.RU

3.1 Методические рекомендации к закреплению лекционного материала - Рабочая программа учебная дисциплина Основы...




^ 3.1 Методические рекомендации к закреплению лекционного материала


Лекционный курс по «Основы медицинских знаний», рассчитанный на 20 тем (40 ч), позволяет усвоить студентам базовую часть дисциплины. Помимо учебных пособий для закрепления лекционного материала студентам предлагаются презентационные материалы, вопросы для самоконтроля. В институте мозга им. В.М. Бехтерева просчитали мнемонические параметры обучаемых в высших школах, которые должны запоминать не менее 70% нового материала, иначе их IQ не соответствует требованиям высшего образования. Удивляет то, что в самой высшей школе не прослеживается качественный подход как к выбору будущих специалистов, так и к качеству усвоения лекционного материала. Алгоритм усвоения теоретического материала включает следующие техники:

– информаппетит (интересная подача и актуализация материала, без желания услышать и понять знания образовываться не могут, знания должны быть поданы «аппетитно»);

– информнасыщение (знания должны быть легко усваиваемые, приносить удовлетворение – «легко перевариваться», становиться частью потенциального опыта);

– ретранслятор (рефлексивно-оценочный этап, который включает не только обобщение, анализ и самоанализ, оценка и самооценка, оценивание, но и способность к трансляции вновь полученного знания на уровне 70% усвоения).


^ 3.2 Тематический план лекций


№ п/п

Темы и краткое содержание лекций

Кол-во часов

1

2

3

1

^ Предмет, содержание и задачи «Основ медицинских знаний» в профессиональной подготовке учителя безопасности жизнедеятельности (классическая лекция – 1 час)

Основные понятия и определения дисциплины. Цель и задачи ОМЗ. Место учреждений здравоохранения в охране здоровья населения. Предмет, содержание и задачи дисциплины, связь с валеологией, анатомией, физиологией, гигиеной, психологией, педагогикой, педиатрией и др. науками, их интеграция и взаимодействие.

^ Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков (классическая лекция – 1 час)

Определение понятия «здоровье» для детей и подростков. Распределение детей по группам здоровья. Возрастная периодизация и ее значение в охране здоровья. Понятие «школьная зрелость». Факторы обучения неблагоприятно влияющие на здоровье школьника Гигиенические требования к обучению детей. Санитарно-гигиеническая экспертиза учебных занятий.

Показатели индивидуального здоровья. Группы здоровья. Факторы, влияющие на сохранение и укрепление здоровья.

Здоровье как общественная и личностная ценность. Социальное благополучие как составляющая здоровья. Закономерности и тенденции формирования и проявления отношения человека к здоровью. Здоровье индивидуальное и общественное: определение, взаимосвязь, различия. Социальные факторы, влияющие на индивидуальное и общественное здоровье. Основные статистические показатели. Комплексная оценка состояния здоровья населения.

Понятие социально-гигиенического мониторинга. Системный подход в оценке образа жизни. Субъективные и объективные показатели здоровья человека. Диагностические методы определения потенциала здоровья. Составление анкет. Принципы тестоанкетирования. Использование компьютерных программ для оценки корреляционных связей.

Показатели популяционного здоровья. Основные показатели популяционного здоровья. Показатели средней продолжительности жизни.

^ Вредные привычки и их профилактика (цикл лекций в Power Point – 6 часа)

Алкоголизм, табакокурение, наркомания.

Вредные привычки как фактор риска для здоровья. Характеристика основных современных средовых факторов. Социальные факторы.

Влияние злоупотребления психоактивными веществами на организм человека и формирование зависимости. Злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, токсикомания и табакокурение как медико-социальные проблемы. Виды психотерапевтической и наркологической помощи.


Основные понятия и категории темы: здравоохранение, группы здоровья, социально-гигиенический мониторинг, вредные привычки, психоактивные вещества

8

2

^ Основы микробиологии, эпидемиологии и иммунологии (лекция в Power Point – 4 часа)

Основные понятия эпидемиологии и микробиологии. Инфекционные болезни в современном обществе. Механизм развития инфекционных заболеваний, их классификация. Понятия об эпидемическом процессе, его формы. Очаги инфекции. Изоляция источника инфекции. Карантин.

Основные понятия иммунологии. Понятие об иммунитете и основных защитных факторах организма. Антигены, антитела, реакции агглютинации. Аллергия и аллергические реакции. Вакцины и сыворотки. Показания и противопоказания к прививкам.

Детские инфекции. Острые респираторные заболевания (ОРЗ). Грипп. Туберкулез. Полиомиелит. Патогенез и клинические проявления кишечных инфекций. Гепатит. Гельминтозы.

Основные противоэпидемические мероприятия. Профилактика инфекционных заболеваний в школе. Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ.

Основные понятия и категории темы: инфекция, эпидемический процесс, очаг инфекции, карантин, иммунитет, антигены, антитела, аллергия и аллергические реакции, вакцины и сыворотки

4

3

^ Цикл лекций о неотложных состояниях и первой помощи при них (цикл лекций в Power Point – 12 часов)

Болезни цивилизации. Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

Факторы риска заболеваний ССС. Ожирение. Гипертоническая болезнь. Атеросклероз. Ишемическая болезнь сердца. Ранние признаки инфаркта миокарда. Доврачебная медицинская помощь при стенокардии, гипертоническом кризе, инфаркте миокарда.

^ Неотложные состояния при заболеваниях дыхательной системы.

Бронхиальная астма, ложный круп, пневмония. Диагностика ОРВИ, признаки воспаления легких. Доврачебная помощь при заболеваниях органов дыхания.

^ Неотложные состояния при заболеваниях ЖКТ.

Разновидности отравлений. Отравления лекарственными средствами, алкоголем, ядохимикатами. Пищевые отравления. Токсикоинфекции. Ботулизм. Сальмонеллез. Отравления грибами. Первая медицинская помощь. Меры предосторожности.

^ Неотложные состояния при заболеваниях эндокринной системы.

Причины сахарного диабета. Гипо- и гипергликемия. Клиника. Осложнения сахарного диабета. Понятие о диабетической коме. Доврачебная неотложная помощь.

Реанимация.

Понятие о смерти и ее этапах. Понятие о реанимации. Классификация терминальных состояний и их клинические проявления. Симптомы острой дыхательной и острой сердечно-сосудистой недостаточности. Признаки клинической и биологической смерти. Объем и очередность мер первой доврачебной медицинской помощи при терминальных состояниях.

Основные приемы сердечно-легочной реанимации. Предвестники внезапной остановки сердца. Реанимационные мероприятия при остановке сердца. Реанимационные мероприятия при острых нарушениях дыхания. Оказание первой медицинской помощи при утоплении, электротравме, ударе молнии, повешении. Постреанимационные осложнения.

Основные понятия и категории темы: болезни цивилизации, реанимация, терминальные состояния, сердечно-лёгочная реанимация

12

4

^ Характеристика детского травматизма и его профилактика (лекции в Power Point – 8 часов)

Раны, их характер. Классификация ран, их особенности. Оказание доврачебной помощи. Раневая инфекция.

Кровотечения: виды, опасности. Признаки артериального, венозного, смешанного, капиллярного кровотечений. Кровопотери. Доврачебная медицинская помощь при наружных кровотечениях. Носовые кровотечения. Внутренние кровотечения. Разновидности. Доврачебная медицинская помощь при внутренних кровотечениях.

Понятие о закрытых повреждениях. Ушибы. Растяжения связок. Межмышечные гематомы. Вывихи. Оказание первой доврачебной помощи.

Переломы костей, их виды. Клинические симптомы. Общие симптомы переломов. Признаки повреждения костей черепа. Иммобилизация при переломах. Оказание неотложной помощи.

Черепно-мозговые травмы. Сотрясение, ушиб, сдавление головного мозга. Признаки. Оказание первой доврачебной помощи.

Травматический шок. Стадии травматического шока, их внешние проявления. Схема оказания первой медицинской помощи при травматическом шоке.

Термические повреждения. Ожоги, отморожения. Классификация. Клиническая картина. Оказание первой помощи.

Основные понятия и категории темы: травматизм, рана, кровотечение, кровопотеря, закрытые и открытые повреждения, черепно-мозговая травма, термическое повреждение

8

5

^ 5. Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни (классическая лекция – 2 часа)

Здоровье как общественная и личностная ценность. Пути и средства формирования адекватного отношения личности к здоровью на разных этапах ее жизненного пути. Нравственность и интеллект как составляющие здоровой личности. Формирование системы ценностных ориентиров и нравственных запретов.

Здоровье индивидуальное и общественное: определение, взаимосвязь, различия. Социальные факторы, влияющие на индивидуальное и общественное здоровье. Комплексная оценка состояния здоровья населения.

Этапы формирования здоровья. Зависимость образа жизни от социального положения, профессии, религии, национальных традиций. Проблемы духовного и физического оздоровления человека. Духовная обусловленность саморазвития человека. Иерархия достоинств и недостатков. Система самосовершенствования.

Здоровье в иерархии потребностей. Три гармонии здоровья (духовно-нравственное, психическое и физическое здоровье).

^ Основные методы оздоровления и укрепления здоровья (лекция в Power Point – 2 часа)

Пирамида питания. Здоровое питание – основа первичной профилактики болезней цивилизации. Понятие рациональности, режима, разнообразия питания. Соотношение белков, жиров, углеводов. Взаимообусловленность усвоения витаминов и микроэлементов. Целебность клетчатки.

Основные понятия и категории темы: индивидуальное и общественное здоровье

4

6

^ 6. Роль школы и семьи в сохранении здоровья детей (классическая лекция – 2 часа)

Основные факторы риска развития различных форм патологий у школьников. Неврозы обучения и их причины Психогигиена. Понятие о психической адаптации и дезадаптации. Основные критерии и уровни психического здоровья. Факторы риска, влияющие на нарушение психического здоровья и развитие психических заболеваний. Критические периоды развития и их влияние на психическое здоровье. Психическая норма как функциональный оптимум. Критерии психической нормы и их противоречивость.

Нарушение осанки, патологические изгибы позвоночника, плоскостопие. Гиподинамия. Виды двигательной активности.

Миопия (близорукость). Коррекционно-воспитательная работа учителя.

Медико-педагогические аспекты профилактики болезней, передающихся половым путем, в подростковом возрасте.

^ Репродуктивное здоровье (лекция в Power Point – 2 часа)

Родоспоможение. Репродуктивное здоровье как показатель благополучия личности, общества и государства.

Понятие «репродуктивное здоровье». Социальные причины низкой репродукции народонаселения. Репродуктивное поведение и его безопасность. Этические представления о беременности, материнстве, современных методах контрацепции, искусственного прерывания беременности и репродуктивных медицинских технологиях. Роль образовательных учреждений в профилактике нарушений репродуктивного здоровья школьников. Понятие об абортах, характеристика, осложнения. Нормативно-правовая база охраны материнства и детства.

Роль государственных и негосударственных учреждений и организаций в сохранении здоровья детей. Здоровьесберегающая парадигма деятельности учителя.

Культура умственного труда. Динамика работоспособности. Утомление и переутомление. Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня и условий обучения. Гигиеническая оценка режима дня детей и подростков.

Основные понятия и категории темы: невроз, психогигиена, психическая адаптация и дезадаптация, психическая норма, сколиоз, плоскостопие, гиподинамия, двигательная активность, миопия, репродуктивное здоровье, умственный труд, работоспособность

4

ВСЕГО:

40



^ 3.3 Список рекомендуемой литературы



  1. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: Учебное пособие для высшей школы. – 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2005. – 560 с.

  2. Беляев Е.Н., Прохода А.А. О санитарно-эпидемиологической обстановке в России. Проблема социальной гигиены и история медицины. – М., 1994.

  3. Задачи по достижению здоровья для всех. Политика здравоохранения для Европы. Копенгаген, ВОЗ, 1993.

  4. Здоровье и образование: концептуальные основы педагогической валеологии. /Под ред. В.В. Колбанова. – СПб, 1995.

  5. Здоровье, развитие, личность. / Под ред. Г.Н. Сердюковской. – М., Медицина, 1990.

  6. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. Философские очерки. – М., 1990.

  7. Карвасарский Б.Л. Психотерапия. – М.: Медицина, 1985. — 304с.

  8. Краткая медицинская энциклопедия: В 3-х т. / Гл. ред. Б.В. Петровский. – 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1990.

  9. Лисицын Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека – социальная ценность. М: Мысль, 1988.

  10. Романин А.Н. Валеопсихология. Раздел 3. Практическая психология философии и религии. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 124 с.

  11. Романин А.Н. Основы психотерапии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 208 с.

  12. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М., Просвещение, 1989. – 228с.

  13. Румянцев Г.И., Воронцов М.П., Гончарук Е.И. Общая гигиена. – М.: Меди­цина, 1990.

  14. Силуянова И.В. Этика врачевания. – М., 2001 – 320с.

  15. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: генезис, тенденции развития. – PETROC, 1997.

  16. Фролов И.Т., Юдин Б. Г. Этика науки. – М., 1986.

  17. Школа и психическое здоровье учащихся. / Под ред. С.М. Громбаха.– М.: Медицина, 1988.


^ 3.4. Методические рекомендации к проведению лабораторных занятий


Лабораторные занятия по «Основам медицинских знаний» призваны формировать медико-гигиенические умения будущих учителей. Студенты знакомятся с основами клинической медицины, приобретают навыки по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему, уходу за больными, осваивают методы диагностического исследования больного. Помимо этого будущие учителя учатся проводить гигиеническую экспертизу урока и расписания, оценивать суммарную учебную нагрузку и основные режимные моменты, влияющие на здоровье школьников.

Осваивают психолого-педагогические техники оздоровления, способствующие не только укреплению здоровья, но и стимуляции умственной работоспособности, творческой активности, лучшему усвоению и запоминанию новой информации. Овладевают методами и приемами здоровьесберегающего обучения школьников, изучают основы системного подхода к развитию культуры здоровья.

Для полноценной подготовки к лабораторным занятиям необходимо изучить теоретическую часть вопросов, указанных в учебной программе дисциплины по рекомендуемой литературе (п.3.3.). В русле самостоятельной работы выполнить задания, соответствующие ДЕ дисциплины.


^ 3.5. Тематический план лабораторных занятий


ДЕ

№ п/п

Темы лабораторных занятий

Количество часов







2




1

1

Здоровье и факторы, его определяющие. Факторы, разрушающие здоровье человека.

2

2

2

Профилактика инфекционных заболеваний.

2

3

3

Понятие о смерти и ее этапах. Основные приемы сердечно-легочной реанимации.

4

4

Неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

4

4

5

Детский травматизм и его профилактика.

4

6

Первая медицинская помощь при травмах. Десмургия.

4

5

7

Влияние злоупотребления психоактивными веществами на организм человека, формирование зависимости, профилактика.

2

6

8

Профилактика детских неврозов.

2

9

Принципы моделирования эргономичной жизни ребенка.

2

Всего:

26

dogovor-perevozki-morskim-transportom.html
dogovor-pervogo-najma-mozhet-bit-prinyat-gosdumoj-uzhe-v-etom-godu-boris-grizlov-monitoring-smi-17-19.html
dogovor-podryada-chast-6.html
dogovor-podryada-i-ego-vidi-chast-5.html
dogovor-podryada-i-ego-vidi.html
dogovor-poruchenie-chast-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vneklassnoe-meropriyatie-kvn-enjoy-english.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-upravlenie-municipalnim-i-gosudarstvennim-zakazom-dlya-napravleniya-080500-65-menedzhment-podgotovki-magistra-magisterskoj-programmi-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-kurs-2.html
  • bystrickaya.ru/vliyanie-fedralnogo-televideniya-na-regionalnie-televizionnie-kanali-chast-18.html
  • uchit.bystrickaya.ru/territoriya-i-sobstvennost-polozhenie-v-obshestve-i-bogatstvo-zhestikulyacii-12-vozmozhnost-poddelat-yazik-telodvizhenij-13.html
  • studies.bystrickaya.ru/ekzamenacionnie-voprosi-i-bileti-po-bankovskomu-delu-za-pervij-semestr-2001-goda.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-3-ischisleniya-formalnie-sistemi-formalnie-grammatiki-avtomati.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodologiya-kompyuternogo-modelirovaniya-optiko-elektronnih-sistem.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-po-istorii-i-filosofii-nauki-sposobi-translyacii-nauchnogo-znaniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/pejzazhnaya-zhivopis-kultura-rossii-vtoroj-polovini-xviii-veka.html
  • crib.bystrickaya.ru/instrukciya-po-kontrolyu-za-obrabotkoj-opasnih-gruzov-v-morskom-portu-nahodka.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ivopisanie-deyatelnosti-emitenta-mangistauskaya-raspredelitelnaya-elektrosetevaya-kompaniya-investicionnij-memorandum.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/normi-virabotki-na-izgotovlenie-muchnih-i-konditerskih-izdelij-v-konditerskih-cehah-predpriyatij-obshestvennogo-pitaniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/gospodarskij-mehanzm-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/otdel-zagranpasportov-nauka.html
  • essay.bystrickaya.ru/data-23-dekabrya-2004-g-klass-9a-modul.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/transportnij-nalog-nalog-na-avtomobil.html
  • uchit.bystrickaya.ru/u-istokov-russkoj-detskoj-literaturi-knigi-o-knigah.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sostoyanie-bankovskogo-sektora-rossijskoj-federacii-rossijskoj-federacii.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-i-instrukcii-po-resheniyu-zadanij.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-pervaya-4-stranica-17.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-2-kvartal-2004-goda-stranica-17.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-nakoplenie-ekonomicheskih-znanij-uchebnik-oglavlenie.html
  • occupation.bystrickaya.ru/na-zasedanii-mezhvedomstvennoj-komissii-rassmotreni-voprosi-ovipolnenii-reshenij-mezhvedomstvennoj-komissii-ot-05-05-2008.html
  • predmet.bystrickaya.ru/s-uchetom-skazannogo-mozhno-sformulirovat-ne-strogo-proveryaemie-no-na-nash-vzglyad-dostatochno-produktivnie-ishodnie-predpolozheniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primeri-raschetov-nekotorih-parametrov-pri-stroitelstve-gazoprovodaiz-polietilenovih-trub-metodom-naklonno-napravlennogo-bureniya.html
  • report.bystrickaya.ru/istoriya-socialnoj-psihologii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-2-uglublennie-intervyu-ob-obespechenii-v-2007-godu-gosudarstvennoj-podderzhki-nekommercheskih-nepravitelstvennih.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/serdce-dezertira-aleksej-stepanov.html
  • institute.bystrickaya.ru/finansovij-menedzhmenta.html
  • composition.bystrickaya.ru/papa-kupi-vse-stati-dlya-zhurnala-moj-rebyonok.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-municipalnogo-obrazovatelnogo-avtonomnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-10-doshkolnie-gruppi.html
  • znanie.bystrickaya.ru/anatolij-marchenko-o-sebe-vse-rasskazal-sam-stranica-24.html
  • tests.bystrickaya.ru/mehanizm-pravovogo-vozdejstviya-chast-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/myata-kolosovaya-osobie-rekomendacii-dlya-zhenshin-dopolnitelnie-metodi-primeneniya-efirnih-masel.html
  • crib.bystrickaya.ru/issledovanie-korrupcii-v-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.