.RU

§ 4. Политические и правовые учения в период упадка древнегреческих государств


^ § 4. Политические и правовые учения в период упадка древнегреческих государств
С середины IV в. до н.э. древнегреческие государства попадают в зависимость от Македонии и приходят в упадок. Рамки полисной системы, сложившейся в классический период истории Древней Греции, оказались слишком тесными для рабовладельческих отношений. Развитие рабовладения требовало создания крупных военно-бюрократических монархий, наподобие Македонии. С походов Александра Македонского начинается период эллинизма – период греческой экспансии на Восток и образования обширных государств как переходной ступени к рабовладельческой империи. Во II в. до н.э. Греция была завоевана Римом.

Кризис полисных учреждений и утрата государствами независимости породили среди граждан настроения упадничества, неуверенности, аполитизма. Эллинистические монархии представлялись свободному греку, воспитанному в полисных традициях, настолько громадными, что он ощущал себя беспомощным и неспособным повлиять на исход общественных событий. В сознании рабовладельческих кругов начинает процветать индивидуализм; проповедь морального освобождения соседствует с преклонением перед государством, с обожествлением личности монарха. Теоретическое изучение политики деградирует, уступая место моральным наставлениям или религиозной мистике. Сравнительно новыми в политической теории того времени были идеи космополитизма, мирового господства и всемирной монархии.

Эпикур (341–270 гг. до н.э.) в социально-политической теории отстаивал идеи рабовладельческой демократии. Как и другие сторонники демократического правления, он полагал, что законы и государство существуют не от природы, а по установлению. “Справедливость не существует сама по себе; это – договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, заключенный при общении людей и всегда применительно к тем местам, где он заключается”. Право и государство суть продукты договора, результат соглашения.

Следуя релятивистским взглядам на общественные установления, Эпикур настойчиво подчеркивал относительный и условный характер справедливости, воплощенной в законах различных государств. “В применении к особенностям места и обстоятельств справедливость не бывает для всех одна и та же”. Его учение отрицает всякую возможность существования естественного права, которое предшествовало бы договору. О естественном праве, по его мнению, можно говорить лишь применительно к договору, который служит пограничной чертой, разделяющей то время, когда люди жили, подобно животным, не имея законов, и эпоху общественной, государственной жизни. Эпикур относил договор о взаимной пользе, по-видимому, одновременно и к естественным явлениям, и к искусственным образованиям.

Воззрения Эпикура отличались от предшествующих учений демократии призывом избегать политической деятельности. Счастье человека он усматривал в отсутствии страданий, в полной невозмутимости или безмятежности духа. Для достижения этой цели философ предлагал устраниться от общественных дел, обрести независимость от общества и посвятить жизнь моральному самосовершенствованию. Своих последователей он учил “жить незаметно”. Эти положения Эпикура, переносившие центр тяжести общественной теории в область морали, выражали крайний индивидуализм и безразличие к политике, которые были характерны для идеологии рабовладельческой демократии в период эллинизма.

Против философии Эпикура выступили стоики. Термин “стоицизм” происходит от слова “стоя” (колоннада, галерея) – от названия портика в Афинах, где преподавал основатель школы Зенон Китайский (ок. 336– ок. 264 гг. до н.э.).

Стоики явились продолжателями платоновско-аристотелевской линии в философии. Мироздание, согласно их взглядам, управляется судьбой, высшим божественным разумом. В мире царит строжайшая необходимость, исключающая свободу воли. Человеку не остается ничего другого, как добровольно подчиниться неотвратимой судьбе. Того, кто повинуется ей, судьба ведет, а непокорного тащит. Судьба в учении стоиков отождествляется с божественным естественным законом.

Вслед за Аристотелем стоики утверждали, что общественные установления и государство коренятся в природе, что человек от природы склонен к общению. Отражая изменения в государственной жизни современного им общества, стоики истолковали эти положения Аристотеля расширительно. Они отказались от узкополисной трактовки общественной жизни. Естественное право мыслилось ими как универсальный, общемировой закон, государство – как мировое сообщество. В духе космополитических представлений того времени Зенон из Кития учил, что всех людей должно считать гражданами одного государства.

В противоположность эпикурейцам последователи стоицизма не отрицали общественную деятельность. Благо государства ценилось ими выше, чем благо индивида. Доводя до предела эту мысль, навеянную идеями Платона и Аристотеля, стоики заявляли, что добродетельный человек не остановится перед тем, чтобы принести себя в жертву государству.

В философии и этике стоицизма нашли свое преломление взгляды аристократической верхушки рабовладельческого общества периода образования эллинистических монархий. Религиозные искания стоиков, их призывы покориться судьбе оказались в то же время созвучными настроениям, охватившим широкие круги древнегреческого общества в условиях его кризиса. Под влиянием стоицизма сформировалась концепция Полибия (примерно 200–120 гг. до н.э.), последнего крупного политического мыслителя Древней Греции. Основной мотив написанной им “Истории” в 40 книгах – путь римлян к мировому господству.

Истолкование исторического процесса у Полибия опирается на представления стоиков о циклическом развитии мира. Он исходит из того, что общественная жизнь существует от природы и направляется судьбой. Подобно живым организмам, всякое общество проходит состояния возрастания, расцвета и, наконец, упадка. Завершаясь, этот процесс повторяется сначала. Развитие общества Полибий трактует как бесконечное движение по кругу, в ходе которого “формы правления меняются, переходят одна в другую и снова возвращаются”.

Круговорот политической жизни проявляется в последовательной смене шести форм государства. Первой возникает монархия – единоличное правление вождя или царя, основанное на разуме. Разлагаясь, монархия переходит в противоположную ей форму государства – в тиранию. Недовольство тиранами приводит к тому, что благородные мужи свергают при поддержке народа ненавистного правителя. Так устанавливается аристократия – власть немногих, преследующих интересы общего блага. Аристократия в свою очередь постепенно вырождается в олигархию, где правят немногие, используя власть для стяжательства. Своим поведением они возбуждают недовольство толпы, что неизбежно приводит к очередному перевороту. Народ, не веря больше в правление царей или немногих, возлагает заботы о государстве на самого себя и учреждает демократию. Ее извращением является охлократия (господство черни, толпы) – худшая форма государства. “Тогда водворяется господство силы, а собирающаяся вокруг вождя толпа совершает убийства, изгнания, переделы земли, пока не одичает совершенно и снова не обретет себе властителя и самодержца”. Развитие государства возвращается тем самым к своему началу и повторяется, проходя через те же ступени.

Преодолеть круговорот политических форм способен только мудрый законодатель. Для этого ему необходимо, уверял Полибий, установить смешанную форму государства, сочетающую начала монархии, аристократии и демократии, чтобы каждая власть служила противодействием другой. Такое государство “неизменно пребывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия”. Исторические примеры смешанного строя Полибий нашел в аристократической Спарте, Карфагене, на Крите. При этом он особо выделял политическое устройство Рима, где представлены все три основных элемента: монархический (консулат), аристократический (сенат) и демократический (народное собрание). Правильным сочетанием и равновесием этих властей Полибий и объяснял могущество римской державы, покорившей “почти весь известный мир”.

Теоретические взгляды Полибия на развитие государства противоречили его же собственным наблюдениям над конкретными фактами из истории возникновения различных видов государственной власти. Его построения, как и предшествующие теории “смешанного государства” (Платона, Аристотеля), были призваны обосновать господство аристократии. Творивший в эпоху утраты греческими полисами независимости, Полибий выступал с аристократических позиций проримской ориентации и призывал греков подчиниться завоевателям.

Политическая концепция Полибия послужила одним из связующих звеньев между политико-правовыми учениями Древней Греции и Древнего Рима.


1-vvedenie-v-cifrovuyu-obrabotku-signalov.html
1-zabota-o-kliente-obshaemsya-lichno-slushaem-zadaem-voprosi.html
1-znachenie-i-aktualnost-vospitatelnoj-raboti-na-fakultete-psihologii.html
10-4-doklad-upravleniya-obrazovaniem-o-sostoyanii-kachestva-rezultata-obrazovaniya-v-2008-2009-uchebnom-godu.html
10-chernie-vorota-otkriti-kniga-pyataya.html
10-eparhii-i-episkopi-naibolee-vidayushiesya-arhierei-domong-perioda-organi-2-propoved-apostola-andreya-pervozvannogo.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshaya-harakteristika-programmi-podgotovki-bakalavra-4-4-trebovaniya-k-urovnyu-podgotovki-neobhodimomu-dlya-osvoeniya-programmi-podgotovki-bakalavra-5-stranica-5.html
  • school.bystrickaya.ru/chislo-kak-sushee.html
  • write.bystrickaya.ru/filipp-bogachev-russkaya-model-effektivnogo-soblazneniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-uchrezhdeniya-stranica-3.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukcii-po-napisaniyu-proekta-programma-fulbrajta-po-obmenu-uchenih-na-200.html
  • essay.bystrickaya.ru/bibliografiya-b-a-astafev-strategicheskoe-prognozirovanie-i-upravlenie-na-osnove-genoma-i-zakonov-mira-teoriya-i-praktika.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-buhgalterskij-uchet-cennih-bumag.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ogon-protiv-ognya-takoj-malenkij-krokodil.html
  • textbook.bystrickaya.ru/investiciyalardi-zhzege-asirudi-zhne-investiciyali-preferenciyalardi-berud-kzdejtin-investiciyali-zhobani-ske-asirua-investiciyali-kelsmshart-zhasasu.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-5dnej14nochej-zaezdi-04-05-11-03-06-11-17-06-11-01-07-11-15-07-11-29-07-11-12-08-11-26-08-11-30-09-11.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sudebnaya-praktika-po-delam-ob-administrativnih-pravonarusheniyah-ingushskij-gosudarstvennij-universitet.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihologiyali-ahual-olimizdi-isaji.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-konkursnoe-zadanie-ii-etapa-oblastnogo-konkursa-buhgalter-professional-2006.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-komiteta-po-soblyudeniyu-v-ramkah-kartahenskogo-protokola-po-biobezopasnosti.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-8-zaklyuchenie-gde-zhe-telo-kniga-sledi-bogov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/651-obekt-nalogooblozheniya-prinyatie-sokrasheniya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tolerantnost-k-vich-polozhitelnim-lyudyam-otchet-po-pervomu-etapu-issledovaniya-razrabotka-koncepcii-informacionnoj-kampanii.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-tretya-luchshie-prakticheskie-metodi-yuridicheskogo-obrazovaniya-ponya-tie-i-k-arta-roj-staki-i-drugie.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihologiya-professionalnogo-obsheniya-rabotnikov-pravoporyadka-chast-3.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4-mezhdunarodnij-kredit-tema-mirovaya-ekonomika-i-meo-3.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/specialnost-050715-65-logopediya-kursovaya-rabota-na-temu-razvitie-kommunikativnih-umenij-u-starshih-doshkolnikov-s-onr-iii-urovnya.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravit-vliyanie-avarii-na-zdorove-lyudej-material-iz-vikipedii-svobodnoj-enciklopedii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/socialnie-utopii-vozrozhdeniya-na-primere-tvorchestva-t-mora-i-t-kampanelli.html
  • education.bystrickaya.ru/10-otkaz-v-dopuske-v-samashki-predstavitelyam-mezhdunarodnogo-komiteta-krasnogo-kresta-drugih-gumanitarnih-organizacij-vracham.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ivan-pavlovich-susov-istoriya-yazikoznaniya-stranica-2.html
  • znanie.bystrickaya.ru/56-slabotochnie-seti-generalnij-plan-ilskogo-gorodskogo-poseleniya-severskogo-rajona.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-vipusknikov-horosho-podgotovilis-k-ekzamenam-i-pokazali-glubokie-znaniya-po-obshestvoznaniyu-istorii-informatike-i-dr-predmetam.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-5-nablyudenie-videlenie-raznih-sostoyanij-obekta-metodicheskie-rekomendacii-dlya-uchitelya-1-klass-sistema.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-ledovih-pereprav-otkrili-v-irkutskoj-oblasti-29-dekabrya-internet-resurs-ust-ordaru-29122011.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/segodnya-v-yurge-vvedeni-v-stroj-dve-pechi-na-ferrosplavnom-zavode.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uniscan.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekzamenacionnie-voprosi-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-mehanika-osnovi-mehaniki-sploshnih-sred.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-po-literature-v-7-klasse-tema-obraz-mciri-poiski-lermontovim-idealnogo-geroya-borca.html
  • letter.bystrickaya.ru/nadomnaya-forma-obucheniya-otchet-odeyatelnosti-gou-lo-slancevskaya-specialnaya-shkola-internat-za-2010-2011-uchebnij-god.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razvitie-groz-v-konvektivnih-oblakah.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.