.RU

§ 6. Орфография - Перед теоретическими сведениями и после них даются вопросы, которые нацеливают на внимательное...


§ 6. Орфография

^ Правописание морфем

Урок 26. Разделы русской орфографии. Правописание морфем

Цели урока: 1) повторить и обобщить сведения о разделах русской орфографии; 2) тренировать в использовании принципа единообразного написания морфем на письме; в различении омофонов.

^ I. Словарный диктант с грамматическим заданием (проверка домашнего задания)

Предоставим возможность учащимся в течение минуты повторить написание слов, входящих в словосочетания орфографического минимума (упр. 201), а затем закрыть книги и записать эти словосочетания по диктовку учителя. Чтобы потренировать учеников в умении концентрировать внимание, продиктуем словосочетания для записи парами: первое словосочетание каждой пары записывает первый вариант, второе словосочетание – второй вариант.

Грамматическое задание может быть следующим.

Задание 1. Найдите словосочетания, соответствующие схемам: действительное причастие (главное слово) + существительное; страдательное причастие (главное слово) + существительное. Составьте с ними два предложения, в одном из которых словосочетание используется в роли обособленного распространённого определения, а в другом – необособленного распространённого определения.

Задание 2. Используя словосочетания из ряда записанных (на выбор) составьте и запишите предложение, осложнённое обращением, и предложение, осложнённое вводным словом.

^ II. Разделы русской орфографии и основные принципы написания (задания на с. 78)

В процессе обсуждения первого задания § 6 подведём учащихся к мысли о том, что знаки препинания помогают правильно и быстро понимать письменный текст: абзац (красная строка) выделяет композиционно-смысловые части текста; точка, многоточие, вопросительный и восклицательный знаки отделяют высказывания друг от друга и помогают понять их цель, а также эмоциональную окраску. Отражая синтаксическое строение предложения и его интонационное оформление, запятые, точка с запятой, двоеточие помогают воспринимать высказывания в точном соответствии с замыслом их автора, а такие выделяющие знаки, как кавычки, скобки, а также тире и запятая при парном употреблении помогают создать смысловое выделение отдельных фрагментов высказывания. Ошибки в пунктуационном оформлении предложений затрудняют письменное общение, а их отсутствие делают такое общение невозможным.

Предложим семиклассникам устно сформулировать основные правила каждого раздела орфографии и в случае необходимости внесём дополнения в их ответы: «Морфемы пишутся одинаково, независимо от произношения. Морфемы в пределах слова пишутся слитно, реже через дефис; слова друг с другом пишутся раздельно. С прописной буквы пишутся собственные имена и наименования и первое слово предложения, остальные слова пишутся со строчной буквы. Слова переносятся по слогам с учётом их морфемного членения».

^ III. Правописание морфем. Различение омофонов в устной речи и на письме (упр. 204 – 206, 209)

Предоставим возможность всем желающим назвать соответствующие заданию упражнения 204 примеры слов и подведём учащихся к выводу о том, что один и тот же корень может быть представлен в двух и более вариантах, поскольку при изменении слова или при образовании новых слов в корне могут происходить чередования гласных и/или согласных.

Основным результатом работы с упражнениями 205 и 206 должен стать вывод о том, что необходимо учитывать существующее в русском языке явление омонимии и использовать омофоны в устной речи в том контексте, который помогает понять их точное лексическое значение, и учитывать эти значения для правильного оформления омофонов на письме. Ученики ещё раз отметят, что омофоны являются разными словами, следовательно, имеют разные значения и разные однокоренные слова (изморозь – морозить, изморось – моросить).

Работа с омофонами, схематически представленными в упражнении 209, обнаруживает сходство их морфемного состава: многие пары омофонов построены по единой словообразовательной модели.

^ Д. з.: 1) упр. 202; 2) по желанию – упр. 203; 3) индивидуальное задание – упр. 207 (см. примечание).

Примечание. Задание упражнения 207 распределим между двумя-тремя учениками.

^ Резерв – упр. 208.


Урок 27. Правописание морфем (продолжение)

Цели урока: 1) тренировать в проведении этимологического анализа для определения правильного написания слов; 2) повторить и систематизировать сведения об орфограммах корня и тренировать учащихся в использовании способов определения правильного написания.

^ I. Разделы русской орфографии (повторение – проверка домашнего задания)

Один или несколько учеников расскажут об основных разделах орфографии, а затем учащиеся, подготовившие в качестве индивидуального задания упражнение 207, продиктуют одноклассникам составленные дома предложения с омофонами и в случае необходимости внесут коррективы в их устный анализ написания этих пар слов. Важно, чтобы в ответах учеников прозвучала мысль о том, что анализ омофонов уместен в орфографической работе, так как орфография регулирует правильное написание слов, а чтобы правильно написать одинаково звучащие слова, разные по значению, нужно сначала определить значения этих слов для подбора соответствующих проверочных родственных слов или словоформ.

^ II. Орфограммы корня. Использование этимологического анализа для определения правильного написания (упр. 211, 212 (1--3) -- 214)

Выполнив упражнение 211, учащиеся ещё раз убедятся, что этимологический анализ помогает определить написания, которые с позиций современного русского языка считаются непроверяемыми.

В процессе орфографического анализа текстов из упражнения 212 семиклассники вспомнят основные орфограммы корня. По своему усмотрению учитель может провести совместную работу по составлению схемы, обобщающей сведения о правописании корней, или предложить её в готовом виде (см. первый форзац учебника для пятого класса) и рекомендовать учащимся заполнить её примерами из текстов упражнения 212 и самостоятельно подобранными примерами.

^ Правописание корней

Гласные

Согласные







В процессе обсуждения стихотворных фрагментов (задание 3 упражнения) обратим внимание ребят на то, что утреннее пробуждение природы в пейзажных зарисовках А.С. Пушкина показано более динамично, чем в первых двух, и попросим их подумать, какими средствами это создаётся. В случае необходимости укажем на использование глаголов несовершенного вида в стихотворном фрагменте К. Ваншенкина, с одной стороны, и использование глаголов совершенного вида в поэтических строках А. Пушкина -- с другой.

Прежде чем учащиеся приступят к работе с упражнением 213, попросим их объяснить и подтвердить примерами, почему необходимо различать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и не проверяемыми ударением, и слова с чередованием гласных в корне.

Напомним семиклассникам правило написания корня с чередованием -зар-/-зор-: «В корне -зар-/-зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – а: зάрево, зόрька – зарница, озарять. Исключения: зоревать, позоревать».

Д. з.: 1) упр. 215, 216; 2) индивидуальное задание – упр. 217.


Урок 28. Правописание морфем (продолжение)

Цели урока: 1) повторить сведения о значении приставок при- и пре- и совершенствовать умения выбора этих приставок на письме; 2) повторить основные правила выбора гласных в суффиксах глагола и страдательных причастий настоящего времени и тренировать в написании соответствующих форм глаголов и причастий; 3) повторить сведения о написании -н- и -нн- в суффиксах прилагательных, образованных от существительных.

^ I. Правописание удвоенных согласных (проверка домашнего задания)

Предложим учащимся сделать сообщение по заданию упражнений 217 и 215 (1) и проследим, чтобы в ответах по теме задания 1 упражнения 215 прозвучали следующие высказывания: «Это тексты научно-популярного стиля, так как в них в доступной для неподготовленного читателя форме сообщаются важные научные сведения и сведения о производственном процессе. Сфера применения – научно-популярная и учебная литература. В первом из них в доступной форме описывается процесс изготовления бумаги, используются термины (целлюлоза, соляная кислота), профессиональные слова (όтжим). Возможный заголовок – «Изготовление бумаги». Автор второго текста объясняет, как в атмосфере происходит кристаллизация, а при падении кристаллов – образование снежных хлопьев. Используются термины (холодные слои атмосферы, кристаллизация). Возможный заголовок – «Как образуется снег»».

После этого проведём объяснительный самодиктант: ученики диктуют одноклассникам подобранные дома слова с удвоенными согласными в корне, двумя согласными на стыке приставки и корня и с орфограммой «Буквы -н- и -нн- в суффиксах прилагательных» (задание 2 упражнения 215) и объясняют их написание.

Предоставим учащимся внимательно перечитать слова из упражнения 216, а затем попросим их закрыть учебники, записать эти слова под диктовку и самостоятельно проверить правильность написания по книге.

^ Учебная игра. «Кто больше?». Предложим представителям команд (рядов) поочерёдно называть подобранные в соответствии с заданием 2 упражнения 216 примеры, отчётливо проговаривая их по слогам. Побеждает та команда, чьи представители назовут большее количество примеров. Условие: нельзя называть примеры из упражнений 215 и 216.

^ II. Правописание приставок пре- и при- (упр. 218, 219 (1))

После того как семиклассники назовут глаголы с приставками пре- и при- в соответствии с заданием 1 упражнения 218 (пришивает, придерживает, приучает, прикасается, присматривается, приклеивает, прикалывает, пребывает (в хорошем настроении), и т. д.), и попросим вспомнить основные значения, которые придают глаголам эти приставки, заполнив пропуски в следующей таблице, предварительно вынесённой на доску.

Приставка при-

Приставка пре-



1. …

Преинтересный, прехорошенький.

2. …

Превращать, преступать.



Затем учащиеся записывают образованные от данных в упражнении слова, объясняя выбор приставки пре- или при-. По своему усмотрению учитель может предложить распределить эти слова по группам в соответствии с заполненной таблицей. Назовём глаголы для работы со второй частью задания 2 упражнения: прибыть, присесть, преодолеть – и определим автора наиболее интересного из составленных предложений.

Работу с заданием 1 упражнения 219 можно предложить выполнить самостоятельно, а затем организовать взаимопроверку. После этой части работы попросим ребят ещё раз выразительно прочитать пословицы и устно объяснить своё понимание третьей и седьмой из них.

^ III. Правописание суффиксов глагола и его особых форм (упр. 223, 225)

Попросим учащихся по предварительно вынесенной на доску опорной записи вспомнить правило написания суффиксов –ива- (-ыва-) -- -ова- (-ева-) глаголов.

Рассказывать (рассказываю), советовать (советую).

После этого ребята проведут орфографический анализ текста упражнения 223, попутно указывая морфологические признаки использованных в нём глаголов.

Напомним ученикам, что страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида, и предоставим им возможность записывать глаголы в форме 2-го лица множественного числа, соотнося гласную в личном окончании глагола с гласной в суффиксе страдательного причастия настоящего времени, например: нарушать (I спр.) -- нарушаем тишину – нарушаемая тишина.

По своему усмотрению учитель может сократить задания упражнения 225: попросить учащихся включить в состав предложения одно из словосочетаний и провести морфологический разбор страдательного причастия, в нём использованного.

^ IV. Суффиксы прилагательных, образованных от существительных (упр. 231)

Предложим семиклассникам записать под диктовку несколько словосочетаний существительное (главное слово) + прилагательное и объяснить выбор -н- или -нн- в суффиксах прилагательных.

Полотняная скатерть, кожаная обивка, осиное гнездо, соломенная шляпка, организационный момент, лунная дорожка, зелёные насаждения, стеклянная ваза, ветреный день.

Предоставим ребятам возможность использовать записанные примеры при составлении устного высказывания (упражнение 231).

^ Д. з.: 1) упр. 220, 227; 2) по желанию – упр. 219 (2); 3) упр. 224 (см. Примечание), 230.

Примечание. Распределим задание упражнения 224 между двумя учениками (работа с деепричастиями и работа с причастиями).

Резерв – упр. 222, 228.


Урок 29. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных

Цель урока – формировать представление о последовательности действий при выборе н и нн в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных и вырабатывать умение использовать правильный способ действия при определении соответствующего написания.

^ I. Правописание морфем (проверка домашнего задания, упр. 221, 226, 230)

Предложим учащимся назвать использованное в упражнении 220 слово с приставкой пре- и объяснить его написание, а затем вспомнить, как называются слова, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному, и выполнить задание упражнения 221, ограничив его составлением словосочетаний. Предоставим возможность ребятам проверить выполнение упражнения 227: назовём количество встретившихся в приведённой группе слов прилагательных с одной н (5), а после этого предложим отдельным ученикам их перечислить. Затем попросим ученика, подготовившего в качестве индивидуального задания упражнение 230, сделать соответствующее сообщение и продиктовать одноклассникам составленные дома предложения.



Поможем ученикам слабого класса в процессе обсуждения заданий упражнения 226 вспомнить, что страдательные причастия прошедшего времени образуются от усечённой основы переходных глаголов на -ить с помощью суффикса -енн-, а от основ глаголов на -ать (-ять) -- с помощью суффикса -нн-. В случае необходимости напомним, что действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ащ-(-ящ-) и -ущ-(-ющ-), и покажем это на примерах.

Проследим, чтобы в ответах учащихся по теме упражнения 224 прозвучала мысль о том, что поморфемная запись слов помогает контролировать правильность орфографического оформления каждой из значимых частей слова, и таким образом, обеспечивать правильность написания слова в целом.

^ II. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных (текст на с. 89 – 90, вопросы на с. 90, упр. 232, 233)



После того как учащиеся слабого класса вдумчиво прочитают текст на с. 89 – 90, поможем им определить количество частей (первое задание после текста) общее их содержание. По своему усмотрению учитель может организовать работу по составлению сложного плана:

I. Правописание кратких страдательных причастий прошедшего времени.

II. Правописание полных страдательных причастий прошедшего времени.

1. Написание нн в полных причастиях.

2. Написание н в полных причастиях.

III. Правописание слов-исключений.


Можно уже в процессе работы с текстом потренировать учащихся в написании н и нн в полных страдательных причастиях прошедшего времени, предложив им выполнить следующее задание.

Задание. 1. Запишите приведённые во второй части текста на с. 89 – 90 причастия, перешедшие в прилагательные, и образуйте от них однокоренные слова с приставками.

^ Образец. Варёный – сваренный.

2. Слова какой части речи вы образовали? Объясните написание суффиксов однокоренных слов.

После этого организуем работу по составлению алгоритма действий при выборе н или нн в причастиях и отглагольных прилагательных (второе задание после текста).

^ Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных

Полное или краткое?

Краткое причастие

н

Полное

^ Есть приставка (кроме не)?





Предоставим ученикам три минуты для запоминания слов-исключений, а затем предложим записать эти слова по памяти и проведём взаимопроверку в парах.

Чтобы семиклассники правильно выполнили задание 1 упражнения 232, попросим их объяснить, когда для образования страдательных причастий прошедшего времени используется суффикс -нн-, а когда -- -енн-, и в случае затруднения посоветуем обратиться к упражнению 226 (см. этап I урока).

Анализ текста Николая Сладкова будет примерно следующего содержания: «Тема текста – «Зимние запасы бобров», в нём выражена мысль о том, что бобры прячут под водой дрова, чтобы не голодать и не мёрзнуть в зимние холода. Это рассуждение с элементами описания: автор приглашает читателя к размышлению о том, кто мог свалить осины и воткнуть поленья в илистое дно озера, и, описывая увиденное, приходит к определённому заключению. Текст относится к художественному стилю: автор стремится воздействовать на читателя – удивить и заинтересовать. Текст характеризуется такими стилевыми чертами, как конкретность (описана конкретная картина, увиденная рассказчиком), субъективность и эмоциональность (рассказчик выражает в процессе рассуждения и описания непосредственно свои чувства), образность (автор позволяет читателю ярко представить описанную картину). Для создания этих стилевых характеристик использована эмоционально-оценочная лексика (додумался, чудак какой-то), сравнения (Словно печку натопят!), неполные предложения, предложения восклицательные по эмоциональной окраске и другие выразительные языковые средства».

По своему усмотрению учитель может указать три причастия, морфологический разбор которых нужно провести, например: стёсано, умятые (тропы), поваленные (осины).

Д. з.: 1) работа с вопросами на с. 90 (повторение); 2) упр. 234.


Урок 30. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных (продолжение)

Цели урока: 1) тренировать умение выбирать -н- или -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных; 2) совершенствовать умение письменно пересказывать текст.

^ I. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных (проверка домашнего задания, объяснительный диктант, упр. 236)

Попросим отдельных учащихся рассказать правило, регулирующее написание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных, и определить порядок действий при определении их правильного написания (задания на с. 88), а затем проведём предупредительный диктант.

Задание. Послушайте словосочетания, объясните выбор -н- или -нн- в причастиях и отглагольных прилагательных и запишите эти словосочетания в тетради, обозначая соответствующую орфограмму.

Неглаженые брюки, отчаянный поступок, вязаный жилет, исследованная местность, глаженный вчера сарафан, жёваная бумага, связанные морским узлом, разглаженные складки, путаный ответ, данное обещание, раздосадованные жильцы, вязанная крючком салфетка, кованый прут, нежданный гость, рискованное заявление.


Организуем рассмотрение рисунка в упражнении 236 и в случае необходимости обратим внимание учащихся на «полноту» короля на первом рисунке и наличие зависимых от него «подданных». Укажем также на то, что, как только король лишается «подданных» (см. второй рисунок), то есть теряет возможность «управлять», он не только теряет часть того, что имеет – одно н, но и меняет свой облик (причастие утрачивает глагольные признаки – способность управлять или участвовать в связи примыкание в роли главного слова -- и становится прилагательным).

^ II. Изложение-миниатюра (упр. 235)

Выразительно прочитав текст в упражнении 235, учащиеся подбирают соответствующий заголовок (например, «Новгородские берестяные грамоты») и работают в соответствии с содержанием заданий.

После определения ключевых слов (задание 4) предоставим ученикам возможность последовательно подготовить устный пересказ каждого из абзацев и произнести его в парах, а затем ещё раз внимательно прочитать текст и изложить его письменно в тетрадях.

Д. з.: 1) первое задание на с. 88 (повторение); 2) упр. 229 (1); 3) по желанию – упр. 229 (2, 3).


^ Урок 31. Написание н и нн в полных и кратких прилагательных и причастиях

Цели урока: 1) формировать умение использовать правильный способ действия при выборе н и нн в кратких прилагательных и причастиях; 2) повторить правило, регулирующее выбор гласной в падежных окончаниях прилагательных и причастий, и тренировать в его применении.

^ I. Правописание -н- и -нн- в причастиях и прилагательных (повторение – проверка домашнего задания, объяснительный диктант, упр. 237)

Предложим учащимся записать под диктовку второй абзац упражнения 229 (домашнее задание) и после записи объяснить написание отдельных слов (по указанию учителя).

Постараемся, чтобы в процессе рассмотрения приведённых в упражнении 237 примеров учащиеся усвоили, что причастия, в отличие от отглагольных прилагательных, которые образуются от глаголов несовершенного вида, обладают таким глагольным признаком, как способность к управлению и участию в связи примыкание в роли главного слова. Ещё раз подчеркнём необходимость различать отглагольные прилагательные и причастия, чтобы не допускать ошибок в их орфографическом оформлении.

^ II. Написание н и нн в полных и кратких прилагательных и причастиях (упр. 238 – 240)

В случае затруднения учащихся при выполнении задания 1 упражнения 238 проведём беседу по следующим вопросам: 1) По какому признаку сравниваются прилагательные и причастия? 2) Причастия какого залога можно сопоставить по этому признаку с именами прилагательными? Почему? 3) От чего зависит выбор одного или двух н в страдательных причастиях прошедшего времени? 4) От чего зависит выбор одного или двух н в кратких прилагательных?

Ещё раз обратим внимание учащихся на то, что в полных причастиях всегда пишется две буквы н, а в кратких – одна; в полных прилагательных, образованных от существительных, -- как одна, так и две буквы н, а в кратких прилагательных – столько н, сколько в полных, краткими формами которых они являются.

По своему усмотрению учитель может провести работу по составлению алгоритма действия при выборе написания н или нн в кратких прилагательных и причастиях.

Правописание н и нн в кратких прилагательных и причастиях

К какой части речи относится данное слово?

Прилагательное

Сколько н в полной форме этого прилагательного?



Причастие

Пишем одно н



Попросим учеников давать подробные устные объяснения в процессе работы с упражнениями 238 (2) и 239.



В случае затруднения учащихся при определении значений фразеологизмов поможем им в этой работе. ^ Вилами по воде писано – «неизвестно ещё, будет так или нет, удастся ли, осуществится ли». На лбу написано – «сразу видно, заметно что-либо по внешнему виду человека».

Предоставим ученикам время для составления предложений с приведёнными в упражнении 240 фразеологизмами и определим, кому удалось составить наиболее интересное по содержанию предложение.

^ III. Правописание падежных окончаний прилагательных и причастий (упр. 241)

Попросим семиклассников самостоятельное сформулировать правило выбора гласной в падежных окончаниях прилагательных и причастий, привести и записать три-пять примеров.

Работу с упражнением 241 проведём в форме комментированного письма, а затем предложим ребятам выразительно прочитать приведённый отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» и определить тип речи текста.

Д. з.: 1) упр. 238 (1) с дополнительным заданием: записать подобранные примеры (пять-семь) в тетрадь; 2) упр. 242; 3) индивидуальное задание – упражнение 243 (см. Примечание).

Примечание. Распределим задание упражнения 243 между тремя учениками.


^ Урок 32. Слитные, раздельные и дефисные написания

Цели урока: 1) проверить орфографические умения учащихся по теме «Правописание н и нн в прилагательных и причастиях», 2) повторить и обобщить правила слитного и раздельного написания не с разными частями речи и правила слитного и дефисного написания сложных слов.

^ I. Правописание н и нн в прилагательных и причастиях (проверка домашнего задания, самостоятельная работа)

Предоставим слово учащимся, работавшим дома с индивидуальным заданием (упражнение 243), и проследим, чтобы они в своих ответах отметили, что глагольные формы в каждой из приведённых в упражнении пар различаются морфемным составом и морфологическими признаками: первая глагольная форма каждой пары – это форма повелительного наклонения множественного числа, и показателями значения наклонения и числа являются суффикс -и и окончание -те соответственно, вторая форма пары – форма изъявительного наклонения второго лица единственного числа, и эти значения выражаются окончанием -ете. В качестве орфографических и фонетических отличий ученики должны указать на орфограмму в корне первой глагольной формы каждой пары (в форме колѝте безударный гласный [о] обозначен буквой о, в форме поддержѝте безударный гласный [и] обозначен буквой е) и орфограмму в личном окончании второй глагольной формы каждой пары (безударный гласный [и] обозначен буквой е в глаголах I спряжения колете и вспашете и буквой и – в форме поддержите). Попросим отвечающих продиктовать одноклассникам составленные дома предложения с соответствующими формами и объяснить написание этих форм.

Проведём объяснительный взаимодиктант: предложим ученикам поочерёдно диктовать подобранные в соответствии с заданием 1 упражнения 238 примеры одноклассникам для записи и вносить коррективы в объяснения отвечающих.

После этого проведём самостоятельную работу.

^ Самостоятельная работа

Задание 1. Запишите под диктовку словосочетания.

Асфальтированная улица, кипячёное молоко, неслыханная щедрость, повалено ветром, безветренная погода, кожаные ботинки, кипячённое в кастрюльке, путаный ответ, непаханое поле, ветреный день, спутанные волосы, ветряная мельница, вспаханная полоса, взвешенное решение, развешанное бельё.

Задание 2. Запишите под диктовку предложения.

Склонившись над увядающими травами, шумит густой листвой печальная ива. Темнеют силуэты отражённых в зеркальной воде озера прибрежных кустов.

Задание 3. Проведите полный морфологический разбор причастия из первого (I вариант) и второго (II вариант) предложений.

Задание 4. Проведите полный синтаксический разбор первого (I вариант) и второго (II вариант) предложений.

^ II. Слитные, раздельные и дефисные написания (упр. 244, 245, 251, 252)

Внимательно прочитав текст в упражнении 244, учащиеся выделят его главную мысль: «Чтобы правильно передавать на письме содержание речи, необходимо чётко соблюдать границы слов, а для этого важно вдумываться в смысл высказывания».



В случае затруднения учащихся при составлении устного высказывания по теме упражнения 245, предложим им воспользоваться схемой из упражнения 251. В слабом классе по своему усмотрению учитель может продиктовать готовые примеры и помочь учащимся сделать соответствующие обобщения, например: не различаем, не различая; недотрога, не парта, неприятель; не приятель, а противник; ненастный, не железный, неприятный, далеко не приятный; не приятный, а отталкивающий; невесело, ничуть не весело; не весело, а грустно; нечто, нечего, не с чем; юго-западный, бледно-розовый, шахматно-шашечный, древнерусский.


Восстанавливая деформированный текст из упражнения 252, ученики проводят его подробный устный орфографический анализ.

Д. з.: 1) на выбор: упр. 246, или 248, или 250; 2) упр. 253; 3) индивидуальные задания – упр. 247, 249 (см. Примечание).

Примечание. Упражнение 249 предложим подготовить двум-трём ученикам, рекомендовав подобрать 7 – 10 примеров.


^ Урок 33. Правописание не с причастиями

Цель урока: формировать представление о написании не с причастиями и умение использовать правильный способ действия при определении слитного или раздельного написания не с полными и краткими формами причастий.

^ I. Слитные, раздельные и дефисные написания (повторение – проверка домашнего задания, упр. 254, 255)

Предоставим возможность желающим сделать сообщения по темам заданий по выбору (упр. 246, 248, 250), а затем предложим выслушать ученика, работавшего с упражнением 247 (индивидуальное задание).

После этого попросим учеников, подобравших примеры на орфографические правила, связанные с правописанием сложных существительных и прилагательных (упражнение 249 – индивидуальное домашнее задание), продиктовать словосочетания или предложения одноклассникам и в случае необходимости внести коррективы и дополнения в их ответы.

^ Учебная игра. Проведём работу с упражнением 254 в форме игры «Аукцион». Победителем будет признан тот ученик, который последним назовёт существительное, которое без не не употребляется.


Другая форма работы с заданием 2 упражнения 254 – запись приведённых отдельными учениками или продиктованных учителем слов (например небрежность, невидимка, небылица, невежество, невидаль, негодование, неумение, нелепость, ненависть, необходимость, необычайность, неожиданность, неотразимость, неряха, невежа, невежда и т. д.) в составе словосочетаний.


^ В слабом классе для работы с упражнением 255 предложим слова для справок (слова даём не по порядку): извилистый (ручей), мелкий (пруд), сладкий (сироп), редкий (кустарник).


^ II. Правописание не с причастиями

После внимательного чтения текста на с. 100 по своему усмотрению учитель может организовать совместную работу по составлению алгоритма действий для определения написания не с причастиями.

^ Правописание не с причастиями

Краткое или полное причастие?

Краткое

Пишем раздельно

Полное

Употребляется без не?





Действуя по алгоритму, учащиеся выполняют упражнения 256 и 259.

Поможем учащимся при обсуждении задания 1 упражнения 257 понять, что при появлении у причастия с не зависимых слов значение отрицания, выражаемое частицей не, распространяется на весь причастный оборот, поэтому изменяются условия написания этой частицы с причастием.

Материал упражнения 258 позволяет отработать умение учащихся создавать условия для слитного и раздельного написания не с причастиями.

^ Д. з.: 1) пересказ текста на с. 100; 2) упр. 260 (1 -- 3); 3) по желанию -- упр. 260 (4).


Урок 34. Разученный диктант с творческим заданием (на материале упражнения 261)

Цели урока: 1) тренировать орфографические умения учащихся, связанные с написанием н и нн в прилагательных и причастиях; 2) проверить орфографические и пунктуационные умения учащихся в рамках изученного для дальнейшей отработки соответствующих умений.

^ I. Орфографический и пунктуационный анализ текста (упр. 261)

После того как учащиеся составят высказывания в соответствии с заданиями 1 и 2 упражнения 261 и внимательно прочитают искусствоведческий текст, сверяя его содержание с высказываниями одноклассников и с собственными наблюдениями, предложим им выписать из этого текста слова с пропусками и определить их правильное написание.

Затем предложим ученикам записать поморфемно слова замёрзшим (прудом), остановилось, хранят, нераскрытые, обязательно, исчезнет, щемящим, живописцы, желтовато-зеленоватое, вспыхивающие, поразительного, чувствуется. Ребята объясняют написание составляющих эти слова морфем и стараются запомнить их написание.

Попросим учащихся составить пунктуационные схемы отдельных предложений, а затем предоставим им возможность ещё раз внимательно прочитать текст, обращая внимание на написание трудных в орфографическом отношении слов и пунктуационные трудности.

^ II. Разученный диктант с творческим заданием

Попросим учеников закрыть учебники и записать проанализированный текст под диктовку.

После того как ребята проверят записи, предложим им письменно объяснить, можно ли картину К. Мирошника и Н. Кургузовой-Мирошник «Старый дом в селе Медведево» назвать так же, как назван текст, посвящённый её описанию (задание 4 упражнения 261).

Д. з.: упр. 262.



1130-1300-ned-disciplina-vid-zanyatiya-prepodavatel-mesto-provedeniya-zanyatiya.html
114-netarifnie-metodi-regulirovaniya-mezhdunarodnoj-torgovli-uchebno-prakticheskoe-posobie-ekonomicheskaya-politika.html
114-sodejstvie-razvitiyu-lizinga-oborudovaniya-subektami-malogo-i-srednego-predprinimatelstva.html
115-integraciya-respubliki-kazahstan-v-ramkah-sng-uchebno-prakticheskoe-posobie-ekonomicheskaya-politika-uskenbaeva.html
115osnovnaya-obrazovatelnaya-programma27011265-vodosnabzhenie-i-vodootvedenie.html
117-sindrom-zhil-de-lya-turetta-klinika-diagnostika-lechenie-metodika-issledovaniya-poverhnostnih-refleksov-kozhnih.html
  • student.bystrickaya.ru/27-oformlenie-i-zashita-otcheta-po-praktike-lingvisticheskij-universitet.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-04-06-kino-dlya-sluzhebnogo-polzovaniya-natalya-filatova.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-ermakovskom-rajone-pogibli-dvoe-grazhdan-informacionnoe-agentstvo-press-lajn-rossijskoe-informacionnoe-agentstvo-24022011.html
  • tasks.bystrickaya.ru/23-peloponesci-ushli-v-beotiyu-24-organizacionnie-voprosi-afinyan-stranica-52.html
  • abstract.bystrickaya.ru/171-spravochnaya-literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ftd-00-mirovaya-hudozhestvennaya-kultura.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnie-i-obrazovatelnie-programmi-rassmotrenie-dokladov-predstavlennih-gosudarstvami-uchastnikami.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ustanovlenie-kopii-predislovie-ko-vtoromu-izdaniyu.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadacha-24-predostavlenie-inostrannim-grazhdanam-i-doklad-o-rezultatah.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-6-rinok-truda-i-bezrabotica-uchebno-metodicheskih-materialov-po-kursu-makroekonomika-vsootvetstvii-s-programmoj.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-ukrainskij-yazik-dlya-studentov-ii-kursa-dnevnoj-formi-obucheniya-po-napravleniyu-031000-filologiya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-8-po-specialnosti-globalizaciya-ekonomiki-stranica-6.html
  • lecture.bystrickaya.ru/agentstvo-po-delam-molodezhi-kaliningradskoj-oblasti.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dlya-sleduyushih-vidov-zdanij-sooruzhenij-i-ih-kompleksov.html
  • studies.bystrickaya.ru/kostyum-xviii-xix-vekov-p-p-gnedich-vsemirnaya-istoriya-iskusstv.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sorochenko-v-enciklopediya-metodov-propagandi-kak-nas-obrabativayut-smi-politiki-i-reklama-2002httpwwwpsyfactororgpropaganda1htm.html
  • college.bystrickaya.ru/2012-zhili-shnde-atarilan-zhmistar-turali-anitama.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stislij-konspekt-lekcj-z-disciplni-telekomunkacjn-ta-nformacjn-merezh-tm-programa-bakalavrskogo-mnmumu-lektor-doc-v-thonov-stranica-6.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/princip-liturgichnosti-kursovoe-sochinenie.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdela-1-strok-razdela-2-sostavleniya-i-predstavleniya-form-otchetnosti-kreditnih.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vozdayanie-predislovie.html
  • credit.bystrickaya.ru/pasport-programmi-1-socialno-ekonomicheskoe-polozhenie-gorodskogo-okruga-3-1-geograficheskoe-polozhenie-3-2-landshaftnie-i-prirodno-klimaticheskie-usloviya-4.html
  • report.bystrickaya.ru/kamernij-repertuar-s-kiizbaevoj-a-g-kuznecov-sajra-kiizbaeva.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rol-obshestvennogo-mneniya-v-kanun-grazhdanskoj-vojni-v-ssha-chast-3.html
  • credit.bystrickaya.ru/po-dlya-risovaniya-i-redaktirovaniya-cifrovoj-zhivopisi-dlya-ispolzovaniya-na-pk-tipovoj-konfiguracii-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/issledovanie-dinamiki-tverdofaznih-reakcij-i-strukturnih-perehodov-v-organicheskih-kristallah-metodami-kolebatelnoj-spektroskopii-02-00-04-fizicheskaya-himiya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/1-nenuzhnoe-zacherknite.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-bardina-r-a-hudozhestvennie-promisli-vladimirskoj-oblasti-yaroslavl-1975-babushkini-uroki-narodnoe-iskusstvo-russkogo-severa-uchebno-metodicheskoe-posobie.html
  • writing.bystrickaya.ru/maksimenkov-a-g-2-kurs-zo.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kimo-fc300-zakritoe-akcionernoe-obshestvo.html
  • knigi.bystrickaya.ru/servisnie-programmi-obolochki-utiliti-antivirusnie-sredstva-programmi-tehnicheskogo-obsluzhivaniya-testovie-programmi-programmi-kontrolya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-ispolzovanii-otbelivayushego-i-dezinficiruyushego-sredstva-belizna-soderzhashego-gipohlorit-natriya-v-razlichnih-opitah-s-neorganicheskimi-i-organicheskimi-veshestvami-zlotnikov-e-g.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pismo-minfina-rossii-ot-19-08-2010-03-11-062131.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tonovaya-korrekciya-izobrazhenij-v-programme-illustrator.html
  • turn.bystrickaya.ru/ok-398-574-aza-handii-durn-folklorli-tuindilarda-bejnelenu-erekshelg.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-po-opredeleniyu-rinochnoj-stoimosti-prava-trebovaniya-debitorskaya-zadolzhennost-municipalnogo-predpriyatiya-hhh-municipalnogo-obrazovaniya-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.