§ 5. Дискриминация в образовании и профессиональной подготовке - Принцип запрещения дискриминации по признаку пола...
.RU

§ 5. Дискриминация в образовании и профессиональной подготовке - Принцип запрещения дискриминации по признаку пола...


§ 5. Дискриминация в образовании и профессиональной подготовке

Дискриминацию в сфере образования можно рассматривать с двух позиций: дискриминация при первоначальном получении образования и дискриминация при повышении квалификации и при профессиональной переподготовке.

Сегрегация, существующая в сфере труда, отражается на профессиональной ориентации и системе профессионального обучения женщин. Например, Т.М. Москвичева считает, что есть необходимость законодательного запрета на прием в образовательные учреждения для обучения по профессиям, связанным с использованием потенциально опасных химических веществ, лиц женского пола. Москвичева Т.М. Особенности правового регулирования приема на работу женщин и лиц с семейными обязанностями. // Трудовое Право. 2003. № 6 (40).С. 29. По моему мнению, в данном предложении есть рациональное зерно с точки зрения сохранения генофонда нации и предотвращения нарушения репродуктивной функции женщин. Но деторождение не является обязанностью женщин, и, мне кажется, на уровне закона нельзя лишать женщину права выбора. Нужно предоставить женщине полную и достоверную информацию о возможных последствиях ее выбора, а возможность решать оставить за ней.

В этом смысле интересно дело Миссисипского женского университета против Хоген, 1982 Франковски С., Гольдман Р., Лентовска Э. Верховный суд США о гражданских правах и свободах. C.90., которое рассматривал Верховный Суд США. Высшая школа медсестер штата Миссисипи была предназначена исключительно для женщин. Заявление в эту школу подал мужчина Джоу Хоген. Несмотря на то, что он удовлетворял всем требованиям, его не приняли по причине пола. Судья Сандра Дэй О'Коннор выразила мнение большинства Судей: «Проводимая школой для медсестер политика непринятия мужчин укрепляет стереотип профессии медсестер как исключительно женского занятия. Такая политика придает большую достоверность старомодным взглядам, что именно женщины, а не мужчины должны подготавливаться к профессии медсестры, а предпосылка, что профессия медсестры является сферой деятельности исключительно женщин, играет роль самореализующегося пророчества». Представители школы пытались обосновать свою систему набора, ссылаясь на идею поддерживающих действий, направленных на возмещение женщинам дискриминационных действий в прошлом. Судья Сандра Дэй О'Коннор, автор мнения большинства, обратила внимание на то, что женщины никогда не лишались возможности получить профессию медсестры.

Что касается дискриминации при повышении квалификации и при профессиональной переподготовке, то это довольно распространенное явление. Если при найме женщина не столкнулась с дискриминацией, она может подвергнуться ей впоследствии в сфере доступа к профессиональной подготовке и повышению квалификации. Поскольку женщина может оставить работу в связи с рождением детей и уходом за ними, предприниматели не хотят делать вложения в их человеческий капитал. А это в свою очередь препятствует их продвижению по службе и делает первыми кандидатами на увольнение. С другой стороны, если доступ к хорошим рабочим местам зависит от пола, дискриминируемые группы имеют гораздо меньше стимулов делать вложения в свой человеческий капитал и таким образом действительно могут стать менее квалифицированными.

В настоящее время женщины ограничены в возможности выбора профессии и переподготовки. Подавляющее число программ, предлагаемых службой занятости, предусматривают переобучение традиционным «женским» профессиям, как правило, не требующим высокой квалификации, таким как швея, парикмахер, воспитатель детского сада, повар.

Ст. 10 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин касается равенства в области образования. Равенство в этой сфере является основой для осуществления женщинами их прав во всех сферах: на рабочем месте, в кругу семьи и в обществе в целом. Именно посредством образования можно искоренить те традиции и представления, которые усиливают неравноправие между мужчинами и женщинами, и содействовать тем самым ликвидации легитимности дискриминации, переходящей из поколения в поколение.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что дискриминация в сфере образования тесным образом связана с дискриминацией в заработной плате и профессиональной сегрегацией. Это требует от государства принятия мер по искоренению дискриминации по признаку пола во всех сферах трудовых отношений. А также целесообразно будет принятие таких мер, как: направление работников на повышение квалификации в определенной пропорции к числу работающий мужчин и женщин; не может быть никаких ограничений в выборе образования (образование само по себе не представляет никакой опасности для здоровья); корректировка профессионально - квалификационной структуры подготавливаемых в профессиональных учебных заведениях специалистов в соответствии с потребностями рынка; профессиональное обучение по направлению служб занятости, оказание помощи в подготовке и переподготовке по новым профессиям и специальностям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате проведенного исследования можно сделать определенные выводы.

Во-первых, существующая система мер по обеспечению и защите прав женщин в значительной степени не соответствует нынешним экономическим реалиям и на практике трудно выполнима, поскольку практически отсутствуют механизмы, расширяющие возможности привлечения кого бы то ни было к ответственности за дискриминационные действия в отношении женщин. Судебная система перегружена, возможности государственной инспекции труда ограничены, пространство действий профсоюзов сузилось, поэтому все трудящиеся и, в первую очередь, женщины зачастую бессильны перед произволом нанимателя. Препятствием на пути реализации трудовых прав и гарантий женщин является также низкий уровень правовой культуры как нанимателей, так и самих работников.

^ Во-вторых, трудовая дискриминация ведет к снижению социального статуса женщины, и ее последствия уже сейчас дают о себе знать. Среди таких последствий можно назвать феминизацию бедности; сегрегацию по признаку пола в профессиональных сферах: суицидность в женской среде; "вымывание" женщин из сферы управления и властных институтов; люмпенизацию женского населения; девиантное поведение женщин; унижение достоинства женщин; неполную занятость; усиление экономической зависимости от мужа; ограничение самореализации; снижение возраста выхода на пенсию; недоплату труда.

В-третьих, за годы реформ произошло общее снижение уровня занятости женщин в экономике. Одновременно усилилась профессиональная сегрегация женщин в сфере занятости (как вертикальная, так и горизонтальная). Сохраняется низкая представленность женщин на уровне принятия решений как в государственном, так и в не государственном секторах занятости.

В-четвертых, существует тесная взаимосвязь между темпами роста заработной платы в отрасли и вытеснение из нее женской рабочей силы. За последние годы возросла концентрация женщин в наименее оплачиваемых отраслях экономики и увеличился разрыв в размере средней заработной платы мужчин и женщин.

В-пятых, уже сегодня в России можно наблюдать процесс формирования двухсекторной модели занятости и вытеснение женщин во вторичный сектор. В рамках подобной модели рынок труда подразделяется на два неконкурирующих сектора: первичный и вторичный, мобильность между которыми сильно затруднена. Работа в первичном секторе характеризуется относительно высокой оплатой, стабильностью занятости, хорошими условиями труда и наличием перспектив продвижения в должности. Работа во вторичном секторе, напротив, связана с низкими заработками, отсутствием стабильной занятости и перспектив роста, плохими условиями труда. Если в первичном секторе работодатели рассматривают затраты на обучение как перспективные в плане будущей отдачи, то во вторичном секторе такие затраты представляются чистым расточительством - ведь работодатель не рассчитывает на долговременные отношения с работником.

Для решения перечисленных проблем целесообразно было бы принять следующие меры:

1) Оказание консультаций женщинам по вопросам применения трудового законодательства, увольнения, трудоустройства и переобучения.

2) Оказание помощи в подготовке и переподготовке по новым профессиям и специальностям.

3) Обучение женщин основам предпринимательской деятельности и организации собственного дела.

4) Развитие системы трудовой реабилитации женщин после их выхода из отпуска по уходу за малолетними детьми.

5) Ужесточение ответственности за дискриминацию трудовых прав в Российской Федерации. Наряду с общими нормами Уголовного Кодекса следует «ввести специальные нормы, субъектом наложения ответственности которых станет работодатель». Трошина С. Внеэкономические рычаги принуждения или окультуренная дискриминация.// Трудовое право. 2000. № 1 (15).С.76.

6) Внедрение в законодательном порядке повсеместного использования тестирования при приеме на работу. Должна быть обеспечена доступность результатов испытания для претендента, и установлены сроки их хранения на случай судебного обжалования приема на работу.

7) Объектом защиты уголовного права защиты сделать любого работника, подвергшегося дискриминационным мерам воздействия со стороны работодателя.

8) Во всех органах исполнительной власти и в органах местного самоуправления сформировать подразделения, в компетенцию которых входила бы выработка политики равных прав и равных возможностей мужчин и женщин и контроль за ее проведением на местах. Координировать их деятельность должен государственный орган, обладающий четким и широким кругом полномочий, а также бюджетным финансированием. Ведомости Федерального Собрания РФ.1997.№35.Ст. 1582.

9) Очевидно, что необходимо трансформировать запретительный характер российского трудового законодательства в рекомендательный, дающий женщине право самостоятельно принимать решение: где, в каком режиме, на каких видах работ быть занятой. Но не хотелось бы, чтобы российский законодатель бросался из одной крайности в другую. Принцип охраны интересов социально незащищенных слоев населения должен по - прежнему иметь приоритетное значение (в отношении беременных женщин, женщин-инвалидов и женщин, имеющих детей).

10) Введение квотирования рабочих мест.

11) Принятие закона о равных правах и равных возможностях мужчин и женщин, в котором будет содержаться понятие дискриминации по признаку пола (возможное определение понятия дано в соответствующей главе).

12) Применение экономического воздействия на работодателя в антидискриминационных мерах: например поощрение за счет дифференциации страховых тарифов, налогов, процентов по кредитам.

Сейчас российское государство взяло курс на интеграцию в европейское сообщество, на вступление во Всемирную торговую организацию. Расширение международного сотрудничества требует принятия дополнительных усилий по развитию государственной политики и национальной законодательно-правовой базы в соответствие с международными правовыми подходами и стандартами в сфере равноправия. Эти стандарты предполагают как развитие культуры равенства полов с помощью специальных программ в области просвещения и образования, так и предотвращение дискриминации по признаку пола с помощью антидискриминационного законодательства.

В заключение, нужно отметить, что нормы российского законодательства в целом не содержат каких-либо дискриминационных положений в отношении женщин и их трудовых прав. Но инерционный характер социальных процессов, наличие временного разрыва между принятием мер в интересах женщин и получением значимого результата от их реализации, медленные темпы формирования новых защитных механизмов, адекватных возникшим социально-экономическим явлениям, являются объективными факторами, сдерживающими прогресс в повышении статуса женщин, в том числе в сфере занятости и на рынке труда.

^ Список литературы.

1. Книги.

Большой энциклопедический словарь:4-е изд.- М.: Большая Российская Энциклопедия. 1998. - 1456 с.

Бугров Л.Ю. Конституционные основы трудового права Российской Федерации // Конференция памяти профессора А.С. Пашкова. Сборник статей. - СПб., 1999. - 164с.

Вовченко О.М. Общественное равенство женщин: взгляд сквозь время и пространство. - М., 1995.- 84с.

Дискриминация в отношении женщин: конвенция и комитет. - М., 1999.- 345с.

Здравомыслова Е. А., Темкина А.А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России - СПб.: Центр независимых социологических исследований, 1996.

Карелова Г.Н. Женщины обновляющейся России. - М., 1997. - 132с.

Киселев И.Я. Зарубежное трудовое право: Учебник для вузов. - М.: Изд. гр. Норма-Инфра - М, 1999. - 263с.

Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учебник для вузов. - М.: Дело, 1999. - 728с.

Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации/Киселев И.Я., Леонов А.С. - М.: Изд. «Дело», 2003. - 896с.

Котляр А.З. Занятость женщин в производстве. - М.: Статистика, 1997.

Курс российского трудового права в 3т. Т1. Общая часть/ под. ред. Хохлова Е.Б. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та. 1996. - 573с.

Малый толковый словарь русского языка:2-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1993. - 560с.

Новикова Э.С., Языкова В.С., Янкова З.Л. Женщина. Труд. Семья. - М.: Профиздат, 1978.

Поленина С.В. Защита индивидуальных и коллективных прав граждан - гендерный аспект. // Российская и Европейская правозащитные системы: сборник статей. / Под ред. Баранова В.М. - Нижний Новгород, 2003.- 635с.

Проблемы женской безработицы в России. Материал подготовлен Федеральной службой занятости. - М., 1996.- 26с.

Трудовое право. Энциклопедический словарь. Ред. кол: Денисов. А.И. и др., 2-е изд., М.: Сов. энциклопедия, 1963. - 576с.

Трудовое право. Энциклопедический справочник / Гл. ред. Иванов С.А. - М, 1979.

Словарь по трудовому праву / Отв. Ред. Ю.П. Орловский. - М, 1998.

Франковски С., Гольдман Р., Лентовска Э. Верховный суд США о гражданских правах и свободах. - 320с.

Харчева А.Г., Голод С.И. Профессиональная работа женщин и семья. - Л.: Наука, 1971.

Charlotte Bunch. Women's Rights as Human Rights: Toward a Revision of Human Rights // Human Rights Quarterly, 12(1999). -687 р.

Equality in employment and occupation. International labour conference 83rd session 1996.-G.: International labour office, 1996. - 133р.

Herma Hill Kay. Sex-based Discrimination. Text, cases and materials. Third Edition. West publishing Co. St. Paul, Minn., 1988.-1001p.

Report of the Committee of Experts on the Application of Conventions and Recommendations. Report III (Part 1A).- G.: International labour office, 2002.- 744p.

Review of annual reports under the follow- up to the ILO declaration on fundamental principles and right at work. Part I.- G.: International labour office, 2000.-80p.

2. Статьи.

Власов В. Право женщин на труд//Законность. - 1997. - № 8.

Головина С.Ю. Конвенции МОТ и понятийный аппарат трудового права// Правоведение. - 1997. - № 2(217).

Дискриминация в сфере труда. По материалам доклада МОТ «Равенство в сфере труда - веление времени» // Управление персоналом. -2003. - №6.

Ершова Е., Кочкина Е. Дискриминация по закону// Московская правда. - 1996. - 26 апреля.

Иванов С.А. Трудовое право переходного периода: Проблемы использования зарубежного опыта// Государство и право. - 1995. - № 3.

Мазин А.Л. Трудовая дискриминация и управление персоналом//Трудовое право. - 2003. - №1.

Москвичева Т.М. Особенности правового регулирования приема на работу женщин и лиц с семейными обязанностями // Трудовое Право. - 2003.- № 6 (40).

Поленина С.В. Закон и коллективные права женщин как социального слоя населения // Теория права: новые идеи. - М., 1995.-Вып.4.

Поленина С.В. Законопроект «О государственных гарантиях обеспечения равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации» // Права женщин в России: законодательство и практика. - 2002. - № 1-2(11).

Рубина И.Е. Деятельность государств в области ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин // Московский журнал международного права. - 2001. - №4

Рубина И.Е. Сотрудничество северных стран по вопросам осуществления равноправия мужчин и женщин // Московский журнал международного права. - 2001. - №4

Самарина О. Необходимо уравнять не только права, но и возможности женщин на рынке труда//Человек и труд. - 1998. - № 2.

Силласте Г. Г. Итоги экспресс-опроса участников всероссийского женского конгресса // Всероссийский женский конгресс "Труд. Занятость. Безработица". М., 1995.

Силласте Г. Г. и др. Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа // Социологические исследования. - 1997. - № 12.

Семенюта Н.Н. Запрет дискриминации в трудовых отношениях.// Вестник Омского Университета. - 1997. - Вып. 2.

Смирнова И.В. В условиях дискриминации одного пола другим не может быть подлинной свободы// Правозащитник. - 2000. - № 3.

Трошина С. Внеэкономические рычаги принуждения или окультуренная дискриминация// Трудовое право. - 2000. - № 1 (15).

Трудовая политика и национальная безопасность// Человек и труд. -1997. - № 2.

Шептулина Н. Допускать ли женщин к тяжелым работам// Российская юстиция. - 1996. - № 9.

3. Диссертации.

Присекина Н.Г. Проблемы дискриминации в международном трудовом праве. Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Владивосток. 2002. - 24 с.

4. Материалы конференций.

Лапа О.В. Вклад ООН в решение проблемы гендерного неравенства. // Совершенствование законодательства и правоприменения на современном этапе: проблемы и перспективы: Материалы международной научной конференции студентов и аспирантов. Минск, 16 ноября 2001 г. / Отв. ред. Шумак Г.А. - Мн.: БГУ, 2002. - 248с.

^ 5.Материалы сети INTERNET.

Ильинская Н. Нет дискриминации по признаку пола и возраста в рекламных объявлениях о найме на работу // http//www.ship@owl.ru

Мезенцева Е.Н. Женщины в сфере занятости на рынке труда: некоторые итоги «десятилетия реформ» // http//www.gender.hrworld.ru

Мужчинина И. Женский труд: Особенности исторического формирования // Материалы 2ой международной междисциплинарной научной практической конференции (3-4 дек. 1999 г.). / Под редакцией Шатон Г. И., Чикаловой И.Р. // http//www. envila. iatp. by/info/coursesl/ conference99/ conference 99.html

Телевич Н. Экономические издержки дискриминации женщин на рынке труда // Материалы 2ой международной междисциплинарной научной практической конференции (3-4 дек. 1999 г.). / Под редакцией Шатон Г. И., ЧикаловойИ.Р. // http // www. envila. iatp. by/info/coursesl/conference99/ conference 99.html

Россияне и соблюдение прав человека. Российское общественное мнение и исследование рынка.// http//www.romir@romir.ru

Проект федерального закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации" № 284965-3, вносится депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, Е.Ф. Лаховой, О.В. Морозовым и Г.И. Райковым (внесен 16.01.2003, принят в первом чтении 16.04.2003) // http//www.legislature.ru

Нормативно-правовые акты, материалы практики.

^ 1.Законы и иные нормативные акты.

Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1996. - 46 с.

Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948г.).

Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // СЗ РФ. - 2001. - № 2. - Ст. 163.

Европейская социальная хартия 1989 года // Российская Газета. - 1999.- № 22-23.

Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» от 18 декабря 1979 // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1982 г. - N 25 (2151). - Ст. 464.

Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» (Нью-Йорк, 19 декабря 1966г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - № 17 (1831). - Ст. 292.

Международный пакт «О гражданских и политических правах» (Нью-Йорк, 19 декабря 1966г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - № 17 (1831). - Ст. 291.

Конвенция ООН «О политических правах женщин» // Ведомости Верховного Совета СССР - 1954. - № 12 (806) - Ст. 243.

Конвенция МОТ № 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» 1951 года // Конвенции и рекомендации, принятые МОТ. Женева, Международное Бюро Труда. 1991.

Конвенция Международной организации труда № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» от 25 июня 1958г. // Конвенции и рекомендации, принятые МОТ. Женева, Международное Бюро Труда. 1991.

Конвенция Международной Организации Труда № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Женева, 3 июня 1981г.). // НТЦ правовой информации «Система» Федерального Агентства правительственной связи и информации.

Декларация Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (Женева, 19 июня 1998г.) // Российская газета. - № 238. - 16 дек. - 1998.

Пекинская декларация - ООН. Доклад Четвертой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 4-15 сентября 1995 года). С. 156-158.

Рекомендация Международной организации труда № 90 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности» от 29 июня 1951года. // Конвенции и рекомендации, принятые МОТ. Женева, Международное Бюро Труда. 1991.

Рекомендация Международной Организации Труда № 165 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» от 23 июня 1981г. // Конвенции и рекомендации, принятые МОТ. 1957-1990. Т. II. - Женева: Международное Бюро Труда. 1991.

Рекомендацией МОТ № 123 «О труде женщин с семейными обязанностями» 1965 г. // Конвенции и рекомендации, принятые МОТ. 1957-1990. Т. II. - Женева: Международное Бюро Труда. 1991.

Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ. // Российская газета. - 2001. - 31 дек.

Кодекс об административных правонарушениях: Федеральный закон от 20 декабря 2001 г. № 103 -ФЗ. // Рос. газета. - 2001. - 31 дек.

Уголовный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ. - М.: Издательство НОРМА, 2003.

Семейный Кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ. // СЗ РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.

О рекламе: Федеральный закон от 18 июля 1995г. № 108-ФЗ// Российская газета. - 1995. - 25 июля.

О занятости населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. (ред. От 10 января 2003 г. № 8-ФЗ) //СЗ РФ.- 1996.- № 17.-Ст. 1915.

Кодекс Законов о Труде Российской федерации от 9 декабря 1971, в ред. ФЗ от 10 июля 2001г. № 90-ФЗ (утратил силу ФЗ от 30 декабря 2001г. №197-ФЗ).- 4-е изд. - М.: Издательство «Ось-89», 2001.

О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи: Закон г. Санкт-Петербурга от 24.09.97 // Санкт-Петербургские ведомости. - 15 окт. 1997.-№ 195 (1620).-С. 2.

Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. // Ведомости Федерального Собрания РФ.-1997.-№35.-Ст. 1582.

О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года: Указ Президента Российской Федерации от 18 июня 1996 г. № 932 // СЗ РФ. -1996.- № 2.- Ст. 3060.

О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 1996 г. № 1005 // СЗ РФ.- 1996.- № 27.- Ст. 3238.

О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 г. № 6 // СЗ РФ.- 1996.- № 3.- Ст. 185.

Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 1996 г. № 1032 // СЗ РФ.-1996.- № 37.-Ст. 4300.

Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе на 2001-2005 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2001 года № 855 .

Рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите. Утверждены постановлением Министерства труда Российской Федерации от 6 февраля 1995 г.

^ 2. Материалы практики.

Лодейнопольская Городская прокуратура Ленинградской области. Надзорное производство № 64ж03

Лодейнопольская Городская прокуратура Ленинградской области. Надзорное производство № 79ж03т.

Лодейнопольская Городская прокуратура Ленинградской области. Надзорное производство № 26ж04т.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Таблица 1.

Экспертные оценки частоты столкновения женщин с фактами их дискриминации при приеме на работу и увольнении в зависимости от предприятий разных форм собственности (в % опрош.) N = 221 Силласте Г. Итоги экспресс-опроса участников всероссийского женского конгресса // Всероссийский женский конгресс "Труд. Занятость. Безработица". М., 1995. С. 163.







^ Формы проявления социальной дискриминации в сфере труда

Сталкиваются (всего)

Часто сталкиваются

Иногда сталкиваются

^ Никогда не сталкиваются

Затрудняюсь ответить




При приеме на работу

82.3

40.7

41.6

7.1

-




При увольнении (всего).

На 1.государственных предприятиях

2. в гос. Учреждениях

3. в научных учреждениях

4. в коммерческих структурах

5. в совместных предприятиях

74.2

63.8

56.0

45.7

48.8

40.3

41.2

23.5

-

19.9

31.2.

22.2

33.0

40.3

-

25.8

17.6

18.1

11.3

13.1

-

19.0

13.1

13.6

14.5

2.3

-

35

38

46

























Таблица 2.

Иерархический ряд категорий женщин, чаще других ощущающих социальную дискриминацию в сфере труда (в % опрош.) N = 221







женщины

Сталкиваются (всего)

Сталкиваются часто

^ Сталкиваются иногда

Никогда не сталкиваются

Затрудняются ответить




Предпенсионного возраста

77.9

54.8

23.1

4.5

17




Беременные

65.6

45.2

20.4

13.1

21




инвалиды

56.5

39.8

16.7

12.2

31.3




одинокие

52.4

25.3

27.1

17.2

30.4




Отвергшие притязания начальника

36.2

18.6

17.6

15.4

48.4

























^ Таблица 3.

Основные затраты времени, связанные с домашним трудом (в часах и минутах). Левин Б.М. Мотивация женского труда и семейно-бытовые отношения. - М.: ИСИАН СССР,1970. С. 7.










Семейная женщина




Семейный мужчина







Виды домашней работы

В будний день

В выходной день

В будний день

В выходной день




Приготовление пищи, мытье посуды

1,15

2,10

0,14

0,18




Уборка жилья

0,40

1,00

0,11

0,24




Покупка в магазине, на рынке

0,55

1,30

0,21

0,29




Уход за детьми

0,25

0,50

0,09

0,14




Домашний труд в целом

3,15

5,30

0,55

1,25










106-kraniofaringioma-klinika-diagnostika-lechenie-prognoz-metodika-issledovaniya-poverhnostnih-refleksov-kozhnih.html
108-specsoobshenie-8-go-otdela-4-go-upravleniya-nkgb-sssr-vn-merkulovu-ognennaya-duga-kurskaya-bitva-glazami-lubyanki.html
10reglament-upravleniya-proektom-razrabotka-strategii-i-programmi-podgotovki-kadrov-v-oblasti-informacionnih-tehnologij.html
10u-kazhdogo-svoya-ahillesova-pyata-mark-olshejker-dzhon-duglas-ohotniki-za-umami-fbr-protiv-serijnih-ubijc.html
11-3-diskretnaya-matematika-annotacii-programm-vseh-uchebnih-disciplin-uchebnogo-plana-podgotovki-inzhenerov-i-magistrov.html
11-blank-zakaza-12-2006-data-formirovaniya-blanka-zakaza-20-06-2006-g.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvitie-intellektualnih-sposobnostej-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-razvivayushih-igr.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-73-tokarnie-stanki-s-chpu-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-specialnost.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-celi-i-zadachi-sposobi-i-sredstva-dostizheniya-celej-tematicheskoe-planirovanie-urokov-vneklassnogo-chteniya-spisok-literaturi.html
  • thescience.bystrickaya.ru/imennoj-ukazatel-a-n-leontev-izbrannie-psihologicheskie-proizvedeniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-sentyabrya-1943g-partizanskaya-vojna-na-ukraine-dnevniki-komandirov-partizanskih-otryadov-i-soedinenij-19411944.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-dlya-studentov-specialnosti-1-25-01-07.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/postroena-model-animata-iskusstvennogo-organizma-osushestvlyayushego-poisk-ekstremuma-funkcii-dvuh-peremennih-animat-imeet-sistemu-upravleniya-kotoraya-soderzhit.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-irkutskoj-oblasti-na-2011-2015-godi-stranica-17.html
  • teacher.bystrickaya.ru/funkcionalnaya-diagnostika-otkritij-konkurs-dalee-konkurs-naimenovanie-zakazchika-upravlenie-federalnoj.html
  • shkola.bystrickaya.ru/ponyatie-suzhdenie-umozaklyuchenie-chast-5.html
  • universitet.bystrickaya.ru/testovie-zadaniya-po-discipline-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-030501-yurisprudenciya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-rabochej-programme-po-vseobshej-istorii-dlya-5-go-klassa-istoriya-drevnego-mira.html
  • institut.bystrickaya.ru/temi-vashego-uchebnogo-proekta-sposobi-resheniya-kvadratnih-uravnenij.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-institucionalnaya-ekonomika-dlya-specialnosti-021100-yurisprudenciya-vtoraya-stupen-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-prohozhdeniya-proizvodstvennoj-praktiki-dlya-studentov-specialnosti-dokumentovedenie-i-informacionnoe.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-g-zhukov-moskovskij-institut-radiotehniki-elektroniki-i-avtomatiki-moskva-prospekt-vernadskogo-78-kaf-elektronnie-pribori-rt0954349376-mt9165266432-e-mail-vzhukovfront-ru.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosnik-1-ekonomicheskij-smisl-i-sut-mnk-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-ekonometrika.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/universitet-iz-vospominanij-s-i-suharevoj-predislovie-ot-redaktorov.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-razvitii-i-podderzhke-samodeyatelnogo-hudozhestvennogo-tvorchestva-v-oblasti-subektov-rossijskoj-federacii.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-stati-produktovogo-balansa-tovarnih-grupp-za-2009-god-kvartalnij-analiz-i-prognoz-proizvodstva-tovarnih-grupp.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mizanscena-i-svet-igra-v-associacii-14-zritelnij-i-zvukovoj-ryad-23.html
  • knigi.bystrickaya.ru/saba-negzdelgen-ou-masati-masattari-sett-mr-shiarmashiliimen-tanisa-otirip-tsnkteme-aladi.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/votchetnij-period-bil-razrabotan-i-realizovan-kompleks-meropriyatij-napravlennih-na-podderzhanie-tesnogo-vzaimodejstviya-i-sotrudnichestva-s-federalnimi-strukturami-i.html
  • tasks.bystrickaya.ru/14obzhalovanie-tehnicheskoe-zadanie-na-vipolnenie-rabot-10-proekt-dogovora-11.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/srednee-polnoe-obshee-obrazovanie-stranica-3.html
  • nauka.bystrickaya.ru/viii-kaluzhskij-promishlennij-forum.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/artur-sesil-pigu-chast-2.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/strasburg-ne-ukaz-vedomosti-gazeta-moskva-liliya-biryukova-natalya-kostenko-polina-himshiashvili24-06-2011-11-stranica-36.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/o-gerpese-i-citomegalii.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/priklyucheniya-erasta-fandorina-v-xix-veke-stranica-46.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-v-uchrezhdeniya-dlya-anomalnih-detej-v-sssr-uchebnoe-posobie-dlya-pedagogicheskih-institutov.html
  • books.bystrickaya.ru/biografiya-b-pasternaka-3.html
  • school.bystrickaya.ru/a-d-saharov-borec-za-svobodu-chast-3.html
  • lecture.bystrickaya.ru/72-opredelenie-dopuskaemih-napryazhenij-metodicheskie-ukazaniya-k-kursovomu-proektu-chast-i-raschyot-zubchatih-i-chervyachnih-peredach.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.