.RU

§ 11. Языковые средства выразительности - Перед теоретическими сведениями и после них даются вопросы, которые нацеливают...


§ 11. Языковые средства выразительности

^ Урок 51. Выразительность речи

Цели урока: 1) расширить и углубить представление о выразительности как важной характеристике художественной, публицистической и разговорной речи; 2) развивать умение определять стилевую принадлежность текста; 3) тренировать в описании произведений живописи.

^ I. Выразительность речи (вопросы и задания на с. 154)

Предоставим учащимся возможность попытаться ответить на вопросы, предваряющие текст на с. 154, а после знакомства с его содержанием внести коррективы и дополнения в свои ответы. По своему усмотрению учитель может уточнить задание перед текстом, предложив, например, составить план на основе вопросов.


В слабом классе организуем совместную работу по составлению плана: ученики читают текст по абзацам и формулируют основной вопрос к содержанию каждого из них. Укажем на возможность при построении плана опираться на вопросы перед текстом. План может быть следующим.

1. Какую речь называют выразительной?

2. Какими средствами достигается выразительность речи?

3. Где и с какой целью используется выразительная речь?

4. В каких стилях речи выражение эмоций неуместно?

В сильном классе можно предложить учащимся самостоятельно найти ответы на вопросы перед текстом в его содержании и только после этого прочитать текст вслух.

Чтобы учащиеся слабого класса справились с заданием 1 упражнения 397, поможем им сформулировать главную мысль каждого текста. Главная мысль учебно-научного текста: «Выразительная речь не только информирует, но и эмоционально воздействует на читателей и слушателей, поэтому она применяется в художественной, разговорной и публицистической речи, а в научной и официально-деловой речи её использование неуместно». Главная мысль публицистического текста – «Интересным собеседником является тот, кто владеет искусством слова – умением эмоционально передавать информацию».

Обратим внимание ребят на рисунок (с. 154) и попросим их доказать, что он является иллюстрацией к тексту.

После того как учащиеся выпишут использованные в тексте причастия (приукрашена, выдумана, устроен, сказано), распределим задание провести морфемный и морфологический разбор по вариантам: I вариант работает с причастиями приукрашена и выдумана, II вариант – с причастиями устроен и сказано. По истечении отведённого на работу времени (5 минут) проведём проверку.

По своему усмотрению учитель может на материале этого упражнения потренировать семиклассников в проведении языкового анализа, предложив выполнить следующие задания.

Задания. 1. Выпишите существительные, образованные путём перехода из разряда причастий, и укажите их морфемный состав. 2. Запишите последнее предложение второго абзаца под диктовку учителя, проверьте свою работу по учебнику и объясните расстановку знаков препинания. Укажите, слова каких частей речи использованы в этом предложении. 3. Запишите первое предложение текста и проведите его синтаксический разбор.


Учащиеся выразительно прочитают тексты, объединённые одной темой – «Одуванчик», но различающиеся стилем речи, то есть сферой использования (учебно-научная литература, художественная литература, периодические издания, инструкция), коммуникативной задачей (сообщение и/или воздействие), стилевыми чертами (точность, однозначность, краткость (лаконизм), объективность, отсутствие эмоциональности; конкретность, образность, эмоциональность), использованными языковыми средствами (термины; глаголы в 1-ом лице единственном числе, односоставные определённо-личные предложения; изобразительно-выразительные средства языка). После этого ребята ответят на вопросы, приведённые в заданиях 1, 2 и восстановят деформированный текст (№2), объясняя выбор написания (задание 3).

^ II. Описание картины (упр. 399)

Проведём беседу по следующим вопросам и заданиям.

1. Как вы думаете, почему для своего натюрморта И.И. Левитан выбрал одуванчики? (Художник стремился открыть людям скромную красоту и необыкновенную прелесть простых полевых цветов, мимо которых люди обычно проходят, не обращая внимания на их трогательное очарование.)

2. В каком сосуде изображены одуванчики? Почему? (Одуванчики изображены в коричневом глиняном кувшине, горлышко которого облито глазурью. Простая, незамысловатая и такая привычная для нас красота полевых цветов – это неотъемлемая часть русского пейзажа, и поэтому они так органично смотрятся в кувшине, прочно связанном в нашем представлении с русским бытом.)

3. Каков общий колорит картины? (Жёлтые и белые цветы одуванчиков изображены на тёмном фоне. Коричневато-серый тон кувшина сливается с общим фоном картины, а сгущающиеся до черноты тени в правой верхней части картины обрамляют цветы и подчёркивают яркость белых и жёлтых цветов.)

4. Опишите одуванчики, изображённые на картине. В чём особенности натюрморта? (В букет, изображённый И.И. Левитаном, собраны и ярко-жёлтые, и белые, уже отцветшие одуванчики, и нераспустившиеся бутоны – как будто изображена простая история каждого цветка от бутона до пушистого белого шарика. Букет не складывали специально, не подбирали цветы по длине, и поэтому цветы выглядят так живо и естественно.)

4. Перечитайте первое четверостишие стихотворения В. Степанова в упражнении 398 и объясните, как соотносится его содержание с натюрмортом И.И. Левитана.

После проведённой беседы предоставим учащимся время (15 минут) для написания сочинения-миниатюры.

^ Д.з.: 1) упр. 358; 2) индивидуальные задания – упр. 400, 402 (см. примечание), 405 (2).

Примечание. По своему усмотрению учитель предлагает упражнение двум-трём ученикам.


^ Урок 52. Фонетические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования

Цели урока: 1) тренировать учащихся в определении роли звукописи в художественных текстах; 2) расширить представление о выразительных возможностях словообразования.

^ I. Творческий словарный диктант (проверка домашнего задания)

Одна из форм проверки знания орфографического минимума (упр. 358) -- творческий словарный диктант.

Задание 1. Запишите под диктовку словосочетания, подбирая к ним определяемые слова по образцу.

Образец. Поляна, освещаемая солнцем; река, пересекающая местность.

Преодолевающий препятствие, колеблемые ветром, вдохновляемые успехом, окружаемые заботой, рекомендуемая учителем.

Задание 2. Составьте и запишите простые предложения, включая в их состав следующие словосочетания.

Поразительное искусство, быстрорастворимый кофе, взаимовыгодное сотрудничество, миллиарды водяных капель, калейдоскоп с причудливыми узорами.

^ II. Фонетические средства выразительности (проверка индивидуального домашнего задания, упр. 401, 403)

Выслушаем устное высказывание ученика по теме упражнения 400 и предложим остальным ребятам внести свои замечания и дополнения. Чтобы потренировать синтаксические и пунктуационные умения учащихся, предложим им записать второе предложение приведённого в упражнении текста, объяснить постановку знаков препинания и провести его синтаксический разбор.

После ответов учащихся, подобравших дома в художественных произведениях примеры звукописи, семиклассники выразительно читают стихотворный текст в упражнении 401 и определяют настроение, усиливаемое использованием этого приёма: глубокая тоска, уныние, безысходность. Определяя роль звукописи (аллитерации на [р]) в поэтическом отрывке, приведённом в упражнении 403, ребята отметят, что использование этого звука помогает передать бодрое, радостное, мажорное настроение и усилить противопоставление динамизма, активного движения, молодого порыва, показанного в первой части (1 – 5 строках), медлительности, уравновешенности, осторожному замедленному «скольжению» (аллитерация на [л] -- [л'], ассонанс на [а]).

^ III. Выразительные возможности словообразования (упр. 405 – 408 (1), упр. 409)

После того как учащиеся прочитают выразительно стихотворение из упражнения 405, попросим их назвать ключевые строки («Словесность у него распахана, засеяна живым зерном») и объяснить своё понимание этой развёрнутой метафоры. В процессе обсуждения ребята могут отметить, что «живым зерном» поэт называет доброе, ласковое, сердечное слово, которое прорастает в душах тех, к кому оно обращено, ответным чувством любви. Другое возможное утверждение – что поэт называл «живым зерном» те частички слова (морфемы), которые помогают «вырастить» проникновенные, из глубины сердца идущие слова, обращённые ко всему живому на земле.

Для тренировки орфографических умений предложим ребятам записать ключевые строки в тетради, разделяя слова (кроме местоимения) на морфемы и объясняя их написание: Слов-ес-н-ость у него рас-пах-а-н-а, за-се-я-н-а жи-в-ым зерн-ом.

По своему усмотрению учитель может также попросить ребят подчеркнуть грамматическую основу; выписать словосочетание со связью согласование; провести морфологический разбор одного из причастий.

Ученики, подготовившие в качестве индивидуального задания упражнение 405 (2), прочитают выписанные из произведений устного народного творчества примеры использования слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и сделают вывод о том, что использование таких слов помогает выразить основные черты характера русских людей – способность любить, сопереживать; кроме того, использование таких слов помогает создавать напевность поэтических строк, наполняет их проникновенным лиризмом.

Прежде чем учащиеся приступят к подготовке выразительного чтения стихотворных отрывков, приведённых в упражнении 406, попросим их определить мысль, которая их объединяет (мысль о величии, широте родных русских просторов, о русском разудалом свободолюбивом характере, который, как и природа русская, подчас не признаёт никаких ограничений). Поможем ребятам понять, что приём использования в приведённых поэтических отрывках многоприставочных глаголов помогает создать плавность, неторопливость, напевность звучания, и, таким образом, написать величественный образ русской природы, широких русских раздолий.

Поможем ребятам понять, что приём повтора слов одной морфемной модели используется в первом и третьем отрывках, приведённых в упражнении 407: 1) на∩или (напылили – накопытили); 3) за∩ала(-и) (заполыхала, закричала, заплясали), – и укажем на различие в сходных морфемных моделях прилагательных из второго отрывка (под-неб-ес-н-ой – под-чердач-н-ой). Подчеркнём стилистическую роль использования в третьем отрывке глаголов с приставкой, обозначающей начало действия -- создание яркого образа разворачивающегося народного гулянья, динамично набирающего размах: всё вокруг наполняется звуками (закричала, завздыхала, зазвенели), движением (заходили, заплясали, закружились), красками (заполыхала, зацвели).

Конкурс. Проведём конкурс на лучшее выразительное прочтение стихотворного отрывка из упражнений 405 – 408, и определим, кому из чтецов удалось ярче передать чувство, наполняющее лирические строки.

Поможем ребятам понять, что светлое, радостное настроение от встречи с чудесной страной детства Михаилу Яснову удаётся передать с помощью индивидуально-авторских неологизмов – слов, которые создаёт сам поэт по моделям, существующим в языке

Выслушаем высказывания учащихся по теме упражнения 409 и в случае необходимости напомним, что словообразование является одним из основных источников пополнения словарного запаса языка. Именно поэтому автор приведённого высказывания сравнивает способы словообразования с ручьями, питающими реку, обновляющими и освежающими её воды, как новообразования пополняют лексику языка, освежают и обновляют речевой поток.

^ Д.з.: 1) на выбор: упр. 384 или 404; 2) по желанию – упр. 408 (2); 3) индивидуальное задание – второй вопрос после текста на с. 160 (см. примечание).

Примечание. Распределим задание между четырьмя учениками.


^ Урок 53. Лексические средства выразительности

Цели урока: 1) повторить и углубить сведения учащихся о тропах как средствах языковой выразительности и тренировать в определении стилистической роли тропов в художественных текстах; 2) совершенствовать умение учащихся проводить текстоведческий, орфографический и пунктуационный анализ текста.

I. Тропы (текст на с. 160, вопросы после текста, проверка индивидуального домашнего задания, упр. 411, 417, 413 (1, 2))

Семиклассники внимательно читают текст о тропах и отвечают на первый вопрос после текста, после чего учащиеся, работавшие дома с индивидуальным заданием, делают сообщение о каждом из перечисленных во втором задании после текста тропе и приводят примеры их использования в художественных текстах.

Затем учащиеся тренируются в определении тропов и их видов на материале упражнений 411 и 417.

Работу с приведённым в упражнении 413 деформированным текстом целесообразно провести в форме комментированного письма, после чего учащиеся выразительно читают восстановленный текст и указывают выразительные средства, использованные автором для создания яркого, запоминающегося рассказа о том, как создавалась картина (лексические средства: олицетворения -- разбегаясь (о солнце), набежали (тучи); срывая, рассыпая, опрокинул (о ветре); эпитеты -- порывистый (ветер), неописуемый (восторг), сверкающих (потоков); синтаксические – ряды однородных членов (в четвёртом и шестом предложениях), восклицательное по эмоциональной окраске предложение (последнее).

^ II. Текстоведческий анализ. Разученный диктант (упр. 414)

По своему усмотрению учитель может сам продемонстрировать выразительное чтение приведённого в упражнении 414 текста, после чего учениками совместно проводится текстоведческий анализ: «Тема текста – «Вечер на Атлантическом океане», основная мысль – «Тропические вечера на Атлантическом океане прелестны -- в этих широтах не бывает бурь и ураганов, и океан восхищает своим торжественным безмолвием». Это художественное описание. Для создания художественного образа автор использует тропы: эпитеты – прелестного (вечера), бирюзовому, бесконечно высокому, прозрачно-нежному (небосклону), перистыми (облачками), жгучий и ослепительный (шар солнца), радостным (блеском), холмистую (поверхность океана), беспредельную (даль), могучие светло-синие (волны), серебристыми (верхушками), ласковым, почти нежным (ропотом), вековечный старик-океан; метафоры – золотистый шар солнца, заливая блеском, голубые рамки горизонта, на исполинской груди; олицетворения – нагоняя одна другую (о волнах), находится в добром расположении духа (океан), бережно несёт, не угрожая (об океане); сравнения – облачками, словно белоснежным кружевом, точно нашёптывает (о ропоте волн), словно заботливый, нежный пестун (об океане)».


В слабом классе и в классе средней успеваемости на материале текста упражнения 414 учитель по своему усмотрению может провести диктант «Проверяю себя».

^ Д.з.: 1) на выбор: упр. 413 (3) или 418; 2) для учеников, успевающих на «4» и «5», -- упр. 412 (2).

Резерв – упр. 412 (1).


Урок 54. Лексические средства выразительности (продолжение)

^ Цели урока: 1) повторить и расширить сведения о лексических средствах выразительности: тропах, синонимах, омонимах, фразеологизмах; 2) дать представление о возможностях использования лексических средств языка с целью создания комического эффекта.

I. Тропы (повторение – проверка домашнего задания, упр. 415)

Один из учеников расскажет о тропах как средствах художественной выразительности, после чего желающие выскажутся по теме упражнения 412 (2). Отдельные примеры наиболее ярких метафор, сравнений, эпитетов, приведённые одноклассниками, ребята могут записать в тетради. В том случае, если в ответах не будет приведён пример сравнения, выраженного формой творительного падежа, попросим семиклассников попробовать привести свои примеры или записать и проанализировать следующий пример: Бесконечная дорога убегает лентой вдаль (С. Есенин).



Готовя учащихся слабого класса к созданию устного высказывания на основе фотографий (упражнение 415), покажем, как создаются тропы, например: золотая листва, золото листвы; сияет золотом; покрылось, как золотом, жёлтой листвой; стоит, как будто облитая золотом.


^ II. Стилистические возможности синонимов. Фразеологизмы как средство художественной выразительности (упр. 416, 424)

Напомним учащимся, что языковые (не контекстные) синонимы – это слова, которые относятся к одной части речи. Укажем также, что в ряду синонимов-глаголов окажутся сходные по значению фразеологизмы с ключевым словом -- глаголом.


^ Учебная игра. Предложим семиклассникам выполнить задание 1 упражнения 424 в форме игры «Аукцион». Победителем оказывается тот, кто последним назовёт фразеологизм. Другой вариант работы – игра «Соревнование рядов»: представители каждого ряда по очереди называют фразеологизмы. Выбывает тот ряд, представители которого не смогут в течение трёх – пяти секунд назвать фразеологизм в свою очередь.


После этого учащиеся отметят, что фразеологизмы используются в разговорной и художественной речи, а также в художественной публицистике. Важно, чтобы семиклассники вспомнили, что значения фразеологизмов не являются простой суммой значений составляющих их слов. Многие из них образуются, когда слова в словосочетании употребляются не в прямом, а в переносном значении, причём чаще всего переносное значение приобретает всё выражение в целом, поскольку эти устойчивые выражения близки по своему лексическому значению слову.


Конкурс. Предоставим учащимся пять минут на составление и запись предложения с использованием одного из обыгранного в рисунках в упражнении 424 фразеологизма и пригласим их поучаствовать в конкурсе на самое интересное (смешное, необычное по содержанию) предложение.


^ III. Средства создания комического (текст на с. 164, упр. 420, 421, 423 (2))

Работая с упражнениями 420, 421, учащиеся вспоминают о таких лексических явлениях, как многозначность и омонимия и отмечают отличия лексических омонимов (слов одной части речи, совпадающих в звучании и написании) от омографов (слов, совпадающих в написании, но различающихся произношением), омофонов (слов, совпадающих в произношении, но различающихся написанием), омоформ (слов, совпадающих в звучании и написании только в одной форме).

Важно, чтобы в процессе работы с упражнением 423 (1) семиклассники ещё раз отметили необходимость различения паронимов (однокоренных слов, сходных по звучанию, но различающихся лексическими значениями).

{ф}IV. Сочинение-миниатюра (упр. 425)

Предоставим учащимся возможность выбрать одну из поэтических строк, приведённых в упражнении 425, и в течение 10 – 15 минут составить небольшую зарисовку по данному началу.

^ Д. з.: 1) упр. 419; 2) упр. 410; 3) по желанию – упр. 422, 423 (2).


Урок 55. Морфологические средства выразительности

Цели урока: 1) повторить и углубить сведения о морфологических средствах выразительности и формировать умение определять их роль в художественном тексте; 2) тренировать учащихся в проведении орфографического и пунктуационного анализа текста.

^ I. Лексические средства выразительности (повторение – проверка домашнего задания)

Предложим желающим выразительно прочитать стихотворение Дмитрия Кедрина (упражнение 419) наизусть и назвать использованные в нём выразительные средства.

^ II. Выразительные возможности прилагательных и причастий (упр. 426, 427, 431)

Поможем семиклассникам понять, что светлую грусть, вызванную образами из далёкого детства, Дмитрию Кедрину удаётся передать с помощью безличных глаголов-синонимов мерещится и чудится, а также с помощью такого приёма, как лексический повтор глагола (мерещится) и прилагательных (ясное-ясное, тихое-тихое, узкая-узкая, дальняя-дальняя). Повтор прилагательных помогает выразить силу и яркость детских впечатлений.

Объясняя лингвистический смысл рисунка (упражнение 427), ребята отметят, что существительное называет предмет, обычно не давая ему характеристик, а использование прилагательного помогает этот предмет «расцветить»: указать его свойства, признаки и особенности.

Эту мысль учащиеся получат возможность развить в процессе анализа художественной функций прилагательных и причастий в описании, приведённом в упражнении 428.

Работу с деформированным текстом упражнения 428 проведём в форме комментированного письма, предложив ученикам в процессе пунктуационного анализа называть и подчёркивать грамматические основы предложений и те члены, которые осложняют структуру и семантику предложений или их частей.

В качестве дополнительных можно предложить следующие задания (одно-два по выбору учителя).

1. Проведите фонетический разбор словоформы галерею.

2. Укажите морфемный состав причастий.

3. Назовите части речи, использованные в предложениях первого абзаца.

4. Проведите синтаксический разбор второго предложения второго абзаца.


III. Выразительные возможности глагольной категории времени (упр. 432)

В случае затруднения учащихся слабого класса при выполнении второй части задания 1 упражнения 431 обратим их внимание на то, что использование при рассказе об уже произошедших событиях форм настоящего времени глагола «приближают» эти события к читателю, представляют их более ярко и выпукло, крупным планом, как будто разворачивающимися на его глазах.

Подчеркнём, что употребление в тексте форм одного времени и лица (ехал, лежал, жевал, вскакивал -- еду, лежу, жую, вскакиваю) содаёт цельность.

Д. з.: 1) на выбор: упр. 429 или 433; 2) повторить упр. 410.


^ Урок 56. Морфологические средства выразительности (продолжение)

Цели урока: 1) расширять и углублять представление учащихся о выразительных возможностях морфологии; 2) формировать представление о роли грамматики в речевом общении.

^ I. Использование выразительных возможностей морфологии при создании описания и повествования (проверка домашнего задания)

Предложим отдельным ученикам прочитать домашнее сочинение-миниатюру и сделать вывод, какие выразительные морфологические средства были использованы для создания описания (упр. 429) и повествования (упр. 433).

Одна из форм проверки знания орфографического минимума – самодиктант: учащиеся вспоминают, написание каких словосочетаний они объясняли и запоминали, работая с упражнением 410, и по очереди их называют, диктуя одноклассникам. Учитель напоминает те словосочетания, которые не были названы. После записи учитель по своему усмотрению проводит само-, взаимопроверку или традиционную проверку работ.

^ II. Выразительные возможности глагола (упр. 431, текст на с. 170, упр. 434)


В случае затруднения учеников слабого класса поможем им понять: приведённые в упражнении 431 высказывания объединены мыслью о том, что глагол, обозначая действие, делает высказывание ярким и динамичным; правильно выбранный глагол помогает создать живой запоминающийся образ.


Попросим учащихся составить схемы предложений с тире между главными членами и сделать вывод о возможных способах выражения подлежащего и сказуемого в предложениях, соответствующих этим схемам (оба главных члена – существительные в именительном падеже, оба главных члена выражены инфинитивом).

Напомним ребятам, что в ответе по теме задания 1 упражнения 434 нужно воспользоваться содержанием прочитанного текста из рубрики «Обратите внимание!» (с. 170).

После того как деформированный текст будет восстановлен, попросим учащихся ещё раз его выразительно прочитать, рассмотреть иллюстрацию на с. 170 и соотнести её с соответствующим текстовым фрагментом. По своему усмотрению учитель может предложить ученикам устно описать художественную фотографию, дополнив прочитанный текстовый фрагмент описанием игры солнечных лучей, украшенной сеткой паутины зелени, а также трудолюбивого мастера-паука.

^ III. Выразительные возможности местоимений (упр. 430)

В процессе обсуждения использованного Чеховым в тексте «Моя «она»» приёма обманутого ожидания, подведём учеников к пониманию, что этот приём использован, чтобы заинтересовать, заинтриговать читателя, заставить его непредвзято, свежим взглядом посмотреть на знакомое ему явление и представить это явление более ярко, в необычном ракурсе, позволяющем обнажить все его неприглядные стороны. Использование такого приёма писателем нередко заставляет читателя вернуться к описанию, чтобы ещё раз соотнести уже известное явление с теми характеристиками, которыми наделяет его автор.

Акцентируем внимание учащихся на том, как создаётся этот приём: замещаемое местоимением существительное оказывается в постпозиции по отношению замещающему его местоимению и, таким образом, описываемый предмет до последнего момента оказывается неназванным, в тексте присутствует лишь указание на его существование.

^ IV. Роль грамматики в речевом общении (упр. 436, 437)

Познакомившись с содержанием приведённого в упражнении 436 текста, семиклассники определят его принадлежность к научному (учебно-научному) стилю и отметят использование в нём всех типов речи.

Проследим, чтобы в процессе обсуждения высказывания Л.В. Щербы в ответах учеников прозвучала мысль о том, что определённое содержание высказывания (мысль) требует соответствующей формы – подбора не только лексических единиц, но и соответствующей синтаксической конструкции, которая продиктует порядок и способы связи необходимых для выражения мысли словоформ. Предложим ребятам попытаться объяснить, какое обобщённое значение выражает составленная учёным фраза, и подведём их к выводу, что грамматика диктует законы построения предложений и способствует выражению смысла высказываний.



По своему усмотрению учитель может предоставить учащимся сильного класса возможность самостоятельно охарактеризовать морфологические признаки искусственно созданных слов, а затем сверить свои записи с записями, сделанными на доске отдельными учениками, и поучаствовать в совместном обсуждении.

В тетрадях семиклассников появится следующая запись.

^ Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.)

^ Глокая – качественное прилагательное в полной форме, им.п. ед. ч. жен. р.; куздра – одушевлённое нарицательное существительное жен. рода, I скл.; в им. п. ед.ч.; штеко – наречие, не изменяется; будланула – переходный невозвратный глагол соверш. вида, I спр.; в изъявительном наклонении, прошедшем времени, ед. ч., ж. р.; бокра -- одушевлённое нарицательное существительное муж. рода, II скл.; в вин. п. ед. ч.; кудрячит -- переходный невозвратный глагол несоверш. вида, II спр.; в изъявительном наклонении, настоящем времени, 3-м лице ед. ч.; бокрёнка -- одушевлённое нарицательное существительное муж. рода, II скл.; в вин. п. ед. ч.


Выполнив работу, учащиеся ещё раз сделают вывод, что грамматические признаки слов определяются по грамматическим и словообразовательные морфемам, а также по позиции в предложении, поэтому для определения этих признаков не нужно знать лексические значения слов. Построенные по существующим в русском языке моделям слова изменяются и соединяются в предложения в соответствии с законами грамматики, так же как все слова языка подчиняются этим действующим в языке законам.

Д. з.: 1) упр. 435 с дополнительным заданием – подготовиться к записи текста упражнения под диктовку; 2) индивидуальное задание – упр. 439 (см. примечание).

Примечание. Предложим двум-трём учащимся подобрать по одному-два примера (по усмотрению ученика) в соответствии с заданием упражнения.


^ Урок 57. Синтаксические средства выразительности

Цели урока: 1) формировать представление о синтаксических средствах выразительности; 2) формировать умение определять стилистическую роль синтаксических средств в художественном тексте; 3) закреплять представление о роли грамматики в речевом общении.

^ I. Морфологические средства выразительности (повторение – проверка домашнего задания)

Проследим, чтобы в процессе анализа морфологических средств выразительности текста, приведённого в упражнении 435, учащиеся отметили, что использование автором форм настоящего времени в значении прошедшего позволяет читателю более ярко и зримо представить жизнь персонажа-рассказчика в деревне, создаёт ощущение того, что всё происходит на глазах читателя. Кроме того, отметим: персонаж стремится передать свои воспоминания, посетившие его в момент повествования, и в то же время показать, что описанными событиями обычно и были наполнены его дни, проведённые в деревне поздней осенью.

Важно, чтобы семиклассники отметили стилистическую роль ярких глаголов (звенит и гудит (ветер), скитаюсь, замелькают, «сумерничать»), причастий (голодный, озябший, пахнущей, пылающую), деепричастий (не зажигая, синея), и указали, что эти выразительные морфологические средства не только называют действие или признак по действию, но и создают представление о красках, звуках, запахах, окружающих персонажа, об ощущениях, которые он испытывает. Ученики также назовут использованные в тексте тропы: эпитеты (например, синеватые, пасмурные), сравнительный оборот (как в детстве), олицетворение (грустно умирают (сумерки)).

После проведённого анализа предоставим ребятам возможность в течение 1-2 минут перечитать текст, обращая внимание на написание слов и расстановку знаков препинания, а затем попросим закрыть учебники и записать текст под диктовку.

^ II. Синтаксические средства выразительности (текст на с. 172, упр. 438, проверка индивидуального домашнего задания – упр. 439; упр. 443, частично – упр. 444)

Ученики внимательно читают текст на с. 172 и выполняют упражнение 438. Поможем ребятам на первом примере понять, что предложение с попарно соединёнными однородными членами приобретает новые смысловые оттенки: сопоставление в парах однородных членов антонимов (тревогу и покой, радость и печаль) создаёт антитезу (противопоставление), которая изменяет привычное восприятие однородных членов как членов предложения, называющих сходные понятия. В данном высказывании антитеза подчёркивает широту охвата оттенков чувств, которые способна выразить музыка.

Попросим семиклассников объяснить постановку тире в приведённых предложениях и сделать вывод об условиях выбора этого пунктуационного знака в простом предложении.

После этого ученики, выписавшие из художественных произведений примеры поэтического обращения (индивидуальное домашнее задание), продиктуют их одноклассникам и опишут стилистическую роль обращения в текстовом фрагменте. Важно, чтобы в ответах учеников прозвучала мысль о том, что поэтическое обращение совмещает в себе номинативную функцию (обозначение того лица или предмета, к которому обращается говорящий) с эмоциональной оценкой -- называя адресата, поэтическое обращение одновременно ярко и эмоционально его характеризует, например: Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной (А. Пушкин). Напомним, что поэтическое обращение чаще бывает распространённым: А ну-ка, песню нам пропой, весёлый ветер, весёлый ветер, весёлый ветер! (В. Лебедев-Кумач)

Сопоставив приведённые в упражнении 443 утвердительные и отрицательные предложения с риторическими вопросами, содержащими ту же мысль, семиклассники убедятся, что риторические вопросы не требуют ответа, выражая то же самое утверждение или отрицание в форме вопроса. Важно, чтобы ученики поняли: риторический вопрос, совпадая с обычным вопросительным предложением по внешнему грамматическому оформлению, отличается от него и значением утверждения или отрицания, и яркой эмоциональной окраской – с помощью этого синтаксического средства выразительности передаётся сила чувства говорящего или пишущего (восхищение, крайняя степень изумления и т. д.).

Анализируя особенности построения предложений, учащиеся отметят, что вопросительные конструкции оформлены с помощью вопросительных частиц ли, разве, неужели, которые на письме запятыми не выделяются.

Попросим нескольких учеников выразительно произнести риторические вопросы, после чего предложим ребятам записать эти конструкции в тетрадь, объясняя написание местоимений и слитного или раздельного написания не.

Выразительно прочитав приведённый в упражнении 444 текст, семиклассники придут к выводу, что его основная мысль выражена в форме риторического вопроса. Предоставим возможность желающим ответить на вопрос задания – выразить согласие или несогласие с этой мыслью.

По своему усмотрению учитель может предложить ребятам выполнить следующее задание.

Задание. Выпишите из текста упражнения 444 прилагательное в простой форме сравнительной степени, прилагательное в сложной форме превосходной степени, краткое причастие, деепричастие, наречие. Проведите морфологический разбор этих частей речи.

^ III. Роль грамматики в речевом общении (упр. 446 (1, 2))

Познакомившись с содержанием сказки Людмилы Петрушевской, учащиеся обратят внимание на то, что в ней не используется ни одного самостоятельного слова из лексического состава русского языка, но все слова, использованные в тексте, построены автором по существующим в языке словообразовательным моделям и соединены в предложения в соответствии с законами грамматики с помощью обычных грамматических средств (окончаний, предлогов, союзов). Грамматическая связь установлена и между предложениями текста, правильно оформленными в пунктуационном отношении, что не затрудняет понимания.

Предложим ребятам попытаться передать содержание сказки и подведём их к выводу, что грамматика способна передать большую часть смысла высказывания: нам понятно общее содержание сказки (состав, расстановка и взаимоотношения персонажей, последовательность событий и общий их смысл), но отсутствует конкретное представление о персонажах и их действиях, получить которое нельзя без знания лексического значения слов, обозначающих этих персонажей и эти события.

Д. з.: 1) первое задание после текста на с. 172; 2) на выбор: упр. 440, или 442, или 444, или 446 (4), или 447; 3) по желанию – второе задание после текста на с. 172, упр. 446 (3).


^ Урок 58. Синтаксические средства выразительности (продолжение)

Цели урока: 1) отрабатывать умение определять стилистическую роль синтаксических средств в художественном тексте; 2) тренировать орфографические и пунктуационные умения учащихся; 3) проверить умение выявлять языковые средства выразительности, использованные в художественном тексте.

^ I. Синтаксические средства выразительности (продолжение – проверка домашнего задания, упр. 441 (1), 445)

Предложим одному из учеников рассказать о синтаксических средствах выразительности, а затем выслушаем по одному сочинению-миниатюре по каждой из предложенных для работы дома тем (упр. 440, 442, 444, 446 (4), 447) и попросим ребят назвать использованные в творческих работах языковые средства выразительности.

После этого ребята выразительно читают текст К. Паустовского и проводят лингвистический эксперимент: преобразовывают предложение, представляющее собой риторическое восклицание, в невосклицательное -- Много превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений. Сопоставление двух конструкций подведёт к выводу о том, что риторическое восклицание выражает восхищение автора множеством существующих в русском языке слов, которые описывают небесные явления, и, таким образом, передают соответствующий эмоциональный настрой читателю, вызывая интерес к этим словам.



По своему усмотрению в процессе анализа стихотворного текста из упражнения 445 в сильном классе учитель может назвать термин, обозначающий повторение начальной части речевых единиц, в данном случае стихотворных строк -- анафора (единоначатие).

В слабом классе акцентируем внимание учащихся на том, что относительное местоимение который выступает в роли союзного слова, присоединяя придаточное предложение, и соотносится по смыслу с определяемым словом, согласуясь с ним в роде и числе (пастуха (в м. р. ед. ч.) (какого?) который (в м. р. ед. ч.) бранится с коровницей строгою). Так как в придаточном предложении слово который выполняет роль подлежащего, оно стоит в форме именительного падежа. Чтобы ребята осмыслили синтаксическую роль относительного местоимения который, предложим им прочитать отрывок из стихотворения, заменяя это местоимение существительным (или нерасчленимым словосочетанием), вместо которого оно использовано (Два петуха будят того пастуха, пастух бранится с коровницей строгою...). Попросим их определить синтаксическую роль использованных для замены слов и убедиться, что все они, за исключением существительного дом в последнем придаточном предложении, выполняют роль подлежащего, следовательно, и местоимение который, их замещающее, будет выполнять именно эту роль.

^ II. Разученный диктант с дополнительным заданием (упр. 448)

Попросим учащихся выразительно прочитать отрывок из повести «Лес и степь» И. С. Тургенева и прокомментируем расстановку знаков препинания в предложениях этого текста, демонстрируя, какая интонация соответствует каждому пунктуационному знаку при произнесении предложений. После этого предложим ученикам провести орфографический анализ текста по следующему плану.

^ 1. Выпишите из текста слова с орфограммой «Гласная в корне с чередованием» (на заре, ложится, блестит).

2. Выпишите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Укажите проверочные слова или формы (бродить, зелёной, чертой, росистой, побелевшей, запахом, гречихи, вдали, стеной, алеет, свежо, жары, голова, конца).

3. Найдите в тексте слова с непроизносимой согласной в корне слова и запишите их в тетрадь (на солнце, чувствуется).

4. Запишите поморфемно использованные в тексте глаголы и причастия, объясняя вслух написание каждой морфемы (ис-пыт-а-л, брод-и-ть, лож-ит-ся, по-бел-е-вш-ей, раз-дви-н-ете, об-да-ст, на-коп-и-вш-им-ся, на-по-ён, сто-ит, блест-ит, ал-е-ет, чувств-у-ет-ся, круж-ит-ся). Назовите личную форму глагола, использованную в безличном значении.


После этой части работы предоставим семиклассникам возможность перечитать текст про себя, нацелив их на запоминание написаний сложных в орфографическом отношении слов и особенностей пунктуационного оформления предложений, а затем проведём самостоятельную работу.

^ Самостоятельная работа

Задание 1. Запишите текст под диктовку.

Задание 2. Укажите название использованных в тексте упражнения 448 тропов и выпишите из текста ещё по одному примеру каждого тропа.

Росистой (траве) –

Стеной (стоит дубовый лес) –

Мёдом гречихи и «кашки» --

Задание 3. Перечислите известные вам синтаксические средства выразительности. Выпишите из текста два примера использования синтаксических средств выразительности и укажите название этих средств.


^ Д. з.: 1) упр. 441 (2); дополнительное задание – провести синтаксический разбор предложения из четвёртого абзаца; 2) упр. 449.




-5-diskriminaciya-v-obrazovanii-i-professionalnoj-podgotovke-princip-zapresheniya-diskriminacii-po-priznaku-pola.html
-5-nekommercheskie-organizacii-uchebnoe-posobie-chast-2-2006-vasilev-o-l-pravovoe-regulirovanie-hozyajstvennoj.html
-5-zaklyuchenie-uchebnik-pod-red-o-e-lejsta-m-yuridicheskaya-literatura-1997.html
-52-obshee-znachenie-chislitelnogo-i-upotreblenie-v-rechi-tematicheskoe-planirovanie-urokov-russkogo-yazika-v-6-klasse.html
-6-orfografiya-pered-teoreticheskimi-svedeniyami-i-posle-nih-dayutsya-voprosi-kotorie-nacelivayut-na-vnimatelnoe.html
-7-chernie-i-belie-diri-mnogomernie-prostranstva-mikromira-sushestvuyushee-v-nastoyashee-vremya-mnogoobrazie-elementarnih.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakon-ob-obshestvennoj-palate-tomskoj-oblasti.html
  • tests.bystrickaya.ru/media-i-cennostnie-prioriteti-obshestva.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizaciya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-discipline-novaya-istoriya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ustrojstvo-dlya-obogreva-moglo-stat-prichinoj-vzriva-v-stavropole-internet-izdanie-rusnovostiru-23112011.html
  • literatura.bystrickaya.ru/richard-dawkins-unweaving-the-rainbow-richard-dokinz-raspletaya-radugu-preface-predislovie-stranica-19.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-operacii-gruppi-armij-yug-erih-fon-manshtejn.html
  • student.bystrickaya.ru/020803-rasskazivaj-o-vseh-postupkah-kryadu.html
  • institut.bystrickaya.ru/statya-14-deputatskie-obedineniya-rostovskaya-oblast-batajskaya-gorodskaya-duma-reshenie.html
  • learn.bystrickaya.ru/filosofiya-stranica-89.html
  • turn.bystrickaya.ru/organizacionno-metodicheskoe-postroenie-kursa-bakalavrskaya-programma-521200-kafedra-sociologii-napravlenie-.html
  • thesis.bystrickaya.ru/priroda-cheloveka-i-stroenie-ego-o-simvolichnosti-cheloveka-bogoslovskoe-uchenie-svgrigoriyapalami.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/materiali-k-opere-baletu-gore-umu-ili-royalty.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kak-izglezhda-zelenata-sistema-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadacha-16-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-po-specialnosti-140613-tehnicheskaya-ekspluataciya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/4-kachestvo-i-konkurentosposobnost-produkcii-kachestvo.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-mezhdunarodnoj-nauchno-tehnicheskoj-konferencii-energosberezhenie-2011-1-iyunya-2011-goda-s-09-00-do-17-00.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-programma-rezhisserskoj-shkoli-13-ob-osnovah-professii-17-zakoni-studijnoj-etiki-17-teoreticheskie-osnovi.html
  • testyi.bystrickaya.ru/arheologicheskie-raboti-na-meste-budushej-zhd-v-tuve-nado-zavershit-za-4-goda-glava-mchs-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-30062011.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadacha-opredelit-udelnoe-vrashenie-rastvora-sahara-v-vode-i-koncentraciyu-sahara-v-vodnom-rastvore.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhurnali-the-institute-of-electrical-and-electronics-engineers-ieee.html
  • turn.bystrickaya.ru/opredelenie-svyazej-mezhdu-tablicami-v-baze-dannih-access-metodika-vipolneniya-raboti-vvedenie-v-bazi-dannih-i-microsoft.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trudovoj-dogovor-o-vremennom-zamestitelstve-kurs-lekcij-trudovoe-pravo-ukraini-chast.html
  • esse.bystrickaya.ru/rasseyanie-sveta-po-imeni-amer-fizika-i-a-rabi-i-i-rabi-rezonansnij-metod-issledovaniya-magn-momentov-yader.html
  • control.bystrickaya.ru/doshkolnoe-obrazovanie-gosudarstvennij-doklad-o-polozhenii-detej-v-udmurtskoj-respublike-v-2009-godu-struktura.html
  • literature.bystrickaya.ru/dohodnij-podhod-zadanie-na-diplomnij-proekt-podbor-literaturnih-istochnikov.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-obyazatelnoj-i-dopolnitelnoj-literaturi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/ribnie-konservi-chast-4.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-f-ponomarev-matematicheskaya-logika.html
  • crib.bystrickaya.ru/innovacionnoe-interaktivnoe-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-srednih-professionalnih-uchebnih-zavedenij-razdel-normativnoe-regulirovanie-auditorskoj-deyatelnosti-v-rf.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/varianti-voprosov-dlya-vipolneniya-kontrolnoj-raboti-stranica-7.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nematerialnie-blaga-i-ih-zashita-moralnij-vred.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razrabotka-celevogo-rinka-stiralnih-poroshkov-goroda-sankt-peterburg-dlya-gipoteticheskoj-firmi.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/obshie-principi-profilaktiki-otravleniya-zhivotnih.html
  • tests.bystrickaya.ru/kodeks-respubliki-kazahstan-ot-4-dekabrya-2008-goda-95-iv-kazahstanskaya-pravda-ot-5-dekabrya-2008-goda-265-266-25712-25713.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-yavlyaetsya-analiticheskim-opisaniem-1-ogo-etapa-realizacii-celevoj-programmi-2007-2008-uchebnij-god-i-imeet-svoej-celyu-privlech-shirokuyu-obshestvennost-k-uchastiyu-v-upravlenii-sistemoj-obrazovaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.