.RU

§ У>. Общая характеристика источников правового регулирования специализированных договоров


§ У>. Общая характеристика источников правового регулирования специализированных договоров.

В наиболее обстоятельной научной работе, изданной А.Г. Первушиным в середине семидесятых годов XX века, отмечаются

следующие особенности законодательства, содержащего нормы о

Щ

договорах в сельском хозяйстве: 1) подавляющее большинство

договоров с участием колхозов и совхозов не охватывается нормами

гражданского законодательства, в котором упоминается только договор

контрактации; 2) специальным законодательством фактически

урегулированы многие вопросы, связанные с оформлением целого ряда

договоров колхозов и совхозов, установлены особенности оснований

отказа от исполнения договорных обязательств и имущественной

ответственности сторон; 3) процесс развития специального

законодательства происходит главным образом путем издания

^ нормативных актов об отдельных видах хозяйственных связей колхозов

и совхозов с учетом их характера и содержания; 4) развитие специального законодательства о хозяйственных договорах сельскохозяйственных предприятий выдвигает проблему правильного его соотношения с нормами гражданского законодательства, регулирующими имущественные отношения, и прежде всего с нормами общей части обязательственного права156. Указанные выводы в определенной мере верны и для современного периода.

1. В процессе заключения целого ряда договоров

Лч сельскохозяйственный товаропроизводитель обязан учитывать

предписания норм специальных аграрно-правовых законов, например, Федерального закона РФ от 14 июля 1997 г. "О государственном

См.: Первушин А.Г. Хозяйственный договор в деятельности предприятий сельского хозяйства. М., 1976. С. 87 - 106.

101

регулировании агропромышленного производства"157, Закона РФ от 14

1 5R

мая 1993 г. "О зерне" , Федерального закона от 12 июля 1995 г. "О племенном животноводстве" и других.

Так, согласно ст. 10 Закона "О государственном регулировании аграрно-промышленного производства" в соответствующих случаях при реализации сельхозпродукции и сырья по договорам закупки продукции для государственных нужд должны применяться гарантированные закупочные цены. Из данного постановления вытекают следующие правила: а) перечень сельскохозяйственной продукции, на которую устанавливаются гарантированные цены, утверждается Правительством РФ; б) гарантированные закупочные цены должны обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства; в) гарантированные цены устанавливаются с учетом прочих форм государственной поддержки160.

В указанной статье Закона не определен детальный правовой механизм обеспечения перевода анализируемых правил в условия о цене конкретных договоров закупки сельскохозяйственной продукции для федеральных нужд (в частности, условия договоров по гарантированным закупочным ценам). Отдельные элементы данного механизма «просматриваются» в специальных постановлениях Правительства РФ, которые, в свою очередь, конкретизируются приказами Минсельхоза РФ. Так, постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 г. N 295

57 СЗ РФ. 1997. №29. Ст.3501.

го

Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. №22. Ст.799. 59 СЗ РФ. 1995. №32. Ст.3199.

В 2002-2003 годах закупочные цены, например, на зерно, как неоднократно сообщалось в печати, не обеспечивали среднего уровня рентабельности товаропроизводителей.

102

"О ценовой политике в сфере агропромышленного производства" Министерству экономики Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации поручено по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общественными объединениями ежегодно, в I квартале, представлять в Правительство Российской Федерации предложения о гарантированных закупочных ценах на сельскохозяйственную продукцию с учетом цен, складывающихся на внутреннем и внешнем рынках. При определении уровня гарантированных цен учитываются другие формы государственной поддержки.

  1. Отношения в сфере финансирования и кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей и других предприятий АПК, как правило, регулируются не только специальными законами, но и подзаконными актами, как правило, временного действия. Так, основные нормы, раскрывающие содержание кредитных договоров, заключаемых в 2000-2001 годах, содержались в Положении об использовании и возврате средств специального бюджетного фонда льготного кредитования организаций агропромышленного комплекса в 2000 году, были утверждены приказом Минсельхозпрода РФ от 14 апреля 2000 г. 3 308/ 41 Н 161.

  2. Нормы права, влияющие на формирование содержания договоров, заключаемых банками-агентами и лизинговыми компаниями, содержатся и в Бюджетном кодексе России (БК РФ).

На основе анализа статьи 76 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) можно сделать выводы о том, что бюджетные кредиты коммерческим

1 х Российская газета от 11 июля 2000 года.

162 Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: «Юрайт-М», 2002. - 164

с.

103

юридическим лицам, в том числе и сельскохозяйственным организациям, могут предоставляться при соблюдении следующих основных требований: 1) при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита; 2) при 100 процентном обеспечении предоставленного кредита в форме банковской гарантии, поручительства, залога имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев; 3) обеспечение исполнения основного обязательства (кредита) должно иметь высокую степень ликвидности; 4) кредит предоставляется на условиях возмездности; 5) при обязательной оценке имущества, предоставляемого в обеспечение бюджетного кредита; 6) при условии обязательной предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или уполномоченным им иным органом; 7) при использовании кредита только на цели, указанные в договоре; 8) кредит предоставляется только тем лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе; 9) бюджетный кредит предоставляется на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством России с учетом положений Бюджетного кодекса и иных нормативных актов. Указанные требования БК РФ в части условий предоставления бюджетного кредита для большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей невыполнимы. В специальных актах, посвященных кредитованию АПК, как будет показано ниже в специальном параграфе, указанные требования воспроизводятся практически в полном объеме.

4. Основные нормативные элементы договоров купли-продажи, аренды и залога земельных участков закреплены в Земельном кодексе России 2001 г.163 Этот Кодекс дает импульс к развитию оборота с земельными участками, а, следовательно, и. простор для проявления

53 В дальнейшем - ЗК РФ.

104

инициативы самодеятельного слоя граждан, как в сфере сельскохозяйственного материальной основы любых зданий и сооружений.

Одна из проблем законодательства о специализированных договорах в сфере земельных отношений состоит в выявлении соотношения норм ГК РФ с нормами ЗК РФ и «Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения», их возможностей в формировании и надлежащем исполнении договорных обязательств в названной сфере отношений. В п. 3. ст. 129 ГК РФ говорится о том, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в соответствии с законами о земле и другими природными ресурсами. В данной связи до принятия ЗК РФ в литературе было высказано мнение, что в земельном законодательстве могут содержаться земельно-правовые нормы, не включенные в ГК РФ. К таким относят, главным образом, специально-правовые нормы публично-правового характера164. В соответствии с ЗК РФ 2001 г. имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено специальным законодательством: земельным, лесным, водным и др. (п. 3 ст. 3 ЗК РФ). Следовательно, специальное законодательство, регулирующее сделки с земельными участками, имеет приоритет перед гражданским, которое регулирует только самые общие положения о договорах в сфере земельных отношений: о форме договора, о существенных условиях, правила заключения договоров, если они не предусмотрены в земельном и аграрном законодательстве. В частности, поскольку ни в ЗК РФ, ни в Законе об обороте форма договора не указана, то это условие определяется согласно ч. 2 ст. 609 ГК РФ:

64 См.: Панкратов И. Ф. Новый ГК и земельное законодательство //Законодательство и экономика. 1996. № 5/6. С. 43.

105

договор аренды земельного участка должен заключаться в письменной форме. Нотариальное удостоверение договора аренды при отсутствии соглашения об этом сторон не обязательно. Кроме того, договор должен пройти государственную регистрацию. Общие положения о государственной регистрации договоров аренды земельного участка вытекают из ст. ст. 131, 164 ГК РФ.

5. Практически все указанные законы и специальные подзаконные
акты по своему нормативному содержанию включают нормы различной
отраслевой принадлежности, т. е. являются комплексными. Комбинация
в комплексных законах норм, относящихся к разным правовым
институтам и подинститутам частного права, и ряда публично-правовых
норм приводит к дальнейшему развитию как традиционных
комплексных правовых образований (аграрного, экологического), так и
к формированию новых комплексных образований, по своим «корням
тяготеющим» к гражданскому праву и одновременно к публичному
(страхового; коммерческого; акционерного; транспортного и др.).

6. Кроме законов и подзаконных актов, важную роль в
надлежащем формировании содержания сельскохозяйственных
специализированных договорных обязательств играют примерные и
типовые договоры, которые особенно широко применяются в сфере
регулирования земельных отношений. М.И. Брагинский, исследуя
вопрос о правовой природе типовых договоров, классифицировал все
действующие типовые договоры на два вида: к первому виду он отнес
типовые договоры, которые «принимаются органами, компетентными
издавать общеобязательные нормативные акты (прежде всего, Советами
Министров СССР и союзных республик); другие - разрабатываются
вышестоящими организациями контрагентов»165.

Брагинский М.И. Общее учение о хозяйственных договорах. М., 1967. С.72 -73.

106

Основное различие между этими двумя видами типовых договоров, по мнению М.И. Брагинского, состоит в том, что первые, по своей правовой природе, представляли нормативный акт, от императивных норм которого стороны при заключении договора не могут отступить, а вторые - рассматривались в качестве рекомендательных формуляров. От редакции такого типового договора стороны вправе отступить по собственной инициативе166. Этот (второй) вид типовых договоров, по нашему мнению, следует отнести к разновидности примерных договоров.

Свое отношение к Типовому договору купли-продажи (купчей) земельного участка, утвержденному 2 июня 1993 г. Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству, высказывал Н.А. Сыродоев. По его мнению, Типовой договор должен применяться с учетом общего принципа свободы договоров. Поэтому при заключении договоров купли-продажи земельных участков соблюдение типовой формы не обязательно. Вместе с тем необходимо соблюдать все требования, предъявляемые законодательством в части государственной регистрации договора167. При оценке данного мнения следует иметь в виду, что в новом ГК РФ нет отдельной статьи, посвященной типовым договорам. Но это не означает, что ГК полностью отвергает такую форму договоров. В п.4. ст. 426 ГК РФ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Названный Типовой договор утвержден в соответствии с п. 2 Порядка купли-продажи гражданами Российской Федерации земельных участков, утвержденного постановлением Совета Министров Российской Федерации от 30 мая 1993 г. № 503.

166 Брагинский М.И. Указ. Соч. С. 73.

СП

См.: Сыродоев Н. А. Правовое регулирование оборота земельных участков // Государство и право. 1999. № 9. С. 41-52.

107

На основании анализа ст. 4 Федерального Закона от 22 октября 1995 г. "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" можно сделать вывод, что нормы типовых договоров, утвержденных до 1996 года, должны действовать в полном объеме, если они не противоречат части второй ГК РФ. Следовательно, стороны обязаны соблюдать императивные требования названного или любого другого типового договора. Стороны вправе проявить самостоятельность только в определении прав, обязанностей, оснований ответственности и иных условий, не предусмотренных императивными нормами типовых договоров.

Если стороны сделали ссылку в своем договоре на примерные или типовые договоры, то соответсвующие правила типовых договоров становятся неотъемлемой частью заключенного ими договора. Такие же последствия наступают, если стороны указали, что руководствуются в полном объеме или в соответствующей части ранее принятыми Положениями о поставках продукции и товаров или соответствующими Инструкциями П-6 и П-7.

В постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22 октября 1997 г. № 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки" даны следующие разъяснения: 1) при рассмотрении споров, связанных с заключением и исполнением договора поставки, и отсутствии соответствующих норм в параграфе 3 главы 30 Кодекса, следует исходить из норм, закрепленных в параграфе 1 главы 30 Кодекса (пункт 454), а при отсутствии таких норм в правилах о купле-продаже - руководствоваться общими положениями Кодекса о договоре, обязательствах и сделках; 2) в связи с урегулированием нормами ГК РФ договора поставки в качестве отдельного вида договора купли-продажи, а также признанием утратившим силу п. 6 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 03.03.1993

108

04-1 "О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации" арбитражные суды могут применять правила Положения о поставках продукции производственно-технического назначения или Положения о поставках товаров народного потребления, которые не противоречат императивным нормам ГК, если в договоре имеется прямая ссылка на конкретный пункт этих Положений либо из текста договора очевидно намерение сторон его применить. В указанных случаях правила Положений о поставках следует рассматривать как согласованные сторонами условия обязательства. Представляется, что аналогичное отношение должно быть и к Положению о порядке заключения и исполнения договоров контрактации.

Изучение практики показывает, что контрагенты в процессе заключения конкретных специализированных договоров «заимствуют некоторые правила Положения и типовых договоров о порядке заключения и исполнения договоров по производственно-техническому обслуживанию колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций. Нередко правила, необходимые для заключения договоров, стороны заимствуют из Типового договора на выполнение работ по производственно-техническому обслуживанию колхозов и совхозов168. В литературе правильно указывается, что данные акты в советское время регулировали четыре группы отношений: 1) по собственно производственно-техническому обслуживанию; 2) по осуществлению строительно-монтажных и пусконаладочных работ; 3) по перевозкам; 4) по подготовке кадров. Хозяйственная практика пошла по тому пути, что лишь отношения в сфере ремонта сельхозтехники и оборудования животноводческих ферм и нефтехозяйств, проведения

Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1998. № 9 С.31-33.

109

специализированных механизированных работ стали регулироваться назваными Положением и Типовым договором .

В настоящее время на практике стороны, как правило, заключают отдельные договоры на выполнение каждого вида указанных работ. При этом типовые договоры могут использоваться в качестве модельных правил в процессе формирования содержания конкретных договоров в данной сфере.

  1. М.И. Брагинский и В.В. Витрянский указывают следующие обязательные условия применения примерных форм договоров: 1) они должны быть разработаны для договоров соответствующего вида (специализированы); 2) опубликованы в печати, т.е. на страницах любой газеты, журнала или отдельной брошюрой. Если примерные условия (договоры) не опубликованы, их следует рассматривать в качестве обычаев делового оборота . Данный вывод соответствует и норме п. 2 ст. 427 ГК, в которой предусмотрено, что в случаях, когда в договоре не содержится отсылка к примерным условиям, такие примерные условия применяются к отношениям сторон в качестве обычаев делового оборота, если они отвечают требованиям ст. 5 и п.5 ст. 421.

  2. Одна из проблем правового регулирования договоров состоит в неопределенности соотношения норм ГК РФ с нормами бюджетного, административного и других отраслей законодательства.

Не случайно в литературе неоднократно признавалось, что, например, нормы о договоре контрактации, предусматриваемые в ГК РФ, практически не применяются на практике. В данной связи Н. Н. Веденин не исключает разработку дополнительных нормативных актов, регулирующих порядок заключения и исполнения договоров

3 См.: Веденин Н.Н. Правовое регулирование производственно-технического обеспечения сельского хозяйства. М., 1988. С. 137-139. 70 См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М., 1997. С.61-66.

по контрактации сельскохозяйственной продукции, в том числе и в сфере проведения государственных закупок . В литературе нередко высказываются опасения, что для регулирования имущественных отношений, все в больших масштабах применяются публичные нормы, которые разрушают принципы частного права . Забота о чистоте частного права уместна там, где коммерческие структуры не проводят операций с бюджетными средствами. В АПК в постоянном обороте находятся значительные государственные средства. Поэтому здесь одни частно-правовые методы регулирования нецелесообразны и часто вредны.

Общий подход законодателя относительно применения норм гражданского права к правоотношениям, основанным на методах власти и подчинения, сформулирован в п. 3 ст. 2 ГК РФ: к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Из данной нормы неясно, однако, какое законодательство имеется в виду: гражданское или специальное. Поэтому В. С. Белых и М.Л. Скуратовский правильно отмечают, что в ГК РФ «...указанные случаи не всегда четко (однозначно) определены, что вызывает на практике значительные трудности. Это касается, напри-

Веденин Н.Н. Договорные отношения в сфере реализации сельскохозяйственной продукции // Государство и право. 1998. №1. С. 41-43.

См.: Витрянский В.В. Проблемы арбитражно-судебной защиты гражданских прав участников имущественного оборота. Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1996. С.45.

Ill мер, применения гражданско-правовых норм к налоговым отношениям" .

И в Бюджетном кодексе РФ (БК РФ) нет полной ясности о применимости норм ГК РФ к договорам, заключаемым в соответствии с нормами БК РФ. В частности, в БК РФ предусмотрено только общее правило о том, что бюджетный кредит предоставляется на основе договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ с учетом нормативных правил Бюджетного кодекса и иных нормативно-правовых актов (п. 1 ст. 76 Бюджетного кодекса РФ). При этом не известны ни юридическая природа данного договора, ни соотношение норм ГК РФ и Бюджетного кодекса. Еще больше неясностей возникает, как будет показано в специальном параграфе, при оценке правового режима предоставления бюджетных ссуд и субсидий.

9. Неупорядоченность специального сельскохозяйственного законодательства, противоречивость, несогласованность норм, регулирующих имущественные отношения в АПК, с общегражданским законодательством и другие причины неоднократно побуждали ученых-аграриев провести его систематизацию в форме кодификации.

Так, З.С. Беляева, М.И. Козырь, Н.И. Краснов и другие ученые-аграрии вначале обосновывали необходимость принятия Основ сельскохозяйственного законодательства Союза ССР и союзных республик, в которых могли быть решены вопросы правового регулирования сельскохозяйственных договоров174. Позднее М.И.

73 См.: Белых В. С, Скуратовский М. Л. Гражданский кодекс России: новая
модель регулирования и судебная практика // Государство и право. 2001.
№8. С. 5.

74 См.: Беляева З.С, Козырь М. И., Краснов Н. И. Советское колхозное,
земельное, водное, лесное и горное законодательство // Советское
государство и право. 1972. № 12. С. 129; Аксененок Г.А. XXIV съезд КПСС

112

Козырь стал предлагать принять Аграрный кодекс Российской Федерации, призванный, по его мнению, стать основным сводным нормативным актом, на базе которого можно улучшить правовое регулирование отношений в сельском хозяйстве175.

Систематизацию правовых норм о хозяйственных договорах, содержащихся в разобщенных правовых актах, принятых на ведомственной и межведомственной правовой основе, предлагалось провести в форме кодификации17 .

Были предложения издать специальные нормативно-правовые акты о сельскохозяйственных договорах типа Положений, Законов. Так, в 70-х годах с целью систематизации разрозненных норм о договорах в сельском хозяйстве некоторые ученые предлагали принять Закон о государственных закупках сельскохозяйственных продуктов177. Этот Закон касался только части системы договорных отношений сельскохозяйственных предприятий - реализации продукции по договорам контрактации.

В известной мере, указанное предложение было реализовано в Законе о государственных закупках сельскохозяйственной продукции, продовольствия и сырья для государственных нужд. Но в Законе не

об укреплении Советского государства и развитии социалистической демократии. М., 1973. С. 168; Петров В.В. Продовольственная программа СССР и юридическая наука. // Вестник московского университета. Сер. Право. 1983. №2. С.19идр.

См.: Козырь М. И. Государственное регулирование сельского хозяйства // Аграрная реформа в Российской Федерации: правовые проблемы и решения. М., 1998. С. 98-99.

76 Быстров А. Г. Источники советского сельскохозяйственного права. М., 1985. С.169.

См.: Баховкина Л.Н. Государственное управление закупками сельскохозяйственных продуктов. М., 1978. С. 133.

113

было дано точного определения договора закупки, не указаны основные признаки, которые отличают его от договора контрактации, не установлены основания ответственности сельскохозяйственных товаропроизводителей, адекватные для сельскохозяйственного производства.

В данной связи нельзя не отметить, что в начале в конце 19 -начале 20 века в России были попытки кодифицировать нормы крестьянского права. Для решения этой задачи создали две комиссии. Каждая комиссия разработала свой проект. Одна комиссия была учреждена при Министерстве внутренних дел. Вторая комиссия систематизировала нормы крестьянского права в рамках Проекта гражданского уложения 1913 г., равным образом адресованного всем

178

сословиям Российской Империи .

Первая комиссия разработала проект, который состоял из двух частей: «сельского устава о договорах» и «сельского устава о

179

наследовании» . Однако, по мнению И. В. Гессена, предложенный комиссией проект сельского устава о договорах оказался на деле сокращенным и исправленным X томом Свода законов гражданских, того самого X тома, «...постановления которого сложились на почве правовых понятий и имущественного оборота высших и средних классов дворянства, духовенства и купечества и составители которого никогда не предназначали его для руководства крестьянским правосудием» . Единственно своеобразным институтом кодекса, по мнению цитируемого автора, основанного на обычно-правовом материале, явился «...наем пастухов крестьянскими обществами,

См.: Леонтьев А. Крестьянское право и проект гражданского уложения // Право. Еженедельная юридическая газета. 1904. № 12. С. 719.

79 См.: Гессен И. В. Новое крестьянское право // Право. Еженедельная
юридическая газета. 1904. № 24. С. 1307.

80 Гессен И. В. Указ. Соч. С. 1311.

114

регулируемый в 4-х статьях. Едва ли, однако, нужно было особым правилом устанавливать, что «рядная плата пастуху может быть назначена оптом или по числу чередов, либо голов составляющего

1 ft 1

мирское стадо скота» . Таким образом, комиссии при разработке проекта сельского устава о договорах не удалось создать какие-либо особые нормы, отличные от общегражданских, которые бы соответствовали нормам или обычаям, существовавшим в среде крестьян-домохозяев периода 1861-1917 года, что в значительной мере объяснялось, по мнению диссертанта, отсутствием общеправового принципа «баланса между частными и публичными интересами». Поэтому все предложения по совершенствованию законодательства о конкретных специализированных договорах в диссертации разработаны «под углом» соблюдения данного принципа.

В связи с отсутствием такого принципа не все ученые понимали значение отдельных ограничений «гражданского оборота вещей». Так, в разделе Проекта Гражданского уложения, регулирующего сделки с земельными участками крестьян, подготовленном второй комиссией, ряд вопросов решался с разрешения публичных органов. Для отчуждения домохозяином-крестьянином усадебного участка, а также для отчуждения полевого участка, в случае существования в семье несовершеннолетних членов, требовалось разрешение земского начальника (ст. ст. 487, 509). Приговоры сельских обществ о переделах общинной земли, как и по Положению, согласно Проекту должны были проверяться земским начальником, который направлял их на утверждение Уездного съезда землевладельцев (их выборных представителей). Съезд рассматривал приговоры сельских обществ и имел право не утверждать их, если приговоры обществ противоречили законам или нарушали права отдельных ее членов (ст. 498). А. А. Леонтьев, анализируя указанные статьи, полагал, что указанные правила

51 Гессен И. В. Указ. Соч. С. 1316.

115

и ограничения «...как-то не очень уж на месте в гражданском уложении. Одно из двух: или крестьянское право нельзя освободить от административной опеки, и тогда ему не место в гражданском уложении, или же можно, и мы думаем должно, превратить действительно в чисто гражданское право и тогда оно должно быть только сферой свободы частных лиц и их союзов, т. е. сферой свободной деятельности субъектов права, интересы которых должны быть поставлены под защиту только гражданского суда, и тогда земскому начальнику, уездному съезду и крестьянским присутствиям тут делать нечего!» Таким образом, в начале 20 века в научной литературе к наличию публично-правовых норм, которые наряду с гражданскими нормами были призваны регулировать оборот земельных участков крестьян-домохозяев, относились в целом негативно.

Хотя полагаем, что приведенное выше правило проекта Гражданского уложения, разрешавшее отчуждение домохозяином-крестьянином земельных участков (в случае существования в семье несовершеннолетних членов) только с предварительного разрешения земского начальника (ст. ст. 487, 509) было направлено на защиту интересов несовершеннолетних. Данному правилу соответствует норма п. 4 ст. 292 ГК РФ 1994 г., допускающая отчуждение жилого помещения, в котором проживает несовершеннолетние члены семьи собственника, только с согласия органа опеки и попечительства. Поэтому наличие «оптимального количества» публично-правовых норм в гражданском законодательстве не свидетельствует, что такие нормы во всех случаях необоснованно ограничивают свободу субъектов гражданского права и гражданский оборот в целом.

В современных условиях некоторые ученые, например, М. И. Козырь предлагает в Аграрном кодексе закрепить и договоры, в разделе

Леонтьев А. Крестьянское право и проект гражданского уложения Право. Еженедельная юридическая газета. 1904. № 14. С. 822.

116 IX. Предлагаемый им Аграрный кодекс по форме систематизации нормативного материала «об аграрных отношениях», наиболее вероятно, будет сводным комплексным нормативным актом инкорпоративного

1 ft ^

характера . Хотя на первом этапе не исключается разработка Закона о развитии сельского хозяйства России, по аналогии с неоднократно упоминавшимся Законом об ориентации сельского хозяйства Франции 1999 года.

Первое публичное обсуждение данного Закона состоялось в Московской государственной юридической академии 3.04. 2003 г. в рамках «круглого стола», организованного руководством кафедры аграрного и экологического права, совместно с учеными-экономистами и юристами. Дискуссии показали, что между юристами-аграриями нет единства мнений относительно того, принять ли вначале Аграрный кодекс РФ, а затем Закон о развитии.

Думается, на первых порах легче разработать Аграрный кодекс России. Как пишет М. И. Козырь, договоры в сельском хозяйстве могут быть закреплены в шестом разделе предлагаемого Закона о развитии сельского хозяйства, в том числе принципы государственного регулирования сельского хозяйства .

Опыт Франции показывает, что «аграрные» договоры в этой стране урегулированы как Аграрным кодексом, так и специальными законами. Так, в Гражданском кодексе Франции сосредоточены нормы о договоре купли-продажи (le contrat de vente), на основе которого продается сельскохозяйственная продукция или поставляются трактора,

См.: Козырь М. И. Аграрное право России: проблемы становления и развития. М.: Право и государство, 2003. С. 165-172.

од

См.: Козырь М. И. Новое в правовом положении сельскохозяйственных товаропроизводителей России на современном этапе // Актуальные проблемы аграрного права России: теория и практика: Сборник статей. М.: Право и государство, 2004. С. 49.

117

иные материальные ресурсы фермерам и сельскохозяйственным организациям. «Производственные» же договоры закреплены в Аграрном кодексе Франции (le contrats de production): например, контракты о производстве определенных работ в сфере растениеводства (les contrats de production a facon); контракты между поставщиком молодняка скота и производителем, откармливающим скот до определенного веса и качества (les contrats dits d' engraissement) . Хотя в этом Кодексе более 2000 статей, но договор о территориальной эксплуатации хозяйства (le contrat territorial d'exploitation) закреплен в специальном «Законе об ориентации сельского хозяйства № 99-574

1 О/

от 9 июля 1999 года» . Следовательно, одновременное действие Аграрного кодекса и Гражданского кодекса Франции не исключает принятие других специальных аграрно-правовых законов.

В России достаточно быстро возможно разработать и принять только Закон о развитии сельского хозяйства РФ, в котором закрепить основные положения и принципы правового регулирования аграрных отношений, в том числе основные правила о специализированных договорах в сельском хозяйстве. Некоторые правила будут иметь дополняющий характер к тем нормам ГК РФ о типичных договорах: купли-продажи, контрактации, подряда, услуг, простого товарищества,

См.: Manteau Lionel. Les contrats en agriculture. Analyser, rediger, pratiquer // Paris, Editions: "Franse Agricole», 2002. p. 302; Jean Danet. Un G. A. E. С peut-il integrer une E. A. R. L. ? // Revue de Droit Rural n. 296, octobre 2001.

См.: Pitaud Christophe. Le Contrat territorial d' exploitation constitue la principale innovation de la loi d' orientation agricole. Semaine Juridique Ed. Notariale. n.36. du 10 septembre 1999; Pivot Catherin. La contractualisation en agriculture et son evolution. Revue de Droit Rural n° 270, fevrier 1999.

118

финансовой аренды и др. Однако в процессе принятия Закона о развитии сельского хозяйства РФ целая совокупность норм о специализированных договорах в сельском хозяйстве будет воспринята им из аграрно-правовых актов в неизменном или адаптированном виде. Но значительное количество норм в Законе о развитии сельского хозяйства России - это все-таки будут, как нам представляется, предлагаемые учеными-аграрниками новые, аграрно-правовые нормы о специализированных договорах сельском хозяйстве (закупки продукции для государственных нужд, агролизинге и др.).

Нормы Аграрного кодекса Франции устанавливают договорную конструкцию (фикцию), которой является отсроченная заработная плата, отходят от основного, генерального правила (адаптируют, изменяют генеральное правило) в части распределения обязанностей должника по договору в пользу наследников и супруга (бенефициариев-

1 оо

выгодоприобретателей) землепользователя-кредитора .

Суть этого отличия в том, что согласно правилам статьи 321. 13
Аграрного кодекса Франции (Coude rural, art. L . 321.13), происходящих
из Декрета от 29 июля 1939 (du Decret Loi du 29 Juillet 1939), наследник
по нисходящей землепользователя-кредитора, который принял участие в
работах, но остался без вознаграждения, по основным выполненным
работам в части эксплуатации земельного участка другого
землевладельца-собственника или арендодателя, имеет право

Нормы указанных договоров в основном используются при разработке контрагентами проектов конкретных сельскохозяйственных договоров: в сфере реализации сельскохозяйственной продукции; в сфере материально-технического снабжения и производственного обслуживания сельскохозяйственных организаций и фермеров; в сфере земельных отношений.

188 См.: Gain Marie — Odile. Un contrat tres special: le contrat de travail a salaire differe. Semaine Juridique Ed. Notariale n. 21 du 28 mai 1999.

119

финансового требования по отсроченной заработной плате вместо стороны по договору — работника-кредитора (его отца, матери). Кроме того, концепция контракта возлагает дополнительную обязанность на наследника по представлению доказательств своих финансовых требований к должнику. Между тем Гражданский кодекс Франции не предусматривает, что «...тот, кто требует платеж по гражданскому обязательству, должен его доказать" (Coude civil, art. 1315) . Если супруг нисходящего наследника, отвечающего условиям приобретения отсроченной заработной платы, принимал участие в работах по эксплуатации хозяйства, то, согласно Аграрному кодексу, он признается выгодоприобретателем по трудовому соглашению в отсроченной заработной плате (Coude rural, art. 321.15). Супруг наследника по нисходящей утрачивает прибыль по отсроченной заработной плате в случае развода, или в случае раздельного проживания с супругом наследником, происшедшего по вине притязающего супруга (Coude rural, art. 321.15 al. 2).

Однако супруг сохраняет прибыль по договору отсроченной заработной платы, если развод был произведен по совместный просьбе обоих супругов, либо по заявлению одного супруга, добровольно принятому другим супругом, или в случае признания другим супругом-землепользователем своей вины в поводах, послуживших разводу190. Следовательно, Аграрный кодекс РФ или Закон о развитии сельского хозяйства РФ будет сочетать в себе черты акта инкорпоративного характера и кодекса, поскольку значительное количество норм, которые следует «включить» в Аграрный кодекс или Закон о развитии, это, все-таки, новые, специальные аграрно-правовые нормы.

189 См.: Manteau Lionel. Les contrats en agriculture. Analyser, rediger, pratiquer / Paris, Editions: "Franse Agricole», 2002. P. 182. 90 См.: Manteau Lionel. P. 183.

120

Вместе с тем некоторые нормы Гражданского кодекса Франции о типичных договорах служат основой для построения договоров, адаптированных к условиям сельского хозяйства. Так, основные нормы при «конструировании» договора «на обработку земель» юристами были заимствованы из ст. ст. 1710, 1787-1792 Гражданского кодекса Франции о договоре подряде (le contrat d'entreprise). Юридическая практика и доктрина выработали дополнительные правила, которые приспособили договор подряда к условиям сельскохозяйственного производства. В итоге, ученые-юристы дают определение «сельскохозяйственного подряда» иное, чем в Гражданском кодексе Франции: «Договор подряда, названный некоторыми авторами контрактом «окультуривания земли», -акт, согласно которому землепользователь-заказчик просит менеджера работ - подрядчика осуществлять, посредством обещания зафиксированной цены (премии), и в определенной период времени выполнить вид работ или совокупность работ по эксплуатации земельного участка или фермы»19 .

Думается, что отсутствие единого подхода по вопросу выбора формы систематизации норм о сельскохозяйственных договорах (по терминологии диссертанта, о специализированных договорах) объясняется неясностью выводов о том, к какому правовому институту относятся нормы о сельскохозяйственных договорах. Так, Ц. В. Бычкова утверждает, что используемые в сферах производства, закупок продукции, материально-технического обеспечения и обслуживания сельского хозяйства «...договорные формы составляют самостоятельную правовую общность». Она их «...рассматривает в

192

качестве гражданско-правовых сельскохозяйственных договоров» .

" См.: Manteau Lionel. P. 130.

Бычкова Ц.В. Проблемы использования договора в агропромышленном комплексе. Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Харьков, 1981. С. 6-7.

121

По нашему мнению, следует последовательно отличать договоры
как юридические факты (служат основанием возникновения прав и
обязанностей- аспект субъективное права) от договорного правового
института (аспект объективного права). Сказанное выше дает основание
считать, что часть норм о гражданско-правовых договорах
(контрактации, лизинга, подряда, услуг и др.) входит в комплексный
аграрно-правовой институт специализированных договоров в сельском
хозяйстве. Другую часть данного правового института составляют
нормы специальных аграрно-правовых актов о том или ином
сельскохозяйственном договоре. Однако в процессе развития науки
аграрного права в комплексную правовую общность
«специализированные договоры в сельском хозяйстве» - могут быть
включены не только основные нормы о гражданско-правовых
договорах: контрактации, подряда, услуг и др. (в неизменном или
«приспособленном» виде), но и нормы специальных аграрно-правовых
законов и подзаконных актов, в той или иной степени регулирующих
договоры в сельском хозяйстве (в сферах земельных отношений,
бюджетного финансирования и некоторых других), а также основные
нормы о внутрихозяйственных договорах, локальные правила о
специализированных договорах, вырабатываемые

сельскохозяйственными организациями и фиксируемые в их внутренних документах (Примерных образцах договоров, Положениях, Инструкциях и т. п.). Локальные правила о специализированных договорах могут быть и во внутрихозяйственных актах, регламентирующих порядок предъявления и рассмотрения претензий, подготовки исковых заявлений и других материалов, направляемых в судебные органы.

122


2-2-nemci-vihodyat-na-evolyucionnuyu-scenu-yu-v-chajkovskij-nauka-o-razvitii-zhizni.html
2-aktivizaciya-politicheskoj-zhizni-i-rost-nezavisimih-nastroenij-na-zapadno-ukrainskih-zemlyah.html
2-byudzhetirovanie-konspekt-lekcij-po-kursu-ekonomika-predpriyatiya-soderzhanie-tema-predpriyatie-v-usloviyah-rinochnoj-ekonomiki-3.html
2-celi-oop-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-obshie-polozheniya.html
2-chetvert-28-ch-7-nedel-h-4-ch-prikaz-6-ot-14-02-2011g-po-nikulinskoj-osnovnoj-obsheobrazovatelnoj-shkole.html
2-dejstvuyushaya-praktika-ucheta-raschetov-po-oplate-truda-na-zao-sajgas-specavtomatika.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3--rinki-cennih-bumag-aleksander-g-bejli-dzh-investicii-sh25-per-s-angl.html
  • credit.bystrickaya.ru/osushestvlyaya-energeticheskuyu-strategiyu-rossii-na-protyazhenii-mnogih-let-koordinacionnij-regionalnij-centr-toplivno-energeticheskij-kompleks-i-energosberezheniya-c.html
  • knigi.bystrickaya.ru/registraciya-uchastnikov-30-10-00-press-konferenciya-literaturnaya-gostinaya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pdprimnictvo-chast-2.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/utkin-a-i-pervaya-mirovaya-vojna-stranica-22.html
  • uchit.bystrickaya.ru/teoreticheskie-voprosi-obespecheniya-prodovolstvennoj-praktiki.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravo-na-medicinskuyu-pomosh-doklad-o-soblyudenii-prav-cheloveka-v-lipeckoj-oblasti-i-deyatelnosti-upolnomochennogo.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izveshenie-190-zk-o-razmeshenii-municipalnogo-zakaza-putem-provedeniya-zaprosa-kotirovok-na-komplektovanie-knizhnih-fondov-municipalnih-bibliotek-goroda-dubni.html
  • znanie.bystrickaya.ru/41-istorii-dlya-igr-kniga-rodari-predstavlyaet-interes-dlya-shirokogo-kruga-chitatelej-i.html
  • pisat.bystrickaya.ru/trofimov-v-n-iskusstvennij-intellekt-dobro-i-zlo-kak-zapretnij-plod-v-n-trofimov-e-v-trofimova-stranica-19.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-po-rezultatam-samoobsledovaniya-oblastnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-rovenskij-politehnicheskij-tehnikum-stranica-5.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti-subekta-byudzhetnogo-planirovaniya-federalnoj-sluzhbi-po-tarifam-na-2010-2012-gg.html
  • learn.bystrickaya.ru/evropejskij-soyuz-kak-odin-iz-centrov-sili-sovremennoj-mirovoj-ekonomiki.html
  • znanie.bystrickaya.ru/7-lico-gazeti-priemi-i-sredstva-gazetnogo-oformleniya-zadacha-lyubogo-zhurnalistskogo-teksta.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avgust-kalendar-znamenatelnih-dat-2009-god.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perechen-oborudovaniya-predpolagaemogo-k-priobreteniyu-v-ramkah-vedomstvennoj-celevoj-programmi-modernizaciya-zdravoohraneniya-rodionovo-nesvetajskogo-rajona-na-2011-2012-godi.html
  • tests.bystrickaya.ru/kontiki-skritie-fakti-kniga-adresovana-shirokomu-krugu-chitatelej-prezhde-vsego-tem-kto-interesuetsya-puteshestviyami.html
  • letter.bystrickaya.ru/nii-po-izucheniyu-lepri-roszdrava-stranica-3.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-voronezh-s-vnezapnoj-proverkoj-priehal-glava-mchs-sergej-shojgu-internet-resurs-voronezh-36ru-07022011.html
  • thescience.bystrickaya.ru/indoevropejci-istoricheskie-korni-slavyan-stranica-16.html
  • crib.bystrickaya.ru/instruktivno-metodicheskoe-pismo-o-prepodavanii-predmeta-fizicheskaya-kultura-v-obsheobrazovatelnih-uchrezhdeniyah-belgorodskoj-oblasti-v-2010-2011-uchebnom-godu-vstuplenie-obosnovanie.html
  • reading.bystrickaya.ru/kommentarij-psihologa-istoriya-tretya-antonio-gaudi.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/veb-programmist-web-programmist-rukovodstvo-izdatelskogo-doma-5.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-ponyatiya-ekzistencializma-sovremennaya-zapadnaya-filosofiya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-u-o-sobstvennosti-i-bogatstve-traktata-o-chelovecheskoj-prirode-kniga-pervaya-opoznanii-87.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-predostavlena-valeriem-petrovichem-hohlovim-i-evgeniem-konstantinovichem-epovim-prislana-sergeem-leonidovichem-galkinim.html
  • letter.bystrickaya.ru/nevejkin-vladimir-petrovich.html
  • university.bystrickaya.ru/franciska-skorini-g-n-karopa-e-n-mihalkina-slorar-terminov-i-ponyatij-po-kursu-biogeografiya-s-osnovami-ekologii-gomel-2008-stranica-7.html
  • control.bystrickaya.ru/chteniya-konkurs-posvyashennij-pamyati-m-m-ellanskogo-priglashaem-k-uchastiyu-studentov-aspirantov-molodih-uchenih.html
  • urok.bystrickaya.ru/praktika-ilya-chert-skazka-o-prigune-i-skolzyashem.html
  • control.bystrickaya.ru/biznes-planirovanie-socialno-investicionnaya-programma-puhovij-mir-kursovaya-rabota-studenta-2-kursa-mustakimova-vyacheslava-alekseevicha-stranica-7.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/assortiment-kachestvo-i-pishevaya-cennost-hleba-chast-7.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sedmaya-ramochnaya-programma-nauchno-tehnologicheskogo-sotrudnichestva-es-7rp-programma-stranica-6.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-po-teme-stranica-5.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-konferencii-immod-2003-sankt-peterburg-23-24-oktyabrya-23-oktyabrya-chetverg.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.