovim-raznoobraziem-i-mnogoaspektnostyu.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-borba-s-lzhenaukoj-vopros-tonkij-5.html
  • exam.bystrickaya.ru/zloupotreblenie-dolzhnostyu.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.