.RU

§ 4.2.3. Методы реабилитации асоциальных детей - «Разработка системы учета (мониторинга) соблюдения права на образование...


^ § 4.2.3. Методы реабилитации асоциальных детей

К наиболее распространенным методам реабилитации асоциальных детей относятся:

1. Психологическая коррекция с участием педагогов и сверстников

Применяется чаще всего в отношении детей с акцентуацией в характере, которая может формироваться как под воздействием неблагоприятных социальных факторов, так и в следствие наличия различных физических дефектов. В последнем случае дети осознавая свое отличие от сверстников, реагируют на это самоизоляцией, уходом в мир внутренних переживаний, в дальнейшем это приводит к развитию тех или иных социопатий. В этой связи работа с детьми с акцентуацией в характере требует, прежде всего, применения методов психологической коррекции, в таких случаях они чрезвычайно важны для реабилитации и преодоления дезадаптации.

2. Семейная психотерапия

Применяется у детей с проявлениями невроза вследствие длительной психотравмирующей ситуации в семье или школе. В таких случая требуется интенсивная индивидуальная или групповая психотерапия. Обязательным элементом при этом должна быть семейная психотерапия с коррекцией часто встречающейся симбиотической или неадекватной связи между ребенком и родителями. При этом следует учитывать высокий риск психосоматических нарушений и строгую индивидуализацию психокоррекции.

3. Лекарственная терапия

Применяется при "патологическом" варианте школьной дезадаптации – наличии психического заболевания, депрессии, грубой личностной аномалии. На первом этапе реабилитации ведущее значение имеет, разумеется, лечение ребенка: назначение соответствующих лекарств, которые могут обеспечить нивелирование расстройств до уровня субкомпенсации или компенсации. Должна сопровождаться психологической коррекцией.

4. Помещение в специальные образовательные учреждения

Применяется при выраженном социопатическом поведении, в случаях устойчивой патологической дезадаптации по решению специальных компетентных органов. Проблема этих заведений в том, что по наблюдениям психологов, процесс социализации подростков там, как правило, резко замедляется. Психологическое состояние детей в подобных заведениях характеризуется депривированностью, повышенной напряженностью, высоким уровнем тревожности, страхом быть вытолкнутым в разряд париев или пополнить собой ряды "опущенных". Поэтому помещение в специальные образовательные учреждения не может рассматриваться как удовлетворительный способ реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Важной составляющей должна стать психологическая коррекция соперничающего и конфликтного типа поведения, коллективные тренинги, групповая терапия и трудовая терапия.

^ § 4.2.4. Классификация методов социально-психологического воздействия

Для работы с трудными детьми и детьми, находящимися в сложной жизненной ситуации (в том числе с социальной дезадаптацией), необходим определенный методологический и методический инструментарий.

Наиболее известная классификация методов предполагает выделение трех групп методов:

Последнюю группу методов делят по таким дихотомическим основаниям, как степень активности (активные, пассивные), уровень организованности (организованные, стихийные), направленность (прямые, косвенные). Выделяют и другие основания, например, цель воздействия (см. табл. 28).


^ Таблица 28

Классификация методов психолого-воспитательного воздействия

 

^ Цель воздействия

Название группы

методов

Методические средства и тип результатов применения методов

Психологический климат в коллективе

Оптимизирующие

Формирование благоприятного психологического климата, тренинг общения, комплектование психологически совместимых групп

Интенсификация (стимулирование, активизация) коммуникаций в коллективе

Интенсифицирующие

Приемы рациональной организации труда, комплектование сработанных групп  

Создание дееспособной организационной структуры коллектива

Управляющие

Психологический отбор, расстановка кадров, планирование жизнедеятельности групп

Предупреждение

Профилактические

Способы и варианты коррекции психологических свойств индивида и группы

Оценка

Диагностические

Аттестация, самоаттестация

Получение представления о психологическом профиле личности

Информирующие

Психологическое консультирование


Кроме того, набор методов можно подразделить на две группы: методы сбора информации и ее обработки. Основными методами сбора информации являются наблюдение и опрос (включая анкетирование, интервью, социометрию и тесты).


^ Метод наблюдения

Наблюдение – это метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях. Классификация наблюдения производится по различным основаниям. В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения принято выделять две основные разновидности этого метода: стандартизированное и нестандартизированное наблюдение. Стандартизированная техника предполагает наличие разработанного списка признаков, которые предстоит наблюдать, определение условий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдателя, единообразных кодификаторов для регистрации наблюдаемых явлений. Сбор данных при этом предполагает последующую их обработку и анализ посредством приемов математической статистки.

В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают включенное (участвующее) и невключенное (простое) наблюдение. Включенное наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя с изучаемой группой как полноправного ее члена. Педагог имитирует свое вхождение в социальную среду, адаптируется к ней и наблюдает события в ней "изнутри". Существуют разные виды включенного наблюдения в зависимости от степени информированности членов изучаемой группы о целях и задачах исследователя. Невключенное наблюдение регистрирует события "со стороны", без взаимодействия и установления отношений с изучаемым лицом или группой.

Наблюдение может проводиться открытым способом и инкогнито, когда наблюдающий маскирует свои действия. Главный недостаток включенного наблюдения связан с воздействием на наблюдателя (его восприятие и анализ) ценностей и норм изучаемой группы. Типичные ошибки: сокращение впечатлений и их упрощение, банальное их истолкование, реконструкция событий к среднему, выпадение "середины" событий и др.

^ Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты поведения подростка или группы в целом в определенной социальной ситуации. К наиболее типичным вербальным и невербальным характеристикам относят: речевые акты (их содержание, направленность и последовательность, частота, продолжительность и интенсивность, а также экспрессивность); выразительные движения (экспрессия глаз, лица, тела и т.п.); физические действия, т.е. касания, толчки, удары, совместные действия и т.п. Иногда наблюдатель фиксирует происходящие события, используя обобщенные черты, качества человека или наиболее типичные тенденции его поведения, например, доминирование, подчинение, дружелюбие, аналитичность, экспрессивность и т.д.

Вопрос о содержании наблюдения всегда конкретен и зависит от цели наблюдения и теоретических позиций исследователя относительно изучаемого феномена. Главная задача педагога на стадии организации наблюдения — определить, в каких актах поведения, доступных наблюдению и фиксации, проявляется интересующее его психологическое явление или свойство, и выбрать наиболее существенные, наиболее полно и достоверно характеризующие его признаки. Выбранные характеристики поведения (единицы наблюдения) и их кодификаторы составляют так называемую "схему наблюдения". Надежность схемы зависит от числа единиц наблюдения (чем их меньше, тем она надежнее); их конкретности (чем признак абстрактнее, тем сложнее его фиксировать); сложности умозаключений, к которым приходит наблюдатель при классификации выявленных признаков.

Надежность схемы наблюдения обычно проверяют с помощью контроля данных со стороны других наблюдателей, а также иными методами (например, использование сходных схем наблюдения, экспертная оценка) и повторным наблюдением. Результаты наблюдения фиксируются в соответствии со специально подготовленным протоколом наблюдения. Наиболее распространены следующие способы регистрации данных наблюдения: дескриптивный (фактологический), предполагающий фиксацию всех случаев проявления единиц наблюдения; оценочный — когда проявление признаков не только фиксируется, но и оценивается с использованием шкалы интенсивности и шкалы времени (например, длительность акта поведения). Результаты наблюдения должны быть подвергнуты качественному и количественному анализу и интерпретации, К числу приемов обработки данных наблюдения относят методы классификации и группирования, контент-анализа и др.

Основными недостатками метода считают:


^ Методы опроса

Суть метода заключается в получении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т, д.) фактах со слов опрашиваемых. Среди многочисленных видов опроса наибольшее распространение имеют два основные типа: а) опрос "лицом к лицу" — интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме вопросов-ответов с опрашиваемым (респондентом); б) заочный опрос — анкетирование с помощью предназначенного для самостоятельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами. Специфика работы с трудными подростками в ходе применения данного метода связана со следующим:

Источником информации при опросе является словесное или письменное суждение опрашиваемого лица. Глубина, полнота ответов, их достоверность зависят от умения исследователя грамотно построить конструкцию опросника.

Хотя подростки очень ярко переживают свои внутренние состояния и ощущения, отрефлексировать их они не могут, не умеют о них ничего рассказать другим. Они часто не умеют говорить развернуто и логично, просто отвечают на вопросы, чаще всего пользуясь формулировкой для ответа на него. Представление об их понятиях и установках часто можно получить из способа описания ими какого-то запоминающегося случая или события. Сложность беседы с трудным подростками заключается в том, что изначально воспитатель или другое лицо, проводящее исследование, не воспринимают им позитивно, он не доверяют ему. Такие беседы, как правило, также ничего не дают. Известно, что от несовершеннолетних заключенных практически не поступает жалоб в государственные надзирающие инстанции и неправительственные организации, поскольку по неформальным тюремным правилам это жестоко преследуется.

Типичные ошибки, возникающие при неграмотном конструировании вопросов:

Существует специфика составления вопросника для интервью, учитывающего особенности личного взаимодействия участников опроса, а также этап (фазу) его проведения. Основные виды интервью — стандартизированное и нестандартизированное интервью. В первом случае интервью предполагает наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определенных заранее. При этом исследователь не имеет возможности их изменения. Методика нестандартизированного интервью характеризуется гибкостью и варьированием в широких пределах. Интервьюер при этом руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента. Большое значение для успешного интервьюирования имеет техника ведения беседы. Она требует от интервьюера умения устанавливать тесный контакт с респондентом, заинтересовать его в искренней беседе, "активно" слушать, владения навыками постановки и регистрации ответов, преодоления "сопротивления" опрашиваемого.

При этом интервьюер должен избегать навязывания ("подсказывания") опрашиваемому лицу возможного варианта ответа, исключить субъективное истолкование его высказывания. Принято выделять ключевые фазы опроса: установление контакта, основная и завершение интервью. Критерии эффективности интервью: полнота (широта) — оно должно позволить опрашиваемому по возможности полно осветить различные аспекты обсуждаемой проблемы; специфичность (конкретность) — в нем должны быть получены точные ответы по каждому значимому для опрашиваемого аспекту проблемы; глубина (личностный смысл) — оно обязано выявить эмоциональный, когнитивный и ценностный аспекты отношения респондента к обсуждаемой ситуации; личностный контекст— интервью призвано выявить характеристики личности опрашиваемого и его жизненного опыта.

Виды анкетирования разделяются по числу опрашиваемых (индивидуальное и групповое), по месту проведения, по способу распространения анкет (раздаточное, почтовое, прессовое). Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, и особенно почтового и прессового опроса является низкий процент возврата анкет, отсутствие контроля за качеством заполнения анкет, использование только очень простых по структуре и по объему анкет.

Для эффективного проведения бесед воспитателю с воспитуемым (подростком) необходимо владеть техникой (инструментарием) понимающего общения и директивного общения.

^ Техника (инструментарий) понимающего общения - это совокупность установок субъекта общения, правил и конкретных приемов реагирования, направленных на понимание вашего собеседника и его проблем, установление психологического контакта, изучение его личностных особенностей, на выяснение его точки зрения по обсуждаемой проблеме и т п. Главное в технике понимания — это ориентация субъекта общения на внутреннюю систему ценностей, оценок, мотивов и проблем самого подростка, а не на свою собственную: он чувствует свои потребности, свою жизненную ситуацию и проблемы лучше воспитателей. Кроме этого, открытое общение с подростком будет происходить только тогда, когда мы способны создать доверительные взаимоотношения (психологический контакт). Существенными условиями для создания такого климата доверия являются следующие установки воспитателя на взаимодействие с подростком:

Эти установки выступают основными психологическими механизмами, реализующими ориентацию субъекта общения на понимание, на внутреннюю систему отсчета собеседника.

^ Установка на понимающее реагирование означает наше осознанное стремление реагировать на высказывания и эмоциональные состояния партнера безо всяких оценок, стремясь понять их его "собственными глазами". Именно поэтому в литературе часто понимающее общение называют "рефлексивным", "эмпатическим". Понимающее реагирование не означает нашего согласия с тем, что говорит и чувствует партнер, а есть проявление желания непредвзято понять его позицию, жизненную ситуацию без оценок в его адрес. Оценивающий тип понимания партнера обычно вызывает защитные реакции и затрудняет проявление им открытости.

^ Установка принятия личности собеседника — это наша готовность к стремлению проявлять к нему безусловно положительное уважение, независимо от его достоинств и недостатков. Проявление такой установки формирует "климат безопасности" и способствует открытости и доверительности со стороны партнера.

^ Установка на согласованность своего поведения в содержательном плане означает в определенном смысле правдивость и открытость своего поведения самого воспитателя в общении с подростком. Согласованность поведения достигается тогда, когда воспитатель открыто выражает собеседнику словами и жестами, согласуется с нашими внутренними чувствами и переживаниями в момент беседы и когда мы осознаем свои внутренние эмоциональные состояния. В психологическом плане это означает "приглашение" партнера к "обмену доверием". Быть полностью согласованным в общении со всеми людьми, все время и во всех ситуациях, конечно, невозможно и даже вредно. Однако согласованность поведения — важнейшее условие тогда, когда партнеры стремятся понять друг друга и развить взаимоотношения между собой.

^ Правила понимающего реагирования. Чтобы эффективнее понимать партнера, развивать с ним психологический контакт, целесообразно придерживаться в общении ряда правил:

^ Приемы понимающего реагирования. Под приемами реагирования понимается совокупность всевозможных поведенческих реакций или актов в реальном взаимодействии партнеров. В психологической литературе синонимично встречаются другие обозначения: тип, вид, способ или форма реагирования. Эти приемы достаточно просты для понимания, и все мы в своей жизни в той или иной степени используем их. Однако овладение ими до уровня профессиональных навыков требует систематических усилий. Перечислим эти приемы без содержательного раскрытия:


Все сказанное о технике понимающего общения можно изобразить в виде схемы (рис. 1.), на которой наглядно представлены основные положения и правила этой техники.

 


 



 

 Рис. 28. Избирательный процесс слушания и реагирования при использовании техники понимающего общения


Умения и навыки понимающего общения несомненно относятся к числу важных профессиональных качеств современного делового человека. Вместе с тем профессиональная деятельность требует развития умений и навыков другого рода, а именно — умений и навыков использования приемов директивного общения в работе с людьми.

Теперь рассмотрим инструментарий (технику) директивного общения, который также должен владеть воспитатель.

^ Техника (инструментарий) директивного общения - это совокупность установок субъекта общения, правил и конкретных приемов реагирования, направленных на оказание прямого психологического воздействия на собеседника для достижения своих целей.

Такие качества человека, как целеустремленность и настойчивость в достижении своих интересов и целей, принадлежат к числу неотъемлемых социально одобряемых качеств человека в современном мире. Но очень часто в жизни воспитатели это делают в защитно-агрессивной форме, которая больше препятствует, чем способствует достижению целей и приводит к возникновению психологических барьеров, конфликтов с подростками. Техника директивного общения как раз и ориентирована на то, чтобы преодолевать защитно-агрессивные навыки и привычки и достигать свои цели во взаимодействии с подростками с большей эффективностью и с меньшими психологическими и иными издержками.

^ В основе директивного подхода лежат следующие установки и правила:

Приемы директивного реагирования:

В отношении убеждения следует сделать одно замечание. Часто убеждение считается отдельным приемом директивного общения. В широком смысле убеждением считается процесс межличностного взаимодействия, в котором мы активно стремимся склонить партнера принять конкретную точку зрения или позицию, вызвать у него определенное эмоциональное состояние или добиться от него согласия на определенный курс действий для реализации ваших (и его) целей и интересов, т.е. в широком смысле убеждение — это психологическое воздействие.

В узком смысле под убеждением подразумевается достижение осознанного принятия партнером предлагаемой позиции, становящейся его собственным мотивом поведения. Если он принимает вашу позицию, не оценивая ее критически, такое воздействие называется внушением. Если вы добиваетесь его согласия с вашей позицией вопреки его внутренним убеждениям, такое воздействие называется принуждением, т.е. действует мотив страха, превышающий внутренние мотивы повеления.

Такая классификация типов воздействия традиционна. В практическом плане полезнее рассматривать убеждение не как простой прием директивной техники или один из приемов психологического воздействия наряду с внушением и принуждением, а в более широком смысле — как целостный процесс целенаправленного взаимодействия и воздействия на подростка, или даже шире — как процесс ведения переговоров. И в этом процессе используются все приемы как понимающего, так и директивного общения. Более того, этот процесс не обязательно заканчивается достижением целевой установки в ходе одной или нескольких встреч.

Итак, выше рассмотрены две формы (инструментария) общения: техника понимающего общения и техника директивного общения. В определенном смысле техника (инструментарий) понимания — это техника оказания косвенного психологического воздействия или техника "активного слушания". Директивная техника (инструментарий) — это техника оказания прямого психологического воздействия в процессе взаимодействия с партнером.


^ Метод социометрии

Относится к инструментарию исследования структуры малых групп, а также личности как члена группы. Область измерения социометрической техникой — диагностика межличностных и внутригрупповых отношений. С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы. Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел участвовать в определенном виде деятельности или ситуации. Процедура измерения включает следующие элементы:

Социометрическая процедура проводится в двух формах. Непараметрическая процедура предполагает ответы на вопросы опроса без ограничения числа выборов или отклонений. Их максимальное число равно N — 1 (социометрическая константа), где N — число членов группы. Преимущество этого варианта связано с выявлением так называемой эмоциональной экспансивности у каждого члена группы. При увеличении размеров группы до 12-16 человек возрастает вероятность получения случайного выбора. Параметрическая процедура — ограничение числа выборов. Испытуемым предлагается выбрать строго фиксированное число лиц их всех членов группы, т, е. вводится так называемое социометрическое ограничение. Данная форма повышает надежность измерения, позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности. Ее недостаток связан с невозможностью раскрыть всю полноту отношений в группе.

Выделяют разные виды социометрических критериев: коммуникативные (выявляют реальные отношения, гностические (определяют степень осознанности реальных отношений), двойные и одинарные, ролевые и др. С выбором критериев связана проблема определения их числа и специализации в социометрическом вопроснике. Рекомендуется производить специализацию и выбор критериев исходя из предварительного анализа жизнедеятельности группы, выделяя ситуации, особо значимые для группы, т.е. опосредованные задачами и целями, стоящими перед группой, использовать общий, фундаментальный критерий для выявления "глубинной" связи членов группы. Последняя предполагает использование вопросов, касающихся оценки общего эмоционального состояния испытуемых при условии распада группы в будущем, например, в случае реорганизации коллектива, его перемещения, переформирований и т.п.

Результаты исследования могут быть представлены в виде социометрической матрицы (таблицы), куда включены все выборы и (или) отклонения, сделанные или предполагаемые членами группы, в виде социограммы, графически изображающей полученные результаты или в форме разнообразных социометрических индексов, дающих количественное представление о положении индивида в группе, а также оценку группы в целом. Социометрические индексы делят на две группы: индивидуальные и групповые. К индивидуальным показателям относят: социометрический статус — величина позитивности или негативности отношения группы к отдельному ее члену, которая определяется отношением количества выборов и отклонений, которые получил индивид, к их максимально возможному числу. Индекс эмоциональной (психологической) экспансивности — степень активности индивида во взаимодействии с другими членами группы, потребность в осуществлении контактов с ними. Он рассчитывается как отношение количества сделанных индивидом выборов и отклонений относительно членов группы к их максимально возможному числу. Для характеристики позиции индивида в группе вычисляют и другие индексы, например, "предписанная роль", приемлемость индивида группой и др. Однако главная сложность состоит их интерпретации, сопоставлении их с известными социально-психологическими понятиями.

К наиболее популярным групповым индексам относят: показатели групповой экспансивности (интенсивность группового взаимодействия), интегрированности группы (степень включенности в общение членов группы в конкретном виде деятельности или ситуации), сплоченности и ряд других. Графический анализ данных осуществляется путем построения социограмм. Последняя позволяет наглядно выделить в составе исследуемого коллектива подгруппы (группировки), положительные, конфликтные или напряженные "участки" внутри групповых отношений, "популярных" его членов (индивиды, имеющие максимальное количество выборов) либо "отвергаемых" (индивиды, получившие максимальное количество отклонений), определить лидера группы. Различают два вида социограмм: коллективную и индивидуальную. Наиболее часто для отображения структуры отношений в группе применяют социограмму-мишень (см. рис.2). Она представляет собой несколько концентрических кругов, в центр которых помещают "популярных индивидов, в наружное кольцо — "отвергаемых", во внутреннее кольцо — "средне популярных".


 



 ^ Рис. 29. Пример социограммы-мишени (первых двух выборов)


 

Обычно составляют несколько коллективных социограмм для одной группы: взаимных выборов, взаимных отклонений, первых двух (пяти) выборов и некоторые другие. Индивидуальные социограммы позволяют произвести более тонкий анализ положения конкретного члена в группе: отличить позицию лидера от позиции "популярных" членов группы. Четкая лидерская позиция часто определяется по тому кому из состава группы преимущественно отдают предпочтения в своих выборах "популярные" ее члены.

Надежность измерения в социометрии зависит от "силы" социометрического критерия, возраста испытуемых, вида индексов (персонального или группового). В социометрическом тесте не исключена возможность искажения ответов испытуемого, сокрытия его истинных чувств. "Гарантией" откровенности испытуемого могут выступать: личностно значимая мотивация участия в исследовании, выбор значимых для членов группы критериев опроса, доверие к исследователю, добровольный характер тестирования и др. Устойчивость социометрического измерения подтверждают, как правило, методом параллельного теста и взаимной корреляцией результатов. Установлено, что стабильность социометрических результатов обуславливается динамичной природой социально-психологических явлений, в целом, межличностных отношений, в частности, и стечением времени снижается.

Для определения валидности социометрического метода применяют сравнение результатов измерения с внешним критерием, обычно — с мнением экспертов. Социометрический метод должен быть дополнен другими приемами, направленными на более глубокий анализ оснований межличностных предпочтений: мотивов межличностных выборов, сделанных членами группы; их ценностных ориентации, содержания и типа осуществляемой совместной деятельности.

Наиболее существенными недостатками метода принято считать:


^ Методы воспитания

Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем (табл.2).


^ Таблица 29

Классификация методов воспитания по источникам передачи содержания


^ Группы методов

Виды методов

Источники передачи содержания

I группа

Словесные методы

Рассказ, беседа, инструктаж и др.

II группа

Практические методы

Упражнения, тренировка, самоуправление и др.

III группа

Наглядные методы

Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.


Другая классификация методов построена на основе простейшей структуры личности: методы формирования сознания; методы организации деятельности и формирования поведения; методы формирования чувств и отношений (табл.3). Это тоже широко распространенная классификация. Самым распространенным методом формирования сознания является метод убеждения - это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов. Он является ведущим в воспитательной работе.

^ Методы организации деятельности и формирования поведения - это практические методы. Человек - субъект деятельности, в том числе и познавательной. Поэтому в процессе познания он не только созерцатель, но и деятель. К этой группе методов относятся: упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие познания и деятельности учащихся, но косвенно они влияют и на формирование сознания человека.

Например, метод упражнений - это метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). С помощью этого метода организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха). Метод упражнений в воспитании реализуется через поручения. Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт учащихся в различных видах деятельности.

^ Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. Стимулировать - значит побуждать, помогать наполнять смыслами, улучшать качество познавательной деятельности, создавать для нее благоприятные условия, в том числе и нравственные условия. К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др. Ниже приведена общая классификация методов воспитания (табл.3).


Таблица 30

Классификация методов воспитания


^ Методы формирования

сознания личности

 

Методы организации деятельности

и формирования поведения

^ Методы формирования чувств и отношений 

Убеждение

Педагогическое требование

Соревнование

Внушение

Общественное мнение

Поощрение

Беседа

Приучение

Наказание

Лекция

Упражнения

Создание ситуации успеха

Дискуссия

Поручения

 

Метод примера

Создание воспитывающих ситуаций

 


Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач (табл.4).


^ Таблица 31

Средства обучения и воспитания


Слово

Образ

Орудия и приспособления

"Живое слово"

Иллюстрации

Здания, мебель, оборудование

Аудиозапись

Макеты

ЭВМ




10-sostoyanie-zdorovya-shkolnikov-doklad-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya.html
10-transport-i-svyaz-investicionnaya-programma-naro-fominskogo-municipalnogo-rajona-na-period-do-2012-goda-g.html
10-x-1813-ronkole-di-busseto-parma-27-i-1901-milan.html
100-vedushih-politikov-rossii-v-sentyabre-gosduma-rf-monitoring-smi-29-sentyabrya-1-oktyabrya-2007-g.html
100-velikih-akterov-stranica-25.html
100-velikih-gorodov-miramoskva-veche2007-477s100-velikih-stranica-11.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-81-semejnogo-kodeksa-rossijskoj-federacii-ustanavlivaet-razmer-alimentov-vziskivaemih-na-nesovershennoletnih-detej-v-sudebnom-poryadke.html
  • universitet.bystrickaya.ru/traveling-traveling-puteshestvie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sergej-alekseev-stranica-8.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zodchij-uchenij-hudozhnik-pedagog.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-3-volya-4-chasa-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-psihologiya-po-specialnosti-050402-65-yurisprudenciya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pozicionirovanie-lekarstvennih-preparatov.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-teoriya-sistem-i-sistemnij-analiz-specialnost.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publikacii-sotrudnikov-kgkm-v-2007g-monografii.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-odinnadcataya-p-ya-chaadaev-knigi-prorokov-sostavlyayut-v-vethom-zavete-lish-okolo-chetverti-vsego-teksta-po.html
  • abstract.bystrickaya.ru/22-ispolzovanie-ili-popitka-ispolzovaniya-sportsmenom-zapreshennoj-substancii-ili-zapreshennogo-metoda.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-tokio-zhdali-padeniya-moskvi.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zapusk-programmi-slajd-1-nachalo-tvorcheskogo-puti-slajd-2-detstvo-poeta.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novie-programmi-folkunivorsitota-17-studentam-zhirinovskij-prishelsya-po-dushe-18-mozhet-stoit-park-postroit-19.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tracert-mashina-uchebno-metodicheskoe-posobie-tambov.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6poryadok-razresheniya-kollizij-mezhdu-normativnimi-aktami-zhilishnogo-zakonodatelstva.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/statisticheskoe-prognozirovanie-urozhajnosti-zernovih-kultur.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/varianti-scenariev-primernij-poryadok-podgotovki-k-provedeniyu-dnya-znanij-v-shkole.html
  • literature.bystrickaya.ru/delovaya-reputaciya-v-problemnoj-socialno-pravovoj-srede.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-6-chto-vi-dejstvitelno-hotite-poluchit-ot-zhizni-sohranite-vash-aktiv-1-soveti-bogatogo-papi-kak-prevratit.html
  • literatura.bystrickaya.ru/scenarij-prognoziruemogo-razvitiya-34-stranica-9.html
  • holiday.bystrickaya.ru/novie-perspektivi-bibliograficheskij-ukazatel-45-let-so-dnya-pervogo-polyota-v-kosmos-yuriya-alekseevicha-gagarina.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-materiali-o-programme-molodim-semyam-dostupnoe-zhile-monitoring-smi-o-meropriyatiyah-ministerstva-po-fizicheskoj.html
  • report.bystrickaya.ru/kachestvennaya-harakteristika-sostoyaniya-vodnih-obektov-fakultet-geograficheskij-kafedra-geoekologii-i-landshaftnogo.html
  • crib.bystrickaya.ru/inkviziciya-presledovanie-koldunov-i-vedm-epoha-srednevekovya-bila-proniknuta-svoeobraznim-sochetaniem-hristianskih-uchenij-o-edinom-boge-s-yazicheskim-panteizmom-stranica-3.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/peremichki-balochnie-s-chetvertyu-dlinoj-do-45m-seriya-b10381-1-v3-otpusknie-ceni-na-osnovnie-stroitelnie-materiali.html
  • grade.bystrickaya.ru/nacionalnij-issledovatelskij-universitet-visshaya-shkola-ekonomiki-udk-658-011-46-gosregistracii-utverzhdayu-pervij-prorektor-niu-vshe.html
  • books.bystrickaya.ru/blizorukost-aldous-huxley-the-art-of-seeing.html
  • spur.bystrickaya.ru/koordinacionnij-plan-razrabotki-primernih-osnovnih-obrazovatelnih-programm-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-kod.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-n-gorelov-k-f-sedov.html
  • college.bystrickaya.ru/33-plani-budushej-deyatelnosti-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-oao-yakutgazprom.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/avtomatizaciya-podbora-frakcionnogo-sostava-filtruyushih-materialov-dlya-promishlennih-predpriyatij.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zemlya-i-vozduh-vremya-novostej-ekaterina-karacheva-19052008-085-str-3-gosduma-rf-monitoring-smi-17-19.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-programme-ekonomicheskogo-i-socialnogo-razvitiya-stranica-3.html
  • bukva.bystrickaya.ru/mehanicheskaya-kartina-mira-chast-3.html
  • education.bystrickaya.ru/38-problema-razvitiya-gruppi-v-socialnoj-psihologii-2-socialno-istoricheskie-i-teoreticheskie-predposilki-videleniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.