(….) Детская литература, публицистика перед холодной войной - А. В. Фатеев Сталинизм и детская литература в политике...
.RU

(….) Детская литература, публицистика перед холодной войной - А. В. Фатеев Сталинизм и детская литература в политике...


(….) Детская литература, публицистика перед холодной войной
С весны 1946 года на литературу все большее влияние оказывало ужесточение руководством внутренней политики в связи с неблагополучием в экономике, ростом социально-политической напряженности внутри страны, созреванием предпосылок холодной войны. Голод 1946-1947 годов, рост преступности, нищета народа сказались на мировоззрении и поступках молодых людей. Даже в среде комсомольских работников обсуждали запрещенные ранее вопросы, например, «полезен или не полезен Есенин». Когда главный редактор «Пионерской правды» Губарев высказал отрицательное мнение о поэте, в ответ ему пренебрежительно бросили: «Ортодокс!». Губарев полагал, что в литературе появилось слишком много «аполитичной грусти»75. Консервативно настроенные граждане заметили, что после войны журналисты изменили отношение к поступкам, которые ранее считались «аморальными». Они, жаловался читатель Ю. Филонович, пришли к выводу, что «необходимо скрупулезно, со всеми возможными оговорками разбираться в вопросе, выслушивать обе стороны, учитывать все смягчающие вину обстоятельства и если уж выносить «приговор», то непременно помягче»76.

После фултонской речи У.Черчилля «Пионерская правда» стала чаще публиковать международную информацию в рубрике «Вокруг света»: о враждебной деятельности Черчилля, о забастовках американских шахтеров, судах Линча в США, о терроре англичан в Греции77. Но в целом в 1946, первой половине 1947 года отношение руководства к политике США было сдержанным. Правительство обвиняло в желании расколоть коалицию только консервативных политиков, пыталось сохранить союз держав. Для насаждения идей патриотизма и борьбы с западной пропагандой были приняты постановления ЦК ВКП (б) по идеологическим вопросам в августе-сентябре 1946 года, в недрах УПА в апреле 1947 года был разработан «План мероприятий по пропаганде среди населения идей советского патриотизма»78.

4 сентября 1946 года ЦК ВЛКСМ собрал совещание писателей, редакторов молодежных, детских журналов и газет. «Перед нами задача – оградить молодежь от воздействия чуждой нашему строю идеологии», – определил цель Н.А.Михайлов. Докладчик подверг критике произведения Зощенко, очень резко отозвался о «Далеком плавании» Фраермана. Главная причина недостатков – писатели и журналисты «забыли», что безыдейность приносит вред, поставили свои интересы выше интересов воспитания народа, молодежи. С точки зрения секретаря, огромная сила – 27 журналов, 54 газеты общим тиражом 4 млн. экземпляров – используется неэффективно79.

Писатели и журналисты жестко реагировали на мессионизм США и Великобритании. Губарев констатировал раскол мира на «две силы: социализм и капитализм» и выступил против «враждебной пропаганды» «Британского союзника», который имел легальную возможность влиять на молодежь. Его беспокоила деятельность Русской православной церкви. Катаев говорил о необходимости занять по отношению к капиталистическим странам такую же позицию, как в 1917-1918 годах. «Америка, Англия, Франция такие враги, которые во всеоружии стоят против нас и мы должны бороться с ними, так как сейчас идет идеологическая война», – резко заявил писатель. Михалков обратил внимание на послевоенную «передышку», которая привела к ослаблению идейных позиций работников искусства: «Мы стали идти на поводу у западно-европейских драматургов». Затем последовал точно рассчитанный пропагандистский удар, который в целом верно отражал суть дела: «А наши друзья в кавычках…которые диктуют печати за границей свою точку зрения, они к нам относятся, как к людям второго сорта»80.

Михайлов настойчиво искал причины слабой работы писателей. Он нетерпеливо перебил речь Маршака и поставил вопрос прямо: «Чем же все-таки объяснить, что от детских писателей маловато видно хороших литературных произведений для ребят и что нужно сделать, чтобы такие произведения были?» Между писателем и секретарем произошел характерный диалог: «Вы сами дали тему писателю Фадееву и как это великолепно получилось у Фадеева… /Тов. Михайлов. Я вас понимаю так, что дело за заказами, а исполнение их будет точным и в срок»/81. Секретарь поощрял выступления, в которых предлагались меры по повышению эффективности писательского труда. Кассиль обратил внимание на несправедливые расценки авторских гонораров82. Барто выразила недовольство волокитой в Детгизе: «Когда книжка печатается два года, тогда кажется, что люди молчат. Многие уходят работать на радио». Она обратила внимание на отсутствие критики и беспринципное попустительство писателей по отношению друг к другу, неэффективную работу детской секции. Работа на радио расширила кругозор Агнии Львовны: она констатировала наличие «мещанских тенденций…. и у младших школьников»83. Барто настаивала на особой ответственности писателей, «ибо наибольший вред может принести вредная книжка, прочитанная человеком в детстве»84. Главный редактор ленинградского журнала «Смена» Сазонов также был недоволен отсутствием критики. После вопроса Михайлова: «Кто вам запрещал выступать со своими мнениями?», журналист признался, что партийное руководство «не запрещало прямо, но давало свои рецензии в духе центральной печати»85. Секретарь, недовольный заявлениями, которые выявляли сходство методов советских пропагандистов и их зарубежных «друзей в кавычках», начал выговаривать журналисту за недостатки в работе.

Сразу же после окончания совещания отделы ЦК ВЛКСМ подготовили для секретариата мероприятия по реализации его основных идей. Отдел пропаганды и агитации предложил созвать Всесоюзное совещание молодых писателей, активизировать деятельность «Комсомольской правды», которая должна была публиковать обзоры детских и молодежных журналов, улучшить постановку критики86.

Подавляющее большинство писателей и журналистов инстинктивно избегали разговора о причине отсутствия социально-политической критики. Для подобного анализа надо было обладать не только интеллектуальными способностями и опытом работы в высших эшелонах власти, но и смелостью. А.Н. Протопопова имела эти качества и вновь дерзнула высказать свое мнение. В апреле 1946 года Михайлов распорядился направить ее статью «О состоянии литературной критики» секретарям ЦК для ознакомления. Протопопова обратила внимание на «сугубую централизацию» критических выступлений, «обязанных проходить цензуру Управления пропаганды и агитации»: централизация неизбежно приводит к «унификации мнений». Второй причиной она считала невежество и трусость руководителей издательств, «играющих на конъюнктуре в личных интересах». Материальная необеспеченность критиков не давала им возможности практиковаться в своем деле, вынуждала заниматься литературной поденщиной. Наконец, речь шла об умственной лени и бессилии критиков, которые, с точки зрения Протопоповой, не могут поднять ни одного общественно важного вопроса87.

Очевидно, что в апреле 1946 года работник ЦК ВЛКСМ еще мог безнаказанно для своей карьеры высказать в письменном виде столь шокирующие объяснения причин неразвитости критики только при общей лояльности руководству. Протопопова демонстрирует ее двумя способами. Она не пытается опубликовать статью, но сразу направляет ее первому секретарю ЦК ВЛКСМ: есть информация для «своих», а есть для публики. Главное же состояло в том, что автор полностью разделяла господствующее в аппарате мнение о важнейшей причине бездеятельности писателей и критиков. «Но все эти, так называемые, объективные причины, – продолжает далее Протопопова, – в конечном счете, упираются в главную субъективную причину и в значительной мере ею обусловливаются – в низкий идейно-политический уровень критиков. Именно этим объясняются и поверхностная обзорность критических статей, и неумение эстетическую оценку художественного произведения вывести из его содержания, и отсутствие философско-публицистических выступлений, поднимающихся от отдельных явлений литературы и жизни к большим творческим и жизненным проблемам, и неспособность противостоять косности и невежеству иных редакторов и издателей»88 (Здесь и далее выделено Протопоповой – А.Ф.).

Идеализм как философская основа практической деятельности номенклатуры давно стал реальностью политики: возвращения к нему требовали политические и экономические интересы класса, который эксплуатировал сограждан. В степени субъективизма представители номенклатуры превзошли даже враждебного им Н.А. Бердяева: в объяснении причин социально-политических явлений религиозный философ выступал с позиций объективного идеализма89, а чиновники – субъективного.

В теории аппаратные работники знали, что критика с позиций материализма, марксизма предполагает исследование социально-политических причин происхождения произведения, творческого пути автора, которые в совокупности предопределяют ответ на вопрос: «в какой степени в этом частном явлении находит выражение общее направление нашей общественной жизни и художественной литературы»90. Но такая критика могла вывести читателя на осмысление классовой сущности государства, на анализ внутренней политики – на размышления, которые руководители не могли допустить. Преданная власти Протопопова еще не понимала действительных причин кризиса критики, но, руководствуясь теорией марксизма, предлагала путь, который мог привести к развенчанию идеологии номенклатуры – сталинизма.

Идеологические постановления ЦК ВКП (б) подрывали критический и социалистический реализм в литературе, развивали практику лакировки действительности в произведениях перед лицом враждебного Запада для нейтрализации его пропаганды и для удовлетворения интересов номенклатуры во внутренней политике. В ноябре 1946 года Г.Ф. Александров направил секретарю ЦК А.А.Жданову проект тезисов «О партийности литературы», в которых отразилось усиление шовинистических настроений номенклатуры: «Наша литература, отражая строй более высокий, чем любой буржуазно-демократический строй,…имеет право на то, чтобы учить писателей зарубежных стран новой общечеловеческой морали. Советским писателям не к лицу преклонение перед буржуазной литературой Запада, переживающей гниение и распад»91.

Идеологи действовали методами своих зарубежных противников – философских идеалистов: стремились вытравить связь с предметом (действительностью) из чувственных форм сознания92. Критик В.В. Ермилов, например, еще в начале 1946 года в монографии «А.П. Чехов» заявил: «Советский писатель опирается на объективную действительность, целиком служащую утверждению правды и красоты…»93. На заседании коллегии министерства просвещения в феврале 1947 года докладчики подчеркивали необходимость формирования оптимистического взгляда детей на мир с помощью романтической литературы, в которой как можно меньше говорилось бы о «быте»94. Не показывать советского человека «обыденным, серым, скучным, таким замухрышкой» – так, ссылаясь на слова Сталина, рекомендовал действовать Фадеев на Первом Всесоюзном совещании молодых писателей в марте 1947 года. Этот «человек», аргументировал Генсек ССП, совершил революцию, построил «индустриальное государство» и «избавил народ от нищеты». Но это не означало, оговорился Фадеев, что надо изображать какого-то выдуманного человека. «Я должен уметь видеть эти передовые черты реального человека, – категорично заявил он. – Нам этого положительного героя дает сама действительность»95. В качестве примера Фадеев рекламировал «Два капитана» Каверина и произведения Шолохова.

Изображение «быта» было слабой стороной творчества писателей по причине военных разрушений в слаборазвитой стране и высокой степени эксплуатации граждан номенклатурой, что мешало росту благосостояния народа. Сам Фадеев в «Молодой гвардии» устами фашиста невольно воспроизвел одно из противоречий советской жизни: «Вы говорите по-немецки, а моетесь из кружки…Ошень плехо»96. После войны ситуация с «бытом» поправлялась медленно.

Маршак выступал со смешанным чувством гордости за достижения всей литературы и недовольства литературой детской. С его точки зрения, с 1934 года в детской литературе так и не появились новые яркие имена. Писатели мало рассказали о родине, ее людях, создали персонажей, в которые дети хотели бы играть. Но в главном он не сомневался: «Главное – этическая основа, на которой строятся книги. Жизнь для общества, подчинение частных, эгоистических интересов общим, радость участия в большом общем труде, преданность советской родине, ненависть к национальной розни и эксплуатации человека человеком»97.

Образцом для писателей, учителей, читателей стал роман Фадеева «Молодая гвардия». Несгибаемое мужество в борьбе с фашизмом «типичных» до войны, но сильных духом молодых людей, светлая, трагически оборвавшаяся любовь, героическая смерть краснодонцев в результате предательства тронули сердца миллионов читателей, многие из которых воевали или трудились в тылу. Книга стала феноменом общественного сознания. «Нового читателя Фадеев воспитал», – небезосновательно заявил Кассиль98.

12itogi-diskussii-za-reistorizaciyu-tezisa-o-konvergencii-i-a-savkin-dizajn-oblozhki.html
12poryadok-predstavleniya-dokumentacii-ob-otkritom-aukcione-v-elektronnoj-forme-razyasnenie-polozhenij-dokumentacii-ob-otkritom-aukcione-v-elektronnoj-forme-i-vnesenie-v-nee-izmenenij.html
13-3-mezhdunarodnaya-valyutnaya-sistema-i-valyutnij-kurs-tema-vvedenie-v-ekonomicheskuyu-teoriyu-2.html
13-cvetok-hrizantema-vi-magnitogorskij-turnir-yunih-matematikov.html
13-etapi-i-osobennosti-razvitiya-psihologicheskoj-nauki-i-pedagogika.html
13-harakteristika-sistemi-tehnicheskogo-obsluzhivaniya-ustrojstv-scb-1-ekspluatacionnaya-chast.html
  • tasks.bystrickaya.ru/139-upravlyayushie-klassi-zakonchennij-uchebnik-i-rukovodstvo-po-yaziku.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-kursam-ekologiya-ekologicheskij-menedzhment-sistemi-ekologicheskogo-upravleniya-dlya-studentov-vseh-specialnostej.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rannee-hristianstvo-i-deyatelnost-pavla-prognozno-analiticheskij-centr.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-upravlenie-personalom-v-socialnoj-rabote-dlya-specialnosti-040400-62-socialnaya-rabota-razdel-organizacionno-metodicheskij.html
  • lesson.bystrickaya.ru/uchebnie-plani-dlya-nachalnogo-gimnazicheskogo-i-licejskogo-obrazovaniya-stranica-10.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-publikacionnoj-aktivnosti-zhurnala-i-rejting-science-index-na-20-07-2011-g-po-dannim-ooo-nauchnaya-elektronnaya-biblioteka-g-moskva.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2011-chernogolovka-sto-pudov-280-ot-13-01-11-g.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ukazatel-sokrashenij-stranica-23.html
  • school.bystrickaya.ru/germaniya-v-mirovoj-ekonomike.html
  • desk.bystrickaya.ru/pervaya-chast-merlezonskogo-baleta-bbk-84-r7.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-rulevoj-parusnoj-yahti-3-obrazovatelnaya-programma-masterskaya-yungi.html
  • credit.bystrickaya.ru/p-arhara-amurskoj-oblasti.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshie-trebovaniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-zdorove-materej-i-malishej-na-osobom-kontrole-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchitel-naskolko-on-professionalen-zavisit-uspeh-kazhdogo-ego-uchenika-uspeh-uchenika-eto-i-est-uspeh-uchitelya-yahochu-bit-uspeshnim-uchitelem-schitayu-chto-osn.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-godovoj-buhgalterskoj-otchetnosti-oao-kamazinstrumentspecmash.html
  • letter.bystrickaya.ru/n-g-baranec-metamorfozi-etosa-stranica-9.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-praktike-primeneniya-sistemi-menedzhmenta-kachestva-privolzhskogo-tamozhennogo-upravleniya-po-osushestvleniyu-tamozhennogo-kontrolya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-iv-socialnaya-psihologiya-maloj-gruppi-psihologiya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/when-he-got-back-balin-and-dwalin-were-talking-at-the-table-like-old-friends-the-hobbit-dzhon-ronald-ruel-tolkien-hobbit.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-elskie-otnosheniya-izdano-pri-finansovoj-podderzhke-detskogo-fonda-oon-yunisef-v-respublike-belarus-minsk-2001.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravovie-aspekti-korporativnogo-upravleniya-po-kontrolyu-za-rasporyazheniem-i-zashitoj-prav-akcionerov.html
  • tests.bystrickaya.ru/kommercheskoe-predlozhenie-na-postavku-produkcii-forma-2-tehnicheskoe-zadanie-na-postavku-produkcii-8.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-konferenciya-sozdanie-i-ispolzovanie-iskusstvennih-zemelnih-uchastkov-na-beregah-i-akvatorii-vodnih-obektov-20-25-iyulya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lgotnie-tarifi-na-passazhirskie-perevozki-diplomnaya-rabota.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnaya-priroda-rosta-i-demograficheskie-pokazateli-samoorganizacii.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-teme-materialovedenie-dlya-specialnosti-120100-tehnologiya-mashinostroeniya-obem-lekcij-80-chasa.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/ria-novosti-moskva-17112008-energosammit-pokazal-chto-budut-realizovani-ekonomicheski-obosnovannie-proekti-ekspert.html
  • tests.bystrickaya.ru/lingvisticheskie-i-perevodcheskie-leksicheskie-sopostavleniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/58-oblast-primechaniya-sistema-standartov-po-informacii-bibliotechnomu-i-izdatelskomu-delu-bibliograficheskaya.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkurs-1-izdaniya-na-bumazhnih-nositelyah-pp.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nove-pokolnnya-drajverv-scale-dlya-potuzhnih-mosfet-igbt-modulv.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchastie-i-konsultaciya-proekt-razvitiya-avtomobilnih-dorog-yug-zapad-mezhdunarodnij-tranzitnij-koridor-zapadnaya.html
  • klass.bystrickaya.ru/alternativnij-minimalnij-nalog-v-ssha-chast-3.html
  • testyi.bystrickaya.ru/73klassifikacii-specifikacii-funkcionalnih-i-drugih-trebovanij-polzovatelya-informacionnoj-sistemi-upravleniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.